СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока: Народные праздники в пору осеннего равноденствия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: Окружающий мир

Класс: 2

Тема урока:  Народные праздники в пору осеннего равноденствия. Ресурсы: учебник: «Окружающий мир»  А.А. Плешаков, рабочая тетрадь, презентация к уроку, раздаточный материал. Наименование УМК : «Перспектива» Тип урока: повторение Цель: познакомить детей с обрядами и обычаями поры осеннего равноденствия у разных народов России.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока: Народные праздники в пору осеннего равноденствия.»

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»



ПРОВЕРИЛ

руководитель практики

_________/_________/

«___»_________20___г.

СОГЛАСОВАЛ
учитель начальных классов
__________/_________/


«___»_________20___г.


Технологическая карта

урока окружающий мир

2 класс

Выполнила: Бегларишвили В.

студентка Ш-41 группы

Руководитель практики: Голоскок Г.Н.


Ейск, 2018 г.






Технологическая карта урока

Предмет: Окружающий мир

Класс: 2

Тема урока: Народные праздники в пору осеннего равноденствия
Ресурсы: учебник: «Окружающий мир» А.А. Плешаков, рабочая тетрадь, презентация к уроку, раздаточный материал.
Наименование УМК : «Перспектива»
Тип урока: повторение
Цель:
познакомить детей с обрядами и обычаями поры осеннего равноденствия у разных народов России.

Задачи:
Образовательная:

        • познакомить детей с обрядами и обычаями поры осеннего равноденствия у разных народов России;

        • научить детей различать общее и особенное в этих праздниках, соотносить особенности праздничных обычаев и обрядов с особенностями природы и хозяйственной жизни этих народов.

Развивающая:

        • развить у учащихся умение самостоятельно мыслить, оценивать, делать выводы, а также абстрактное и логическое мышление, сообразительность, интерес к предмету. 

  • обогащение словарного запаса;

  • расширение кругозора;

Воспитательная:

  • воспитывать в детях чувство благодарности к природе за её дары людям.

Формы работы: фронтальная, в парах, индивидуальная

Планируемые результаты:

УУД:

Коммуникативные:

- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, в группе: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;

- слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей;

- обосновывать и доказывать собственное мнение.

Регулятивные:

- понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

- организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Личностные:

- проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству;

- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки;

-выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

Познавательные:

-развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы;

-контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

-иметь представление о литосфере, о полезных ископаемых, наблюдать простейший опыт о выращивании кристалла.



































Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

I.Организационный этап

- Здравствуйте ребята!

- Посмотрите в окно:

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно.

Нас оно торопит в класс

Урок окружающего мира начинается у нас.

- Здравствуйте!

Проверяют готовность рабочего места к уроку.


Регулятивные: организация своего рабочего места.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

2.Актуализация знаний.



- Ребята, давайте проведем с вами небольшую работу в парах. У вас на партах лежат карточки с заданиями.

а) - Закончи предложение.

1.Явление природы, при котором водоемы покрываются льдом, это – …(ледостав).

2. Теплая солнечная погода, установившаяся в середине сентября - … (бабье лето.)

3. Главный признак осени – (похолодание)

4. Легкий мороз – (заморозки)

5. 23 сентября – (день осеннего равноденствия)

б) Подчеркни зимние природные явления.

Солнце всходит поздно и заходит рано. День короткий. Прохладно. Тает снег. Жарко. Метут метели. Журчат ручьи. Гололедица. Земля покрыта снегом.

Солнце светит, но не греет. Опадают листья. Идут дожди. Тепло. Мороз. Ледоход.Река покрыта льдом.


- Проработали в парах, а теперь давайте проверим это и сверимся с эталоном. Слайд.

-Поставьте, пожалуйста, плюсик возле первого номера те, у которых совпал ответ.
Проверяется каждое задание.

- А теперь поднимите руку те, у кого получилось 5 плюсиков. Вы большие молодцы.



Работа в парах.

Выполнение задания в карточках









Проверяют правильность выполненных заданий.


Познавательные: ориентируются в своей системе знаний.

Коммуникативные: доносят свою позицию до других; оформляют свои мысли в устной речи с учетом своего жизненного опыта.

3. Самоопределение к деятельности.

- Посмотрите пожалуйста на доску, кто отгадал первую загадку поднимите руку.

Слайд 2-3

1.В колыбельке подвесной
Спит в тиши жилец лесной.
Пополнеет, подрастёт –
На зубок он попадет
Мальчикам и девочкам,
Хлопотуньям-белочкам.
Кто найдёт его быстрей
Посреди листвы, ветвей* (Орех)

2.Было зеленое платье атласное,
Нет не понравилось, выбрало красное.
Но надоело также и это,
Платье надела синего света. (Слива)

3.С ним сдружились мы давно,
Дарит нам он толокно,
И муку, и кашу, и печенье…
Поблагодарим за угощение. (Овёс)

4.Главный принцип, в общем, постой:
Голова – на солнце, ноги – под водой. (Рис)

- Какое время года называют урожайным?

- Ребята, почему праздник урожая приходится на время осеннего равноденствия?

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Отгадывают загадки представленные на слайде 2-3









- Орех



- Слива







- Овёс


- Рис



- Осень


- К этому времени убирали урожай


- Сегодня на уроке будем говорить о праздниках в пору осеннего равноденствия.

Коммуникативные:

высказывать свои предположения, выражать свои мысли.

Регулятивные: уметь формулировать тему и учебную цель урока

Познавательные:

Раскрывать значения новых понятий, активно использовать их в своей речи

4. Работа по теме


1.Беседа.

Слайд 4- 5

- Возникли народные праздники не случайно. С древних времён люди жили в гармонии с природой. Праздники отмечались главным образом после важных трудовых периодов, в свободное от с/х работ время или в переломные моменты в явлениях природы.


- Какие праздники русский народ отмечал осенью?

- Накануне осеннего равноденствия, в праздник Рождества Богородицы, крестьяне благодарили матушку-землю.


-Давайте представим себе, что мы стоим на хлебородном поле, и глубоким поклоном до земли поблагодарим нашу кормилицу землю.

- Ребята, подождите садиться. Как вы думаете, кого еще мы с вами должны благодарить за это изобилие на нашем столе?

- Конечно, те работящие руки, что вырастили для нас эти овощи, фрукты, хлеб. Давайте поблагодарим и тружеников, которые возделывают землю и растят урожай.

- А третий поклон — тем людям, которые сохраняют урожай на целую зиму.


- Накануне праздника, вечером в каждом доме гасили огонь и в печи, и в лампадах .


-Ребята, весь огонь погашен, а где наши предки заново добывали его? А вы знаете этот способ?


2. Работа в парах.

- Ребята, а теперь давайте откроем свои рабочие тетради на с. 40 и выполним задание под номером 1.

- С помощью цветных карандашей «зажигите» огонь и «украсьте» сноп в честь окончания жатвы.


3.Работа по учебнику


-Наша страна огромна. Её населяют различные народы. Каждый народ неповторим. У каждого народа есть свои обычаи и традиции, свои праздники. Познакомимся с праздниками, проводимыми в пору осеннего равноденствия нанайским и корякским народами.


- Побываем в Приамурье у народа по имени нанайцы.

- Ребята, а вы знаете, чем занимался этот народ?

- Откройте пожалуйста учебники на стр. 64.

Ученик будет читать о празднике у народа нанайцы.

- Остальные поставили пальчик и следят за чтением, я могу поменять чтеца.

- Давайте же посмотрим как проходил этот обряд. Слайд 6-8

- Считалось, что небесные духи слетаются вниз, садятся на священные деревья, отдыхают, угощаются дарами. Поэтому нельзя было не только рубить священные деревья, но и загрязнять места поблизости.

- Теперь перенесемся на Камчатку в гости к народу по имени коряки.

- А сейчас у нас будет читать о коряках …..

- Праздник хололо проводили, чтобы в будущем было много морского зверя.

- А теперь посмотрите на отрывки из празднования праздника хололо коряками Слайд 9- 0






- Праздник Урожая, Покрова Пресвятой Богородицы, Рождество Богородицы и др.


Дети встают из-за парт и вслед за учителем кланяются

- Работников в поле.




Обучающиеся еще раз кланяются и садятся за парты



- Трение одного куска дерева о другой


Работают в тетрадях с. 40 № 1







Слушают учителя



- Рыболовством и охотой , рыбу ловили, содержали ездовых собак.


Ученик будет читать о празднике у народа нанайцы.

Слушают одноклассника и следят по учебнику за его чтением.

Смотрят слайд 6-8
Слушают учителя.





Ученик читает о коряках.

Смотрят на слайд 9-0

Коммуникативные:

умение вступать в диалог (отвечать на вопросы).

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации; перерабатывают полученную информацию: сравнивают и группируют факты и явления, делают выводы на основе обобщения знаний.

5.Физкультминутка.

Давайте немного отдохнем.

По тропинке леший шёл.

На полянке гриб нашёл

(ходьба на месте).

Раз грибок, два грибок,

Вот и полный кузовок

(приседания).

Леший охает- устал

От того, что приседал.

Леший сладко потянулся

(потягивания – руки вверх),

Леший выполнил разминку

И уселся на тропинку

(присаживаемся за парты).

Дети выполняют движения.


6. Закрепление полученных знаний.


- Откройте пожалуйста свои тетради

и выполните упражнение 3.

-Посмотрите на рисунок праздника нанайцев на стр.64учебника, обратите внимание на цвета национальных костюмов.

- Раскрасьте рисунок в рабочей тетради.

Итог урока.

- Что отмечали крестьяне накануне дня осеннего равноденствия ?

- Какой праздник отмечали в это время нанайские охотники?

- За что коряки благодарили природу в пору осеннего равноденствия?

- Итак, в пору осеннего равноденствия люди подводят итоги своего труда. Разные народы по-своему пользуются дарами природы. Но их праздники подтверждают: природу надо беречь и благодарить её за всё, что она даёт людям.


Выполнение задания в рабочей тетради.


- Накануне осеннего равноденствия в праздник Рождества богородицы крестьяне отмечали окончание жатвы.

- Нанайцы отмечали праздник моления небу-кормильцу.

- Коряки благодарили природу за оленей, рыбу, ягоды, дикорастущие травы, коренья.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли полно и точно; умение работать в парах, группе.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.


7. Рефлексия.


- Что было интересным на уроке?


-Что вызвало у вас затруднения?

- Оцените свою работу на уроке. У вас на партах лежат смайлики на котором присутствуют не все детали (отсутствует рот, брови). Я вам предлагаю дорисовать эти элементы таким образом, чтобы отразить необходимую эмоцию. Ели ваш смайлик будет улыбаться - значит, вы довольны своей работой на уроке. Если смайлик будет грустным – вы не довольны своей работой.

- Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке. Я довольна вами.

Ответы детей.



Оценивают работу на уроке

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные:

Умение осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.

8.Домашнее задание

- А сейчас откройте пожалуйста свои дневники и запишите домашнее задание.

р\т с. 40-41 № 2, № 4

уч. С. 62-69

Открывают дневник.

Записывают домашнее задание.






























Закончи предложения.

1.Явление природы, при котором водоемы покрываются льдом, это –……………..

2. Теплая солнечная погода, установившаяся в середине сентября - ………………

3. Главный признак осени – …………….

4. Легкий мороз – ……………….

5. 23 сентября – ……………….


Закончи предложения.

1.Явление природы, при котором водоемы покрываются льдом, это –……………..

2. Теплая солнечная погода, установившаяся в середине сентября - ………………

3. Главный признак осени – …………….

4. Легкий мороз – ……………….

5. 23 сентября – ……………….


Закончи предложения.

1.Явление природы, при котором водоемы покрываются льдом, это –……………..

2. Теплая солнечная погода, установившаяся в середине сентября - ………………

3. Главный признак осени – …………….

4. Легкий мороз – ……………….

5. 23 сентября – ……………….


Закончи предложения.

1.Явление природы, при котором водоемы покрываются льдом, это –……………..

2. Теплая солнечная погода, установившаяся в середине сентября - ………………

3. Главный признак осени – …………….

4. Легкий мороз – ……………….

5. 23 сентября – ……………….








Подчеркни зимние природные явления.

Солнце всходит поздно и заходит рано. День короткий. Прохладно. Тает снег. Жарко. Метут метели. Журчат ручьи. Гололедица. Земля покрыта снегом.

Солнце светит, но не греет. Опадают листья. Идут дожди. Тепло. Мороз. Ледоход.Река покрыта льдом.


Подчеркни зимние природные явления.

Солнце всходит поздно и заходит рано. День короткий. Прохладно. Тает снег. Жарко. Метут метели. Журчат ручьи. Гололедица. Земля покрыта снегом.

Солнце светит, но не греет. Опадают листья. Идут дожди. Тепло. Мороз. Ледоход.Река покрыта льдом.


















Подчеркни зимние природные явления.

Солнце всходит поздно и заходит рано. День короткий. Прохладно. Тает снег. Жарко. Метут метели. Журчат ручьи. Гололедица. Земля покрыта снегом.

Солнце светит, но не греет. Опадают листья. Идут дожди. Тепло. Мороз. Ледоход.Река покрыта льдом.


Подчеркни зимние природные явления.

Солнце всходит поздно и заходит рано. День короткий. Прохладно. Тает снег. Жарко. Метут метели. Журчат ручьи. Гололедица. Земля покрыта снегом.

Солнце светит, но не греет. Опадают листья. Идут дожди. Тепло. Мороз. Ледоход.Река покрыта льдом.