СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока музыки по теме "Сюита Пер Гюнт"Э.Грига

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока музыки в 3 классе по теме "Сюита Пер Гюнт" Э. Грига

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока музыки по теме "Сюита Пер Гюнт"Э.Грига»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ФИО: Лучникова Софья Александровна

Дата: 15.04.2021 год

Тема урока: «Сюита «Пер Гюнт». Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно- образного содержания произведений. Развитие музыки – движение музыки».

Тип урока: «Открытие новых знаний»

Школа, класс: МБОУ Бутурлиновская СОШ, 3 «А»

ФИО учителя: Гурова Т. А

ФИО методиста: Дорохина Л. А.

Цель урока: ознакомление с симфонической сюитой «Пер Гюнт», углубление интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа музыкальных произведений.

Задачи урока

Дидактические: познакомить с понятием симфоническая сюита, драма, с творчеством норвежского композитора Эдварда Грига

Развивающие: развивать у учащихся музыкальную память, творческое воображение, вокально-хоровые навыки, развивать умение внимательно слушать, выражать свое впечатление об услышанной музыке.

Воспитательные: воспитывать слушательскую культуру, потребность к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой.

Оборудование: презентация.


ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


Этап

урока

Образовательная

задача этапа

урока

Методы и

приёмы

работы

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации

учебной деятельности

(Ф – фронтальная, И – индивидуаль-

ная, П – парная,

Г – групповая)

Планируемые результаты

Дидактические средства, Интерактивное оборудование

Поэтапный анализ

Предметные

Метапредметные

(П – по-знавательные, Р – регулятивные, К – коммуника-тивные)

Личностные

1.Организационный момент

Мотивация знаний

Настроить детей на положительную работу на уроке

Словесный метод: беседа.

Наглядный метод: демонстрация презентации

(1 слайд) – Громко прозвенел звонок-

Начинается урок

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

– Здравствуйте, ребята. Меня зовут Софья Александровна и сегодня я у вас проведу урок музыки.

Приветствуют учителя

Настраиваются на урок




Ф

Эмоциональная подготовка к началу урока

К:сотрудничество детей с практикантом

Формирование навыков самоорганизации;

Слайд №1


2.Вступительная беседа

Систематизировать имеющиеся у школьников знания, навыки и умения, касающиеся урока

Словесный метод: беседа.

Наглядный метод: демонстрация презентации

– Прежде чем объявить тему сегодняшнего урока, я хочу задать вам вопрос

– Ребята, на наших уроках мы учимся быть кем? (Слушателями) Да, вы уже научились хорошо вслушиваться в музыку и понимать интонации многих музыкальных произведений. Я желаю вам, не только получить хорошие отметки, но и что бы сегодняшний урок помог вам приобрести новые впечатления и знания.


Слушают учителя

Отвечают на вопросы, рассуждают








Ф

Актуализация знаний необходимых для изучения темы;

Р: оценивание правильности выполнения своих действий.

К: понимать других, сотрудничать.


Умение анализировать свои действия.



3. Сообщение темы урока

Дать представление детям о теме урока.

Словесный диалог.

Наглядный метод: демонстрация презентации

– У нас сегодня необычный урок. Мы с вами с помощью музыки совершим путешествие в красивую страну Норвегию. (2 слайд) Она находится у Северного моря. В ней много морских заливов, гор, скал, снегов, озёр. Норвегия - родина гномов, троллей, эльфов. По легенде эти сказочные существа живут в горах и скалах, которых много в Норвегии.


Слушают учителя

Записывают число и тему




Ф


К: выражение своих мыслей, обоснование своей точки зрения и адекватная реакция на чужое мнение.

Р: усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно, контроль.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой деятельности.

Слайд №3


4.Основная часть

Формирование у детей умения самостоятельно работать по теме занятия и определять и излагать её цель.

Словесный метод: беседа.

Наглядный метод: демонстрация презентации

– В этой стране родился, жил и творил прекрасный композитор, пианист,

дирижер Эдвард Григ, которого очень любил норвежский народ. (3 слайд) Всё его творчество тесно связано с жизнью и бытом норвежского народа, с образами родной природы. В своих произведениях Григ отражал разные стороны жизни в Норвегии – и радости, и скорби. Григ очень часто использовал в своих произведениях народную норвежскую музыку. Самой знаменитой музыкой Э.Грига является музыка, сочиненная для постановки спектакля, драмы, писателя Генриха Ибсена «Пер Гюнт». (4 слайд)

Драма- литературное произведение для постановки на сцене. Людям, посещавшим театр, так понравилась эта музыка, что наиболее полюбившиеся музыкальные картины Григ объединил в сюиту. Так и появилось на свет гениальное произведение Сюита «Пер Гюнт»

– Ребята, что же такое сюита, как вы думаете?

Сюита – это музыкальное сочинение, состоящее из нескольких (4 и более) частей, разных по характеру. (5 слайд) Пер Гюнт – главный герой драмы. Юноша красив и смел, но неисправимый фантазер, искатель приключений. Он так нахвастался и заврался в своей деревушке, что её жители прогнали его. От горя умирает мать. Отправляется Пер Гюнт странствовать по миру в поисках счастья, оставив в деревне любимую девушку по имени Сольвейг. Было ему тогда всего лишь 20 лет. Во время путешествия он попадал в разные страны: в Америку, в Египет, в Китай и в Африку.

Сегодня на уроке мы проследим путь странствий главного героя и познакомимся с самыми яркими музыкальными картинами сюиты. Открывает сюиту музыкальная картина «Утро». (6 слайд)

Пер Гюнт, путешествуя по Египту встречает восход солнца, но перед глазами его — родная Норвегия. Сейчас зазвучит музыка, и мы услышим приветливую песню пастушка, журчание ручейка, увидим, как прекрасна долина, прозрачен и чист воздух. Все это рисует изумительная музыка Грига. (6 слайд(а))


Слушание «Утро»


– О чем рассказывает эта музыка?

(о пробуждении природы, о красоте родного края)

-Как удалось композитору нарисовать картину утра, при помощи каких средств музыкальной выразительности?

(плавная мелодия, спокойный темп, тембры инструментов).

– Скажите, а главная мелодия звучит один раз, или она повторяется?

– Этот повтор абсолютно одинаковый, или каждый раз что-то изменяется? Что?

(от пиано постепенно нарастает до форте, прибавляются музыкальные инструменты).

–Такое развитие музыки называется – вариационным, вариация – изменение (повторение главной мелодии с изменениями создает форму вариаций).

– А почему, как вы думаете, композитор выбрал такое развитие, почему не сделал простой повтор? Что он хотел этим показать? (постепенное пробуждение природы).

– А как вы услышали, что солнце взошло? Как называется самая яркая точка, наивысшая точка напряжения? (кульминация).

–Давайте сейчас попробуем жестом показать, как восходит солнце, развитие музыки и отметить кульминацию.

Представьте, что у вас в руках тоненький лучик. Он очень слабенький, самый первый. Надо очень нежно и плавно, в характере музыки отпустить его в небо.


– В странствиях по миру Пер Гюнт несколько раз достигал сказочного богатства. Разбогатевший Пер путешествуя по жаркой Аравийской пустыне попадает к вождю племени бедуинов. Арабы принимают его за важную персону. Красивая, но коварная дочь вождя Анитра, - пытается очаровать Пера своей красотой и танцем. (7 слайд)


Слушание «Танец Анитры»


– Какая музыка по характеру? (легкая, отрывистая, изящная)

–Какие инструменты симфонического оркестра исполнили мелодию легкую,

отрывистую и напевную? (струнные инструменты)

–Как вы думаете какой характер у Анитры?

«Красив и грациозен

Танец девушки Анитры был.

Блеск в очах, восточный пыл…

Дом родной Пер позабыл.»

– Но Анитра обманывает его. Её чувства к Перу не искренни. Выпросив у Пера деньги и драгоценности, Анитра внезапно бьёт его хлыстом по рукам и галопом скачет обратно в пустыню, оставив Пера одного.


ФИЗМИНУТКА(видео) (8 слайд)


(9 слайд) – Однажды Пер Гюнт долго бродив по горам, уставший решил прилечь отдохнуть в пещере, пока какие- то тени не стали обступать его. Они дробились, превращались в крылатых зверей. Перу стало страшно, он пытался бежать, но не тут- то было! Нечисть не пускала его. Это были тролли. Тролли – ночные существа и боятся только одного – ясного солнца, от которого они рассыпаются и превращаются в камни. И сам горный король сделал Перу предложение - вступить в мир троллей, заглушить в себе все человеческое и жениться на его дочери. Взамен горный король обещает Перу несметные богатства. О, нет, даже такой беспечный сумасброд, как Пер, не согласен на это, ведь у него уже есть невеста - красавица Сольвейг. Разъяренные тролли хотят разорвать Пера в клочья. И если бы не раздавшийся звон церковного колокола, кто знает, что бы произошло!


– А сейчас вы увидите следующую сюиту и скажите музыка какого характера, жанра, может вырасти из этой мелодии? (10 слайд)

(Видео сюиты «В Пещере горного короля»)

– Эта пьеса называется «В пещере горного короля». Главный герой, Пер Гюнт, путешествуя по миру, попадает в пещеру, где перед ним предстают сказочные обитатели королевства – тролли

– Кто такие тролли? (злые гномы). В каком произведении главный герой тоже попадает в подземное царство и встречается со злыми духами? (Орфей, хор фурий).

– Что вы можете сказать об этой музыке? Характер? Средства музыкальной выразительности (темп, динамика, тембровая окраска –

– Какие инструменты? (духовые, ударные, только инструменты? – поёт хор в конце).

– Какой главный принцип развития музыки? (вариация).

– Один и тот же прием развития музыки позволил композитору нарисовать такие контрастные картины – «Утро», и «В пещере горного короля». Два разных образа: образ спокойствия, красоты

и образ зла. Тролли устроили дикий танец вокруг Пера.

– Танец какой? (быстрый, стремительный, дикий, страшный)

– А давайте теперь попытаемся с вами изобразить этот «Танец троллей»?

– Руки на парту, сидя на месте, работаем только руками.


Танцевальная импровизация (движениями рук) (11 слайд)


(12 слайд)– В своих странствиях Пер Гюнт встречает разных людей, бывает в разных странах. Но эти годы не обогатили его, он растратил свои душевные силы, а счастья не нашел. 

– Долго путешествовал Пер Гюнт в поисках счастья - 40 лет. И все эти годы ждала и продолжала любить его невеста Сольвейг. Все эти сорок лет она молилась и надеялась, что он вернётся.


–Вы сейчас послушаете песню Сольвейг и определите, какое настроение у нее было. (13 слайд)


Слушание «Песня Сольвейг»


– О чем поет Сольвейг? (Она поет о любви к Перу).

– Какое настроение у Сольвейг? (грустное, печальное)

– Всегда такое? Музыка менялась? Какая стала? (подвижная, светлая)

– А почему появилась контрастная, подвижная и светлая мелодия? (Эта мелодия передает надежду на встречу).

– Когда кого-то очень долго ждёшь, начинаешь вспоминать события из жизни.

– Так и Сольвейг, начинает вспоминать то время, когда они с Пером были вместе, вспоминает праздники, которые они справляли вместе в своей деревне.

За сорок лет странствий Пер Гюнт побывал в разных странах. Он торговал, богател, научился хитрить и обманывать, стал дельцом и торговцем. Однажды, встречая восход солнца в Египте, Пер Гюнт вдруг вспомнил Норвегию и решил вернуться. Его не узнали на Родине. Лишь только Сольвейг, его невеста, поняла, кто перед ней стоит. Её возлюбленный остался для нее прежним - смелым и добрым Она верила ему, была счастлива своей любовью. А Пер Гюнт путешествуя долгих сорок лет, счастья так и не нашел. Вернувшись домой он понимает, что здесь оставалось самое дорогое, что у него есть: невеста Сольвейг, которая ждала его долгих сорок лет, и конечно же, его родная земля.





Слушают учителя


































Слушают произведение





Отвечают на вопросы

























Слушают произведение





Отвечают на вопросы
























Слушают произведение





Отвечают на вопросы




























Слушают произведение





Отвечают на вопросы















Ф

Здоровье сбережение;

Оценивать эмоциональный характер музыки;

Научиться воспринимать музыку и выражать своё отношение к ней.


Р: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя.

П: уметь ориентироваться в своей системе знаний; формулировать и излагать ответы на вопросы;


Переключения с одного вида деятельности на другу, для снятия умственного и физического напряжения.

Слайд 3 -12


5. Вокально-хоровая работа над песней

Работата над текстом песни. Изучение новой композиции.

Вокально-хоровая работа.

(13 слайд)Ребята, у каждого на столах лежит текст песни «Солнечные зайчики» Давайте разучим с вами и послушаем первый куплет и припев все вместе, а затем исполним под музыку.

Зазвенел ручей и слышно,
Как трещит на речке лёд,
И капель с промокшей крыши
Нам зашиворот течет!
Речка разлилась напрасно,
Ей друзей не разлучить,
Ну а вместе нам не страшно
Даже ноги промочить!
Припев
Солнечные зайчики
Прыгают по лужам,
Ручеек сверкает лентой голубой
Капли разлетаются брызгами веснушек!
Только дружбу крепкую
Не разлить водой!

Поют песню.

Самооценивают свою работу на уроке.



Ф


И


Р: работать по плану, сверяясь с целью;


Самооценавать свою деятельность.

Умение анализировать свои действия.

Слайды 13

.


6. Итог урока

 

Краткая проверка усвоенного материала.


Словесный диалог.

Наглядный метод: презентации

– Ребята, наш урок подходит к концу.

С какой симфонической сюитой мы сегодня познакомились? Композитор? Что такое сюита? (музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей, объединенных общим замыслом)

.– Композитор с помощью музыки может рисовать картины?

–Что он для этого использует?

(Для этого он использует средства музыкальной выразительности (ритм, тембр, динамику, лад, темп).

Оценивают работу.

Ф, И


Р: работать по плану, сверяясь с целью;


Умение анализировать свои действия.



7. Рефлексия

Самооценивание своей работы на уроке

Словесный диалог.

Наглядный метод: демонстрация презентации

– Поднимите руку высоко вверх, если на уроке было интересно и вы узнали много нового, рука внизу, если остались вопросы.

– Вы большие молодцы, я благодарю вас за работу!

(оглашение оценок за урок)


Отвечают на вопросы.



Прощаются.



Ф

Научиться воспринимать музыку и выражать своё отношение к ней.

К: сотрудничество детей с практи-кантом

Умение анализировать свои действия.




Подпись методиста: _________ Подпись учителя: _________ Отметка: __________

Замечания учителя:


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!