1. Мотивация к деятельности. Организационный момент | - Здравствуйте, ребята, посмотрите все ли у вас готово к уроку? Если чего-то нет, приготовьте. – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату) Комментированная запись числа. | Дата Классная работа. | Приветствуют учителя стоя. Самостоятельно организуют рабочее место, осуществляют самоконтроль. Открывают тетради. Отвечают на вопросы учителя. Самостоятельно выполняют запись в тетради, опираясь на запись на доске. | Личностные: - имеют высокую мотивацию при изучении нового материала. |
2. Ситуация успеха. Актуализация знаний. | -Сегодняшний урок хочу начать с загадок. Загадка. По зимней дорожке Рассыпаны крошки: Белые, хрустящие, Но не настоящие .(снег) На голове ведёрко, Нос у меня морковка. Всю зиму за порядком Я во дворе слежу Глазами-угольками По сторонам гляжу. (снеговик) -Запишите отгадки в тетрадь. Какие это слова? Почему? Выделите основу и общую часть. Кто хочет у доски записать слова и выделить. | Снег снеговик | Отвечают на вопросы учителя. Высказывают собственное мнение. Делают вывод, опираясь на уже имеющиеся знания. Записывают в тетрадь Родственные. Есть общая часть. Выходит к доске и записывает слова с выделением основы и общей части. | Регулятивные: - принимают и выполняют учебную задачу. Коммуникативные : - формулируют собственное мнение. Познавательные: - использовать приобретенные знания в практической деятельности Личностные: -проявляют интерес к обучению. |
3.Преобразование условия задачи. | – Сформулируйте тему урока Кто знает, как называется общая часть между родственными словами. Общая часть между родственными словами называется … Откройте учебники на с 165 и прочитайте как называется общая часть между ними. А почему корень. А не родственник? | Учебник с 165. | Формулируют тему урока, -Мы будем говорить о родственных словах. Читают и отвечают. -Корень. -Потому что от этого слова все произошли, выросли. | Предметные: -формулируют основные понятия по теме урока Коммуникативные: - формулируют собственное мнение, слушать мнение других; Регулятивные: - принимают и выполняют учебную задачу. |
4. Собственное моделирование. Развитие умений – применение знаний Физминутка. | -Я вам расскажу одну историю. Жил-был корень (сад). Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нём слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала. На доске появляется «дерево», на нём однокоренные слова: сад, садик, посадить, посадка, садовник, садовый. – Как они называются? А еще их называют (Однокоренными.) –Слова, у которых общий корень, значение которого присутствует во всех словах. – Выделите корень значком. А теперь вместе с ребятами в группе составьте модель однокоренных слов. Обсуждение моделей выбор самого рационального. | Дерево со словами. Листы со словами Сад, садик, посадить, посадка, садовник, садовый. | . -Родственные слова Выделяют общую часть (групп работа) Составление модели. На листах и прикрепляют к доске. Обсуждение моделей | Предметные: -выделять корень в словах: Регулятивные: - планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; - осуществляют пошаговый и итоговый контроль по результату Коммуникативные: - формулируют собственное мнение, отстаивают свою позицию, слушать мнение других; -гимназисты продуктивно сотрудничают с одноклассниками в группе Личностные: - навыки сотрудничества, умение находить выход из спорных ситуаций |
5. Преобразование модели. Самостоятельная работа с взаимопроверкой 6. Конструирование способа (составление алгоритма) 7. Рефлексия. 8. Домашнее задание | Работа с учебником. С. 165 у 148 -Назовите родственные слова, опираясь на модель. Выпишите, выделяя в них окончание основу и корень. Проверьте все слова выписал ваш сосед. Какое слово вызвало у вас спор, затруднение? Он родственник общая часть со словами есть. А почему не родственник? -Давайте обратимся к модели. По модели подходит. Значит однокоренные слова-это не только с общим корнем, но и с одним значением. К нам в гости приходил наш гном Пишинетак и тоже похвастался, что он умеет выделять и находить корни слов и прислал нам такую запись Вы с ним согласны? Почему? –Чтоб не допускать таких ошибок. -Давайте составим алгоритм выделения корня слова. Предлагаю обсудить в паре. 3. Работа в Рабочей тетради С 10 у 19 (резерв) -Найдите правильное определение корня. «Корень – это общая часть всех слов». «Корень – это главная часть предложения». «Корень – это общая часть однокоренных слов». Что нового вы узнали сегодня на уроке? -В чем испытывали затруднения? -Какую задачу поставим на следующий урок Спасибо всем за урок! Р.Т. с.11 у 22 | Взаимопроверка. гусак гусыня Гусь гусята гусиная Коса Косичка Косилка На доске записи. | - Гуськом. -Корень один. (работа в паре) У него другое значение. -Нет. -Разное по значению есть слово. Он не имеет один корень. Просто похож. Алгоритм. (работа в паре) Посмотреть значение слов Определить корень во всех словах. -Высказывают собственное мнение. Отвечают на вопросы. Ставят задачу на следующий урок. | Предметные: -умение составлять модель; -выделять корень слова. Регулятивные : - проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Коммуникативные: - формулируют собственное мнение, отстаивают свою позицию, слушать мнение других Личностные: - навыки сотрудничества Регулятивные: - Осуществлять познавательную и личностную рефлексию Коммуникативные: - формулируют собственное мнение, отстаивают свою позицию, слушать мнение других |