Цель урока: создание условий для осмысления значения колыбельной песни.
Этап урока, продолжительность | Образовательная задача этапа урока | Методы и приёмы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф – фронтальная, И – индивидуальная- ная, П – парная, Г – групповая) | Планируемые результаты | Дидактические средства, Интерактивное оборудование |
Предметные | Метапредметные (П – познавательные, Р – регулятивные, К – коммуникативные) | Личностные |
Организационный этап, 0,5 – 1 мин | Проверка подготовленности обучающихся к проведению занятия. | Словесный | –Здравствуйте, меня зовут Дарья Андреевна и сегодня урок музыки проведу у вас я. – Звенит звонок все громче, всё сильней, Какая трель над миром разливается! Ты думаешь, распелся соловей? Не соловей - урок наш начинается! –Какое у вас настроение? – Молодцы, я думаю, что сегодня на уроке у вас оно сохранится. – В конце урока я приготовила для каждого из вас сюрприз, но что бы его получить , нужно будет немного постараться, и я надеюсь, что это ещё больше поднимет вам настроение. | Приветствуют Отвечают на вопросы | Ф | | К: слушать и понимать речь других; вступать в беседу на уроке | Сформировать положительное отношение к учебной деятельности | |
2. Актуализация знаний, 7 мин | | Сравнение и контрастное сопоставление | – Ребята, положите голову на руки, закройте глаза и послушайте песню. (Слайд 2) – Что вы представили, слушая её? – Сделайте предположение, о чем пойдет речь сегодня на нашем уроке? (Слайд 3) – Всё верно, и колыбельную, которую мы с вами сейчас прослушали, написал великолепный автор Олег Анофриев в 1964 году. – Сегодня мы поговорим о колыбельных песнях. На каком бы языке она не исполнялась, её всегда можно узнать по особому настроению. – Кто обычно исполняет колыбельные? Когда и зачем? | Отвечают на вопросы учителя Формулируют цель занятия | Ф | Адекватное восприятие музыкальных произведений, осознание многозначности содержания их образов | К: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; Р: определять план выполнения задания; П: анализ музыкального произведения | Формирование ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований | Презентация. |
3. Постановка учебной задачи, 2 мин | Сформулировать цель учебного занятия на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно | | (Слайд 4) −Сегодня мы с вами познакомимся с колыбельными разных времен, и узнаем откуда взялось само слово. (Слайд 5) − Происхождение слова колыбельная берет свое начало от слова "колыбать", которое в свою очередь имеет значение - качать, укачивать, родственное слово колебать. Весь смысл в том, что при исполнении колыбельной песни издавна матери укачивали своего младенца, то есть либо качали кроватку, в которой он лежит, либо брали малыша на руки и ходили по дому, укачивали его. (Слайд 6) | Знакомятся с темой урока Формулируют цель занятия Смотрят на экран | Ф | Объяснение и обоснование деятельности на уроке | Р: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом | Презентация. |
4. Усвоение новых знаний и способов действий, 12 мин | Познакомить обучающихся с произведениями Чайковского и Прокофьева. | Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки | – Сейчас мы с вами немного познакомимся с колыбельными не только наших времен, но ещё и послушаем что же пели детям перед сном в 18 и 19 вв. – Обратите внимание на слайд. (Слайд 7) - Автор этой колыбельной Вольфганг Амадей Моцарт. Данная колыбельная была написана в 1795 году (18в.), специально для спектакля «Эсфирь». (Выписать на доску автора и название) – Следующие колыбельные. (Слайд 8) – А вот автора этих колыбельных нам увы не узнать. Это русские народные колыбельные, написанные в народе примерно в 19 в. – А уже в 2010 году, исполнительница казачьих песен Валентина Рябкова, исполнив эти песни, подарила нам с вами удовольствие услышать эти песни в первоначальном варианте. – Ну и последняя колыбельная. (Слайд 9) Автор этой колыбельной Евгения Любич, год написания 2017г. Колыбельная была написана для фильма «Он дракон». – Давайте мы немного проанализируем прослушанные нами колыбельные. – Все эти колыбельные, написанные в разное время, но есть ли в них что-то общее? (Они одинаково поются, они все предназначенные для убаюкивания) (Слайд 10) – Ребята, кто-нибудь знаком с этим персонажем? – Это медвежонок Умка, он очень любит, когда мама поёт ему колыбельные. – Я хочу познакомить вас с одной из них. – Послушайте, о чем поётся в колыбельной, определите её характер и подумайте какое настроение она у вас вызовет. (Слайд 11) – Вам понравилась колыбельная?) – Какое настроение она у вас вызвала? – Какой характер? – Я предлагаю вам выучить маленький кусочек. Куплет и припев. –Но перед этим я хочу вам кое-что предложить. | Ответы учащихся | Ф | Ознакомление с колыбельными. | П: классификация музыкальных объектов, построение логической цепи рассуждения; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Р: внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия | Стремление реализации своего творческого потенциала | Презентация. |
5. Физкультминутка | | | – Я думаю, что пора бы нам с вами немного отдохнуть. – Кто-нибудь знает мультик «Губка Боб квадратные штаны»? – К нам в гости пришёл мистер Крабс, чтобы провести с вами королевскую зарядку. – Прошу встать со своих мест, и приступить к разминке. (Слайд 12) (Слайд 13) | Повторяют движения за мультиком | Ф | | Р: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем К: взаимодействие с учителем одноклассниками | | Презентация. |
6. Закрепление знаний и способов действий, 8 мин | Обеспечить пропедевтическое направление деятельности обучающихся | Метод художественного восприятия | (Приложение 1) – На ваших столах лежат листочки, обратите на них внимание. – Я пропою колыбельную, вы послушаете, а потом мы по строчке будем с вами её разучивать. (Слайд 14) – Что ж, вы все большие молодцы, но я предлагаю вам поиграть в одну игру. – Называется она «Дочки-Матери». – Вы представите себя мамой, которая пытается уложить своего ребёнка спать. – Ну а какая же мама без папы, поэтому я предлагаю вам встать парами. – Молодцы ребята, мне очень понравилось ваше рвение к новым знаниям, и за это вы получаете медали. | Разучивают колыбельную и поют её. | Ф, П | Актуализация, рассмотренных понятий, знаний | К: участие в коллективном обсуждении; Р: контроль и оценка собственных учебных действий | Формирование ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований | Музыкальное сопровождение для выполнения задания, презентация, карточки с текстом. |
7. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности, 5 мин | Выявить уровень освоенности знаний, приобретённых на уроке | Метод художественного контекста | – Как быстро подошёл наш урок к концу, пришло время подводить итоги. – Колыбельные, каких авторов мы слушали? – С какими авторами сегодня на уроке встретились? – Какова наша цель урока? – Как вы думаете, мы ее достигли? – Что вам больше всего запомнилось на уроке? −Ребята, если вам понравился этот урок поднимите две руки, если вам не совсем понравился урок, поднимите одну руку. Ну а если вам совсем не понравился урок, не поднимайте ничего. – На этом урок окончен, спасибо за работу. | – Отвечают на вопросы Оценивают себя | Ф | | Р: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом | Презентация. |
Спи скорей и ты, малыш.
По седым суровым морям.
Светят дальним кораблям...