«Ты откуда, русская, зародилась музыка?»
4 класс
Цели урока:
Познакомить с историей зарождения русской песни.
Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.
Понимать настроение музыкального произведения, формировать музыкальный вкус ребенка.
Задачи урока:
Познакомить с жанрами народных песен.
Учить основам музыкальной грамоты.
Развивать музыкальное мышление учащихся;
Воспитание культуры слушателя: уметь слушать произведение внимательно и вдумчиво.
Подготовка к уроку учащихся.
1. Анализ программы по музыке;
2. Определение цели и задач урока;
3. Определение структуры урока;
4. Подбор методической литературы и музыкального материала;
5. Оформление доски;
6. Подготовка учебников «Музыка» Е.Д.Критская Москва
«Просвещение» 2010
7. Подготовка рабочих тетрадей учеников;
8. Подготовка презентации;
9. Подготовка музыкальных произведений;
10. Подготовка материала для творчества;
11. Подготовка наглядного материала;
Оборудование урока: мультимедийный проектор, компьютер, аудио система.
План урока
1. Организационный момент (1 мин).
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания (10 мин).
3.Открытие новых знаний (25 мин: вступительное слово учителя -2мин,
слушание -10 мин, беседа по слушанию -4 мин, творческое задание -5 мин).
4.Рефлексия (2 мин).
5.Итог урока (1 мин).
6.Домашнее задание (1 мин).
Ход урока
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь.
- Мы начинаем наш урок, как всегда с известной вам уже песенки – распевки « У жирафа пятна, пятнышки везде».( Дети исполняют фрагмент песни).
2. Проверка домашнего задания.
- Ребята, послушайте два музыкальных фрагмента. Вам нужно внимательно послушать и определить, чем эти фрагменты отличаются.
Звучит «Вокализ» Рахманинова и романс М.Л. Яковлева «Зимний вечер»
- Итак, в чем отличие этих музыкальных произведений? (Вокализ – музыкальное произведение для пения без слов. И романс– это песня о любви, написан на небольшое стихотворение).
Что означает слово вокализ? (Слово вокализ означает гласный звук, звучащий, поющий).
- Верно.
- А кто попробует исполнить вокализ? (2-3 уч. исполняют)
- Спасибо, молодцы.
3. Открытие новых знаний.
Звучит мелодия русской народной песни «Мой хоровод».
- Ребята, скажите, пожалуйста, какая музыка прозвучала? (Русская народная песня).
- Верно, русская народная песня и называется она «Мой хоровод».
- Сегодня на уроке мы с вами отправимся в увлекательное путешествие, чтобы ответить на вопрос, который звучит в теме нашего урока.
- Прочитайте, пожалуйста. (дети читают на доске – Ты откуда, русская, зародилась музыка?) (слайд 2)
- Сразу можете предложить свой ответ? ( Давным – давно, в старину, на Руси).
- Правильно. На Руси, почти две тысячи лет назад, когда наши предки назывались древние славяне.
- О жизни в Древней Руси мы с вами знакомились на каком уроке? (Окружающий мир).
- Сегодня на уроке музыки отправимся с вами в Древнюю Русь, чтобы поговорить о народной песни, как зародилась музыка русская.
- Познакомимся с разными жанрами русской народной песни и обязательно исполним некоторые фрагменты народных песен.
- Что же означает слово жанр? (слайд 3).
- Жанр – разновидность или род песен. Ученики записывают в тетрадь.
- Ребята, где мы еще встречались с понятием жанр? (На уроке литературного чтения, жанры устного народного творчества).
-Давайте вспомним жанры устного народного творчества. (Пословицы, поговорки, сказки, потешки, скороговорки).
- Верно. И жанры русской народной песни тоже очень разнообразны.
- Как же возникли разные песни? (слайд 4)
- У поэта Геннадия Серебрякова есть такие строки:
Ты откуда, русская,
Зародилась, музыка?
То ли в чистом поле,
То ли в лесе мглистом?
В радости ли? В боли?
Или в птичьем свисте?
Ты скажи, откуда
Грусть в тебе и удаль?
В чьем ты сердце билась
С самого начала?
Как же ты явилась?
Как ты зазвучала?
Ну, а песня? С песней на Руси родились.
- Представьте себе, ребята, родился ребеночек, лежит в колыбельке, а мама… Продолжите мою мысль. (Поет ребенку колыбельную). (слайд 5)
- А вы знаете колыбельные песни? (Да)
- Напойте, пожалуйста, и изобразите, как мама укладывает малыша. (Дети исполняют по несколько строк).
-А теперь послушайте фрагмент русской народной песни «Спи, сыночек мой».
- Какая интонация исполнения? (убаюкивающая), ритм? (ровный), мелодия? (плавная)
- Спасибо, молодцы. Запишем в рабочую тетрадь – Жанры русской народной песни. 1. Колыбельная песня.
- Продолжаем. Каждая мама еще и хозяюшка в доме – нужно и кушать приготовить, и постирать, и прибраться. Много дел по дому, да и в поле работа ждет – сеять, косить, траву ворошить, сено в стога укладывать, а тут и рожь поспела, жать пора. (слайд 6).
- Песня в работе - помощница. И сейчас вы снова слушатели. Звучит фрагмент русской народной песни «А мы просо сеяли, сеяли!».
- Как вы думаете, как называют такие песни? Если дети затрудняются с ответом, то учитель наводящими вопросами помогает им в ответе (трудовые).
- Трудовые песни или бытовые.
-Что такое быт, бытовой? Как вы понимаете? (Повседневные, каждодневные, нужные занятия).
- О чем же рассказывается в этих песнях? О труде и повседневных заботах русского народа).
- Зачем народ слагал трудовые песни? (чтобы легче работалось).
- Правильно. Поют их радостно, с увлечением. Песня объединяет людей, они становятся сплоченнее, дружнее.
-Запишите в тетради следующий жанр – 2.Трудовая песня (бытовая).
- После работы и отдохнуть не грех. Собирались вечером ребята с девчатами- хороводы водили, под гармошку плясали, в игры играли. И песни пели бодрые, живые. Эти песни… (плясовые). (слайд 7). Звучит фрагмент русской народной плясовой песни «Валенки».
- Что удобно под эту музыку делать? (танцевать, плясать) Эти песни звучали в основном на гуляньях, их исполнение было связано с развлечением и поднятием праздничного настроения.
- Запишите следующий жанр- 3. Плясовые.
- А еще, чтобы развеселить друг дружку пели и сейчас поют… (частушки).
-Кто споет нам частушку?
- Как нужно петь? (Громко, весело, задорно). Дети исполняют 1-2 частушки.
- Спасибо, молодцы.
- Еще один жанр песен – сейчас они немодные…песни (хороводные) (слайд 8).
- Запишите следующий жанр песни – 4. Хороводные.
- Например, на праздник Троицу пели хороводную песню «Во поле береза стояла…». Давайте тоже встанем в хоровод и споем вместе русскую народную хороводную песню «Во поле береза стояла…». Дети водят хоровод, исполняя куплет и припев песни.
- Спасибо, вот и разминка для нас.
- Какая мелодия этой музыки? (Мелодия плавная, певучая, распевная).
- Верно, ребята.
-Теперь отдохнуть пора – ночь пришла. (Прослушивание песни «У зари – то, у зореньки»).
- «Песня – душа народа» - сказал М. Горький (слайд 9).
- Как вы понимаете это высказывание? Согласны ли вы, ребята, почему? (Песня, которую мы слушали душевная, нежная, красивая).
- Правильно, ребята. Это лирическая песня – Запишите, пожалуйста. 5.Лирические.
- Лирические песни распевные, сердечные, теплые можно сказать, душевные. как будто душа русского человека раскрывается.
- Как вы понимаете это выражение? (Человек рассказывает о том, что его волнует, беспокоит).
- Верно. Бывает, что человек иногда хочет поделиться своими чувствами, сокровенными мыслями и в этом ему снова помогает песня.
- А жизнь идет и молодых парней в армию служить забирали, а то и на войну провожали (слайд 10).
- Про любовь в них и про дружбу,
Про войну в них и про службу… и поют песни эти солдаты, значит… (солдатские песни). –Запишите следующий жанр русской народной песни- 6.Солдатские песни.
-Послушаем фрагмент русской народной песни «Солдатушки, бравы ребятушки…» будем подпевать и маршировать. Встаньте, пожалуйста.
- Что скажете об этой музыке? Какие характерные интонации, особенности ритма? (Музыка звучит бодрая, четкая, ритмичная. В тексте есть обращение к солдатам).
-Правильно, ребята. При исполнении солдатских песен слышен четкий солдатский шаг, уверенная поступь, так как это песня – марш.
4. Рефлексия.
- Итак, дети, с какими жанрами народной музыки вы сегодня познакомились?
(колыбельная, трудовая, плясовая, хороводная, лирическая, солдатская) (слайд 11).
- Песня какого жанра вам понравилась особенно? Почему? Дети делятся впечатлениями.
- Как называются музыкальные произведения, которые звучали на уроке? Дети перечисляют названия русских народных песен и к какому жанру относятся.
- Вы довольны своей работой на сегодняшнем уроке? Было ли вам интересно?
5.Итог урока.
- Какой вывод по уроку сделаем? Мы с вами часто повторяем выказывание, оно тоже из песни. (Нам песня строить и жить помогает!)
- Молодцы, верно.
- На протяжении многих веков народ сочинял песни как летопись своей жизни. Музыка – чудесное искусство, которое дарит нам радость, уверенность, она живет рядом с нами, в ней отражается вся наша жизнь.
-Мне очень понравилось, как вы сегодня работали на уроке. Вы были очень внимательными и активными. Спасибо за работу. (слайд 12)
6. Домашнее задание
- Домашнее задание творческое – выполнить иллюстрацию к любой понравившейся русской народной песни.
Литература
Е.Д. Критская Учебник «Музыка» М., «Просвещение» 2019;
Сайт Большая энциклопедия русского народа http://www.rusinst.ru
Г. Серебряков «Избранное: Стихотворения. Поэмы» М., 1987;
Сайт Мир музыки https://www.google.ru
Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина «Уроки музыки. Поурочные разработки» М., «Просвещение», 2017.