Этапы урока | Взаимодействие в образовательном процессе |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Организационный этап | Настраивает учащихся на учебную деятельность. Создаёт эмоциональный настрой на урок. - Громко прозвенел звонок- Начинается урок Наши ушки на макушке, Глазки хорошо открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минутки не теряем. - Вокруг Земли свершим облёт. Дивятся звёзды появлению Космического корабля «Восток». - Ребята, сегодня мы совершим космическое путешествие на корабле «Восток». Как вы думаете, почему именно на этом корабле? (слайд 1) | Приветствуют учителя, учащихся. Отвечают на вопросы. |
2.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала | По мере работы учащихся, учитель будет давать звездочки. - Ребята, за правильные и полные ответы, будете получать жетоны «звездочки» к концу урока определим, кто хорошо поработал. Проводит словарную работу с комментированием: - Итак, готовы? Посмотрите, какое первое космическое задание получаете на корабле: (слайды 2-14) - Вам нужно по картинке определить предмет, записать слово: Г- город Л- лопата А- альбом Г- горох О- огурец Л- лестница на слайде - Ребята, а теперь из первых букв слов составьте одно слово. Что у вас получилось? Проводит актуализацию знаний: - Вспомним, что мы знаем о глаголе. 1. Глагол - это .............часть речи: 2. Глагол отвечает на вопросы: 3. Глагол обозначает: 4. В предложении чаще всего глагол бывает ........... . 5. Глаголы………нашу речь. (украшают, обогащают) Организует проблемную ситуацию: - Молодцы! Ребята, мы отправляемся в открытый космос, вам интересно, что будет следующим препятствием? На экран выведено предложение: Без труда … вытащишь и рыбку из пруда. (Слайд 16) - Прочитайте предложение, вставьте пропущенное слово. - Какое? - С какой частью речи стоит рядом частица? - Что помогает выразить выделенная частица? Как пишется частица не с глаголами? Глаголы не употребляются с предлогами. Как вы думаете, какая тема урока? А цель урока-путешествия? Что для этого нужно сделать? А пригодится ли вам в жизнанных ситуациях это умение? Проводит минутку-чистописания: Пропишите эту пословицу, учитывая критерии чистописания: ширина, высота, наклон и элемент. | Слушают учителя. Записывают словарные слова. (Глагол) (сказуемым) (украшают, обогащают) (не) частица. (правописание частицы не с глаголами) (научиться писать частицу не с глаголами) Записывают пословицу. |
3.Этап усвоения новых знаний | Проводит фронтальную работу: - А теперь давайте вернемся к предложению, к заданию, которое нужно выполнить на этой планете. - Какой в нем глагол? - А что такое НЕ? - Во втором классе вы уже частично знакомились с этой темой, скажите, как пишутся частицы со словами? - Сформулируйте правило, как написать НЕ с глаголом? (Слайд 18) - Посмотрите на слайд, верно назвали правило? Молодцы! - Откройте учебник, на с. 124, прочитайте правило. Проводит работу по учебнику (слайд 19 ) Упражнение 223 (стр. 124)(Один ученик выполняет у доски, остальные записывают в тетради) Откройте ваши учебники на странице 124. Посмотрите на упражнение 223. Давайте вместе прочитаем это стихотворение. Он честен и бесстрашен На суше и в воде, Товарища и друга Не бросит он в беде. Он гнёзд не разоряет, Не курит и не врет, Не виснет на подножках, Чужого не берёт. - Что вы заметили в этом стихотворении? - А что вы можете сказать о своем друге? - Выпишите глаголы с частицей не. - Назовите глаголы, которые вы выписали? - Как пишется не с глаголами? - Сформулируйте правило. -Частица не при глаголе придает высказыванию отрицательный смысл: повторил – не повторил, звонил – не звонил. Приведите примеры: | Отвечают на вопрос. (Частица не – это слово. Частица не пишется с глаголами отдельно.) |
4. Динамическая пауза (ФМ) | Проведение ФМ музыкальную. | Участвуют в ФМ. |
5.Этап проверки понимания учащимися нового материала | - Ребята, вы молодцы! Поэтому нам открыт путь дальше! (слайд ) Проводит работу в парах: - У вас на столе рабочие листы, первое задание. Как вы думаете, что вам необходимо сделать? Спишите, раскройте скобки. Подчеркните частицу не перед глаголами. Поработаем в парах. Кто расскажет правила работы в парах! Если кто забыл, то вам помогут две звездочки. (на слайде правила работы в парах) (слайд 20) Береги книгу! ... бери её грязными руками и ... клади на грязный стол. ... перегибай книгу и ... загибай у неё листов. Если ты ... взял книгу в библиотеке, то ... забудь вернуть её в срок. - Как пишется частица не перед глаголами? - Какое значение придает частица не? Проводит самопроверку: Проверьте свою работу по эталону на слайде. У кого были ошибки? Где ошиблись? | (Списать, раскрывая скобки.) Выполняют работу в парах. Проговаривают правила работы в парах. (Раздельно) Самопроверка. |
6.Этап закрепления нового материала | - Ребята, посмотрите в космическом пространстве мы не одни. Вот ещё одна ракета. Хотите узнать, какое задание нам нужно выполнить? - Ребята, посмотрите, что мы встретили на своем пути. Что это? - Верно, это 2 задание на рабочем листе. Работа в парах. (Слайд 23) - У вас на столах карточки. На них разбросаны предложения. Что это за предложения? - Что такое пословица? - Составьте пословицы и запишите их: Быстрого и ловкого | - урожай не соберешь. | Не посеешь | болезнь не догонит. | Лень добра | не делает. | | | - Как понимаете пословицу? - Выделите частицу НЕ. - Как написали частицу НЕ с глаголом? - Найдите признаки, по которым пословицы можно объединить между собой. - О чем эти пословицы? А теперь скажите,каким должен быть космонавт? - Ребята, как быстро и легко вам удалось справиться с космическими заданиями. Теперь нам нужно покорить дальнюю планету, чтобы завершить наше путешествие. Самостоятельная работа. (Слайд 25) - Ребята, теперь заключитальное испытание в нашем космическом путешествии. Прочитайте правила школьника, но пока этот рабочий лист попал к вам, он потерял некоторые слова. Прочитайте их. Скажите верны ли правила поведения школьника? Правила школьника. 1.Разговаривай на уроке. 2.Рисуй на парте. 3.Читай лёжа. 4.Выкрикивай с места. 5.Слушай подсказки. - Ребята, как вы думаете, почему именно правила поведения школы были взяты в этом задании? Каким должен быть космонавт? Верно, дисциплинированным. Проводит взаимопроверку: Взяли тетради в руки – раз, обменялись – два. У кого были ошибки? Где ошиблись? | (Ракету) Выполняют задание. (пословицы) (это краткое народное изречение, в котором отражается народная мудрость, жизненный опыт) Записывают стихотворение, вставив частицу не перед глаголами. (нет) (исправить ошибки) Записывают верно правила поведения школьника. Взаимопроверка. |
7.Рефлексия учебной деятельности | Наше путешествие подошло к концу. Понравилось? - Как вы поняли тему урока? Достигли цель урока? Оцените свою работу на уроке. - Ребята, посчитайте свои жетоны. Молодцы! Значит вы хорошо поработали. - Оцените свою работу на уроке. Для этого поднимите ракету: зеленого цвета – Я молодец! У меня всё получилось, я всё понял и доволен своей работой! желтого цвета – Почти совсем справился сам, но есть над чем ещё поработать! красного цвета – Было трудно не всё смог выполнить и понять. Все хорошо справились с работой. | Подводят итоги, отвечают на вопросы. Участвуют в рефлексии УД. |
8. Подведение итогов урока | Запомните, мои друзья, волшебная частица НЕ, отрицая плохое, недостойное человека действие, учит нас мудрому отношению к жизни и к себе. - Ребята, вы молодцы! Достойно справились с препятствиями, которые встретились во время путешествия. Космонавт дарит вам интресный материал о самых известных космонавтах. На перемене познакомитесь. | |
9. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | Д/З: (Слайд 29) 1 уровень: с.124 № 224 2 уровень: составьте и напишите памятку поведения в общественных местах из 3-4 пунктов, употребляя в предложениях глаголы с частицей НЕ (чтобы писалась слитно и раздельно). | |