Этап фрагмента урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приёмы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Предметные | Метапредметные | Личностные |
1.Мотивация учебной деятельности | Создать условия для возникновения внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности | Словесный(беседа) | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Сергеевна и сегодня урок музыки проведу у вас я. Улыбка - залог успеха! Повернитесь к своему соседу по парте и подарите ему улыбку. - Сядьте удобно слушайте меня и повторяйте за мной: «Я в школе, я на уроке. Внимание моё растёт. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе» -Ребята, посмотрите на экран и прочитайте высказывание «Музыка и я – лучшие друзья!» Как вы понимаете данное высказывание? -Сегодня данное высказывание послужит девизом на нашем уроке. — Это высказывание будет девизом нашего урока. | Приветствуют учителя Формулируют собственное мнение | Фронтальная Фронтальная | | Контроль учителя Контроль учителя | | К: формулируют собственное мнение и позицию | Устойчивая положительная мотивация к деятельности |
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым индивидуального затруднения в пробном действии | Словесный(беседа) Практический (слушание мелодии) | - Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы отправимся в увлекательное путешествие. И так первая наша страна – это Германия. - Каких вы знаете немецких композиторов? - Однажды Великий немецкий композитор Людвиг Ван Бетховен решил прогуляться по улицам города. И вдруг он услышал музыку очень необычную, такую он еще не слышал никогда. А вокруг того места откуда слышалась музыка столпилось много людей. Бетховен подошел, и увидел музыкантов, которые играли на очень странных музыкальных инструментах. Все вокруг смеялись, хлопали, пританцовывали. Музыканты были одеты в очень странную одежду. Рубахи были затянуты поясом, штаны заправлены в сапоги и на голове у них были колпаки. Ребята, послушайте музыку и скажите, из какой страны эти музыканты? А на каких музыкальных инструментах они играли? Слушание (Камаринская) - Ребята, а какой вопрос я задала перед слушанием? - Музыку какого народа они играли? | Отвечают на вопрос, рассуждают Слушание музыки | Фронтальная Фронтальная | Презентация Камаринская «Русская народная песня» | Контроль учителя Контроль учителя | различать на слух и исполнять произведения народной и композиторской музыки других стран и народов. | К. Формулировать собственное мнение и позицию П. анализировать звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей; | Способствовать восприимчивости к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов |
3.Выявление места и причины затруднения | Организовать анализ возникшей ситуации на основе места и причины затруднения | Словесный(беседа) Практический (слушание мелодии) | - Бетховену так понравилась эта мелодия, что он всю обратную дорогу ее напевал, а придя домой сел за инструмент и так появились новые вариации на русскую тему Бетховена. - Что такое вариации? (определённая форма произведения или его части, которая состоит из изложения темы и ряда её видоизмененных повторений) - Мы с вами сейчас их и послушаем (Приложение 2) Слушаем в тишине, внимательно. Спину выпрямили. Руки на парте или на коленях. Слушание «Вариации на русскую тему» Бетховена Чем похожи вариации Бетховена на русские мелодии? (напевные, широкие, мелодичные…) - Немецкий композитор русскую мелодию изложил по-своему, и она даже приобрела чуть-чуть немецкий характер. Это естественно, ведь воспользовавшись русской мелодией, Бетховен не перестал быть немецким музыкантом. Так, обращение великого немецкого композитора к русской народной песне подтверждает основную тему нашего урока. | Обговаривают в парах Слушание музыки | Фронтальная Фронтальная | «Вариации на русскую тему» Бетховен | Контроль учителя Взаимоконтроль Контроль учителя | различать на слух и называть фольклорные элементы музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов | К. Формулировать собственное мнение и позицию П. анализировать звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей; | Учебно-познавательный интерес; Способность договариваться, применения правил совместной деятельности |
4.Построение проекта выхода из затруднения | Организовать постановку цели учебной деятельности | Словесный (беседа) | - Ребята, как вы думаете, как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока? Какова цель нашего урока? - Тема нашего урока: « Фольклор других народов и стран в музыке отечественных и зарубежных композиторов» | Формулируют тему и цель урока | Фронтальная | Интерактивная презентация | Контроль учителя | | П. Формулировать цель предстоящей работы с помощью учителя; Р. планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; | Учебно-познавательный интерес; Способность договариваться, применения правил совместной деятельности |
5.Реализация построенного проекта | Способствовать освоению учащимися нового способа действий и формированию умений его применять на практике | Словесный(беседа) Практический (просмотр видеоролика) Практический(слушание) | - Ребята, а что такое фольклор? (устное словесное или музыкальное народное творчество) - А теперь мы отправляемся в другую страну Испанию, там тоже есть интересный музыкальный танец. Ведь «Камаринская» — это русский народный песня-танец. Вот у испанцев тоже есть свой народный танец «Фламенко». Давайте мы с ним познакомимся. А после просмотра вы ответите, видели ли вы раньше этот танец, знакомы ли с ним. Просмотр танца «Фламенко» - У испанцев самые любимые музыкальные инструменты – это гитара и кастаньеты. Кастаньетами они выбивают ритм и под него танцуют или поют. - Можем ли мы научиться танцевать этот танец? - Чем вам понравилась испанская музыка? - «Между музыкой моего народа и музыкой других народов мира есть непереходимые границы»? - А теперь мы отправляемся в следующую страну – Италия, но сначала отдохнем. - Предлагаю нам станцевать свой танец «Фламенко» Пластическое интонирование - Итак, мы прибыли в Италию. - Италия удивительная страна. Особенно город Венеция. А кто может сказать, в чем его особенность? - А кто знает, как называются лодки в Венеции? - А лодочники – называются гондольерами. Среди гондольеров много хороших певцов, и поют они прекрасные песни. Когда русский композитор М. И. Глинка, приехал в Венецию и услышал эти песни, то ему очень они понравились и в духе таких песен он написал свою «Венецианскую ночь». Давайте послушаем эту композицию, а пока будем слушать, подумайте какой характер у произведения? Слушание “Венецианская ночь» - Какой же характер произведения? Как звучит музыка? Какие чувства, эмоции вызывает? - Легкое звучание тенора, высокого мужского голоса, еще больше подчеркивает лирический характер этой музыки. - Русский композитор, сочинил музыку в духе итальянского народа, но он не стал итальянским композитором. | Смотрят народный танец «Фламенко» Формулируют собственное мнение Обсуждают в парах Слушание М. И. Глинка «Венецианская ночь» | Фронтальная Фронтальная Парная | Интерактивная презентация Видеоролик Видеоролик Аудиозапись М. И. Глинка «Венецианская ночь» | Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя | Устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности различать на слух и исполнять произведения народной и композиторской музыки других стран; | К. Формулировать собственное мнение Р. Принимать и сохранять учебную задачу К. воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывание. | Готовности придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности; восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов. |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Выявить уровень усвоения новых знаний | Словесный (беседа) | - Ребята, какой вывод мы можем сделать? | Формулируют вывод | Фронтальная | | Контроль учителя | Устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности | К. Формулировать собственное мнение Р. Принимать и сохранять учебную задачу | Способствовать первоначальным представлением о единстве и особенностях художественной картины мира, стремление к самовыражению в разных видах искусства. |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Организовывает самостоятельную работу с самопроверкой по эталону | Практический(вокализация) | Вокально-хоровая работа А если мы с вами разучим песню про иностранца, мы сами станем иностранцами? - Тогда давайте разучим песню Ростислава Бойко советского и российского композитора, она называется «Дело было в Каролине». - Кто мне скажет, что такое Каролина? — Это штат на юго-востоке США, один из так называемых Южно-Атлантических штатов. Алгоритм разучивания песни. - Но сначала нам нужно разогреть голосовые связки. -Но прежде выполним упражнение на дыхание «Вдыхаем аромат цветка» (5 раз) -Встать, спину выпрямить. - Распевка «Сова». - Хорошо. Теперь послушайте песню и подумайте, с каким настроение она исполняется? — Значит, мы ее будем петь весело. - У вас на столах лежат листы с текстом песни. (Проговорим хором 1 куплет) - аналогично остальные куплеты. Окончание – песню спеть целиком. | Выполняют вокально-хоровую работу | Фронтальная Индивидуальная | Ростислав Бойко «Дело было в Каролине» Текст песни | Контроль учителя Самоконтроль | Устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности | Р.: принимать и сохранять учебную задачу К. выражать эмоции в соответствии целями и условиями общения в знакомой среде | Позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей |
8.Включение в систему знаний повторение | Организовать деятельность по повторению и закреплению изученного и подготовить к изучению следующих разделов курса | Словесный (беседа) | Ребята, продолжите разучивание этой песни дома самостоятельно. - Мы с вами сегодня побывали в разных странах, каких? - Так есть ли между музыкой нашего народа и музыкой других народов мира непереходимые границы? - Можем ли мы музыку других народов петь, слушать, исполнять? - А обязательно надо знать для этого язык других народов? - Как звучит цель нашего урока? | Высказывают своё мнение | Фронтальная | «Дело было в Каролине». Р. Бойко | Контроль учителя | Применять полученные знания на практике | Р: понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения | Музыкально эстетические чувства, проявляющего себя в эмоционально ценностном отношении к искусству |
9.Рефлексия | Организовать самооценку результатов своей учебной д-ти | Словесный(беседа) | -Ребята, продолжите фразы: Мне было интересно … Я справился… Я не справился… – В конце нашего урока я хочу вам сказать, что любовь к музыке превращает нас в прекрасных принцев и принцесс, которые слышат и любят сказочную красоту окружающих нас звуков. Наш урок закончен, всем спасибо, до свидания. | Отвечают на вопросы Оценивают собственную деятельность | Фронтальная Индивидуальная | | Контроль учителя Самоконтроль | | Р. оценивать собственную деятельность. | Навыки самооценки |