СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока на тему "В.М. Шукшин. Рассказ «Срезал». Особенности героев Шукшина"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока

Тема: В.М. Шукшин. Рассказ «Срезал». Особенности героев Шукшина

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока на тему "В.М. Шукшин. Рассказ «Срезал». Особенности героев Шукшина"»

Технологическая карта урока

Тема: В.М. Шукшин. Рассказ «Срезал». Особенности героев Шукшина

Цель:

  1. проанализировать систему образов рассказа,

  2. уделить внимание развитию творческих способностей,

  3. воспитывать культуру использования ИКТ,

  4. воспитывать интерес к истории своей малой родины,

  5. исследовать проблемы социального и нравственного зла.

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД

Организационный момент


Создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха

Проверяет

готовность к уроку

Приветствуют учителя

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.


Актуализация знаний

- Ребята, у каждого человека есть своя малая родина. Для вас это Тюменская область. Мы все любим свою малую родину, гордимся ей, отмечаем важные даты. Скажите, какая значимая дата в этом году наступила для области?

слайд Писатель, актёр, кинорежиссёр, сценарист Василий Макарович Шукши́н родился на Алтае. Это его малая родина, которую он очень любил. Сегодняшний урок особенный для меня, потому что Алтайский край – это и моя малая родина.

Видео

- Не правда ли красивая панорама? Это алтайское село Сростки, малая родина Шукшина. В первых кадрах вы увидели памятник Шукшину на горе Пикет. Позже я ещё вернусь к этому памятнику.

- То, что нам важно, связано у нас с какими-то предметами, символами. Посмотрите, какая у меня закладка в книге с рассказами Шукшина. Она попала сюда не случайно. Скажите, символом чего является берёза?

- Для Шукшина берёза тоже была символом родины. Посмотрите, как Шукшин через слова своего героя из фильма «Калина красная» выражает свою любовь к родине.

Видео

слайд Тюменская область и Алтайский край разделены тысячами километров. Но имя Шукшина очень тесно связано с нами и сегодня. Его творчество до сих пор живёт на сцене театров.

слайд Например, осенью прошлого года в Театре драмы показали спектакль «Калина красная», где главную роль играла Мария Шукшина, дочь писателя. Театр «Ангажемент» неоднократно ставил спектакли по рассказам Шукшина.

А мы с вами сегодня познакомимся с рассказом Шукшина под названием «Срезал». Проанализируем особенности характеров героев Шукшина.

Отвечают на вопросы





75 лет Тюменской области







Просмотр видео, презентации













Это символ родины для русского человека

Актуализировать информацию. Установить метапредметные связи с географией, краеведением


Распределение по группам

- Одна группа садится за компьютеры. Вы выполняете индивидуальные задания на компьютере. Вторая группа садится за отдельный стол. Вы все вместе составляете схему. Третья группа остаётся со мной. Каждой группе на работу даётся 10 мин.


Организую работу в группах

Распределить работу по группам

Мотивационно-целевой

(стадия вызова)


Создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

слайд Тема беседы - «Особенности героев В.Шукшина в рассказе «Срезал»

слайд Для начала объясните значение слова «срезал». Если затрудняетесь используйте QR-код для перехода к словарной статье.

Учитель:

- Я раздала вам тексты в файликах. Вы можете на этих текстах делать пометки, подчёркивать, выделять.

- Мы определили значение ключевого слова. Скажите, кто в рассказе сре́зал?

- Его кто-то поддерживал? слайд

Кого Глеб среза́л? слайд

- Получилось две группы людей. Где они живут? слайд

- Между этими двумя группами людей происходит конфликт (слайд), на котором строится сюжет рассказа. Но это поверхностный конфликт, который мы видим сразу. Проблема в том, что мы пока не видим внутренний конфликт, причину, почему произошли эти события.


Просмотр презентации; организация работы с текстом



Глеб Капустин

мужики

Кандидат, жена кандидата, полковник, два лётчика, врач, корреспондент

в городе и в деревне

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).


Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)








Анализ текста

Развивать умения работы с текстом и анализа текста

- Прочитаем отрывок из текста: «И как-то так повелось, … а потом уж – вместе – к гостю». Кто является зачинщиком конфликта?

- Как автор описывает своего героя? (текст: «Глеб Капустин – толстогубый…»)

- Больше мы ничего не узнаём про героя. Что необычного вы увидели в построении текста? (Чего здесь много?)

- Автор даёт раскрыться своим персонажам через речь.

- Итак, Глеб приходит в гости к кандидатам. Найдите в тексте фразы и скажите, о чём пытался поговорить Глеб с кандидатами?

- Глеб произносит абсолютно нелогичные, абсурдные фразы.

- Чем оборачивается диалог? Прочитаем отрывок: «Послушайте! – Да мы уж послушали … падать будет не так больно»

- Как ведёт себя Константин Иванович, его жена?


Глеб Капустин





диалоги









сначала они в недоумении от поведения Глеба, но потом мы видим, что они не опускаются до его уровня, не спорят с ним, а позволяют оставить себя проигравшими

Отвечают на вопросы

Работают с презентацией

Оценивают себя

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные (создание благоприятной атмосферы заинтересованности), познавательные (отвечать на вопросы учителя, сравнивать и делать выводы, работа над формированием логических умений: анализ) регулятивные (оценивать свои достижения на уроке)




УУД: коммуникативные (владеть умениями произносить монолог, вести диалог; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей)


Подведение итогов анализа текста

Определение проблемы текста

- Обратите внимание на то, как мужики реагируют на разговор. Прочитаем отрывок: «В голосе мужиков слышалась … нигде не любил ещё».

- Последняя фраза: «Глеб жесток, а жестокость никто, никогда, нигде не любил ещё» может понять проблему, о которой мы говорили в начале беседы. слайд

слайд От чего исходит внутренний конфликт рассказа?










Глеб завидует состоявшимся людям. От этого он становится жестоким, поэтому унижает других людей. От необразованности и бескультурье в человеке рождается злоба

Формулировать смысл текста, его проблему

Смена групп

Организация работы в группах

Повторение всего материала выше с другими группами



Индивидуальная работа

Заполнение пропусков в тексте словами


Анализ текста. Восстановление пробелов в информации

Работать индивидуально, работать с текстом

Групповая работа

Заполнение схемы


Выделение необходимой информации из всего текста

Работать в группе, уважать чужое мнение, отстаивать свою точку зрения

Итоги урока.

Рефлексия

Проверка групповой работы по составлению схемы. Учитель открывает работы на своём компьютере и показывает на экране. Работы обсуждаются.


Анализ индивидуальных работ. Учитель спрашивает у класса, какие результаты они получили за работы.


- Ребята, в начале урока мы вспомнили, что этот год особенный для тюменцев. Мы празднуем 75-летие Тюменской области. На Алтае этот год тоже особенный. Дело в том, что в этом году Василию Макаровичу Шукшину исполнилось бы 90 лет. В Алтайском крае уже проходят мероприятия в память об этом прекрасном писателе.

Мы говорили про героев Шукшина. Они странные люди, чудики. Наивные, комичные, смешные. Нельзя сказать, что персонажи Шукшина исключительно положительные. Их странности проявляются по-разному. Они могли быть созидателями, могли быть и разрушителями.

слайд А сам Василий Макарович сидит на возвышенности уже много лет, задумчиво смотрит на свою малую родину и, наверное, переживает за то, чтобы Глебов Капустиных было как можно меньше на Земле.

слайд Недаром сам писатель как-то сказал: «Нам бы немножечко добрее быть...»


Подводят итог урока.





УУД: познавательные, регулятивные







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!