Мотивация (самоопределение) к учебной деятельнос ти. Цель: осознанное вхождение учащегося в пространст во учебной деятельнос ти. | Проверь, дружок Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке, Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь. Отметьте свое настроение в тетрадях. - Назовите девиз нашего урока | Контролируют и оценивают свою готовность к уроку. Фиксация настроения в тетрадях. - Пишу красиво, чисто, аккуратно, грамотно | Проверяет готовность детей к уроку. Фиксирует настроения детей. | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: самоконтроль |
Актуализация знаний Цель: Организовать фиксацию индивидуаль ных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия. | Минутка чистописания (На доске написаны строчные буквы: а н е р и ч е между каждыми буквами наклонные палочки и палочки с закруглением вправо и влево) Скажите, что будем отрабатывать на каллиграфической минутке? Прочитайте стихотворение и определите, о чем оно. Наш язык и скромен, и богат. В каждом слове скрыт чудесный клад. Слово «высоко» произнеси – И представишь сразу неба синь… Ты скажи: «Кругом белым – бело!» - И увидишь зимнее село, С белых крыш свисает белый снег, Не видать под белым снегом рек. Если скажешь слово ты «темно», Сразу вечер поглядит в окно. Если скажешь «ароматно» ты - Сразу вспомнишь ландыша цветы. Ну, а если скажешь ты «красиво» - Пред тобою сразу вся Россия! Возьмите ромашки и запишите это слово в центре цветка. Какое слово вы записали? Сколько лепестков у ромашки? На лепестках ромашки впишите ассоциации с этим словом, используя разные самостоятельные части речи. Слова каждой части речи можно записать 1 раз. Какие слова вы написали? Почему один лепесток у вас остался пустым? Прочитайте последние две строчки стихотворения и скажите какое слово произносит автор, чтобы понять, что перед ним Россия? Запишите это слово на последний лепесток. Давайте составим кластер из этой ромашки. Им. суш. Им. прил. Глагол Местоимение ( пустой овал) Как называются эти части речи? Дополните кластер. Может быть кто ни будь знает к какой части речи относится слово красиво. Название новой части речи зашифровано в каллиграфической минутке Расскажите, что вы знаете об этой части речи Что не хватает в кластере? В какую часть кластера предлагаете разместить наречие. | Отвечают на поставленный вопрос и записывают буквы Самостоятельное чтение произведение и ответ на вопрос. Россия. Пять. Индивидуальная работа (Родина, многонациональная, горжусь) Мы знаем 4 самостоятельные части речи. А надо записать слово пятой самостоятельной части речи. Красиво. Составление кластера у доски. Самостоятельные. Варианты ответов. Наречие Ничего. Служебных частей речи и названия кластера. (2 ребенка работают у доски с кластером.) Не знаем. | Задает вопросы. Оказывает индивидуальную помощь. Записывает слова на лепестках ромашки, которая прикреплена на доске. Переворачивает лепестки ромашки. И на них написаны названия частей речи. Записывает на пустом лепестке название новой части речи. | Познавательные: расширение кругозора, умение находить ответы на поставленные педагогом вопросы, используя свои знания и опыт. Коммуникативные: умения слушать и понимать речь одноклассников и педагога. |
Сообщение темы и целей урока Цель: фиксация темы и целей урока | Назовите тему урока. Запишите тему урока в бортовом журнале. Запишите вопросы на какие бы вы хотели получить ответ тоже в бортовом журнале? Назовите эти вопросы. | Наречие. Самостоятельная работа с бортовыми журналами. Чем является в предложении? Что обозначает? На какие вопросы отвечает? С какой частью речи связано? Как изменяется? Какую роль в речи и предложении выполняет? | Задает вопросы. Координирует работу в бортовых журналах. | Познавательные: умение ставить и формулировать проблему Регулятивные: умение формулировать цель деятельности на уроке |
Открытие нового знания Цель: организовать совместное открытие нового знания. | В России живут люди разных национальностей. А как они живут? Запишите это предложение. Подчеркните грамматическую основу предложения. Каким членом предложения является наречие? Составьте с наречием словосочетание Какую часть речи поясняет наречие? Что обозначает глагол? Что будет обозначать наречие? Назовите вопрос, который вы поставили к наречию в словосочетание? Задание на корточках Внимательно рассмотрите словосочетания, поставьте вопросы к выделенным словам и запишите их. Быстро шагают, приехал вчера, разглядел вдали, повернул направо, капает сверху. Назовите вопросы на которые отвечает наречие. Поработаем с «Корзиной идей». Предположите, как может изменяться наречие. Для того чтобы подтвердить или опровергнуть ваши предположения отправимся с вами на спортивные соревнования к легкоатлетам. Что ни делают, когда защищают честь нашей страны на соревнованиях? Отвечая на мой вопрос постарайтесь использовать наречия. Разделитесь на группы и измените новую часть речи по своим заданиям. 1 группа - измените по числам слово высоко Атлет бросает копье __________ Атлеты бросают копье __________ 2 группа - измените по лицам слово стойко Я соревнуюсь ________ Мы соревнуемся _________ Ты соревнуешься ______ Вы соревнуетесь ____________ Он соревнуется __________ Они соревнуются __________ 3 группа - измените новую часть речи по падежам словосочетание И.п. прогулка пешком Р.п. Д.п В.п. Т.п. П.п. 4 группа - измените по временам слово быстро Спортсмен бежал … Спортсмен бежит … Спортсмен побежит … - измените по родам слово высоко Он прыгает_____________ Она прыгает ____________ Оно прыгает___________ - Какой вывод мы сформулируем. Для подведения итогов поработайте в парах и задайте друг другу тонкие и толстые вопросы. Прочитайте пословицу, укажите наречия, прочитайте без наречий. Кто служит Родине верно, тот долг исполняет примерно. Кто служит Родине , тот долг исполняет. - Что заметили? Изменилось ли предложение? Какую роль выполняют наречия в нашей речи? Расскажите все, что вы узнали о наречии. Откройте учебник на странице 52 и сравните наши выводы с тем, что написано в учебнике. Закончите составление кластера. Вернитесь к предложению, которое записали вначале урока. Люди разных национальностей живут в России дружно. Определите каким второстепенным членом предложения является наречие. На странице 53 прочитайте вывод. Совпадает ли он с нашим предположением? | Люди разных национальностей живут в России дружно. Второстепенным членом предложения. Живут (как?) дружно Сказуемое. Действие предмета. Признак действия. Как? Работа в парах. Как? Когда? Где? Куда? По родам, по лицам, по числам, по временам, по падежам, по другому. Быстро бегают, высоко прыгают, далеко бросают. Работа в группах. И представление своих выводов классу. Наречие неизменяемая часть речи. Работа в парах Стало скучным, не эмоциональным. Украшают её, делают её более точной и выразительной. Работа с бортовым журналом. Ответы детей. Самостоятельная работа. Работа 1 ученика у доски. Работа в парах. Определяют, что это дополнение. Самостоятельная работа с учебником. | Задает вопросы. Оказывает информационную помощь в группах. | Регулятивные: умение выполнять пробное учебное действие и оценивать его в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: добывание новых знаний, используя анализ и сравнение, высказывание своих предположений на основе работы со схемами. Коммуникативные: умение работать в паре, оказать поддержку однокласснику. |
Первичное закрепление Цель: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях | Для закрепления новой темы поработайте с карточкой (Приложение 2). Составьте небольшой рассказ, используя наречия. Работаем по учебнику страницы 54 упражнение 3. | Работа в группах. Представление своей работы классу. Самостоятельная работа. Взаимопроверка в парах. | Оказывает индивидуаль ную помощь. | Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, умение работать по предложенному алгоритму, умение высказывать свои предположения на основе работы с учебником, таблицами, схемами. Коммуникативные: уметь выражать свои мысли, слушать речь своих одноклассников, сотрудничать с ними. Познавательные: умение ориентироваться в системе своих знаний, формирование мыслительных операций (сравнение, анализ и обобщение) |
Рефлексия учебной деятельнос ти на уроке Цель: соотнесение целей урока и его результатовсамооценка работы на уроке. | Что нового вы узнали сегодня? Кому было легко на уроке? А кому сложно? Какие вопросы у вас остались? Что для вас было особенно сложно, а что удавалось с лёгкостью? Кому потребовалась помощь? Кто сам оказывал помощь? Какие знания необходимо закрепить? | Проводят самоанализ своей работы на уроке. Задают вопросы, которые остались. Определяют причины своих успехов и неудач. Фиксируют свое настроение в тетрадях. | Предлагает высказать свое мнение по работе на уроке. | Регулятивные: оценка своей деятельности на уроке. |