СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока музыки "Ты откуда, русская, зародилась музыка" (4 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока музыки "Ты откуда, русская зародилась музыка" (4 класс)

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока музыки "Ты откуда, русская, зародилась музыка" (4 класс)»

«Ты откуда, русская, зародилась музыка?»

4 класс


Цели урока:

  • Познакомить с историей зарождения русской песни.

  • Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.

  • Понимать настроение музыкального произведения, формировать музыкальный вкус ребенка.

Задачи урока:

  • Познакомить с жанрами народных песен.

  • Учить основам музыкальной грамоты.

  • Развивать музыкальное мышление учащихся;

  • Воспитание культуры слушателя: уметь слушать произведение внимательно и вдумчиво.

Подготовка к уроку учащихся.

1. Анализ программы по музыке;

2. Определение цели и задач урока;

3. Определение структуры урока;

4. Подбор методической литературы и музыкального материала;

5. Оформление доски;

6. Подготовка учебников «Музыка» Е.Д.Критская Москва

«Просвещение» 2010

7. Подготовка рабочих тетрадей учеников;

8. Подготовка презентации;

9. Подготовка музыкальных произведений;

10. Подготовка материала для творчества;

11. Подготовка наглядного материала;

Оборудование урока: мультимедийный проектор, компьютер, аудио система.


План урока

1. Организационный момент (1 мин).

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания (10 мин).

3.Открытие новых знаний (25 мин: вступительное слово учителя -2мин,

слушание -10 мин, беседа по слушанию -4 мин, творческое задание -5 мин).

4.Рефлексия (2 мин).

5.Итог урока (1 мин).

6.Домашнее задание (1 мин).


Ход урока

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь.

- Мы начинаем наш урок, как всегда с известной вам уже песенки – распевки « У жирафа пятна, пятнышки везде».( Дети исполняют фрагмент песни).

2. Проверка домашнего задания.

- Ребята, послушайте два музыкальных фрагмента. Вам нужно внимательно послушать и определить, чем эти фрагменты отличаются.

Звучит «Вокализ» Рахманинова и романс М.Л. Яковлева «Зимний вечер»

- Итак, в чем отличие этих музыкальных произведений? (Вокализ – музыкальное произведение для пения без слов. И романсэто песня о любви, написан на небольшое стихотворение).

Что означает слово вокализ? (Слово вокализ означает гласный звук, звучащий, поющий).

- Верно.

- А кто попробует исполнить вокализ? (2-3 уч. исполняют)

- Спасибо, молодцы.

3. Открытие новых знаний.

Звучит мелодия русской народной песни «Мой хоровод».

- Ребята, скажите, пожалуйста, какая музыка прозвучала? (Русская народная песня).

- Верно, русская народная песня и называется она «Мой хоровод».

- Сегодня на уроке мы с вами отправимся в увлекательное путешествие, чтобы ответить на вопрос, который звучит в теме нашего урока.

- Прочитайте, пожалуйста. (дети читают на доске – Ты откуда, русская, зародилась музыка?) (слайд 2)

- Сразу можете предложить свой ответ? ( Давным – давно, в старину, на Руси).

- Правильно. На Руси, почти две тысячи лет назад, когда наши предки назывались древние славяне.

- О жизни в Древней Руси мы с вами знакомились на каком уроке? (Окружающий мир).

- Сегодня на уроке музыки отправимся с вами в Древнюю Русь, чтобы поговорить о народной песни, как зародилась музыка русская.

- Познакомимся с разными жанрами русской народной песни и обязательно исполним некоторые фрагменты народных песен.

- Что же означает слово жанр? (слайд 3).

- Жанр – разновидность или род песен. Ученики записывают в тетрадь.

- Ребята, где мы еще встречались с понятием жанр? (На уроке литературного чтения, жанры устного народного творчества).

-Давайте вспомним жанры устного народного творчества. (Пословицы, поговорки, сказки, потешки, скороговорки).

- Верно. И жанры русской народной песни тоже очень разнообразны.

- Как же возникли разные песни? (слайд 4)

- У поэта Геннадия Серебрякова есть такие строки:
Ты откуда, русская,
Зародилась, музыка?
То ли в чистом поле,
То ли в лесе мглистом?
В радости ли? В боли?
Или в птичьем свисте?
Ты скажи, откуда
Грусть в тебе и удаль?
В чьем ты сердце билась
С самого начала?
Как же ты явилась?
Как ты зазвучала?

Ну, а песня? С песней на Руси родились.

- Представьте себе, ребята, родился ребеночек, лежит в колыбельке, а мама… Продолжите мою мысль. (Поет ребенку колыбельную). (слайд 5)

- А вы знаете колыбельные песни? (Да)

- Напойте, пожалуйста, и изобразите, как мама укладывает малыша. (Дети исполняют по несколько строк).

-А теперь послушайте фрагмент русской народной песни «Спи, сыночек мой».

- Какая интонация исполнения? (убаюкивающая), ритм? (ровный), мелодия? (плавная)

- Спасибо, молодцы. Запишем в рабочую тетрадь – Жанры русской народной песни. 1. Колыбельная песня.

- Продолжаем. Каждая мама еще и хозяюшка в доме – нужно и кушать приготовить, и постирать, и прибраться. Много дел по дому, да и в поле работа ждет – сеять, косить, траву ворошить, сено в стога укладывать, а тут и рожь поспела, жать пора. (слайд 6).

- Песня в работе - помощница. И сейчас вы снова слушатели. Звучит фрагмент русской народной песни «А мы просо сеяли, сеяли!».

- Как вы думаете, как называют такие песни? Если дети затрудняются с ответом, то учитель наводящими вопросами помогает им в ответе (трудовые).

- Трудовые песни или бытовые.

-Что такое быт, бытовой? Как вы понимаете? (Повседневные, каждодневные, нужные занятия).

- О чем же рассказывается в этих песнях? О труде и повседневных заботах русского народа).

- Зачем народ слагал трудовые песни? (чтобы легче работалось).

- Правильно. Поют их радостно, с увлечением. Песня объединяет людей, они становятся сплоченнее, дружнее.

-Запишите в тетради следующий жанр – 2.Трудовая песня (бытовая).

- После работы и отдохнуть не грех. Собирались вечером ребята с девчатами- хороводы водили, под гармошку плясали, в игры играли. И песни пели бодрые, живые. Эти песни… (плясовые). (слайд 7). Звучит фрагмент русской народной плясовой песни «Валенки».

- Что удобно под эту музыку делать? (танцевать, плясать) Эти песни звучали в основном на гуляньях, их исполнение   было связано с развлечением и поднятием праздничного настроения.

- Запишите следующий жанр- 3. Плясовые.

- А еще, чтобы развеселить друг дружку пели и сейчас поют… (частушки).

-Кто споет нам частушку?

- Как нужно петь? (Громко, весело, задорно). Дети исполняют 1-2 частушки.

- Спасибо, молодцы.

- Еще один жанр песен – сейчас они немодные…песни (хороводные) (слайд 8).

- Запишите следующий жанр песни – 4. Хороводные.

- Например, на праздник Троицу пели хороводную песню «Во поле береза стояла…». Давайте тоже встанем в хоровод и споем вместе русскую народную хороводную песню «Во поле береза стояла…». Дети водят хоровод, исполняя куплет и припев песни.

- Спасибо, вот и разминка для нас.

- Какая мелодия этой музыки? (Мелодия плавная, певучая, распевная).

- Верно, ребята.

-Теперь отдохнуть пора – ночь пришла. (Прослушивание песни «У зари – то, у зореньки»).

- «Песня – душа народа» - сказал М. Горький (слайд 9).

- Как вы понимаете это высказывание? Согласны ли вы, ребята, почему? (Песня, которую мы слушали душевная, нежная, красивая).

- Правильно, ребята. Это лирическая песня – Запишите, пожалуйста. 5.Лирические.

- Лирические песни распевные, сердечные, теплые можно сказать, душевные. как будто душа русского человека раскрывается.

- Как вы понимаете это выражение? (Человек рассказывает о том, что его волнует, беспокоит).

- Верно. Бывает, что человек иногда хочет поделиться своими чувствами, сокровенными мыслями и в этом ему снова помогает песня.

- А жизнь идет и молодых парней в армию служить забирали, а то и на войну провожали (слайд 10).

- Про любовь в них и про дружбу,

Про войну в них и про службу… и поют песни эти солдаты, значит… (солдатские песни). –Запишите следующий жанр русской народной песни- 6.Солдатские песни.

-Послушаем фрагмент русской народной песни «Солдатушки, бравы ребятушки…» будем подпевать и маршировать. Встаньте, пожалуйста.

- Что скажете об этой музыке? Какие характерные интонации, особенности ритма? (Музыка звучит бодрая, четкая, ритмичная. В тексте есть обращение к солдатам).

-Правильно, ребята. При исполнении солдатских песен слышен четкий солдатский шаг, уверенная поступь, так как это песня – марш.

4. Рефлексия.

- Итак, дети, с какими жанрами народной музыки вы сегодня познакомились?

(колыбельная, трудовая, плясовая, хороводная, лирическая, солдатская) (слайд 11).

- Песня какого жанра вам понравилась особенно? Почему? Дети делятся впечатлениями.

- Как называются музыкальные произведения, которые звучали на уроке? Дети перечисляют названия русских народных песен и к какому жанру относятся.

- Вы довольны своей работой на сегодняшнем уроке? Было ли вам интересно?

5.Итог урока.

- Какой вывод по уроку сделаем? Мы с вами часто повторяем выказывание, оно тоже из песни. (Нам песня строить и жить помогает!)

- Молодцы, верно.

- На протяжении многих веков народ сочинял песни как летопись своей жизни. Музыка – чудесное искусство, которое дарит нам радость, уверенность, она живет рядом с нами, в ней отражается вся наша жизнь.

-Мне очень понравилось, как вы сегодня работали на уроке. Вы были очень внимательными и активными. Спасибо за работу. (слайд 12)

6. Домашнее задание

- Домашнее задание творческое – выполнить иллюстрацию к любой понравившейся русской народной песни.





Литература

  1. Е.Д. Критская Учебник «Музыка» М., «Просвещение» 2019;

  2. Сайт Большая энциклопедия русского народа http://www.rusinst.ru

  3. Г. Серебряков «Избранное: Стихотворения. Поэмы» М., 1987;

  4. Сайт Мир музыки https://www.google.ru

  5. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина «Уроки музыки. Поурочные разработки» М., «Просвещение», 2017.