СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока на тему: "А.С. Пушкин "Борис Годунов".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответствии с тредованиями ФГОС. Технологичекая карта урока. 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока на тему: "А.С. Пушкин "Борис Годунов".»

1


Дата 23.10.2017 Урок №

7 класс

Тема: А.С.Пушкин «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре).

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели:

Метапредметные:

М/п: анализировать, обобщать, делать выводы, использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее), строить рассуждения.

Предметные:

ЛР: учащиеся должны познакомиться с фрагментом драмы, углубить представление о драматических жанрах, развивать навыки анализа поэтического текста, уметь сопоставлять анализ текста, давать характеристику героям произведения.

Оборудование: компьютерная презентация.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.



II. Этап мотивации.

Учащиеся записывают в тетрадь число, классная работа, тему урока.

Эпиграф к уроку:         Два чувства дивно близки нам -                                              

В них обретает сердце пищу -  

                                Любовь к родному пепелищу,   

                              Любовь к отеческим гробам.     

                                                          А.С. Пушкин.

Здравствуйте, садитесь. Я рада видеть вас на уроке и надеюсь, что наш урок литературы пройдёт интересно, познавательно и в дружелюбной атмосфере.

 Ребята, перед вами хорошо известный портрет нашего национального гения Александра Сергеевича Пушкина (слайд 1). Это не первый урок изучения творчества Пушкина в 7 классе. С какими творениями Александра Сергеевича мы с вами познакомились в этом году?  

Дети. «Полтава», «Медный всадник», «Песнь о вещем Олеге».

Учитель.  Перед вами иллюстрации к произведениям Пушкина. Вы узнаёте их?

Ученик. Первая иллюстрация Полтавский бой к поэме «Полтава», в которой говорится о победе Петра 1 над шведами. Слайд 2.

Ученик: На второй иллюстрации -  образ Петра Первого к поэме Пушкина «Пётр Первый». Слайд 3.

Ученик.  Следующая иллюстрация изображает прощание князя Олега с конём из «Песни о вещем Олеге».

Учитель. Всё верно.

Учитель. Хочу напомнить вам, что мы на раз обращали внимание на то, что А.С. Пушкин не только гениальный поэт, но и историк. Темы этих произведений – темы исторические. С ними вы знакомились и будете знакомиться на уроках истории.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы.



ТОУУ


III. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии.


 Ученик.   Я думаю, что на этом уроке мы будем говорить о произведении А.С. Пушкина «Борис Годунов».

Учитель. Запишите тему рока.

  А.С. Пушкин «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре (слайд 4).

 Пред вами эпиграф к уроку (слайд 5). Читает ученик.

Как вы понимаете эти слова?  

Ребята, как вы думаете, что на уроке мы будем делать.

Ученик. Познакомиться с произведением Пушкина «Борис Годунов».

Ученик. Дать характеристику героям.

Ученик. Учиться выразительно читать.

Ученик. Словари на столе означают, что мы будем с ними работать.

 Учитель. Для себя я тоже определила цели и задачи. Сравните с теми, которые поставили.  Вы должны на это уроке: познакомиться с фрагментом драмы, углубить представление о драматических жанрах, развивать навыки анализа поэтического текста, уметь сопоставлять анализ текста, давать характеристику героям произведения, развивать навыки выразительного чтения, свои творческие способности (слайд 6).

Итак, сегодня мы знакомимся с ещё одним произведением Пушкина «Борис Годунов». И начнём мы с истории.

 Слово ученикам. В 1584 году умер русский царь Иван Грозный (слайд 7,8). На престол взошёл его сын Фёдор (слайд 9,10), который отличался кротким нравом, благочестием. Он не обладал большими интеллектуальными способностями и очень мало походил на роль правителя огромной страны. Подлинным правителем страны стал царский шурин (брат жены) Борис Годунов, на сестре которого был женат Фёдор Иоаннович. После Ивана Грозного остался ещё один сын, маленький царевич Дмитрий, который вместе с матерью был отправлен в город Углич на Волге. Здесь в 1591г. произошли страшные события, тайна которых не разгадана до сих пор. Восьмилетний царевич, страдавший от припадков эпилепсии (или, как тогда говорили, «падучей»), играя с ребятишками в ножички, неожиданно стал биться, кататься по земле – и сам себя убил ножом. По крайней мере, так гласила официальная версия. По стране поползли слухи, будто в смерти, Дмитрия повинен Борис Годунов, подославший к нему убийц.

  После того, как в 1598 г. Царь Фёдор Иоаннович скончался, царская династия Рюриковичей пресеклась. Годунов, показавший себя как искушённый и умелый правитель, был избран на царство (слайд11,12). Многие сильные люди оказались, однако, недовольны его избранием. Среди них бояре Романовы, князья Шуйские. К тому царствование Бориса оказалось несчастливым. Из – за трёх неурожайных лет на страну обрушился страшный голод, тут и там вспыхивали крестьянские мятежи, устраивались боярские заговоры. Не прекращались слухи об убийстве царевича людьми Годунова.

  В 1603 году до Москвы дошёл новый слух, который вскоре подтвердился, что в Польше объявился человек, выдающий себя за чудом спасшегося Димитрия. Проведённое расследование показало, что человеком этим был беглый инок Чудова монастыря Григорий Отрепьев (слайд13).

  Чудов монастырь (слайд 14, 15) находился прямо на территории Московского Кремля. Находясь здесь, Григорий Отрепьев, возможно, имел какие – то связи в боярской среде. Известно, что он был как – то близок к Романовым. Как написал историк В.О. Ключевский (слайд16), Лжедмитрий «был только испечён в польской печке, а заквашен в Москве».

   С начала ХIХ века в России резко возрос интерес к собственной истории, стимулированный появлением «Истории Государства Российского» Н.М. Карамзина (слайд 17), старшего друга Пушкина. Его многотомный труд А.С. Пушкин хорошо знал и высоко ценил и именно Карамзину он посвятил свою трагедию, так как не смог пройти мимо такого сюжета, как Смутное время. Это был период гражданских войн и иностранных вторжений, начавшихся, по сути, с появления в Польше Самозванца, который вступил с войском в Московское государство, взошёл после неожиданной смерти Бориса Годунова на русский трон, а спустя год был убит восставшими жителями Москвы.

  Трагедия «Борис Годунов» посвящена последним годам правления Годунова.

II. Чтение статьи учебника «Пушкин - драматург».

Учитель. Перед вами статья учебника «Пушкин – драматург» (стр.86 - 89). Предлагаю вам прочитать её. (Чтение статьи учеником).

III. Углубление представления о драматических жанрах.

В статье выделены некоторые слова. Назовите их.

Учащиеся. Драматургия, драма.

Учитель. Сопоставим определения трагедии в словаре литературоведческих терминов, в словаре Ожегова.

 Запишите определения в тетрадь (слайд18).

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

2. Создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать структуры и модели.

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.



IV. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи.


Закрепление материала.

Чтение фрагмента «Сцена в Чудовом монастыре».

(Читает учитель).

V. Словарная работа.

  Учитель.  При чтении отрывка вы встретились с незнакомыми словами, архаизмами: днесь, присно, смирять, отрок, инок, келья, сетовать, ратный, блаженство, клобук, чернец, послушанье (слайд19,20,21,22).  Как вы их понимаете?

VI. Характеристика героев.

Учитель. Назовите героев Сцены в Чудовом монастыре.

Дет. Пимен. Григорий Отрепьев.

Вопросы по образу Пимена (слайд 23):

-  Как Пимен относится к своему труду летописца?

-  Свойственны ли были Пимену в молодости грехи?

-  Можем ли мы кратко восстановить судьбу Пимена?

-  Какое событие изменило судьбу Пимена?

-  Как Пимен относится к Григорию?

-  Прав ли Григорий, сравнивая Пимена с дьяком, который «не ведает ни жалости, ни гнева»?

-  Только ли царей винит в преступлениях Пимен?

2. Вопросы по образу Отрепьева (слайд 24):

-  Можно ли назвать сон Григория вещим?

-  Как сон Григория раскрывает его честолюбивые замыслы?

-  Какие слова Григория говорят о том, что он готов продолжать цепь преступлений?

-  Как Григорий оправдывает своё желание стать самозванцем?

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.


V. Этап включения изученного в систему знаний.

Беседа по вопросам.

Учитель. Ребята, подтвердите текстом те черты, которые Пушкин хотел подчеркнуть в летописце. («простодушие», умилительная кротость», мудрость и усердие).

Ученики. «Простодушие», умилительная кротость», мудрость и усердие.

Учитель. Прочитайте слова самого Пушкина (слайд25).

Учитель. Какие черты мы замечаем в Григории?  

Ученики. Жажда власти, стремление к богатству, неразборчивое честолюбие.

Учитель. А.С. Пушкин сравнивает Дмитрия Самозванца с Генрихом IV (слайд 26).

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.


VI. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.


Подведение итогов.

Вопрос классу:

Итог урока.

Учитель: Ребята, понравился вам урок. Мы должны сделать вывод из всего сказанного на уроке.

Ученики. «Борис Годунов» -  пьеса не только о трагедии царя, но и народа, который по его вине перенёс очень много бед и испытаний.

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

VII. Домашнее задание.

Ребята, вы справились с заданием. Урок окончен. Всем спасибо!

(Выставление отметок).

с. 109 – 118, чтение по ролям.


      




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя
Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс