СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока на тему "Формирование понятия о корне слова, составление модели однокоренных слов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока разработа на тему "Формирование понятия о корне слова, составление модели однокоренных слов ".  По типу урок моделирования. Урок относится к системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина -Давыдова. В.В..

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока на тему "Формирование понятия о корне слова, составление модели однокоренных слов"»


Технологическая карта урока

Ф.И.О. Карамчакова Светлана Анатольевна

Предмет: русский язык

Класс: 2

Тип урока: урок моделирования

Тема

Формирование понятия о корне слова, составление модели однокоренных слов

Цель

Формирование умения анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов.

Задачи

Образовательные: научиться выделять корень, определять однокоренные слова и понимать лексическое значение однокоренных слов.

Развивающие: интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения, в том числе умения самостоятельно оценивать результат.

Планируемые результаты

Предметные УУД:

  • Учащиеся умеют Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня.

  • Учащиеся умеют выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова;

  • Учащиеся умеют моделировать;

  • Учащиеся записывают результат открытого способа измерения.

Метапредметные:

Личностные УУД:

  • Учащиеся имеют высокую мотивацию при изучении нового материала.

  • Навыки сотрудничества, умение находить выход из спорных ситуаций;

Регулятивные УУД:

  • Принимают и выполняют учебную задачу;

  • Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей;

  • Осуществляют пошаговый и итоговый контроль по результату;

  • Проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

  • Формулируют собственное мнение, отстаивают свою позицию, слушать мнение других;

  • Гимназисты продуктивно сотрудничают с одноклассниками в группе.

Познавательные УУД:

  • Использовать приобретенные знания в практической деятельности;


Основные понятия

Родственные слова, корень, однокоренные слова.


Ресурсы

нет

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Технология

Технология развивающего обучения



Дидактическая структура урока.



Этап урока

Деятельность учителя

Задания

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1. Мотивация к деятельности. Организационный момент


- Здравствуйте, ребята, посмотрите все ли у вас готово к уроку? Если чего-то нет, приготовьте.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату)

Комментированная запись числа.


Дата

Классная работа.

Приветствуют учителя стоя.

Самостоятельно организуют рабочее место, осуществляют самоконтроль.

Открывают тетради.

Отвечают на вопросы учителя.

Самостоятельно выполняют запись в тетради, опираясь на запись на доске.



Личностные:

- имеют высокую мотивацию при изучении нового материала.


2. Ситуация успеха.

Актуализация знаний.


-Сегодняшний урок хочу начать с загадок.

Загадка.

По зимней дорожке 
Рассыпаны крошки: 
Белые,

хрустящие, 
Но не настоящие .(снег)

На голове ведёрко,
Нос у меня морковка. 
Всю зиму за порядком

Я во дворе слежу

Глазами-угольками
По сторонам гляжу. (снеговик)


-Запишите отгадки в тетрадь.

Какие это слова?

Почему?

Выделите основу и общую часть.

Кто хочет у доски записать слова и выделить.


















Снег

снеговик






Отвечают на вопросы учителя.


Высказывают собственное мнение.



Делают вывод, опираясь на уже имеющиеся знания.





Записывают в тетрадь

Родственные.

Есть общая часть.



Выходит к доске и записывает слова с выделением основы и общей части.


Регулятивные:

- принимают и выполняют учебную задачу.



Коммуникативные :

- формулируют собственное мнение.



Познавательные:

- использовать приобретенные знания в практической деятельности


Личностные:

-проявляют интерес к обучению.



3.Преобразование условия задачи.


– Сформулируйте тему урока



Кто знает, как называется общая часть между родственными словами.

Общая часть между родственными словами называется …

Откройте учебники на с 165 и прочитайте как называется общая часть между ними.

А почему корень. А не родственник?

Учебник с 165.


Формулируют тему урока,

-Мы будем говорить о родственных словах.



Читают и отвечают.

-Корень.




-Потому что от этого слова все произошли, выросли.

Предметные:

-формулируют основные понятия по теме урока


Коммуникативные:

- формулируют собственное мнение, слушать мнение других;


Регулятивные:

- принимают и выполняют учебную задачу.








4.

Собственное моделирование.


Развитие умений – применение знаний





















Физминутка.

-Я вам расскажу одну историю.

Жил-был корень (сад). Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нём слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала.


На доске появляется «дерево», на нём однокоренные слова: сад, садик, посадить, посадка, садовник, садовый.


– Как они называются?

А еще их называют (Однокоренными.)

–Слова, у которых общий корень, значение которого присутствует во всех словах.

– Выделите корень значком.


А теперь вместе с ребятами в группе составьте модель однокоренных слов.


Обсуждение моделей выбор самого рационального.









Дерево со словами.











Листы со словами

Сад,

садик,

посадить,

посадка,

садовник,

садовый.













.









-Родственные слова

Выделяют общую часть

(групп работа)






Составление модели.

На листах и прикрепляют к доске.

Обсуждение моделей




Предметные:

-выделять корень в словах:



Регулятивные:

- планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- осуществляют пошаговый и итоговый контроль по результату



Коммуникативные:

- формулируют собственное мнение, отстаивают свою позицию, слушать мнение других;

-гимназисты продуктивно сотрудничают с одноклассниками в группе


Личностные:

- навыки сотрудничества, умение находить выход из спорных ситуаций


5. Преобразование модели.

Самостоятельная работа с взаимопроверкой
















6. Конструирование способа

(составление алгоритма)























7. Рефлексия.
















8. Домашнее задание

Работа с учебником.

С. 165 у 148

-Назовите родственные слова, опираясь на модель.

Выпишите, выделяя в них окончание основу и корень.

Проверьте все слова выписал ваш сосед.

Какое слово вызвало у вас спор, затруднение?

Он родственник общая часть со словами есть.

А почему не родственник?

-Давайте обратимся к модели.

По модели подходит.

Значит однокоренные слова-это не только с общим корнем, но и с одним значением.



К нам в гости приходил наш гном Пишинетак и тоже похвастался, что он умеет выделять и находить корни слов и прислал нам такую запись

Вы с ним согласны?

Почему?


–Чтоб не допускать таких ошибок.

-Давайте составим алгоритм выделения корня слова.

Предлагаю обсудить в паре.



3. Работа в Рабочей тетради

С 10 у 19 (резерв)











-Найдите правильное определение корня.

«Корень – это общая часть всех слов».

«Корень – это главная часть предложения».

«Корень – это общая часть однокоренных слов».

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-В чем испытывали затруднения?

-Какую задачу поставим на следующий урок

Спасибо всем за урок!


Р.Т. с.11 у 22






Взаимопроверка.





гусак

гусыня

Гусь гусята

гусиная









Коса

Косичка

Косилка

























На доске записи.





- Гуськом.



-Корень один.


(работа в паре)


У него другое значение.











-Нет.

-Разное по значению есть слово. Он не имеет один корень. Просто похож.


Алгоритм. (работа в паре)

  1. Посмотреть значение слов

  2. Определить корень во всех словах.

















-Высказывают собственное мнение.








Отвечают на вопросы.

Ставят задачу на следующий урок.








Предметные:

-умение составлять модель;

-выделять корень слова.




Регулятивные :

- проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.






Коммуникативные:

- формулируют собственное мнение, отстаивают свою позицию, слушать мнение других


Личностные:

- навыки сотрудничества






















Регулятивные:

- Осуществлять познавательную и личностную рефлексию


Коммуникативные:

- формулируют собственное мнение, отстаивают свою позицию, слушать мнение других






8