СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока музыки в 3 классе "Природа и музыка"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта пробного занятия по музыке в 3 классе на тему "Природа и музыка"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока музыки в 3 классе "Природа и музыка"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


ФИО студента: Смолякова Анастасия Дмитриевна

Дата: 22.10.2021.

Школа, класс: 3

Предмет: музыка

Тема урока: «Природа и музыка»

Тип урока: «открытие» нового знания

ФИО методиста: Дорохина Любовь Андреевна

Цель урока: ознакомление с чудесным периодом времени года – осень через взаимосвязь таких предметов как музыка, литература, изобразительное искусство.

Образовательные: углубить знания о творчестве русского композитора П.И.Чайковского; познакомиться со стилевым направлением в искусстве – Романтизмом; побудить детей к знаниям через игровые формы – «анаграмма», «заморочки из бочки».

Развивающие: формировать нравственно-эстетические и эмоциональные переживания учащихся на основе разнообразных форм восприятия музыкальных произведений, развивать умение применять музыкальные знания; развивать интерес учащихся к самостоятельному изучению материала; совершенствование умения давать полную и точную характеристику настроению, чувствам, образам музыки; развитие эмоциональной отзывчивости на произведение.

Воспитательные: воспитывать в детях чувство прекрасного: уметь видеть красоту природы и оберегать ее, слышать красоту музыки и поэтического слова; воспитывать художественный вкус школьников на основе осмысления интонационно-образной природы искусства.








Этап

фрагмента

урока






Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации

учебной деятельности

(Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная,

Г – групповая)

Планируемые результаты

Предметные

Мета предметные

(П – познавательные, Р – регулятивные, К – коммуникативные)

Личностные

I. Организационный момент, мотивация и включение в деятельность

4 мин

– Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Дмитриевна. Сегодня урок музыки буду проводить у вас я.

Придумано кем–то просто и мудро.

При встрече здороваться:

- Доброе утро! (хором)

- Доброе утро!

- Солнцу и птицам! (хором)

- Доброе утро!

- Приветливым лицам (хором)

И каждый становится добрым, доверчивым

Доброе утро, длится до вечера (хором).

Приветствуют учителя.





Слушают стихотворение.






Ф

Сформированность первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.


Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками.


II. Самоопределение к деятельности,

6 мин

- Ребята, послушайте стихотворение.

Природа и музыка рядом живут,

Снежинки танцуют, сосульки – поют.

Ветер играет на листьях слегка,

И в такт этим звукам плывут облака.

То дождь запоет, забасит вдруг пурга,

То звонкая песня несет нас в луга,

А мы будем слушать и подпевать,

А может быть просто стоять и молчать.

Подводит учащихся к теме урока.

Беседа о связи музыки и природы, о значении природы.

- О чем говорится в нем?

- Кто может сформулировать тему нашего урока?

- Верно! Тема нашего занятия «Природа и музыка». (Слайд 1)

- Какую цель мы поставим перед собой?

- Предлагаю отгадать загадки: (Слайд 2)

1) Без крыльев летают,

Без ног бегут,

Без парусов плывут. (Облака)

2) Сер, да не волк,

Длинноух, да не заяц,

С копытами, да не лошадь. (Осел)

3) Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки. (Дерево) (Слайд 3)

4) Я и туча, и туман,

И ручей, и океан.

Я летаю, я бегу,

И стеклянной быть могу. (Вода)

5) Эта птица гнезд не вьет,

Песен дивных не поет

Громко, сидя на суку,

Счет ведет годам: ку –ку. (Кукушка)

6) На небе стукнет, а на земле слышно.

Конь бежит – земля дрожит. (Гром)

- Молодцы!

Слушают стихотворение.










Отвечают на вопросы.





Отгадывают загадки.





















Ф

Сформированность первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.

Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.


Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации.

Определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками.

Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

IV. Изучение нового материала 20 мин

Первая наша станция, на которой мы с вами остановимся

«Музыкально - литературная». (Слайд 4)

***

Уж трава желтеет в поле,

Листья падают сухие.

Скоро птички- щебетуньи

Улетят в края чужие.

Всё в таинственном молчанье

Холм оделся темнотой.

Ходит в облачном сиянье

Полумесяц молодой.

Алексей Плещеев.

- Осень... Этому времени года посвящено очень много стихотворений, картин, музыкальных произведений. Она является предметом восхищения, размышления, описания, изображения.

- Давайте мы с вами вспомним композитора, который в своем творчестве обращался к временам года. (ответы детей)

- Правильно, Петр Ильич Чайковский. (Слайд 5)

- Велик вклад П.И.Чайковского в сокровищницу русской и мировой музыкальной культуры. Его перу принадлежат оперы, балеты, симфонии, романсы, фортепианные пьесы.

- А как называется произведение П.И.Чайковского, в котором он обращался к временам года?

- Цикл «Времена года» (цикл – музыкальное произведение, которое состоит из нескольких частей и все части объединены единым замыслом, одной идеей; идея произведения - показать различное время года с её характерными чертами). (Слайд 6)

- П.И.Чайковский жил и творил в эпоху романтизма. А именно романтизму свойственно обращение к внутреннему миру человека. Каждый художник стремился чисто субъективно отразить в своем творчестве восприятие окружающей действительности.

- У П.И.Чайковского восприятие природы глубоко личностно, природа в пьесах выступает как толчок для определенного направления мыслей и настроения. То есть главное место в музыке занимают те эмоции, мысли, воспоминания, которые природа пробудила. И каждая часть этого произведения - небольшая миниатюра настроения, навеянная картиной природы.

- Каждой пьесе Чайковский предпослал небольшой поэтический эпиграф, заимствованный из стихотворений русских поэтов. Эпиграфом к осеннему времени года, к месяцу Октябрь стали строки Алексея Толстого «Осенняя песнь»:

«Осень, осыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят …»

(Слайд 7)

- Таким образом, замысел композитора раскрывается не только средствами музыки, о нем также говорит название и эпиграф - литературное предисловие. Такая музыка называется программной.

- Сейчас прозвучит «Осенняя песнь».

- Послушайте. Прочувствуйте. И постарайтесь передать то настроение, которое навеяла вам эта пьеса. Мысленно нарисуйте картину природы, основываясь на полученные эмоции в результате прослушивания. (произведение П.И. Чайковский «Времена года» Октябрь.)

- Что вы почувствовали? Какое настроение передает музыка? (ответы детей)

- Что вы представили себе? Какую картину природы? (ответы детей)

- Послушайте фрагмент ещё раз. Мы вместе его проанализируем.

- С первых же звуков музыки мы погружаемся в иное состояние, музыка передает, как вы уже сказали, грустное, печальное настроение.

- Обратите внимание, куда движется мелодия, и что с ней происходит?

- На что это похоже? (ответы детей – листок, который кружится на ветру, медленно падает на землю)

- Что изменилось в мелодии? (ответы детей – поменялся лад)

- Правильно. Несмотря на то, что мелодия такая же спокойная, лирическая, она стала более светлой, прозрачной.

- Это изменение в музыке раскрывает иную сторону осени – не только как грустной унылой поры, но и теплой, солнечной осени.

- Итак, напрашивается вывод: вся пьеса проникнута тихой грустью. В ней выражено восприятие осени как унылой грустной поры. Но несмотря на то, что это пора увядания, умирания всего живого, в ней есть и то прекрасное, которое мы понимаем под выражениями «Листья желтые над городом кружатся», «Осенний листопад», «Краски осени», «Золото осени».

- И это восприятие осеннего настроения мы можем услышать в стихах Александра Сергеевича Пушкина:

«Унылая пора!

Очей очарованья!

Приятна мне твоя

Прощальная краса

Люблю я пышное природы увяданье.

В багрец и золото, одетые леса». (Слайд 8)

- И мы движемся дальше… станция «Анаграмма».

- Ваша задача состоит в том, что из данных букв вы должны составить слово, которое будет являться ответом на заданный вопрос: (Слайд 9)

а) так называется сочинение музыки сразу во время ее исполнения, без подготовки. (импровизация)

б) это объемно-пространственный вид искусства, обрабатывается со всех сторон, воспринимается с различных точек зрения, воздействует языком пластики, воспроизводится средствами лепки или высекания. (скульптура)

- Следующая наша станция – «Изобразительная».

- Всем хорошо знакомы чувства, которые пробуждает осень. Деревья скидывают свои желтоватые листья, блистающие золотом, которые подхватывает и кружит в своем танце легкий ветерок. Земля покрыта красочным, разноцветным ковром. Цветы, трава - все уже пожухло. Солнечных дней становится меньше, серое небо и низкие облака навевают нам грусть. Звери и природа готовятся к зимней спячке. Но, несмотря на это, мы радуемся этому прекрасному времени года. Именно осенью мы восторгаемся хрустящим шуршанием листьев под ногами и красочным листопадом. Тем, как пробиваются тонкие лучики солнца через почти оголевшие ветви деревьев. Щебетанье птиц поутихло, они уже готовы с нами проститься на долгие зимние месяцы.

- Все это мы уже сегодня слышали в произведении П.И.Чайковского, в лирике поэтов. А как бы художник выразил эти чувства? (Слайд 10)

«Художник рисует осень

И словно прощенья просит

У грустной поры прощаний

За искренний свой пейзаж.

Задумавшись над палитрой,

Он вдруг улыбнется хитро

И снова за кисть берется.

Берется за карандаш.

И катятся по дорожкам

Лимоны и апельсины

Так видит художник листья,

И кисть колдует всласть.

Мне весело и тревожно

И это необъяснимо

И хочется мне с картины

Опавшие листья украсть».

Сергей Чалов.

- Ребята, а как бы вы изобразили осень? (ответы детей)

- И нам осталось побыть в роли художника и отразить на бумаге все свои впечатления об осени.

- Перед вами лежат листочки с различными фрагментами, давайте превратим их в осеннюю фантазию. Дорисуйте фрагменты так, чтобы у вас получился интересный рисунок.

-Самостоятельная работа детей. Анализ рисунков.

- Путешествие наше продолжается и следующая станция «3аморочки из бочки».

- Перед вами бочка, в ней бочонки с вопросами и тремя вариантами ответов. Ваша задача выбрать правильный вариант ответа на поставленный вопрос: (Слайд 11)

1. Музыкальный спектакль, в котором все танцуют.

а) дискотека;

б) карнавал;

в) балет.

2. Автором какой картины является Шишкин?

а) «Опять двойка»;

б) «Рожь»;

в) «Мадонна с младенцем».

3. Как называется балет П.И.Чайковского?(Слайд 12)

а) «Щелкунчик»;

б) «Деревянный принц»;

в) «Буратино».

4. Картина, которую написал Малевич?

а) «Желтый круг»;

б) «Черный квадрат»;

в) «Белый треугольник».

5. Чем внешне отличается хоровой дирижер от оркестрового? (Слайд 13)

а) костюмом;

б) обувью;

в) отсутствием в руке дирижерской палочки.

6. С чего начинает художник работу над картиной?

а) с антракта;

б) с эскиза;

в) с физкультминутки.

7. Как называется торжественная государственная песня? (Слайд 14)

а) ода;

б) гимн;

в) кантата.

8. Как называется здание, в котором располагается большое количество картин?

а) Большой театр;

б) Макдоналдс;

в) картинная галерея.


Слушают учителя.

















Отвечают на вопросы.







Отвечают на вопросы.















Слушают учителя.















Слушают музыкальные произведения.






Отвечают на вопросы.





















Слушают учителя.





















Выполняют задание.








Слушают учителя.









































Выполняют творческое задание.










Выполняют задания.














Ф

Сформированность первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.

Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям.

Определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий.

Умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками.

Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

V. Исполнение песни

10 мин













- Ребята, а какие песни вы знаете про осень?

- Предлагаю разучить и спеть песенку про осень. (Слайд 15)

Наступила после лета

Осень, осень.

Мы ее о разных красках

Спросим, спросим.

Закружился в небе листопад,

Снова листики с дерев летят.

Расставаться с летом очень жаль,

Улетают птицы вдаль.

Припев:

Осень, осень, раз, два, три,

Ты нам краски подари.

Краски радуги-дуги

Яркие, цветные.

Осень, осень, раз, два, три,

Ты нам краски подари.

Чтоб смогли раскрасить мы

Листья и в лесу грибы.

Чтоб смогли раскрасить мы

Листья и в лесу грибы.

С неба льется чаще, чаще

Дождик, дождик.

Мы раскроем поскорее

Зонтик, зонтик.

Плачут-плачут тучки

Кап-кап-кап.

Лица грустные у мам и пап.

Лица грустные у детворы

От осенней слякотной поры.

Припев.

Ля-ля-ля-ля...

Наступила после лета

Осень, осень.

Мы ее о разных красках

Спросим, спросим.

Закружился в небе листопад,

Снова листики с дерев летят.

Расставаться с летом очень жаль,

Улетают птицы вдаль. – 3 раза




Слушание песни






Разучивание песни.

Ф, И


















Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям.

Использование музыкальных образов при исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

Определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

VII. Под-веде-ние итогов. Рефлексия,

5 мин


- И последняя наша станция – «Итоговая».

- Что узнали нового сегодня?

- Чему научились?

- Давайте вспомним, с чем мы сегодня познакомились:

1) На уроке мы раскрыли иную сторону творчества П.И.Чайковского как романтика, где главное место занимают чувства, эмоции, воспоминания человека.

Вспомнили цикл «Времена года», где каждая часть - небольшая миниатюра настроения, навеянная картиной природы. А программность музыки помогла лучше понять замысел композитора.

2) Разгадали анаграммы.

3) Отразили в рисунке то настроение, которое вызвало данное время года.

4) Ответили на вопросы в конкурсе «Заморочки из бочки».

5) Разучили песенку про осень.

- Мы замечательно справились с поставленными задачами. Вы все были активны, прекрасно работали. И мы сегодня «МОЛОДЦЫ».

Отвечают на вопросы для подведения итогов, участвуют в рефлексивной деятельности













Ф









Сформированность первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравствен-ном развитии человека.

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.


Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!