СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Мышцы,их строение и функции"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для  учащихся 8 класса по теме: "Мышцы". Урок открытия новых знаний.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Мышцы,их строение и функции"»

Технологическая карта урока

Предмет Биология

Дата

Тема урока Мышцы, их строение и функции

Тип урока Урок открытия нового знания

Цель урока Деятельностная: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия. Образовательная: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов.

Цели урока: образовательная: формирование общеучебных умений и навыков: планировать учебную работу, работать с учебником (пользоваться оглавлением, находить в учебнике нужный текст, разбивать его на смысловые части, самостоятельно изучать новый материал)

воспитательная: пробуждение и развитие познавательных интересов учащихся

развивающая: развитие логического мышления учащихся

предметная: организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения новой темы

Оборудование, ЭОР и интернет ресурсы урока, учебники

Формы работы с учащимися фронтальная

Основные понятия : миофибриллы, нити белка актина и миозина, поперечно –полосатая скелетная и сердечная мышца, гладкая мышца, сухожилие

Методы работы с учащимися методы самостоятельной работы

по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся: работа с книгой

по источнику получения знаний: практические

по степени активности познавательной деятельности учащихся: частично поисковый

по логичности подхода: аналитический

по степени самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых: частично поисковый (эвристический)

Содержание этапов урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный этап. (1-2 мин)

Цель этапа. Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока. Установить тематические рамки учебной деятельности ("могу")

Создаёт условия для включения учащихся в учебный процесс

- Ребята садитесь поудобнее, закройте глаза, расслабьтесь, а сейчас откройте глаза и улыбнитесь друг другу. Вы сегодня будете работать группой, как одна команда.

Настраиваются на предстоящую работу в классе

Личностные:

смыслообразование (Я должен посмотреть…)

Регулятивные:

волевая саморегуляция

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

  1. Этап проверки домашнего задания. (4-5 мин)

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Цель этапа. Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; выявить причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях; стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладению рациональными приемами учения и самообразования, организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.

Проверка домашнего задания проходит в форме «Мысли на столе».

Каждый член команды берет 4 листочка бумаги

.- На каждом листочке бумаги:

1.Придумайте одно слово, с понятием «Скелет»

2.Проговорите это слово громко для членов вашей команды и запишите на одном листочке бумаги

3.Положите на центр стола лицевой стороной вверх

4. Повторите шаги 1-3, пока не используете все листочки.

- Наш урок я хочу начать с эпиграфа: Жизнь - это постоянное изменение. Как только движение останавливается, человек старится и умирает.(Андре Моруа) (слайд №1) –Как вы понимаете этот эпиграф?


- Мы с вами тему: «Скелет» прошли. Какой еще орган отвечает за движение?

-Что вы уже знаете по этой теме?



- Что вы бы хотели еще узнать по этой теме?

-И так Тема нашего урока:

-И теперь давайте сформулируем цель нашего сегодняшнего урока, исходя из нашей темы.

Ребята выполняют задание учителя. После участник №1 зачитывает полученные слова.


















- Если человек не движется, значит он больной. Значит у него больные кости или -мышцы.(Примерный ответ)

-мышцы.


-мышцы составляют мышечную ткань, они выполняют опорную и защитную функции, скелетные мышцы приводят в движение скелет.

- О строении и функциях.

«Мышцы их строение и функции» (слайд №2)

-Изучить строение мышц и их функции

Познавательные:

Личностные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

  1. Этап усвоения новых знаний или способов действий. (10 мин)

Цель этапа. Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса, а так же правила, принципы, законы. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств.

Организует изучение нового материала

- Обучающая структура «Эй Ар Гайд» (слайд№4)

-В Столбике «До» поставьте «+», если вы согласны с этим утверждеием, или «-«, если вы не согласны.

Включает Видео https://interneturok.ru/lesson/biology/8-klass/bopornodvigatelnaya-sistemab/myshtsy-tipy-myshts-ih-stroenie-i-znachenie?block=player

-Теперь по завершению просмотра видео, еще раз прочтите все утверждения. Поставьте в столбике «После» «+», если вы согласны с утверждением, «-« , если не согласны. Сравните столбики.

- Какие из этих утверждений являются самыми важными для вас?

Записывают тему урока в тетрадь

Работают с листочками отмечают «Да» (Приложение №1)



Просматривают видео

Работают с листочками отмечают в столбике «После»









Отвечают на вопрос.

Познавательные:

Личностные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

  1. Этап проверки понимания учащимися нового материала. (15 мин)

Цель этапа. Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.

Организует построение проекта выхода из затруднений Организует взаимопроверку

- Сегодня мы больше будем говорить о скелетных мышцах. Сейчас вы будете работать сообща. На рабочих листах выполните задания. (Приложение №2) Вам в этом поможет учебник с.117-121, дополнительный материал (Приложение №3), слайды №6,7,8,9

- Закончили работу? А теперь пожалуйста изложите, что у вас получилось?

Выполняют задание Осуществляют поиск необходимой информации для решения задания

По окончании работы учащиеся выступают по очереди.

Познавательные:

Личностные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

  1. Физминутка

Цель этапа. Создать условия для снятия переутомления учащихся, смены вида деятельности, переключения внимания.

Организовывает проведение физкультминутки

-Мы теперь знаем какие существуют основные группы мышц. Они у нас устали, давайте разомнем их. Сначала разомнем мышцы пояса верхних конечностей. (Круговые движения плечами, рывки в сторону)

-Руки на пояс наклоны в стороны, разомнем мышцы туловища.

-а теперь мышцы нижних конечностей. Поднимаемся на носочки.

- какие мышцы мы не затронули?

-По каким признакам можно разделить мышцы на группы?

Повторяют упражнения за учителем













-мышцы шеи

- По форме, расположению, по выполняемым функциям, по строению

Познавательные:

Личностные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

  1. Этап закрепления материала. Самостоятельная работа с самопроверкой. Применение знаний и способов действий (10мин)

Цель этапа. Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу, выявить и корректировать возможные ошибки, определить способы действий, которые вызывают у учащихся затруднения и им предстоит их доработать.

Организует включение нового знания в систему знаний Организовывает работу учащихся Определяет пробелы в знаниях, дает краткий разбор допущенных ошибок Выявляет и разбирает типичные ошибки учащихся

-Какие основные функции выполняют мышцы?

-Какие основные группы мышц вы запомнили?

-По каким признакам классифицируются мышцы?

- А сейчас я вам предлагаю выполнить небольшой тест (Приложение № 4)

-Закончили? Проверьте , в помощь вам слайд.

- Кто не справился? Что вызвало затруднение? Как это можно исправить?

Отвечают на вопросы учителя Определяют уровень усвоения нового способа действий (с переводом в оценку) Выполняют тест Разбирают типичные ошибки

(Тест раздается каждому ученику.)Оценивают свою работу.

Познавательные:

Личностные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

  1. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (3 мин)

Цель этапа. Сообщить учащимся содержание домашнего задания, разъяснить способы его выполнения.

Задаёт и комментирует дифференцированное домашнее задание Слайд №

Записывает домашнее задание

Познавательные:

Личностные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия. (2 мин)

Цель этапа. Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

Устанавливает соответствие между поставленной целью и результатом урока-на каком этапе урока вам было легче, интереснее?-На каком этапе испытали затруднения?-Все ли вы узнали , что хотели узнать? Достигнута ли цель? Выставляет оценки с комментарием.

Оценивают достижение поставленных целей Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Познавательные:

Личностные:

Регулятивные:

Коммуникативные:





























Приложение №1 Эй Ар Гайд

До

Утвеждения

После


Существует три типа мышц



Поперечно-полосатые мышцы образованы поперечно- полосатой мышечной тканью



Гладкие мышцы образованы гладкой мышечной тканью



Сердечная мышца (миокард) образована сердечной поперечно-полосатой мышечной тканью



Гладкие мышцы расположены вокруг зрачка



Каждая мышца состоит из мышечных волокон, нитей- миофибрилл, сократительных нитей белка миозина и актина



Мышцы крепятся к костям с помощью нерастяжимых сухожилий





Приложение №1 Эй Ар Гайд

До

Утвеждения

После


Существует три типа мышц



Поперечно-полосатые мышцы образованы поперечно- полосатой мышечной тканью



Гладкие мышцы образованы гладкой мышечной тканью



Сердечная мышца (миокард) образована сердечной поперечно-полосатой мышечной тканью



Гладкие мышцы расположены вокруг зрачка



Каждая мышца состоит из мышечных волокон, нитей- миофибрилл, сократительных нитей белка миозина и актина



Мышцы крепятся к костям с помощью нерастяжимых сухожилий





Приложение №1 Эй Ар Гайд

До

Утвеждения

После


Существует три типа мышц



Поперечно-полосатые мышцы образованы поперечно- полосатой мышечной тканью



Гладкие мышцы образованы гладкой мышечной тканью



Сердечная мышца (миокард) образована сердечной поперечно-полосатой мышечной тканью



Гладкие мышцы расположены вокруг зрачка



Каждая мышца состоит из мышечных волокон, нитей- миофибрилл, сократительных нитей белка миозина и актина



Мышцы крепятся к костям с помощью нерастяжимых сухожилий













Приложение №2

Рабочий лист

  1. Какие функции выполняют мышцы?

  2. Сколько у человека скелетных мышц?

  3. Подпишите части мышцы




  1. Как мышцы крепятся к скелету?

  2. Заполните схему:

Мышца------


  1. Объедините мышцы в схеме:












Приложение №3

Дополнительный материал.

Мышцы образуют активную часть опорно-двигательного аппарата. Они прикрепляются к костям скелета, действуют на костные рычаги, приво­дят их в движение. Поэтому их на­зывают также скелетными мышцами. В теле человека насчитывают око­ло 650 мышц.


Общая масса скелетной мускулатуры у новорожденных детей в среднем составляет 22% от массы тела, в 17—18 лет она достигает 35— 40%. У пожилых и старых людей относительная масса скелетных мышц уменьшается до 25—30%. У тренированных спортсменов мышцы могут составлять до 50% от всей массы тела.

Скелетные мышцы выполняют следующие функ­ции:

I) удерживают положение тела и его частей в пространстве;

2) обес­печивают передвижение тела (бег, ходьба и другие виды движений);

3) перемещают части тела друг от­носительно друга;

4) осуществляют дыхательные и глотательные движе­ния;

5) участвуют в артикуляции речи и формировании мимики;

6) вы­рабатывают тепло;

7) преобразуют химическую энергию в механическую.

Значение тренировки мышц. Установлено, что при работе любого органа в него поступает больше крови, чем во время покоя.

Чем большую работу совершают мышечные волокна, тем больше питательных веществ и кислорода приносит кровь. При регулярной физической работе, занятиях физкультурой и спортом мышечные волокна быстрее растут, утолщаются и человек становится сильнее. Мышцы нуждаются в систематической тренировке. Этому способствуют регулярные физические упражнения, ходьба на лыжах, плавание. Физические упражнения оказывают благоприятное действие на весь организм, укрепляют здоровье, делают человека закаленным, способным выдерживать самые различные неблагоприятные воздействия внешней среды.













Приложение №4

Тест Напиши пропущенные слова.

Мышечная ткань бывает гладкая, сердечная, ……………….. Из поперечно – полосатой мышечной ткани образуются …………….. мышцы. Всего в теле человека насчитывают около ……. мышц. Мышцы состоят из пучков мышечных волокон, а в состав волокон входят нити ……… белков актина и ……. Выделяют условно три основные группы мышц: головы и шеи, ………………., …………... Мышцы классифицируют: по расположению, по форме, по ………., по строению (направлению мышечных волокон).







Тест Напиши пропущенные слова.

Мышечная ткань бывает гладкая, сердечная, ……………….. Из поперечно – полосатой мышечной ткани образуются …………….. мышцы. Всего в теле человека насчитывают около ……. мышц. Мышцы состоят из пучков мышечных волокон, а в состав волокон входят нити ……… белков актина и ……. Выделяют условно три основные группы мышц: головы и шеи, ………………., …………... Мышцы классифицируют: по расположению, по форме, по ………., по строению (направлению мышечных волокон).





Тест Напиши пропущенные слова.

Мышечная ткань бывает гладкая, сердечная, ……………….. Из поперечно – полосатой мышечной ткани образуются …………….. мышцы. Всего в теле человека насчитывают около ……. мышц. Мышцы состоят из пучков мышечных волокон, а в состав волокон входят нити ……… белков актина и ……. Выделяют условно три основные группы мышц: головы и шеи, ………………., …………... Мышцы классифицируют: по расположению, по форме, по ………., по строению (направлению мышечных волокон).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!