Общая часть |
Предмет | Литературное чтение | Класс, ФИ учащегося | 3 класс |
Тема урока | Н. Носов «Огурцы» |
Тип урока | Открытие нового знания |
Цель | создать условия для знакомства детей с рассказом Н. Носова «Огурцы»; отрабатывать навык выразительного чтения, научить учащегося противопоставлять добро злу, видеть и различать прекрасное и безобразное; научить сострадать, сопереживать, понимать боль других; совершенствовать умение анализировать произведение |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные (УУД) | Личностные |
познакомится с биографией Н. Носова и содержанием его произведения «Огурцы»; научится: выражать личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения, понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, подтверждать словами из текста, противопоставлять добро злу, видеть и различать прекрасное и безобразное, сострадать, сопереживать, понимать боль других людей | Познавательные: сравнивать мотивы поступков героев, из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей. Коммуникативные: руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения | рассказывать о своих чувствах, связанных с чтением произведений, делиться своим эмоциональным состоянием |
Коррекция нарушений развития ребенка | Развивать память, внимание, мышление, речь учащегося |
Организационная структура урока |
Этап урока | Основные виды деятельности учителя | Основные виды деятельности учащегося | Формируемые образовательные результаты |
Орг.момент | Приветствует учащегося, настраивает его на рабочий лад | Проверяет готовность к уроку, приветствует учителя, настраивается на урок | |
Самоопределение к деятельности | - Ты сегодня познакомишья с новым произведением, а как оно называется ты узнаешь отгадав загадку: Летом в огороде – свежие, зелёные, А зимою в бочке – жёлтые, солёные. Отгадайте, молодцы, Как зовут нас?… – Правильно, так и будет называться наше произведение. - А кто его автор ты узнаешь, расшифровав буквы – Прочитай тему урока. – Определи цели урока – Это произведение относится к рассказу. Вспомни, что такое рассказ? | Огурцы Носов Н. Носов «Огурцы» …... в рассказе описываются реальные события | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
Знакомство с биографией писателя | - Н.Н. Носов говорил: “Стать писателем мне захотелось потому, что у меня была интересная жизнь и у меня было много о чём порассказать людям”. - Он много знал и обладал от природы разнообразными талантами, и многое в жизни ему пришлось испробовать. Ещё в юности ему случалось быть землекопом и косарем, возчиком брёвен и рабочим кирпичного завода, он увлекался химией и фотографией, учился играть на скрипке и мандолине, играл в шахматы, выпускал рукописный журнал “Икс”. А потом поступил в Московский институт кинематографии и стал работать в кино, снимать разные учебные, научные и мультипликационные фильмы. Как и многие знаменитые писатели, Н.Н.Носов сначала сочинял сказки и рассказы просто так – для своего маленького сынишки. Н.Н.Носов – автор таких произведений как “Мишкина каша”, “Живая шляпа”, “Фантазёры”. За этим рассказом последовали другие. Посмотри на нашу выставку книг. Широкую известность принесли автору повести о школьной жизни: “Весёлая семейка”, “Дневник Коли Синицына”, “Витя Малеев в школе и дома”, а также целая серия романов – сказок “Приключения Незнайки и его друзей”, “Незнайка в Солнечном городе”, “Незнайка на Луне”. Персонажи этих книг полюбились не только нашим, но и зарубежным ребятам. Их знают в Голландии, Польше, Чехии, Словакии. Аргентине, Болгарии, Индии, Франции, Вьетнаме, Румынии и даже в Японии. | Слушает учителя знакомится с выставкой книг Н. Носова | |
Первичное чтение сказки | - Какое настроение у тебя сложилось после прочтения рассказа Н.Носова «Огурцы»? -Кто является главным героем рассказа? -Куда однажды забрели Котька и Павлик? – Что мы узнали о двух друзьях? – Как ты относишься к поступку Павлика? – Какой Павлик? – Каким ты представляешь Котьку? – Чему радовался Котька? – Какая у Котьки мама? В чём проявляется её строгость? Справедливость? Доброта? Настойчивость? В чём проявляется её любовь к сыну? – Какие чувства испытывал Котька, когда мама его отругала? – Какие черты характера проявились здесь у Котьки? – Что ещё можно сказать о Котьке? -Как Котька возвращал огурцы сторожу? – Каким был дедушка-сторож? – В чём проявилась доброта дедушки? - Как чувствовал себя Котька, возвращаясь домой? Почему? - Давай коротко опишем поступок Котьки по плану: 1.Какой это был мальчик? 2.Что сделал? 3.Что почувствовал? 4.Вывод об этом событии (пословица) | …... мальчики: Котька и Петька в колхозный огород они были разные не одобряю его поступок Хитрый, неискренний глупый, доверчивый что он набрал полные карманы огурцов мама строгая, справедливая, она заставила Котьку вернуть огурцы обратно в огород. Досаду, печаль, тревогу, волнение, страх. Доброта, наивность Доверчивый, честный. Честным, трудолюбивым, добрым Мудрый – не кричал, не наказал. Котька чувствовал облегчение, радость от того, что вернул огурцы Котька: -глупый, доверчивый -украл, -стало стыдно. Всё тайное становится явным. | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
Физминутка | | | |
Проверка знания текста | На доске приготовлены листочки. Необходимо последовательно их распределить. -
Котька пришёл домой радостным. -
Всё равно они уже расти не будут. -
Пусть лучше у меня не будет сына… -
Он шёл по улице и плакал. Ему было страшно. -
А ты на Павлика не смотри, сам… -
На душе у него было радостно. | Располагает последовательность событий в рассказе | Выразительно читать. Понимать на слух прочитанное. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания |
Работа с пословицами | - Из пословиц выбери одну, которая выражает главную мысль этого произведения: -
Стыдно сказать, а грех утаить. -
Все тайное становится явным -
Легко воровать да тяжело отвечать. -
Сам кашу заварил, сам и отвечай. | Работает с пословицами Не совершать плохих поступков, за которые потом будет стыдно. | |
| | | |
Итог урока. Рефлексия | - В заключении урока хочу у тебя спросить, так почему свой рассказ Н.Носов назвал “Огурцы”? - В этом рассказе есть предложение, в котором выражена главная мысль: « А ты на Павлика не смотри, сам понимать должен», Какой вывод можно сделать? - Все ли задачи ты выполнил, которые ставил перед собой на уроке? - В чем на уроке ты испытывал трудности? - Что было наиболее интересным? - Оцени свою работу на уроке | Огурцы были испытанием для Котьки. Из всего случившегося он вышел достойно. ВЫВОД: Вот, что бывает с человеком, когда он совершает необдуманный поступок. ….. оценивает свою работу на уроке | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |