Ф.И.О. учителя: Демидова Елена Юрьевна.
МБОУ «СОШ №3 им. Страховой З.Х.» г. Донской, Тульской области.
Предмет: музыка.
УМК: программа по музыке для общеобразовательных учреждений «Музыка 1-4 классы», авторы Усачёва В.О., Школяр Л.В., Школяр В. А., («Вента-Графт», 2017) г.; учебник «Музыка 2 класс», серия «Начальная школа 21 века», авторы Усачёва В.О., Школяр Л.В., Школяр В. А., («Вента-Графт», 2016) г.;
Оборудование: проектор, ноутбук, фортепиано.
Организация пространства: дети сидят в обычном порядке в классе, промежутки между партами должны быть удобными для хорового пения и выполнения музыкально-ритмических движений.
Цели урока | Формирование музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры школьников, через знакомство с шедеврами русской музыкальной культуры. | |
Задачи урока | • включить учащихся в учебную деятельность; • организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок; • актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала; • организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности; • зафиксировать новое содержание во внешней речи; • развитие вокально-хоровых способностей и чувства ритма; • организовать самостоятельную работу; • оценить собственную деятельность на уроке. • развитие творческих способностей детей. • умение слушать и анализировать характер музыки. | |
Методы организации учебной деятельности | • метод идентификации – вживание в образы искусства; • метод организации художественно-эстетической среды; • поиск выразительных средств исполнения; вокально-хоровая работа. | |
Форма организации урока | • Групповая – хоровое пение, слушание, музыкально-ритмическая деятельность • Фронтальная – музыкальная беседа - рассуждение • Индивидуальная – самостоятельное выполнение задания. | |
Используемые технологии | Технология деятельностного метода, технология проектной и исследовательской деятельности, Информационно - коммуникационные технологии, игровые технологии. | |
Тип урока | Комбинированный | |
Вид урока | Интегрированный | |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: научатся: умению определять лад, настроение музыки, характер музыкального произведения и проецировать его на произведения изобразительного искусства; различать инструменты симфонического оркестра, понимать музыкальные термины «лад», «мажор», «минор», «кульминация». Продолжат знакомство с творчеством русского композитора Г. В. Свиридова. получат возможность научиться: воплощать полученные впечатления в изобразительном творчестве и музыкально-ритмических импровизациях; оперировать практическими знаниями при исполнении музыкального произведения (выделять главное, сравнивать, выражать свое отношение благодаря средствам музыкальной выразительности) и представлять их в виде устного или письменного текста, рисунка. Метапредметные: Познавательные: перерабатывать полученную информацию: развивать эмоциональную отзывчивость, чувствовать настроение музыки и чувства, мысли композитора; сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий; формировать исследовательские навыки при работе с музыкальным произведением; развитие умений и навыков осуществлять деятельность в разных видах и формах; Регулятивные: совместно с учителем создавать и формулировать учебную проблему; составлять план решения проблемы (задачи); работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя; уметь аргументированно высказывать свое мнение. Коммуникативные: доносят свою позицию до других: высказывают свою точку зрения и пытаются ее обосновать, приводя аргументы; создают ситуаций для высказывания своей точки зрения в обсуждении вопросов в паре и коллективе; Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения на основе развития эмоциональной сферы, интереса и любви к музыке, желания слушать и исполнять ее. | |
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная | |
Образовательные ресурсы | Презентация «Мажор. Минор» | |
Этапы | Обучающие и развивающие компоненты, задания | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимодействия | Универсальные учебные действия | Виды контроля |
I.Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Учитель приветствует учеников. Проверяет готовность учащихся к занятию, создает эмоциональный настрой для знакомства с учебным материалом Учитель ((поёт): Здравствуйте, ребята. | Учащиеся(поют): Зравст – вуй – те! . | Групповая | Личностные : развитие эмоционально-нравственной отзывчивости, понимают значение знаний для человека и принимают его. | выполнение действий по плану |
II.Актуализация знаний | Слушать вопросы учителя. Отвечать на поставленные вопросы. Высказывать свои суждения. | Учитель: Давайте вспомним как называлась тема прошлого урока. Учитель: Как вы поняли, что такое кульминация? Учитель: С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке и кто автор музыки?(слайд- портрет Свиридова) Учитель: Давайте ещё раз послушаем «Тройка» Г. В. Свиридова, выполняя музыкально-ритмические движения. Каким движением мы изображали кульминацию? (слайд «Тройка лошадей» в живописи) Учитель: Как ярко и реалистично изображена тройка лошадей на картинах русских художников.(слайд «Тройка лошадей в живописи» Давайте полюбуемся вашими рисунками. (Д/З прошлого урока) Учитель: какую песню мы разучивали на прошлом уроке? Давайте исполним песню, но сначала распоёмся. Распевки: 1.«Мы шагаем вверх — мы шагаем вниз». 2.«Пароходик-пароход мимо пристани плывёт». 3.«Наш проказник рыжий кот вымазал сметаной рот». Учитель: Давайте исполним «Песню о картинах» (муз. Г. Гладкова, сл. А. Кушнера). Учитель: Сегодня мы начинаем разучивать новую песню «Песенку о солнышке, радуге и радости» (муз. И. Кадомцев, сл. Р. Копф). | Учащиеся: «Кульминация». Кульминация-вершина музыки, наивысшая точка подъёма музыки. Учащиеся: “Тройка” музыку сочинил русский композитор Г. В. Свиридов. Учащиеся: Кульминацию мы изображали, поднимая руки вверх. Учащиеся: выставка рисунков « Тройка лошадей». Учащиеся: « Песня о картинах». (Учащиеся распеваются) Учащиеся: исполняют «Песню о картинах» Учащиеся: разучивают «Песенку о солнышке, радуге и радости» | фронтальная | Коммуникативные: слушают собеседника, владеют своей речью, диалогической и монологической формами речи Личностные: проявляют дисциплинированность, положительные качества личности и управляют своими эмоциями в соответствии с ритмическими движениями в различных ситуациях Коммуникативные: слушают, высказывают свои предположения. Отвечают на вопрос, заданный учителем в развернутой форме. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при ответах на вопросы, осуществляют пошаговый контроль; адекватно воспринимают оценку учителя. Коммуникативные: используют вокальные умения и навыки для регуляции своего действия Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. Личностные: проявляют дисциплинированность, положительные качества личности и управляют своими эмоциями в различных ситуациях | выполнение действий по плану |
III.Подготовка проблемной ситуации | Слушать вопросы учителя. Отвечать на поставленные вопросы. Высказывать свои суждения. | Учитель подводит суждения детей к восприятию основной темы урока. Задает наводящие вопросы. Учитель: К нам пришли гости. ( выходят мальчики, Мажор и Минор) Учитель: Мы рады знакомству с вами, будьте нашими гостями и друзьями. (слайд «Мажор, Минор.») Ребята, вы уже догадались какая тема нашего урока? Ребята, как вы поняли, что такое Лад? С какими двумя ладами мы познакомились? Какое настроение имеет Мажор и Минор? (Слайд «Мажор. Минор» Учитель: Давайте послушаем новое музыкальное сочинение, а как оно называется вы придумаете сами. (слайд «Весна. Осень». Звучит «Весна. Осень» Г.В.Свиридова) Учитель: Мы послушали сочинение Г. В. Свиридова «Весна. Осень». ( слайд портрет Свиридова) Давайте выясним темп музыки? В каком ладу, мажоре или миноре сочинено это произведение? | Учащиеся: Мажор, Минор(мальчики): Мы два брата, Мы два лада! Мажор: Сообщить, друзья вам рад: настроение в музыке называют лад! Я - Мажор, я бодр и весел, знаю много шуток, песен. Минор: Я- Минор! Часто плачу я, грущу, не смеюсь и не шучу. Учащиеся: «Мажор и Минор» Лад - это настроение музыки. Мажор — весёлый, радостный, светлый лад. Минор — грустный, печальный лад. Учащиеся: ответы детей. Учащиеся: темп медленный, протяжный, плавный, спокойный, умеренный. Весна – мажор, осень – минор. | Фронтальная. Индивидуальная | Коммуникативные: слушают, высказывают свои предположения. Отвечают на вопрос, заданный учителем в развернутой форме, используют свою речь для регуляции своего действия Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров Коммуникативные: слушают собеседника, владеют своей речью, диалогической и монологической формами речи Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. Личностные: Учатся анализировать информацию и грамотной речью воплощать в жизнь свои мысли. Коммуникативные: слушают собеседника, владеют своей речью, диалогической и монологической формами речи Познавательные: Учатся анализировать информацию и с интересом воспринимать новые знания | выполнение действий по плану |
IV. Осознание проблемы | Внимательно слушать, оценивать сказанное учителем, делать выводы из услышанного. | Учитель: Давайте ещё раз послушаем «Весна. Осень» Г.В. Свиридова и нарисуем музыкальные иллюстрации. | Учащиеся: (рисуют) (Прослушивание музыкального произведения) | Фронтальная, групповая. Индивидуальная | Личностные: проявляют свои творческие способности; развивают эмоциональную отзывчивость и музыкальную фантазию, воображение. Проявляют интерес, формируют собственное отношение к произведению Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. Познавательные: Учатся анализировать информацию о произведении осуществления; логические- осуществляют поиск необходимой информации Регулятивные: учатся действовать в соответствии с поставленной задачей, отслеживать понимание нового материала, осуществлять взаимоконтроль. Личностные: проявлять интерес, формировать собственное отношение к произведению | Осуществление самоконтроля по образцу |
V. Целеполага ние. Открытие нового знания | Учатся вести диалог с учителем, отвечать по теме, делать вывод. Узнают главные черты и отличия мажора и минора. В каком ладу композитор изобразил весну и осень? | Учитель: Давайте с помощью карточек уточним в каком ладу композитор изобразил весну и осень? Соответствует ли характер музыки этим временам года и почему? | Учащиеся: (показывают карточки с изображением весёлого и грустного мальчика). Ответы детей. | Фронтальная | Регулятивные: учатся действовать в соответствии с поставленной задачей, отслеживать понимание нового материала, осуществлять взаимоконтроль. Познавательные: Уметь применять знания при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности. Коммуникативные: формирование умения грамотно строить речевые высказывания. Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют цели и способы их осуществления; логически осуществляют поиск необходимой информации. Выявляют различные по смыслу музыкальные интонации. Регулятивные: принимают инструкцию педагога и четко следуют ей, осуществляют итоговый и пошаговый контроль. | Устный опрос Осуществление самоконтроля Выполнение действий по плану |
VI. Осмысление и закрепление материала | Учатся внимательно слушать музыку. Работать над определением музыкальных выразительных средств фрагмента для правильной передачи колоритов красок при оформлении данной работы. | Учитель: Давайте в заключении урока продолжим разучивание новой «Песенки о солнышке, радуге и радости». Но сначала, ответим о каком времени года поётся в этой песне? | Учащиеся: ответы детей. Разучивание песни. | Групповая | Личностные: проявлять интерес, формировать собственное отношение к произведению. Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют цели и способы их осуществления; логические-осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: принимают инструкцию педагога и четко следуют ей, осуществляют итоговый и пошаговый контроль. | Выполнение действий по план |
VII.Обобщение урока и вывод. | освоение темы урока на основе полученных знаний Делают вывод темы урока Учащиеся высказывают свое мнение, отвечают на вопросы, заданные учителем. Строят логические цепочки рассуждений | Учитель: Ребята, что мы приобретаем с приходом весны и осени? Учитель: Каждое время года имеет свои достоинства, а так же и недостатки. Д/З: закончить рисунок «Весна. Осень» Учитель (поёт): До свидания, дети. | Учащиеся: Хорошее весеннее настроение, много солнечного света, тепла. Осенью нам становится печально и грустно, но мы любуемся разноцветными листочками. Осень приносит дары: овощи, фрукты, ягоды, грибы. Учащиеся (поют): До-сви-да-ни-я. | Фронтальная Групповая | Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют цели и способы их осуществления; логические- осуществляют поиск необходимой информации; умение извлекать необходимую информацию, структурировать информацию распознают значимость музыкальных интонаций, фраз, предложений. Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, обмениваются мнениями. | Оценивание учащихся за работу на уроке. Осуществление самоконтроля по образцу. |