Цель: формировать навык определения падежей.
- образовательная: продолжить знакомство детей с таким понятием как «падеж», формировать умение спрягать слова.
- развивающая: развивать важнейшие психические процессы: мышление, память, речь, внимание;
- воспитательная: воспитывать интерес к предмету «Русский язык».
1. Уметь формулировать тему урока;
2. Уметь высказывать свои предположения;
3. Уметь анализировать и исправлять ошибки;
4. Уметь выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
5. Осуществлять контроль по результату.
1. Положительное отношение к познавательной деятельности;
2. Умение осознавать свои трудности.
1. Уметь строить речевое высказывание;
2. Формулировать собственное мнение;
3. Контролировать действие партнеров;
4. Уметь добывать новые знания- находить ответы к вопросам;
5. Уметь делать выводы в результате анализа.
1. Сотрудничать с учителем и сверстниками;
2. Оформлять грамотно свои мысли в устной и письменной форме;
3. Слушать и понимать речь других;
4. Уметь аргументировать свой ответ.
Оборудование: учебник , тетрадь, шаблоны для рефлексии, карточки с заданиями, презентация.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Этап мотивации к учебной деятельности | Здравствуйте, ребята! Меня зовут Валерия Сергеевна, и сегодняшний урок проведу у вас я. Желаю вам успехов при выполнении заданий. Давайте проверим Вашу готовность к уроку. У Вас на столах должны лежать прописи, пенал и карточки, которые я раздала. Если это все лежит на столе, то можете тихо сесть на своё место. Ответить хочешь - не шуми, А только руку подними. Учитель спросит - надо встать, Когда позволит сесть- то сядь. Ты сиди за партой стройно И веди себя достойно. | *Приветствуют учителя. *Проверка готовности к уроку. | К (3) |
Актуализация и фиксация индивидуальных затруднений в пробном действии | Перед началом нашего урока давайте вспомним всё то, что мы проходили до этого: - Что такое имя существительное? - Сколько в русском языке существует родов? - Назовите несколько примеров: ж.р.- 1 ряд; м.р.- 2 ряд; с.р.- 3 ряд. Ответы будем давать по-цепочке. А теперь откроем тетради, запишем число и на следующей строчке Классная работа. Обратите внимание на доску. На доске изображено буквосочетание: ИРДВТП. Давайте пропишем его в наших тетрадях. | -Имя существительное- это самостоятельная часть речи, обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?, что?. - ж.р.- мышь, роща, шапка, ваза; м.р.- палец, жираф, олень; с.р.- солнце, море. *Прописывают в рабочих тетрадях | К (2); Л (1). |
Этап выявления места и причины затруднения | Как вы думаете, почему именно такой порядок букв в этом буквосочетании? *На доске транскрипция слова «падеж»* Прочитайте слово записанное с помощью транскрипции. Совпадает ли произношение с написанием? Как вы думаете, какая тема нашего урока? Чем мы будем сегодня заниматься? Какую цель поставим перед собой? | -Возможно в таком порядке идут падежи. -Падеж. -Да. -Тема нашего урока: «Падеж» -Учиться склонять слова по падежам. | К (2); П (1, 2); Р (1, 2, 4). |
Этап выхода из создавшейся ситуации (+реализация построенного проекта) | - Ребята, а что же такое падежи? Чтобы вы хорошо запомнили названия падежей, предлагаю вам послушать вот такую сказку Он ещё не родился. А уже думали, какое имя ему дать, решили назвать именительный. Родился – стал родительным. Это имя ему ещё больше понравилось. Но он был ещё маленьким, ему все давали и он стал - дательным. Но он был ещё большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал – винительным. Потом он подрос. Стал творить добрые дела и называться стал – творительным. Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и он стал предложным. Откройте учебник на странице 36. Найдите упражнение 64. Прочитаем задание. Что нам нужно сделать? Давайте прочитаем правило, которое есть на этой странице. Сколько падежей в русском языке? Назовите их все. Ребята, каждый падеж имеет свой падежный вопрос. Их мы можем увидеть на странице 37. Давайте разберем каждый их них. | -Изменение имени существительного по вопросам. *Слушают учителя* *Выполняют упражнение* *Читают правило* -6 падежей. -Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. | К (1, 2); П (1, 2); Р (4). |
Этап первичного закрепления с проверкой во внешней речи | Ну а теперь, когда мы с вами узнали, на какие вопросы отвечает каждый из падежей, предлагаю выполнить следующую работу. Предлагаю совместно разобрать слово- весна. Один человек будет разбирать у доски, а все остальные в рабочей тетради. | *Разбирают слово весна* | К (1, 3) |
Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону | *Индивидуальная работа по вариантам* 1 вариант - Укажите падеж имён существительных. Летел над полем, ученик думает, подбежал к другу, смотрели на море, добежать до реки, думал о маме. 2 вариант – Изменить по падежам слова: ученик, школа. | *Выполняют задание в карточках. | Р (4) |
Этап включения в систему знаний и повторение | *Игра: «Правда/Ложь» И в заключении мне бы хотелось провести с вами вот какую игру. Она называется «Правда/Ложь». Ваша задача: поднять красный карандаш если это неправильное утверждение и поднять синий карандаш если это правильное утверждение. Все готовы? Тогда начнем: 1. именительный падеж отвечает на вопросы кто?, что? 2. падеж- это изменение времени у слова. 3. слово «ВЕСНЕ» стоит в дательном падеже. 4. предложный падеж отвечает на вопросы кем?, чем?. 5. творительный падеж отвечает на вопросы кем?, чем?. | - да - нет - да - нет -да | П (1, 2) |
Рефлексия | Ребята, вот и подошел к концу наш сегодняшний урок. Нам остается только похвалить себя и оценить работу. Перед вами на столах лежат маленькие круги: - если у вас на уроке всё получилось и не возникало вопросов, то нарисуйте внутри круга улыбающийся смайлик; - если у вас не всё получилось, то поставьте грустный смайлик. | *Оценивают свою работу на уроке. | Р (5) |
Д/З | Выучить вопросы падежей. Упр. 67. | *Записывают в дневник. | |
_______________ «_»_______201_г.
Ейск, 2019 г.