4.Основная часть | Формирование у детей умения самостоятельно работать по теме занятия и определять и излагать её цель. | Словесный метод: беседа. Наглядный метод: демонстрация презентации | – В этой стране родился, жил и творил прекрасный композитор, пианист, дирижер Эдвард Григ, которого очень любил норвежский народ. (3 слайд) Всё его творчество тесно связано с жизнью и бытом норвежского народа, с образами родной природы. В своих произведениях Григ отражал разные стороны жизни в Норвегии – и радости, и скорби. Григ очень часто использовал в своих произведениях народную норвежскую музыку. Самой знаменитой музыкой Э.Грига является музыка, сочиненная для постановки спектакля, драмы, писателя Генриха Ибсена «Пер Гюнт». (4 слайд) – Драма- литературное произведение для постановки на сцене. Людям, посещавшим театр, так понравилась эта музыка, что наиболее полюбившиеся музыкальные картины Григ объединил в сюиту. Так и появилось на свет гениальное произведение Сюита «Пер Гюнт» – Ребята, что же такое сюита, как вы думаете? – Сюита – это музыкальное сочинение, состоящее из нескольких (4 и более) частей, разных по характеру. (5 слайд) Пер Гюнт – главный герой драмы. Юноша красив и смел, но неисправимый фантазер, искатель приключений. Он так нахвастался и заврался в своей деревушке, что её жители прогнали его. От горя умирает мать. Отправляется Пер Гюнт странствовать по миру в поисках счастья, оставив в деревне любимую девушку по имени Сольвейг. Было ему тогда всего лишь 20 лет. Во время путешествия он попадал в разные страны: в Америку, в Египет, в Китай и в Африку. Сегодня на уроке мы проследим путь странствий главного героя и познакомимся с самыми яркими музыкальными картинами сюиты. Открывает сюиту музыкальная картина «Утро». (6 слайд) Пер Гюнт, путешествуя по Египту встречает восход солнца, но перед глазами его — родная Норвегия. Сейчас зазвучит музыка, и мы услышим приветливую песню пастушка, журчание ручейка, увидим, как прекрасна долина, прозрачен и чист воздух. Все это рисует изумительная музыка Грига. (6 слайд(а)) Слушание «Утро» – О чем рассказывает эта музыка? (о пробуждении природы, о красоте родного края) -Как удалось композитору нарисовать картину утра, при помощи каких средств музыкальной выразительности? (плавная мелодия, спокойный темп, тембры инструментов). – Скажите, а главная мелодия звучит один раз, или она повторяется? – Этот повтор абсолютно одинаковый, или каждый раз что-то изменяется? Что? (от пиано постепенно нарастает до форте, прибавляются музыкальные инструменты). –Такое развитие музыки называется – вариационным, вариация – изменение (повторение главной мелодии с изменениями создает форму вариаций). – А почему, как вы думаете, композитор выбрал такое развитие, почему не сделал простой повтор? Что он хотел этим показать? (постепенное пробуждение природы). – А как вы услышали, что солнце взошло? Как называется самая яркая точка, наивысшая точка напряжения? (кульминация). –Давайте сейчас попробуем жестом показать, как восходит солнце, развитие музыки и отметить кульминацию. Представьте, что у вас в руках тоненький лучик. Он очень слабенький, самый первый. Надо очень нежно и плавно, в характере музыки отпустить его в небо. – В странствиях по миру Пер Гюнт несколько раз достигал сказочного богатства. Разбогатевший Пер путешествуя по жаркой Аравийской пустыне попадает к вождю племени бедуинов. Арабы принимают его за важную персону. Красивая, но коварная дочь вождя Анитра, - пытается очаровать Пера своей красотой и танцем. (7 слайд) Слушание «Танец Анитры» – Какая музыка по характеру? (легкая, отрывистая, изящная) –Какие инструменты симфонического оркестра исполнили мелодию легкую, отрывистую и напевную? (струнные инструменты) –Как вы думаете какой характер у Анитры? «Красив и грациозен Танец девушки Анитры был. Блеск в очах, восточный пыл… Дом родной Пер позабыл.» – Но Анитра обманывает его. Её чувства к Перу не искренни. Выпросив у Пера деньги и драгоценности, Анитра внезапно бьёт его хлыстом по рукам и галопом скачет обратно в пустыню, оставив Пера одного. ФИЗМИНУТКА(видео) (8 слайд) (9 слайд) – Однажды Пер Гюнт долго бродив по горам, уставший решил прилечь отдохнуть в пещере, пока какие- то тени не стали обступать его. Они дробились, превращались в крылатых зверей. Перу стало страшно, он пытался бежать, но не тут- то было! Нечисть не пускала его. Это были тролли. Тролли – ночные существа и боятся только одного – ясного солнца, от которого они рассыпаются и превращаются в камни. И сам горный король сделал Перу предложение - вступить в мир троллей, заглушить в себе все человеческое и жениться на его дочери. Взамен горный король обещает Перу несметные богатства. О, нет, даже такой беспечный сумасброд, как Пер, не согласен на это, ведь у него уже есть невеста - красавица Сольвейг. Разъяренные тролли хотят разорвать Пера в клочья. И если бы не раздавшийся звон церковного колокола, кто знает, что бы произошло! – А сейчас вы увидите следующую сюиту и скажите музыка какого характера, жанра, может вырасти из этой мелодии? (10 слайд) (Видео сюиты «В Пещере горного короля») – Эта пьеса называется «В пещере горного короля». Главный герой, Пер Гюнт, путешествуя по миру, попадает в пещеру, где перед ним предстают сказочные обитатели королевства – тролли – Кто такие тролли? (злые гномы). В каком произведении главный герой тоже попадает в подземное царство и встречается со злыми духами? (Орфей, хор фурий). – Что вы можете сказать об этой музыке? Характер? Средства музыкальной выразительности (темп, динамика, тембровая окраска – – Какие инструменты? (духовые, ударные, только инструменты? – поёт хор в конце). – Какой главный принцип развития музыки? (вариация). – Один и тот же прием развития музыки позволил композитору нарисовать такие контрастные картины – «Утро», и «В пещере горного короля». Два разных образа: образ спокойствия, красоты и образ зла. Тролли устроили дикий танец вокруг Пера. – Танец какой? (быстрый, стремительный, дикий, страшный) – А давайте теперь попытаемся с вами изобразить этот «Танец троллей»? – Руки на парту, сидя на месте, работаем только руками. Танцевальная импровизация (движениями рук) (11 слайд) (12 слайд)– В своих странствиях Пер Гюнт встречает разных людей, бывает в разных странах. Но эти годы не обогатили его, он растратил свои душевные силы, а счастья не нашел. – Долго путешествовал Пер Гюнт в поисках счастья - 40 лет. И все эти годы ждала и продолжала любить его невеста Сольвейг. Все эти сорок лет она молилась и надеялась, что он вернётся. –Вы сейчас послушаете песню Сольвейг и определите, какое настроение у нее было. (13 слайд) Слушание «Песня Сольвейг» – О чем поет Сольвейг? (Она поет о любви к Перу). – Какое настроение у Сольвейг? (грустное, печальное) – Всегда такое? Музыка менялась? Какая стала? (подвижная, светлая) – А почему появилась контрастная, подвижная и светлая мелодия? (Эта мелодия передает надежду на встречу). – Когда кого-то очень долго ждёшь, начинаешь вспоминать события из жизни. – Так и Сольвейг, начинает вспоминать то время, когда они с Пером были вместе, вспоминает праздники, которые они справляли вместе в своей деревне. За сорок лет странствий Пер Гюнт побывал в разных странах. Он торговал, богател, научился хитрить и обманывать, стал дельцом и торговцем. Однажды, встречая восход солнца в Египте, Пер Гюнт вдруг вспомнил Норвегию и решил вернуться. Его не узнали на Родине. Лишь только Сольвейг, его невеста, поняла, кто перед ней стоит. Её возлюбленный остался для нее прежним - смелым и добрым Она верила ему, была счастлива своей любовью. А Пер Гюнт путешествуя долгих сорок лет, счастья так и не нашел. Вернувшись домой он понимает, что здесь оставалось самое дорогое, что у него есть: невеста Сольвейг, которая ждала его долгих сорок лет, и конечно же, его родная земля. | Слушают учителя Слушают произведение Отвечают на вопросы Слушают произведение Отвечают на вопросы Слушают произведение Отвечают на вопросы Слушают произведение Отвечают на вопросы | Ф | Здоровье сбережение; Оценивать эмоциональный характер музыки; Научиться воспринимать музыку и выражать своё отношение к ней. | Р: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя. П: уметь ориентироваться в своей системе знаний; формулировать и излагать ответы на вопросы; | Переключения с одного вида деятельности на другу, для снятия умственного и физического напряжения. | Слайд 3 -12 | |