1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок): | 10 |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) | |
Тема урока | Закон Ома для полной цепи |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): | базовый |
Тип урока (укажите тип урока): | ☐ урок освоения новых знаний и умений |
Цель урока: формирование знаний о внутреннем и внешнем сопротивлении, ЭДС, вывод закона Ома для полной цепи. |
Планируемые результаты (по ПРП): |
| Этапы работы над результатом | Этапы проверки достижения результата |
Личностные Развитие самостоятельности и личной ответственности, формирование уважительного отношения к иному мнению, развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости | | |
Метапредметные Постановка цели урока, сравнивать результаты виртуального эксперимента, применять знания в новой ситуации. Развитие элементов творческого поиска на основе приема обобщения знаний, умение анализировать, наблюдать, развивать навыки практической работы. | | |
Предметные Знание формулы для расчета сопротивления проводника, умение решать качественные, расчетные и экспериментальные задачи по теме (как прямые, так и обратные). | | |
Ключевые слова: ЭДС, внутреннее сопротивление, полная цепь |
Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы) |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
|
Проблемная ситуация: в цепь вкючены источник тока, ключ, резистор., вольтметр, замкнутый на источник тока. Почему показания вольтметра при разомкнутом и замкнутом ключе различны. |
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
|
Что такое электрический ток? Постоянный электрический ток? Какие параметры электрического тока вы знаете? Что такое сила тока? Какие действия оказывает электрический ток при прохождении через проводник? Сформулировать закон Джоуля-Ленца. Как зависит сила тока от напряжения на концах участка? Прочитать закон Ома для участка цепи. Какие условия необходимы для существования тока в цепи? Как происходит разделение зарядов внутри источника тока? Что характеризует работу сторонних сил? Дайте определение ЭДС источника тока? |
Этап 1.3. Целеполагание |
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься |
Вы узнаете, что такое внутренне сопротивление, выведите закон ома для полной цепи и научитесь его применять. |
БЛОК 2. Освоение нового материала |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
Из прошлых уроков нам уже знаком закон Ома для участка цепи. Теперь сделаем для этого закона обобщение. Определение. Полная цепь – цепь, содержащая источник тока, или же цепь, содержащая ЭДС. Для наглядного примера возьмем самый простой вариант – цепь с одним источником и одним потребителем (рис. 1): Рис. 1. Пример полной цепи Внешняя цепь (участок полной цепи без источника) характеризуется своим сопротивлением – R. Источник же характеризуется своей ЭДС, а также внутренним сопротивлением – r. Как уже отмечалось на прошлом уроке, ЭДС равна сумме падений напряжения на внешней цепи и на самом источнике: Здесь: – напряжение, подаваемое во внешнюю цепь; – падение напряжения на источнике. Внешняя цепь, конечно же, является участком цепи, поэтому для нее справедлив закон Ома: Через источник проходит точно такой же ток, поэтому: Подставив последние два выражение в первое, получим: Или же: Это и называется законом Ома для полной цепи. Сила тока в замкнутой цепи равна отношению ЭДС источника к полному сопротивлению цепи: Определение. Короткое замыкание – явление, когда сопротивление во внешней цепи по каким-либо причинам стремится к нулю: При этом, обращаясь к закону Ома для полной цепи: Ток короткого замыкания из-за того, что внутреннее сопротивление источников очень мало по сравнению с сопротивлением внешним, как правило, чрезвычайно велик. Из-за этого выделяется очень большое количество теплоты, что может стать причиной обрывов цепи, пожаров и т. д. Для предотвращения подобного используются предохранители. |
Что необходимо, чтобы электрическая цепь была рабочей? Есть ли у источника тока своё сопротивление? Как оно влияет на общие параметры цепи? Почему ЭДС и напряжение измеряется в одних и тех же единицах? |
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон) |
Решение 3 задач. В 1 задаче: найти I 2 задача: найти ЭДС. 3 задача: найти R (отрабатываем умения выражать величину из формулы) |
БЛОК 3. Применение изученного материала |
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.). |
Почему под стиральную машину кладут резиновый коврик? Почему станки на заводах обязательно заземляют? Почему во время изготовления проводов для домашних электросетей перешли с алюминия на медь? |
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
Подберите соответствующие учебные задания |
Интервал рабочего напряжения бытового прибора 210-220 В. Какой длины удлинитель из медного провода сечением 0,5 мм2 нужно взять, чтобы напряжение не выходило из рабочего интервала. Напряжение сети 220 В. |
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
Подберите соответствующие учебные задания |
Идеальный амперметр и три резистора сопротивлением Ом, и включены последовательно в электрическую цепь, содержащую источник с равной В, и внутренним сопротивлением Ом. Каковы показания амперметра? (Ответ дайте в амперах.) |
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
Подберите соответствующие учебные задания |
Н а рисунке изображена схема электрической цепи, состоящей из источника постоянного напряжения с ЭДС 5 В и пренебрежимо малым внутренним сопротивлением, ключа, резистора с сопротивлением 2 Ом и соединительных проводов. Ключ замыкают. Какой заряд протечет через резистор за 10 минут? |
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами |
Интервал рабочего напряжения бытового прибора 210-220 В. Какой длины удлинитель из медного провода сечением 0,5 мм2 нужно взять, чтобы напряжение не выходило из рабочего интервала. Напряжение сети 220 В. |
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания |
Аккумулятор с ЭДС 35 B и внутренним сопротивлением 2 Ом замкнут на спираль с сопротивлением 5 Ом. Какой ток покажет амперметр, включённый в цепь. (внутренним сопротивлением амперметра пренебречь). 5 А; 7 А; 9 А; 10,5 А; 2 А. Аккумулятор с внутренним сопротивлением 0,4 Ом и ЭДС 4 B замкнут спиралью из проволокой сечением 1 мм2 и удельным сопротивлением 0,0000008 Ом•м. Найдите длину спирали, если сила тока в цепи 2 А. 2 ,3 м; 2 м; 1,5 м; 15 м; 13 м. 3. Э ДС гальванического элемента 3 В, его внутреннее сопротивление равно1 Ом, сопротивления резисторов R1 = R2 = 1,75 Ом, R3 = 2 Ом, R4 = 6 Ом. Чему равна сила тока, протекающего через резистор R4? (см. рис) 2 ВАРИАНТ: ОБСУДИТЬ ХОД ВЫПОЛНЕНИЯ ЛР НА СЛЕДУЮЩЕМ УРОКЕ |
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Этап 5.1. Рефлексия |
Этап 5.1.1. Содержательная рефлексия |
Этап 5.1.2. Деятельностная рефлексия |
Этап 5.1.3. Эмоциональная рефлексия |
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам |
Какое значение имеет изучение законов постоянного тока для каждого из вас? |
Этап 5.2. Домашнее задание |
Введите рекомендации по домашнему заданию. |
§ 106. Закон Ома для полной цепи. Прорешать образцы заданий ЕГЭ. Карточка 1: Необходимо изготовить реостат, рассчитанный на 6 Ом, из никелинового провода диаметром 0,8 мм. Какой длины проводник надо взять? Каким будет падение напряжения на полностью включенном реостате при силе тока 1,5 А? (удельное сопротивление никелина 4,2*10 -7 Ом *м ) Карточка 2: Сопротивление вольфрамовой нити электрической лампы при 20 0 С равно 20 Ом. Сопротивление той же нити в рабочем состоянии 188 Ом. Какова температура накала нити? ( Температурный коэффициент сопротивления вольфрама 0,005 С -1) Карточка 3 Найти сопротивление проводников, соединенных последовательно, если сопротивление каждого 10 Ом, 5 Ом и 3 Ом. Какая сила тока на втором проводнике, если общее напряжение 32 В. Карточка 4 Два проводника сопротивлением по 20 Ом соединены параллельно. Последовательно к ним подключен проводник сопротивлением 5 Ом. Общее напряжение 30 В. Найти токи на каждом проводнике. |