II. Самоопределение к деятельности, 6 мин | - Ребята, послушайте стихотворение. Природа и музыка рядом живут, Снежинки танцуют, сосульки – поют. Ветер играет на листьях слегка, И в такт этим звукам плывут облака. То дождь запоет, забасит вдруг пурга, То звонкая песня несет нас в луга, А мы будем слушать и подпевать, А может быть просто стоять и молчать. Подводит учащихся к теме урока. Беседа о связи музыки и природы, о значении природы. - О чем говорится в нем? - Кто может сформулировать тему нашего урока? - Верно! Тема нашего занятия «Природа и музыка». (Слайд 1) - Какую цель мы поставим перед собой? - Предлагаю отгадать загадки: (Слайд 2) 1) Без крыльев летают, Без ног бегут, Без парусов плывут. (Облака) 2) Сер, да не волк, Длинноух, да не заяц, С копытами, да не лошадь. (Осел) 3) Его весной и летом Мы видели одетым, А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки. (Дерево) (Слайд 3) 4) Я и туча, и туман, И ручей, и океан. Я летаю, я бегу, И стеклянной быть могу. (Вода) 5) Эта птица гнезд не вьет, Песен дивных не поет Громко, сидя на суку, Счет ведет годам: ку –ку. (Кукушка) 6) На небе стукнет, а на земле слышно. Конь бежит – земля дрожит. (Гром) - Молодцы! | Слушают стихотворение. Отвечают на вопросы. Отгадывают загадки. | Ф | Сформированность первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека. Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации. Определять наиболее эффективные способы достижения результата. Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. | Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками. Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. |
IV. Изучение нового материала 20 мин | Первая наша станция, на которой мы с вами остановимся «Музыкально - литературная». (Слайд 4) *** Уж трава желтеет в поле, Листья падают сухие. Скоро птички- щебетуньи Улетят в края чужие. Всё в таинственном молчанье Холм оделся темнотой. Ходит в облачном сиянье Полумесяц молодой. Алексей Плещеев. - Осень... Этому времени года посвящено очень много стихотворений, картин, музыкальных произведений. Она является предметом восхищения, размышления, описания, изображения. - Давайте мы с вами вспомним композитора, который в своем творчестве обращался к временам года. (ответы детей) - Правильно, Петр Ильич Чайковский. (Слайд 5) - Велик вклад П.И.Чайковского в сокровищницу русской и мировой музыкальной культуры. Его перу принадлежат оперы, балеты, симфонии, романсы, фортепианные пьесы. - А как называется произведение П.И.Чайковского, в котором он обращался к временам года? - Цикл «Времена года» (цикл – музыкальное произведение, которое состоит из нескольких частей и все части объединены единым замыслом, одной идеей; идея произведения - показать различное время года с её характерными чертами). (Слайд 6) - П.И.Чайковский жил и творил в эпоху романтизма. А именно романтизму свойственно обращение к внутреннему миру человека. Каждый художник стремился чисто субъективно отразить в своем творчестве восприятие окружающей действительности. - У П.И.Чайковского восприятие природы глубоко личностно, природа в пьесах выступает как толчок для определенного направления мыслей и настроения. То есть главное место в музыке занимают те эмоции, мысли, воспоминания, которые природа пробудила. И каждая часть этого произведения - небольшая миниатюра настроения, навеянная картиной природы. - Каждой пьесе Чайковский предпослал небольшой поэтический эпиграф, заимствованный из стихотворений русских поэтов. Эпиграфом к осеннему времени года, к месяцу Октябрь стали строки Алексея Толстого «Осенняя песнь»: «Осень, осыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят …» (Слайд 7) - Таким образом, замысел композитора раскрывается не только средствами музыки, о нем также говорит название и эпиграф - литературное предисловие. Такая музыка называется программной. - Сейчас прозвучит «Осенняя песнь». - Послушайте. Прочувствуйте. И постарайтесь передать то настроение, которое навеяла вам эта пьеса. Мысленно нарисуйте картину природы, основываясь на полученные эмоции в результате прослушивания. (произведение П.И. Чайковский «Времена года» Октябрь.) - Что вы почувствовали? Какое настроение передает музыка? (ответы детей) - Что вы представили себе? Какую картину природы? (ответы детей) - Послушайте фрагмент ещё раз. Мы вместе его проанализируем. - С первых же звуков музыки мы погружаемся в иное состояние, музыка передает, как вы уже сказали, грустное, печальное настроение. - Обратите внимание, куда движется мелодия, и что с ней происходит? - На что это похоже? (ответы детей – листок, который кружится на ветру, медленно падает на землю) - Что изменилось в мелодии? (ответы детей – поменялся лад) - Правильно. Несмотря на то, что мелодия такая же спокойная, лирическая, она стала более светлой, прозрачной. - Это изменение в музыке раскрывает иную сторону осени – не только как грустной унылой поры, но и теплой, солнечной осени. - Итак, напрашивается вывод: вся пьеса проникнута тихой грустью. В ней выражено восприятие осени как унылой грустной поры. Но несмотря на то, что это пора увядания, умирания всего живого, в ней есть и то прекрасное, которое мы понимаем под выражениями «Листья желтые над городом кружатся», «Осенний листопад», «Краски осени», «Золото осени». - И это восприятие осеннего настроения мы можем услышать в стихах Александра Сергеевича Пушкина: «Унылая пора! Очей очарованья! Приятна мне твоя Прощальная краса Люблю я пышное природы увяданье. В багрец и золото, одетые леса». (Слайд 8) - И мы движемся дальше… станция «Анаграмма». - Ваша задача состоит в том, что из данных букв вы должны составить слово, которое будет являться ответом на заданный вопрос: (Слайд 9) а) так называется сочинение музыки сразу во время ее исполнения, без подготовки. (импровизация) б) это объемно-пространственный вид искусства, обрабатывается со всех сторон, воспринимается с различных точек зрения, воздействует языком пластики, воспроизводится средствами лепки или высекания. (скульптура) - Следующая наша станция – «Изобразительная». - Всем хорошо знакомы чувства, которые пробуждает осень. Деревья скидывают свои желтоватые листья, блистающие золотом, которые подхватывает и кружит в своем танце легкий ветерок. Земля покрыта красочным, разноцветным ковром. Цветы, трава - все уже пожухло. Солнечных дней становится меньше, серое небо и низкие облака навевают нам грусть. Звери и природа готовятся к зимней спячке. Но, несмотря на это, мы радуемся этому прекрасному времени года. Именно осенью мы восторгаемся хрустящим шуршанием листьев под ногами и красочным листопадом. Тем, как пробиваются тонкие лучики солнца через почти оголевшие ветви деревьев. Щебетанье птиц поутихло, они уже готовы с нами проститься на долгие зимние месяцы. - Все это мы уже сегодня слышали в произведении П.И.Чайковского, в лирике поэтов. А как бы художник выразил эти чувства? (Слайд 10) «Художник рисует осень И словно прощенья просит У грустной поры прощаний За искренний свой пейзаж. Задумавшись над палитрой, Он вдруг улыбнется хитро И снова за кисть берется. Берется за карандаш. И катятся по дорожкам Лимоны и апельсины Так видит художник листья, И кисть колдует всласть. Мне весело и тревожно И это необъяснимо И хочется мне с картины Опавшие листья украсть». Сергей Чалов. - Ребята, а как бы вы изобразили осень? (ответы детей) - И нам осталось побыть в роли художника и отразить на бумаге все свои впечатления об осени. - Перед вами лежат листочки с различными фрагментами, давайте превратим их в осеннюю фантазию. Дорисуйте фрагменты так, чтобы у вас получился интересный рисунок. -Самостоятельная работа детей. Анализ рисунков. - Путешествие наше продолжается и следующая станция «3аморочки из бочки». - Перед вами бочка, в ней бочонки с вопросами и тремя вариантами ответов. Ваша задача выбрать правильный вариант ответа на поставленный вопрос: (Слайд 11) 1. Музыкальный спектакль, в котором все танцуют. а) дискотека; б) карнавал; в) балет. 2. Автором какой картины является Шишкин? а) «Опять двойка»; б) «Рожь»; в) «Мадонна с младенцем». 3. Как называется балет П.И.Чайковского?(Слайд 12) а) «Щелкунчик»; б) «Деревянный принц»; в) «Буратино». 4. Картина, которую написал Малевич? а) «Желтый круг»; б) «Черный квадрат»; в) «Белый треугольник». 5. Чем внешне отличается хоровой дирижер от оркестрового? (Слайд 13) а) костюмом; б) обувью; в) отсутствием в руке дирижерской палочки. 6. С чего начинает художник работу над картиной? а) с антракта; б) с эскиза; в) с физкультминутки. 7. Как называется торжественная государственная песня? (Слайд 14) а) ода; б) гимн; в) кантата. 8. Как называется здание, в котором располагается большое количество картин? а) Большой театр; б) Макдоналдс; в) картинная галерея. | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Отвечают на вопросы. Слушают учителя. Слушают музыкальные произведения. Отвечают на вопросы. Слушают учителя. Выполняют задание. Слушают учителя. Выполняют творческое задание. Выполняют задания. | Ф | Сформированность первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека. Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям. | Определять наиболее эффективные способы достижения результата. Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий. Умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации. | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками. Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. |
V. Исполнение песни 10 мин | - Ребята, а какие песни вы знаете про осень? - Предлагаю разучить и спеть песенку про осень. (Слайд 15) Наступила после лета Осень, осень. Мы ее о разных красках Спросим, спросим. Закружился в небе листопад, Снова листики с дерев летят. Расставаться с летом очень жаль, Улетают птицы вдаль. Припев: Осень, осень, раз, два, три, Ты нам краски подари. Краски радуги-дуги Яркие, цветные. Осень, осень, раз, два, три, Ты нам краски подари. Чтоб смогли раскрасить мы Листья и в лесу грибы. Чтоб смогли раскрасить мы Листья и в лесу грибы. С неба льется чаще, чаще Дождик, дождик. Мы раскроем поскорее Зонтик, зонтик. Плачут-плачут тучки Кап-кап-кап. Лица грустные у мам и пап. Лица грустные у детворы От осенней слякотной поры. Припев. Ля-ля-ля-ля... Наступила после лета Осень, осень. Мы ее о разных красках Спросим, спросим. Закружился в небе листопад, Снова листики с дерев летят. Расставаться с летом очень жаль, Улетают птицы вдаль. – 3 раза | Слушание песни Разучивание песни. | Ф, И | Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям. Использование музыкальных образов при исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации. | Определять наиболее эффективные способы достижения результата. Умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации. | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. |
VII. Под-веде-ние итогов. Рефлексия, 5 мин | - И последняя наша станция – «Итоговая». - Что узнали нового сегодня? - Чему научились? - Давайте вспомним, с чем мы сегодня познакомились: 1) На уроке мы раскрыли иную сторону творчества П.И.Чайковского как романтика, где главное место занимают чувства, эмоции, воспоминания человека. Вспомнили цикл «Времена года», где каждая часть - небольшая миниатюра настроения, навеянная картиной природы. А программность музыки помогла лучше понять замысел композитора. 2) Разгадали анаграммы. 3) Отразили в рисунке то настроение, которое вызвало данное время года. 4) Ответили на вопросы в конкурсе «Заморочки из бочки». 5) Разучили песенку про осень. - Мы замечательно справились с поставленными задачами. Вы все были активны, прекрасно работали. И мы сегодня «МОЛОДЦЫ». | Отвечают на вопросы для подведения итогов, участвуют в рефлексивной деятельности | Ф | Сформированность первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравствен-ном развитии человека. | Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. | Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками. |