СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока на тему "Имя существительное. Повторение изученного в начальной школе. 5 класс"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока на тему "Имя существительное. Повторение изученного в начальной школе. 5 класс"»

Тема: Имя существительное (5 класс)

Тип: Повторение изученного материала (в начальной школе)

Цели:

1. учить употреблять е и и в безударных падежных окончаниях существительных в единственном числе;

• учить ставить вопросы к существительным;

• учить определять число, род, падеж, тип склонения существительного;

Планируемые результаты

Предметные:

знать, на какие вопросы отвечает существительное, морфологические признаки существительного (число, род, падеж, типы склонения);

• знать об употреблении е и и в безударных падежных окончаниях существительных в единственном числе;

• ставить вопросы к существительным;

• определять число, род, падеж, тип склонения существительного;


Метапредметные:

познавательные:

вычитывать информацию, представленную в виде таблицы;

соблюдать при письменном общении изученные

орфографические правила; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.

• строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; Работа в парах, совместная деятельность.

• адекватно воспринимать устную и письменную речь.

Личностные:

Смыслообразование. Учебно-познавательный интерес.





Межпредметные связи: литература

Ресурсы урока: учебник, мультимедийная презентация урока, карточки для индивидуальной и парной работы., доска (на доске записаны дата, критерии оценки ("5"-нет ошибок, "4"- 1-2 ошибки, "3" - более 2-х ошибок))

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

1. Слайд 1

- Здравствуйте, ребята! Что вы видите на слайде? Как называются эти группы слов?

- Какой части речи, которая вам очень хорошо знакома, нет на слайде?

- Об этой части речи говорится в стихотворении (слайд 2)

-

Отвечают на вопрос, определяют, что на слайде даны части речи.



Отвечают на вопрос, определяют, что нет имени существительного. Читают стихотворение.



Мотивация познавательной деятельности

- Давайте откроем тетради, запишем число, классная работа.

О чем мы будем говорить сегодня? Какова тема нашего урока? Запишем ее в тетрадь. (слайд 3)


-Какова цель урока? Задачи? (слайд 4)



Формулируют тему, записывают в тетрадь.



Формулируют задачи (план) урока.


Формулируют и записывают тему урока.

Организация познавательной деятельности

1. слайд 5

- Что вы знаете об имени существительном? Составьте рассказ на лингвистическую тему, используя кластер (приём из технологии развития критического мышления). Поработайте в парах.

-

2. – Ребята, вы многое знаете об имени существительном. Закрепим эти теоретические знания практическими упражнениями.


Самооценка (критерии на доске)


Вывод: имена существительные бывают м, ср. и ж. рода, изменяются по чисам.


- Перед тем как мы перейдём к следующему заданию - Физминутка.


3. Читаем стихотворение, состоящее только из существительных.


- Приведите примеры сущ. М., ж.,ср. рода.


- Поработайте с учебником, вспомните, что такое склонение, распределите данные слова-существительные в зависимости от принадлежности к склонению.

- Самооценка согласно критериям.

-От чего же зависит выбор склонения имени существительного?

4. Ребята, от вашего умения правильно определять склонение у существительного зависит выбор правильного окончания у существительного.


А что же такое склонение?

-Давайте просклоняем данные существительные (земля, слон, степь)


-Ребята, теперь рассмотрим таблицу и выполним задание.

Работают в парах, составляют рассказ на лингвистическую тему по плану, дополняют кластер




Работают с 1 заданием, находят существительные, определяют род и число.



Осуществляют самооценку по критериям.


делают вывод.







Читают стихотворение, приводят примеры


Выполняют задания. Распределяют слова в зависимости от типов склонения.



Осуществляют самооценку.


От рода и окончания




Это изменение слова по падежам.

Склоняют существительные.


Анализируют таблицу, выполняют задание



Рефлексия

- Итак, вы сегодня неплохо поработали. Предлагаю обобщить изученное на уроке в виде синквейна.



Составляют синквейн по теме в группах.


Раздаточный материал (карточки), листы для самооценки


Задание 1. Прочитайте стихотворный отрывок. Подчеркните имена существительные. Определите их род и число.


Образец. Черномор (м.р., ед.ч.).


…Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,


Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор.


Задание 2. Рассмотрите таблицу в учебнике (стр.50). Распределите слова по принадлежности к склонению. Выделите окончания у существительных.

Жара. Пшеница. Пыль. Полынь.

Стрекозы. Небо. Птица. Синь.

Дорога. Солнце. Ветер. Даль.

Миг. Трепет. Облако. Печаль.

(А.Абалихин)



Образец.

1-е скл.: жара…

2-е скл.: небо, ветер…

3-е скл.: синь…


Задание 3. Добавьте существительным окончания.

Сижу (на чём?) на ел…

Видно (на чём?) на экран…

Скажу (о чём?) о встреч…

Тетрадь (кого?) девочк…

Побеседовали (о ком?) о медвед…

Подбежала (к кому?) к кошк…


_____________________________

Лист самооценки (поставьте любой знак в нужной колонке)


Знаю, умею

Затрудняюсь, сомневаюсь

Не знаю, не умею

1. Что такое имя существительное?




2.Определение рода у существительного.




3.Склонение существительного




4. Определение числа существительного




5. Определение падежных окончаний имен существительных









Самоанализ урока русского языка в 5 классе.

Тема урока "Имя существительное (повторение изученного в начальной школе)".

Цель урока: повторить изученный материал об имени существительном.

Данный урок является одним из уроков в разделе «Повторение в начальной школе". Урок помогает привести в систему знания об имени существительном.

Урок разработан с учётом требований ФГОС. Этапы урока (актуализация опорных знаний, мотивация познавательной деятельности, организация познавательной деятельности, подведение итогов, рефлексия) были соблюдены и связаны между собой. Перегрузка на уроке предупреждалась физ. минуткой и сменой деятельности учеников (здоровьесберегающая технология).

Цель урока была объявлена и обсуждалась с учениками, она была понятной, измеряемой. Считаю, что цель урока достигнута.

На уроке использовались как традиционные информационные материалы (учебник), так и электронные учебные материалы (мультимедийная презентация), а также работа по карточкам. Также на уроке были реализована межпредметная связь с литературой. На уроке применялись элементы технологии развития критического мышления (составление кластера, синквейн). Этап актуализации соответствует этапу «Вызов», организация познавательной деятельности соответствует этапу «Осмысление». Рефлексия была проведена в виде составления синквейна.

Использовались активные приемы обучения: коллективная, индивидуальная и работа в парах.

Также была организована самооценка учеников, критерии самооценки с учениками обсуждались.