ПО ТЕМЕ «ТРЕТЬЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР. МЮЗИКЛ»
Фрагменты мюзиклов: «Волк и семеро козлят», «Нотр дам де Пари», «Мери Поппинс».
Фрагменты мюзикла кошки: «Песня Джелликл кошек», ария Гризабеллы «Память».
Фрагмент видеозаписи мюзикла «Кошки».
Тема урока | «ТРЕТЬЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР. МЮЗИКЛ» |
| |
| |
Цель урока | Углубить представления обучающихся о музыке, познакомить с творчеством Э.-Л.Уэббера. Выявить отличительные особенности музыкального языка и манеры исполнения вокальных номеров мюзикла. |
Тип урока | Урок усвоения новых знаний. |
Задачи урока | Сформировать представление обучающихся о мюзикле, как жанре музыкально-литературного искусства. Развивать творческие способности, вокально хоровые навыки (кантеленное пение, на легато, дыхание), умение анализировать музыкальные произведения. Воспитывать любовь к музыке, театру, литературе, чувство сострадания к ближнему, любовь, милосердие. Углубить знания учащихся о творчестве Э.-Л.Уэббера Способствовать развитию интереса к музыке Способствовать развитию художественно-образного и ассоциативного мышления обучающихся. Способствовать развитию исследовательских компетентностей обучающихся. Способствовать формированию художественного вкуса на примере общения с высокохудожественными произведениями. |
Планируемые результаты (предметные) | Высказывать свое мнение о значении литературы для музыки. Расширение музыкального и общего культурного кругозора. Интерпретировать вокальную и инструментальную музыку в коллективной музыкально-творческой деятельности, исполнять музыкальные произведения различных жанров. Участвовать в инсценировке фрагментов классических опер, мюзиклов, музыкально-театральных композиций |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Личностные: Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Развитие эмоционального восприятия произведения. Познавательные: Развитие умения глубже понимать смысл произведения. Развитие функциональной грамотности. Учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства. Учатся выделять специальную информацию из нотного текста. Формирование умения излагать свою точку зрения. Коммуникативные: Участвуют в коллективной исполнительской деятельности. Учатся строить понятные аргументированные высказывания. Формирование умения грамотно строить речевые высказывания. Регулятивные: Учатся слушать вопросы и отвечать на них. Учатся воспринимать музыку как образное искусство. Развитие умения осмысливать полученную информацию. Формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность |
Основные понятия | Мюзикл, либретто. |
Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке | Дж.Гершвин «Хлопай в такт!» Фрагменты мюзиклов: «Волк и семеро козлят», «Нотр дам де Пари», «Мери Поппинс». Фрагменты мюзикла кошки: «Песня Джелликл кошек», ария Гризабеллы «Память». Фрагмент видеозаписи мюзикла «Кошки». |
Методы музыкального образования, используемые на уроке. | перспективы и ретроспективы; метод эмоциональной драматургии; метод создания художественного контекста; метод художественного, нравственно-эстетического постижения музыки; метод интонационно-стилевого постижения музыки. |
Формы работы | Беседа, проблемная ситуация, слушание музыки, хоровое пение, работа с учебником, со словарем музыкальных терминов, эмоциональным словарем. |
Организация пространства | Работа фронтальная, групповая. |
| Этап урока | Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Организация начала урока | Приветствие учащихся. Я прошу вас проверить, как организованно ваше рабочее место. | Учитель настраивает учащихся на позитивный лад. | Приветствие учителя. Выполняют требование учителя |
| | Видеоряд, содержащий в себе информационное начало. Готовит обучающихся к обсуждению увиденного и услышанного. (музыкальное сопровождение видеоряда на выбор учителя) | Создает определенный эмоциональный настрой. Пробуждает любопытство. | Включение обучающихся в активную деятельность. |
2 | Актуализация опорных знаний учащихся по предмету | Проанализируйте, звуковой видеоряд: Сегодня Вы узнаете много нового и интересного о музыке, сможете проявить свою фантазию. Мы совершим третье путешествие в музыкальный театр. На предыдущих уроках мы уже «посещали» музыкальный театр, говорили о двух крупных музыкально-сценических жанрах в музыке. Назовите их (Опера и балет. - Какие отличительные черты оперы и балета Вы можете назвать? -Что объединяет этих два жанра? - Для того, чтобы вы сами могли назвать жанр, с которым мы сегодня будем знакомиться, послушайте фрагмент. | Активизация мыслительных операций (анализ, обобщение,) и познавательных процессов (внимание, память). | Коллективное обсуждение видеоряда Вспоминают и перечисляют крупные музыкально-сценические жанры в музыке их отличительные черты. Обобщают знания о жанре опера и балет, (опираясь на ранее изученный материал). |
3 | Введение в тему урока | Фрагмент из оперы Коваля М. «Волк и семеро козлят». -Как называется прослушанный фрагмент? К какому жанру относится этот фрагмент? (Мюзикл) - Совершенно верно. С этим мюзиклом мы знакомились во 2 классе. А подробнее с этим жанром мы познакомимся на сегодняшнем уроке. Какие вы ещё знаете мюзиклы, музыкальные мультфильмы и фильмы? -Скажите, пожалуйста, какая манера исполнения в мюзикле? Отличается ли от оперы? -Эстрадный вокал звучит в сопровождении каких музыкальных инструментов? -В опере и балете мы это слышим? -Вспомните, пожалуйста, постановки мюзиклов, что еще, во время пения делают актеры в музыкальном спектакле? -Верно. Самая яркая черта мюзиклов - танец. Сформулируйте тему нашего урока | Формирует диалоговые формы работы и потребность поделиться своими знаниями. Формулирует вопрос, на который в процессе урока дети получают ответ. Организует беседу, выявляющую знания учащихся. | Слушают фрагмент из оперы Коваля М. «Волк и семеро козлят» Высказывают предположения. Определяют тему урока под руководством учителя. Совместно с педагогом формулируют вопрос. Слушают собеседника, высказывают свое мнение. |
| | В 18 веке впервые стали изучать и записывать народную песню, появились первые сборники народных песен с напевами. Крупнейшие поэты и писатели обращались к народной песне как источнику русской поэзии, русского литературного языка. Широкое отражение народная песня нашла и в русской профессиональной музыке: в опере, симфонии, концерте. | Предоставляет краткую информацию о связи народной и композиторской музыки | Выявление связей народной и композиторской музыки |
| | Этот жанр появился сравнительно недавно, в середине прошлого века, в Америке. Слово мюзикл английского происхождения, сокращённо musical comedy-музыкальная комедия. Отдельные мелодии мюзикла становятся очень популярными. Итак, Мюзикл – это музыкально-сценический жанр, использующий выразительные средства музыкального, драматического, хореографического и оперного искусств. | Подводит итог. | Работа со словарем. |
| | Характерные особенности: Широта жанрового диапазона (комедия, драма, трагедия); Ведущая роль музыки эстрадного плана; Равноправие музыки, танца и разговорного жанра в драматургии спектакля; В основе – литературные произведения; Стремление к содержательности, высокой идейности, глубине мысли, серьезности проблематики. -В данное время существует достаточно много интересных мюзиклов. И сегодня мы будем знакомиться с увлекательным английским мюзиклом. Как бы Вы назвали данный спектакль ? (слайд: фрагменты мюзикла «Кошки» -Все верно, мюзикл называется «Кошки», «Cats». -Почти 70 лет назад английский писатель Томас Элиот сочинил забавные стихотворения о кошках, для своих племянников. Эта книга и стала литературной основой мюзикла. Скажите, как называется литературная основа к опере, балету? (либретто). -Совершенно верно. Литературная основа мюзикла тоже называется либретто. - Английский композитор Эндрю Ллойд Уэббер написал музыку к либретто. Так и получился мюзикл «Кошки». -В мае 1981 года состоялась премьера мюзикла «Кошки». Этот спектакль был поставлен более чем 30-ти странах, переведен на 14 языков, его посмотрело 50 млн. человек. Символом и эмблемой мюзикла стал черный кот, которого выдают сверкающие глаза. В 2006 году этот мюзикл ставили у нас в Москве. -Визитной карточкой стал высококачественный грим (кошачий). | Организует беседу. Активизация знаний о композиторе | Высказывают свое мнение. Определяют специфику деятельности композитора. Контролируют правильность ответов своих одноклассников |
| | Где можно услышать мюзикл? Кто принимает в создании мюзикла? | Активизация знаний о мюзикле. | Выделять существенную информацию о понятии, затем сравнивают с информацией, представленной учителем на слайде |
4 | Открытие нового знания СЛУШАНИЕ | -Итак, полночь, гигантская помойка и в свете луны начинают с разных щелей выползать коты. Это собирается на ежегодное собрание племя «джелли». Они пришли сюда, чтобы повеселиться и продемонстрировать друг другу свои уникальные умения петь и танцевать, а затем выбрать самого достойного для путешествия в кошачий рай. В центре свалки лежит автомобильная шина, именно на ней лучшая кошка отправляется на небо. Все кошки в сборе и звучит первая песня, в которой все коты поют о своем племени «джелли». Давайте послушаем небольшой фрагмент и ответим каков характер кошек? | Организует прослушивание аудиозаписи. | Слушают фрагмент. Отвечают на поставленный вопрос. |
| | «Песня Джелликл кошек». -Каков характер кошек? -Что Вы себе представили, слушая фрагмент? -Как двигались кошки? Попробуйте передать их характер с помощью движения. Они двигались по-разному: кто-то изящно, кокетливо, кто-то хвастливо, а кто-то очень злился. -Попробуем изобразить их в танце, добавляя хлопки руками. Импровизируют. — Вот, например, главная героиня мюзикла кошка Гризабелла -Послушайте главную тему Гризабеллы (наигрывает главную тему). -Какой характер музыки? Какой нам музыка нарисовала героиню? -Пофантазируем, какая Гризабелла, судя по мелодии - Действительно Гризабелла-старая кошка, которая когда-то в молодости, когда была красива и очаровательна, покинула племя, а теперь, постаревшая и одинокая пытается уговорить кошек принять её назад. | Организует работу с учебником. | Отвечают на вопросы Знакомятся с материалом учебника. Слушают. Участвуют в совместном исполнении песни. |
5 | Пение | -Дети разучивают мелодию арии Гризабеллы «Память» Вокально-хоровая работа (кантиленное пение, работа над дыханием). -Разучивание песни со словами. Вокально-хоровая работа (дыхание, дикция) Исполнение. Дети исполняют песню -Гризабелла после этой песни падает без сил. Как бы Вы отнеслись к Гризабелле после этой арии? -Верно, ведь кошки очень похожи на людей. А одно из главных достоинств человека - уметь прощать, сострадать. И кошки простили Гризабеллу, и дали право возродиться для новой жизни в кошачьем раю. | Формирует диалоговые формы работы и потребность поделиться своими впечатлениями и знаниями. Аккомпанирует. Подводит итог. | Анализируют средства музыкальной выразительности. Работа с учебником. Пение с ориентацией на нотную запись. Участковую в коллективной исполнительской деятельности Применяют словарь эмоций для характеристики звучащей музыки. Высказывают свое мнение. Совместный поиск ответов на вопросы. |
| | - Фрагмент видеозаписи мюзикла «Кошки». | Организует просмотр. видеофрагмента финала мюзикла «Кошки». | Просмотр видеофрагмента, с целью сравнения художественного и музыкального образа. Находят жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства. |
| | Какая музыка больше понравилась вам? | | Передают свои музыкальные впечатления в устной форме. |
6 | Вывод. | –А теперь определим черты и особенности прослушанной музыки, и сравним ее с характерными чертами оперы и балета. Работа с таблицей. | Подводит итог | Анализируют информацию на слайде. Проявляют эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальному произведению при исполнении. |
7 | ПЕНИЕ | Дж.Гершвин «Хлопай в такт!» | | Участвуют в совместном исполнении. |
8 | Подведение итогов урока | Сегодня на уроке прозвучало много музыкальных произведений. Что их объединяет? (Связь с литературой). | Организует рефлексию. Учитель узнаёт какую задачу ставили на уроке? Удалось ли её решить? Какие получили выводы? Каким образом можно встроить эти знания в систему знаний о музыке в целом. Оценивает деятельность учащихся на уроке. | Учащиеся называют цели и задачи, которые они совместно с педагогом формулировали в начале урока, анализируют все ли успели и усвоили в процессе урока. Оценивают собственную деятельность на уроке, во время различных этапов урока. |