2.Актуализация знаний. | - Ребята, давайте проведем с вами небольшую работу в парах. У вас на партах лежат карточки с заданиями. а) - Закончи предложение. 1.Явление природы, при котором водоемы покрываются льдом, это – …(ледостав). 2. Теплая солнечная погода, установившаяся в середине сентября - … (бабье лето.) 3. Главный признак осени – (похолодание) 4. Легкий мороз – (заморозки) 5. 23 сентября – (день осеннего равноденствия) б) Подчеркни зимние природные явления. Солнце всходит поздно и заходит рано. День короткий. Прохладно. Тает снег. Жарко. Метут метели. Журчат ручьи. Гололедица. Земля покрыта снегом. Солнце светит, но не греет. Опадают листья. Идут дожди. Тепло. Мороз. Ледоход.Река покрыта льдом. - Проработали в парах, а теперь давайте проверим это и сверимся с эталоном. Слайд. -Поставьте, пожалуйста, плюсик возле первого номера те, у которых совпал ответ. Проверяется каждое задание. - А теперь поднимите руку те, у кого получилось 5 плюсиков. Вы большие молодцы. | Работа в парах. Выполнение задания в карточках Проверяют правильность выполненных заданий. | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний. Коммуникативные: доносят свою позицию до других; оформляют свои мысли в устной речи с учетом своего жизненного опыта. |
3. Самоопределение к деятельности. | - Посмотрите пожалуйста на доску, кто отгадал первую загадку поднимите руку. Слайд 2-3 1.В колыбельке подвесной Спит в тиши жилец лесной. Пополнеет, подрастёт – На зубок он попадет Мальчикам и девочкам, Хлопотуньям-белочкам. Кто найдёт его быстрей Посреди листвы, ветвей* (Орех) 2.Было зеленое платье атласное, Нет не понравилось, выбрало красное. Но надоело также и это, Платье надела синего света. (Слива) 3.С ним сдружились мы давно, Дарит нам он толокно, И муку, и кашу, и печенье… Поблагодарим за угощение. (Овёс) 4.Главный принцип, в общем, постой: Голова – на солнце, ноги – под водой. (Рис) - Какое время года называют урожайным? - Ребята, почему праздник урожая приходится на время осеннего равноденствия? - Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? | Отгадывают загадки представленные на слайде 2-3 - Орех - Слива - Овёс - Рис - Осень - К этому времени убирали урожай - Сегодня на уроке будем говорить о праздниках в пору осеннего равноденствия. | Коммуникативные: высказывать свои предположения, выражать свои мысли. Регулятивные: уметь формулировать тему и учебную цель урока Познавательные: Раскрывать значения новых понятий, активно использовать их в своей речи |
4. Работа по теме | 1.Беседа. Слайд 4- 5 - Возникли народные праздники не случайно. С древних времён люди жили в гармонии с природой. Праздники отмечались главным образом после важных трудовых периодов, в свободное от с/х работ время или в переломные моменты в явлениях природы. - Какие праздники русский народ отмечал осенью? - Накануне осеннего равноденствия, в праздник Рождества Богородицы, крестьяне благодарили матушку-землю. -Давайте представим себе, что мы стоим на хлебородном поле, и глубоким поклоном до земли поблагодарим нашу кормилицу землю. - Ребята, подождите садиться. Как вы думаете, кого еще мы с вами должны благодарить за это изобилие на нашем столе? - Конечно, те работящие руки, что вырастили для нас эти овощи, фрукты, хлеб. Давайте поблагодарим и тружеников, которые возделывают землю и растят урожай. - А третий поклон — тем людям, которые сохраняют урожай на целую зиму. - Накануне праздника, вечером в каждом доме гасили огонь и в печи, и в лампадах . -Ребята, весь огонь погашен, а где наши предки заново добывали его? А вы знаете этот способ? 2. Работа в парах. - Ребята, а теперь давайте откроем свои рабочие тетради на с. 40 и выполним задание под номером 1. - С помощью цветных карандашей «зажигите» огонь и «украсьте» сноп в честь окончания жатвы. 3.Работа по учебнику -Наша страна огромна. Её населяют различные народы. Каждый народ неповторим. У каждого народа есть свои обычаи и традиции, свои праздники. Познакомимся с праздниками, проводимыми в пору осеннего равноденствия нанайским и корякским народами. - Побываем в Приамурье у народа по имени нанайцы. - Ребята, а вы знаете, чем занимался этот народ? - Откройте пожалуйста учебники на стр. 64. Ученик будет читать о празднике у народа нанайцы. - Остальные поставили пальчик и следят за чтением, я могу поменять чтеца. - Давайте же посмотрим как проходил этот обряд. Слайд 6-8 - Считалось, что небесные духи слетаются вниз, садятся на священные деревья, отдыхают, угощаются дарами. Поэтому нельзя было не только рубить священные деревья, но и загрязнять места поблизости. - Теперь перенесемся на Камчатку в гости к народу по имени коряки. - А сейчас у нас будет читать о коряках ….. - Праздник хололо проводили, чтобы в будущем было много морского зверя. - А теперь посмотрите на отрывки из празднования праздника хололо коряками Слайд 9- 0 | - Праздник Урожая, Покрова Пресвятой Богородицы, Рождество Богородицы и др. Дети встают из-за парт и вслед за учителем кланяются - Работников в поле. Обучающиеся еще раз кланяются и садятся за парты - Трение одного куска дерева о другой Работают в тетрадях с. 40 № 1 Слушают учителя - Рыболовством и охотой , рыбу ловили, содержали ездовых собак. Ученик будет читать о празднике у народа нанайцы. Слушают одноклассника и следят по учебнику за его чтением. Смотрят слайд 6-8 Слушают учителя. Ученик читает о коряках. Смотрят на слайд 9-0 | Коммуникативные: умение вступать в диалог (отвечать на вопросы). Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации; перерабатывают полученную информацию: сравнивают и группируют факты и явления, делают выводы на основе обобщения знаний. |
6. Закрепление полученных знаний. | - Откройте пожалуйста свои тетради и выполните упражнение 3. -Посмотрите на рисунок праздника нанайцев на стр.64учебника, обратите внимание на цвета национальных костюмов. - Раскрасьте рисунок в рабочей тетради. Итог урока. - Что отмечали крестьяне накануне дня осеннего равноденствия ? - Какой праздник отмечали в это время нанайские охотники? - За что коряки благодарили природу в пору осеннего равноденствия? - Итак, в пору осеннего равноденствия люди подводят итоги своего труда. Разные народы по-своему пользуются дарами природы. Но их праздники подтверждают: природу надо беречь и благодарить её за всё, что она даёт людям. | Выполнение задания в рабочей тетради. - Накануне осеннего равноденствия в праздник Рождества богородицы крестьяне отмечали окончание жатвы.
- Нанайцы отмечали праздник моления небу-кормильцу.
- Коряки благодарили природу за оленей, рыбу, ягоды, дикорастущие травы, коренья. | Коммуникативные: умение выражать свои мысли полно и точно; умение работать в парах, группе. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. |
7. Рефлексия. | - Что было интересным на уроке? -Что вызвало у вас затруднения? - Оцените свою работу на уроке. У вас на партах лежат смайлики на котором присутствуют не все детали (отсутствует рот, брови). Я вам предлагаю дорисовать эти элементы таким образом, чтобы отразить необходимую эмоцию. Ели ваш смайлик будет улыбаться - значит, вы довольны своей работой на уроке. Если смайлик будет грустным – вы не довольны своей работой. - Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке. Я довольна вами. | Ответы детей. Оценивают работу на уроке | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: Умение осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить. |