СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока музыки во 2 классе на тему: "Симфоническая сказка" (С.С.Прокофьев "Петя и волк")

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Симфоническая сказка" (С.С.Прокофьев "Петя и волк"). Тип урока: изучение и закрепление новых знаний и способов действий. Урок - путешествие в симфоническую сказку.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока музыки во 2 классе на тему: "Симфоническая сказка" (С.С.Прокофьев "Петя и волк")»









Технологическая карта урока музыки во 2 классе


на тему: «Симфоническая сказка» (С.С. Прокофьев «Петя и волк»)


по учебнику Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой,

Т.С. Шмагиной.







Подготовила:

учитель музыки МОУ «СОШ №2»

Фандунц А.С.

















Симфоническая сказка (С.С. Прокофьев «Петя и волк»)


Педагогические цели: способствовать ознакомлению с новым жанром –симфонической сказкой, расширению знаний о многообразии музыкальных жанров; содействовать развитию умений «читать» партитуру (видеть появление действующих лиц и включение их в общение), слышать различное звучание музыкальных инструментов, характеризующих действующих лиц сказки; создать условия для развития способности сопереживания музыкальным образам, воспитания чуткого отношения к «братья меньшим».


Тип урока: изучение и закрепление новых знаний и способов действий. Урок –путешествие в симфоническую сказку.


Проблема урока: Каким персонажам сказки принадлежат музыкальные темы? Какие инструменты их исполняют? Можно ли рассказать сказку без слов?


Планируемые результаты (предметные): узнают смысл понятий и музыкальных терминов лейтмотив, концертный зал, сюжет, тема, тембр, партитура, инструменты симфонического оркестра; тембровое звучание инструментов, состав симфонического оркестра.

Научатся: различать на слух инструменты симфонического оркестра, сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки, следить по партитуре за развитием музыки, выделять изобразительность и выразительность в музыке; определять по характеру музыки героев; передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого –либо вида музыкально –творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений.

Получат возможность научиться: узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки; воплощать мысли и чувства в звучании голоса и различных инструментов; передавать свои впечатления в рисунке; сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях; передать настроение героя в любой форме (пластика, речь, интонирование).


Личностные результаты: осуществляют эмоциональное восприятие музыкальных произведений; проявляют интерес к отдельным видам музыкально –практической деятельности; имеют мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; овладевают навыками сотрудничества с учителями и сверстниками.


Метапредметные универсальные учебные действия:

Регулятивные: выполняют учебные действия в качестве слушателя; концентрируют волю для преодоления интеллектуальных затруднений; стабилизируют эмоциональное состояние для решения поставленных учебных задач.

Познавательные: осуществляют поиск необходимой для реализации учебно –познавательной задачи информации; осваивают способы решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений.

Коммуникативные: ставят вопросы; обращаются за помощью; контролируют свои действия в коллективной работе.


Основное содержание темы, понятия и термины: музыкальные инструменты. Симфонический оркестр. Знакомство с внешним видом, тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов симфонического оркестра. Музыкальные портреты и образы в симфонической музыке. Музыкальное развити5 в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности (тембр). Концертный зал. Сюжет. Тема. Тембр. Партитура. Симфоническая сказка. Инструменты симфонического оркестра. Дирижер. Инструменты симфонического оркестра, тембры инструментов.


Образовательные ресурсы: учебник с 88-89 ,90-93; портрет С.С. Прокофьева; презентация «Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк».


Музыкальный материал: С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»



Структура урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организация урока

Приветствие обучающихся.

-Проверим готовность к уроку

Приветствие учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

2. Подготовка к основному этапу

Организует работу с рисунками и фотографиями в учебнике (с.88 -89).

Обращаем внимание на изображение здания Большого зала Московской консерватории – одного из лучших концертных залов России, памятник П.И.Чайковскому, установленный перед входом в Московскую государственную консерваторию, которая носит его имя. Рассказ сопровождается звучанием знакомых сочинений П.Чайковского («Марш», «Вальс снежных хлопьев», «Па-де-де» из балета «Щелкунчик»

Рассматривают рисунки и фотографии, описывают их, слушают рассказ учителя.







Слушают знакомые сочинения П.Чайковского

3. Постановка учебной задачи

Предлагает прочитать тему урока.

- В опере вы уже встречались с музыкальными темами - характеристикой героев детской оперы М.Коваля «Волк и семеро козлят». Но если в опере эти темы персонажи поют, то в сказке «Петя и волк» С.Прокофьева темы героев исполняют разные инструменты симфонического оркестра. Каждый из инструментов имеет свой неповторимый голос –«тембр», как говорят музыканты.

- Мы познакомимся с действующими лицами симфонической сказки «Петя и волк», увидим и услышим музыкальные инструменты, которые исполняют их темы, научимся различать тембры музыкальных инструментов на слух.

Читают тему урока. Слушают рассказ учителя.

Знакомятся с учебными задачами урока

4. Усвоение новых знаний и способов действий.

С.С.Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»

Рассказывает о создании симфонической сказки:

Сказку «Петя и волк» Сергей Сергеевич Прокофьев написал в 1936 году. Это сказка не обычная -это музыкальная, симфоническая сказка. Называется она симфонической потому что написана для симфонического оркестра. Это – своеобразный путеводитель по симфоническому оркестру. В ней (как в опере и балете) каждый персонаж имеет свою музыкальную тему –характеристику. Но главное заключается в том, что эти темы исполняет какой –либо инструмент (или группа инструментов) симфонического оркестра.

С.С.Прокофьев был первым композитором, который решил познакомить ребят со звучанием симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки. Каждый персонаж сказки имеет свою музыкальную тему.

Композитор хотел, чтобы дети научились слушать симфоническую музыку. И перед началом исполнения этой музыки детям показывали инструменты и играли на них музыкальные темы действующих лиц сказки. За время исполнения дети слышали эти музыкальные темы много раз и учились различать тембры инструментов. Итак, у каждого персонажа сказки есть своя музыкальная тема и свой инструмент с определенным тембром, который исполняет музыкальную тему.

Отважный пионер Петя – это главный герой сказки. Его тема звучит в духе веселого марша. А исполняют тему Петю струнно – смычковая группа инструментов: 2 скрипки, альт и виолончель.

Слушание темы.

- Как вы думаете, какой характер у Пети? Каким изобразила его музыка?


- Далее, появляется следующий персонаж сказки – это птичка. Ее тему исполняет флейта. Этот инструмент относится к деревянно –духовой группе.

Послушайте внимательно ее тему.

Слушание темы.

- Какое настроение у птички? Какой можно представить эту птичку?








- Тему следующего персонажа –утки -исполняет гобой –деревянно –духовой инструмент. Тембр гобоя звучит «гнусаво», так и слышится утиное «кря-кря».

Слушание темы.

- Какой изображает утку музыка?




- Но вот появляется кошка! Ее лейтмотив исполняет кларнет – из семейства деревянно – духовых инструментов.

Слушание темы.

- Что вы можете сказать о кошке, прослушав ее тему?



- Вслед за кошкой появляется дедушка Пети. Он обеспокоен тем, что Петя вышел за калитку, - ведь «места опасные. Если из лесу прибежит волк, что тогда?»Его тему исполняет инструмент деревянно –духовой группы –фагот.

Это самый низкий по звучанию инструмент из этого семейства.

Не зря Прокофьев изобразил им именно дедушку. Фагот, исполняющий тему дедушки, звучит постариковски ворчливо и хрипловато.

Слушание темы.

- похоже на ворчливого дедушку?

- еще один персонаж сказки –волк! Его тему исполняют валторны – инструменты медно – духовой группы.

Слушание темы.

- Что вы можете сказать о теме этого персонажа? Что вы услышали в музыке, каким предстает перед нами Волк? Это положительный или отрицательный персонаж в этой сказке?

- Наконец, появляются охотники, которые идут по следам Волка. Сейчас внимательно послушаем их тему и попробуем определить, какие инструменты ее исполняют.

Слушание темы.

- Тему Волка исполняет группа ударных инструментов. А именно литавры и барабаны.

Организует работу с нотными записями в учебнике, с.90-91.

- Послушайте и определите, каким персонажам сказки принадлежат эти музыкальные темы. Какие инструменты их исполняют?

Мы с вами сегодня познакомились с инструментами симфонического оркестра.

- Итак, какие группы инструментов входят в состав симфонического оркестра?

- Какие инструменты входят в каждую группу?

Слушают рассказ учителя.







































Слушают тему.

- Веселым, озорным, радостным. Он идет, что-то напевает и подпрыгивает.






Слушают тему

- веселое, радостное, счастливое. Можно представить ее сидящей высоко на ветке дерева и поющей. Или как будто птичка очень часто машет своими крылышками и летает над землей, не зная куда приземлиться.





Слушают тему

- Она медлительная, спокойно идет по дороге, переваливаясь с одной лапки на другую, и крякает.




Слушают тему.

- кошка на мягких лапках осторожно крадется к птичке. Иногда она останавливается.













Слушают тему.

- Да.




Слушают тему.

- Музыка изображает Волка опасным хищником. Это злой волк! Слышно, как он воет.






Слушают тему

- это барабаны –ударные инструменты.


Работают с нотными записями.







- струнные, деревянно –духовые, медно –духовые, ударные.

- струнные (скрипка, альт, виолончель, контрабас); деревянно – духовые (флейта, гобой, кларнет, фагот); медно – духовые (туба, труба, тромбон, валторна); ударные (барабан, тарелки, литавры, треугольник)

Партитура

А сейчас давайте поговорим, куда же записываются ноты.

Все ноты записываются в нотную тетрадь, ноты написанные для инструментов симфонического оркестра записываются в партитуру.

Организует работу с партитурой (учебник, с.92-93)

- Партитура – особая нотная запись, которая объединяет все голоса инструментов оркестра.

- Слушая музыку, проследите по партитуре, кто из действующих лиц и когда появляется. Как они разваривают между собой?


Слушают учителя.








Знакомятся с понятием «партитура».


Слушают музыку и работают с партитурой.

5. Закрепление знаний и способов действий

Предлагает сделать задания в рабочей тетради на с.24 -25

Выполняют задания в рабочей тетради

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

- Продолжи фразу:

Сегодня я узнал… я понял что,

Было интересно… теперь я могу

Было трудно…

Отвечают на вопросы учителя

7. Домашнее задание

Нарисуйте иллюстрацию к симфонической сказке «Петя и волк» С.С.Прокофьева.

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи.

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи.