Тема урока | Ориентирование |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
- создать условия для овладения знаниями о способах ориентирования в общественных местах, на улице, на местности; - уметь использовать компас при ориентировании на местности, определять основные и промежуточные стороны горизонта; - уметь ориентироваться по живым ориентирам, звездам, Солнцу. | - создать условия для развития пространственных представлений, логического мышления, коммуникативных способностей; - продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: выделение главного, анализ, умение делать выводы, умением устанавливать причинно-следственные связи; - продолжить работу над развитием устной монологической речи;
| - способствовать воспитанию не равнодушного отношения к окружающим, взаимопониманию и сплочённости в совместной деятельности, умению слушать товарищей, аргументировать свою точку зрения; - способствовать воспитанию интереса к предмету. |
Решаемые учебные проблемы | Не теряться в сложной малознакомой ситуации |
Основные понятия, изучаемые на уроке | Ориентирование, компас, стороны горизонта, румбы |
Вид используемых на уроке средств ИКТ | компьютер, мультимедийная доска; |
Образовательные интернет-ресурсы | |
Предварительная работа | Задание для учащегося презентация на тему: «История появления компаса», раздаточный материал – карточки (Приложение 1) |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
1 этап Организационный |
Деятельность учителя Учитель приветствует обучающихся и предлагает им присесть | Деятельность обучающихся Учащиеся приветствуют учителя стоя и присаживаются. |
2. ЭТАП Актуализация знаний, создание проблемной ситуации. |
Деятельность учителя - Предлагает проблемную жизненную ситуацию, обращает внимание на изображение на мультимедийную доску (Слайд 1), цитируя фрагмент стихотворения С. Михалкова «Дядя Степа» « Что случилось? На вокзале Плачет мальчик лет пяти. Потерял он маму в зале Как теперь ее найти?» - Учитель через высказывания учащихся подводит их к самостоятельному определению темы урока и показывает тему урока на доске (Слайд 2) « Ориентирование» | Деятельность обучающихся - Учащиеся высказывают свои суждения, чувства в предложенной ситуации. - Вспоминают способы действия в данной ситуации (успокоить малыша, узнать имя, с кем он пришел, как зовут взрослого, обратиться к взрослым окружающим, к охранникам, к полицейским, к женщинам с детьми, передать по громкой связи, заранее договориться о месте встречи в приметном месте ит.д.) - Учащиеся предлагают разные варианты (уметь находить выход из ситуации, определят свое положение, уметь ориентироваться и т. д. ) - Учащиеся записывают тему в тетрадь или в карточку. |
3. ЭТАП целеполагания и планирования. |
Деятельность учителя Вступая в диалог с учащимися, подводит их к формулировке целей исследования (Слайд 3). Учитель предлагает способ работы над новым материалом (работа с учебником, атласом, интерактивной доской) | Деятельность обучающихся В ходе диалога, учащиеся, формулируют следующие цели исследования: 1. Дать понятие « ориентирование» 2. Определить способы ориентирования 3. Какие существуют стороны горизонта? 4. Как называется прибор для определения сторон горизонта? |
5 ЭТАП "Открытие" новых знаний. Учебные действия по реализации плана. |
Деятельность учителя 1. Предлагает ознакомиться с текстом учебника стр.64 , найти и выписать понятие – ориентирование. ( Слайд 4) 2. Опираясь на имеющийся опыт, учитель обращается к учащимся с вопросом: « Как в древности люди определяли стороны горизонта?» Подводит промежуточный итоги высказываниям учащихся и демонстрирует слайды (Слайд 5-7) 3. Рассказывает о том, как появились названия сторон горизонта. Предлагает ознакомиться с текстом учебника стр.64-65 и ответить на вопрос: «На какие группы делятся стороны горизонта?» Подводит промежуточный итог и демонстрирует слайд (Слайд 8) Задает вопрос: «Какое ещё название имеют стороны горизонта?» 4. Обращается к учащимся с вопросом: « Как называется прибор для определения сторон горизонта?» Приглашает учащегося продемонстрировать презентацию. | Деятельность обучающихся 1. - Анализ текста учебника и выявление из текста понятия « ориентирование» - Представление результата своего поиска, в виде устного ответа. - Записывают понятие в тетрадь или в карточку. 2. – Высказывают свои версии (по солнцу, по звездам, по приметам местности). - Рассматривают иллюстрации в атласе и дают описания этим способам. 3. Читают и анализируют текст учебника, составляют схему в тетради или заполняют карточку «Стороны горизонта», проверяют свой результат со схемой на слайде (Слайд 8). Отвечают на вопрос (румбы) и рассматривают рисунок на слайде (Слайд 9). 4.Отвечают на вопрос и записывают в тетрадь или заполняют карточку Компас - прибор для определения сторон горизонта. Слушают сообщение и смотрят презентацию на тему: «История появления компаса» |
6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания. |
Деятельность учителя 1.Организует практическую работу с компасом. Предлагает подготовить компас к работе (Слайд 10) 2. Предлагает выполнить ряд заданий, ответы учащихся фиксирует на доске (Слайд 11- 13). | Деятельность обучающихся 1. Знакомятся с прибором, выполняя инструкцию учителя, готовят прибор к работе. 2. Выполняют задания по определению сторон горизонта, градусную меру основных сторон горизонта и промежуточных, используя шкалу. Полученные результаты записывают в тетрадь или в карточку в виде схемы (Слайд 11- 13). |
7 ЭТАП Рефлексия (итог урока). |
Деятельность учителя Используя новые знания, обучающимся предлагается отгадать кроссворд , вопросы на слайде (Слайд 14). Предлагает сверить ответы с ответами на доске (Слайд 15). Подводит итоги и выставляет оценки. | Деятельность обучающихся Отгадывают кроссворд. (Слайд 14), заполняют кроссворд на карточке. Сверяют свои ответы с ответами на доске (Слайд 15) . |
8 ЭТАП Домашнее задание ( Слайд 16) § 10, дополнить кроссворд новыми вопросами по изученной теме и дорисовать нужные клетки. |