СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока музыки, тема "Литература в балете", 5 класс.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока музыки в 5 классе по теме "Литература в балете". Программа В.О. Усачёва, Л.В. Школяр

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока музыки, тема "Литература в балете", 5 класс.»

Технологическая карта урока

Ф.И.О педагога Чеброва Лариса Дмитриевна

Должность: учитель музыки

Полное название ОУ (с указанием муниципального образования) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 32 с углубленным изучением отдельных предметов»

Образовательная область: Музыка . Тема урока: Литература в балете. Программа: «Музыкальное искусство» авт. В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр

Характеристика класса: обучающиеся класса имеют высокий учебный потенциал, хорошо развита познавательная и творческая сфера. Коллектив доброжелательный, активный. Есть дети, которые требуют к себе внимания.

Предварительная работа: дано домашнее задание обучающимся: приготовить сообщение о балете, подготовка презентации к уроку, музыкального, иллюстративного и раздаточного материала.

Оборудование: мультимедийное оборудование, синтезатор, иллюстрации, карточки с понятиями, индивидуальные карточки, карты самооценки

Цели урока: показать, какую роль играет литературный источник в жанре балета.


Планируемые достижения результатов совместной деятельности педагога с детьми




Предметные:

- представлять знания о жанре балет;

- раскрывать образное содержание музыки и определять средства музыкальной выразительности;

- понимать, как взаимосвязаны литература и балет

Личностные:

- воспринимать музыку, размышлять о ней

- выражать внутреннюю позицию школьника;

- осознание необходимости учебной деятельности..

Метапредметные:

Регулятивные УУД

- контролировать и оценивать свои действия;

- вносить коррективы в их выполнение;

- выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.

Познавательные УУД

- планировать познавательную цель.

использовать знаково-символические средства;

- излагать свою точку зрения.

Коммуникативные УУД

- учитывать позицию собеседника;

- организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстником.

- совершенствовать навыки вокального пения.


Этапы


Задачи этапа

Методы, приемы,

формы взаимодействия


Деятельность учителя


Деятельность учащихся


Формируемые универсальные учебные действия и предметные действия

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

3 мин.

Вызвать познавательный интерес к уроку.

Концентрация внимания

Хоровое пение.

Фронтальная форма.

Групповая форма.

Учитель организует детей.

Исполняет приветственную песню вместе с обучающимися.


Предлагает прочитать цитаты о балете:

Одухотворенная пластика, воплощение мысли в движении, духовного в телесном. 


Искусство превращать движение в искусство.


Входят в класс под музыку балета «Щелкунчик»

Приветствуют учителя с помощью музыкальной попевки.

Читают цитату.

Предметные:исполнять муз. попевку

Метапредметные:

ПУУД: выражать в попевке чувства, эмоции в соответствии с характером попевки.

РУУД: выполнять учебные действия в качестве исполнителя.

КУУД: участвовать в коллективном пении.

Коммуникативные УУД

Участие в коллективном пении.

Личностные УУД

Проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.


9 мин.
























Организовать осознание обучающимися внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.















Беседа.


Фронтальная форма.










1. Просит отгадать музыкальный кроссворд.

В основу оперы, балета берётся книжечка…?

Бах, Чайковский, Моцарт, Глинка.

Арфа, флейта, рояль, скрипка.
Хор, солистов голоса, -
Всех подружила…?

Бывает драматический, бывает музыкальный.
Ему сопутствует успех, обычно, колоссальный!

Спектакль на славу удался,
И публика довольна вся!
Художнику особые овации
За красочные…?

Звучит полонез и танцует поляк, А хота – конечно испанец, но если “Камаринская” зазвучит - исполнят для вас русский…?

2. Предлагает ответить на вопрос: что объединяет жанр балет и вид искусства литературу?

1. Отгадывают кроссворд.



Либретто






Музыка





Спектакль.




Декорации






Танец





Отвечают на заданный вопрос.

Предметные: владеть музыкальными понятиями либретто, спектакль, декорации, танец.

Метапредметные:

ПУУД: строить логические цепочки.

РУУД: оценивать объективную трудность задания.

КУУД: слушать собеседника,высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Личностные: готовность к учебной деятельности. Самооценка.

Выявление места и причины затруднения.

3 мин.

Организовать анализ обучающимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения

Создание проблемной ситуации.


Фронтальная

Просит назвать причину разных ответов и причину затруднения.



Предметные: представлять знания о взаимосвязь балета с литературой

Метапредметные:

ПУУД: устанавливать причинно-следственные связи.

РУУД: определять круг своего незнания.

КУУД: участвовать в диалоге.

Личностные: осознание необходимости учебной деятельности.

Построение проекта выхода из затруднения.

2 мин

Организовать самостоятельную постановку темы и цели урока;

самостоятельный выбор методов

Беседа.

Фронтальная.

1.Просит сформулировать тему и цель урока.

2.Предлагает сформулировать основной вопрос урока и способ поиска решения ответа



Выдвигают свои предположения.


Формулируют совместно с учителем цель урока:

роль литературы в балете.

Необходимо познакомиться с жанром балет и с музыкой балета, который написан на основе литературного жанра

Предметные: представлять знания взаимосвязь балета с литературой

Метапредметные:

ПУУД: планировать познавательную цель.

РУУД: выбирать способ решения учебной задачи.

КУУД: оформлять свои мысли в устной речи.

Личностные: осознание необходимости учебной деятельности.

Реализация построенного проекта.


9 мин































































Содействовать усвоению обучающихся способов, которые привели к определённому выводу.
















































Беседа.




Сообщение.

Частично-поисковый метод.

Групповая форма.


















































Предлагает дать определение балета, используя ответы в кроссворде.

Даёт точное определение жанра балет. Просит представить сообщение и презентацию о балете обучающегося.

Задаёт вопрос: при помощи, каких средств происходит воплощение сюжета балета?

Кто помогает зрителю в восприятии этих средств?

А что усиливает наше восприятие балетного спектакля.

- Какие литературные жанры могут стать основой сюжета для балетного спектакля?

Предлагает по иллюстрации из балета, угадать название произведения.

Просит назвать литературный жанр, на основе которого написан балет,

А также писателя- автора сказки «Чиполлино».


Предлагает поиграть в музыкальную игру «Если нравится тебе, то делай так»


Предлагает познакомиться с балетом «Чиполлино» Карена Суреновича Хачатуряна.

Просит ответить на вопросы

- О чем рассказывает сказка итальянского писателя Дж. Родари?


Предлагает ученикам в паре угадать по музыке персонажа или сцену из балета и записать ответ на листочке с помощью цифр 1, 2. 3.

1 Чиполлино.

2 Синьор Помидор.

3 «Общий танец».

ЗАДАЁТ ВОПРОС:

По каким признакам будете угадывать7

В этом вам поможет таблица выразительные средства музыки.


Просит перед выполнением задания назвать правила работы в паре.

Предлагает начать работу.

Даёт парам листочки для работы.

После выполнения задания просит озвучить получившиеся ответы. Просит сравнить характеристики героев балета средствами музыкальной выразительности, ответы выслушивает устно

Называет правильные ответы.

Предлагает посмотреть 1 видеофрагмент из балета - Чиполино.

- Какие танцевальные движения соответствуют характеру музыки?


Предлагает участие в шумовом оркестре под музыку «Общего танца».

Формулируют определение понятия балет.







Дети отвечают: пантомимика, мимика, ритм, мелодия, сам танец.

Дети отвечают: оркестр, музыканты, балетмейстеры, артисты балета.

Дети отвечают: костюмы артистов, декорации, красивая музыка.

Дети отвечают: сказки, пьесы, проза, поэзия, драма и др.


Смотрят и слушают.


Угадывают название балета «Чиполлино».

Называют литературный жанр сказка.

Участвуют в муз. игре.






Называют писателя Джанни Родари.

Отвечают на вопросы по содержанию сказки.








Называют выразительные средства.


1.Называют правила работы в парах.

2.В парах записывют названия произведений или героя балета.

3. 1 человек от группы читает вслух, остальные сигнализируют, согласны или нет.

4.Оценивают, делают вывод.

Выполняют задание.



Называют свои ответы.







Участвуют в шумовом оркестре 6 человек у доски.

Предметные:

- владеть знаниями о балете «Чиполлино».

- раскрыть образное содержание и определить средства музыкальной выразительности

Метапредметные:

Регулятивные УУД

- умение вносить коррективы в выполнение своих действий;

- выполнять учебные действия в качестве слушателя и зрителя.

Познавательные УУД

- умение использовать знания о выр. средствах музыки.

- глубже понимать смысл произведения.


Коммуникативные УУД

- высказывать свою точку зрения в группе; слушать; уступать.

- организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстником.

Личностные:

- развивать внутреннюю позицию школьника;

- вести диалог на основе взаимного уважения. Самооценка.

- Наличие эмоционального отношения к музыке.


Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.


4 мин

Организовать применение обучающимися знаний при выполнении задания.




Фронтальная.


Просит ответить на вопросы:

Какую роль играет литература в балете?

Какие литературные жанры встречаются в балетах?

Что произошло с балетами, которые написаны на основе литературных жанров?

Отвечают на поставленные вопросы.

Предметные: ПОНИМАТЬ ЗНАЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В БАЛЕТЕ.

Метапредметные:

ПУУД:

РУУД:

КУУД: слушать и понимать речь других, участвовать в работе пары.

Личностные: уважать мнение другого.

Вокально – хоровая работа

5 мин.

Организовать исполнение обучащимися песни.

Хоровое пение.

Групповая форма.

Предлагает исполнить песню Е. Крылатова «Ты – человек».

один куплет. Составляем исполнительский анализ песни:

1 куплет – поёт первый ряд, повтор последних двух строк весь класс;

2 куплет – поёт второй ряд, повтор последних двух строк весь класс;

3 куплет – поёт третий ряд, повтор последних двух строк весь класс.

Исполняем песню весело, легко, с движением вперёд.

Дети работают над песней. Исполняют.

Предметные: раскрыть образное содержание песни и определить средства музыкальной выразительности.

Познавательные УУД

глубже понимать смысл произведения.

Коммуникативные УУД

Участие в коллективном пении.

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве исполнителя и слушателя. Личностные УУД.

Продуктивное сотрудничество, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

3 мин

Организовать самостоятельное выполнение задания. Организовать самопроверку обучающимися своих решений по эталону

Самостоятельная работа – незаконченное предложение.



Самоконтроль.

Самооценка Индивидуальная

Объясняет задание для самостоятельной работы.

Предлагает закончить фразы.

Автор балета «Чиполлино» композитор _____________.

Автор сказки «Чиполлино» писатель___________________.

В основе балета «Чиполлино» лежит литературный жанр _____________.

Жанр БАЛЕТ неразрывно связан

с ________________

Если бы не было __________, то исчезли многие балеты.


1.Читают самостоятельно, и потом один человек вслух.

2. Выполняют работу на индивидуальных карточках.


3. Выполняют самопроверку по эталону на слайде.

4..Оценивают, делают вывод.

Предметные: представлять информацю о балете и роли литературы в балете.

Метапредметные:

ПУУД: представлять информацию в виде схематического рисунка.

РУУД: оценивать правильность выполненных действий в соответствии с образцом.

КУУД: понимать прочитанное.

Личностные:самооценка.

Включение в систему знаний и повторение. (Если осталось время).

Организовать использование нового знания в системе ранее полученных знаний

Мозговой штурм. Самоконтроль.

Самооценка.

Фронтальная.

Предлагает назвать слова, относящиеся к теме урока.

1. назывют слова, относящиеся к теме урока.

2. Оценивают, делают вывод.

Предметные: представлять полученные знания.

Метапредметные:

ПУУД: устанавливать закономерность.

РУУД: оценивать правильность выполненных действий.

КУУД: понимать инструкцию.

Личностные: самооценка

Инструктаж по выполнению домашнего задания

1 мин

Определение заданий для домашней работы.

Объяснение.

Предлагает домашнее задание

- составить кроссворд на тему БАЛЕТ.

- Найти и записать названия сказочных балетов и их авторов. Привести в тетради 2-3 примера.

Дети слушают инструктаж по выполнению задания.

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя.

Личностные

Мотивация учебной деятельности.

Рефлексия учебной деятельности.

1 мин.

Организовать осмысление обучающимися результата деятельности на уроке.


Самооценка

Поощрение, одобрение.

Индивидуальная

Те, кто считает, что на уроке он активно и хорошо работал – похлопайте в ладоши.

Дети вспоминают ход урока и оценивают свою работу.

Предметные:

Метапредметные:

ПУУД: делать выводы.

РУУД: адекватно оценивать свои возможности и результаты деятельности.

КУУД: строить устное высказывание.

Личностные: выбор дальнейшего образовательного маршрута.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!