СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока : "Нравственный выбор в эпоху перемен в литературных произведениях XIX-XXIвеков"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В процессе урока разбираются такие понятия, как нравственный выбор, человеческое достоинство, умение принимать правильные решения и идти по выбранному жизненному пути.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока : "Нравственный выбор в эпоху перемен в литературных произведениях XIX-XXIвеков"»

Технологическая карта урока

Преподаватель: Айриян Гаяне Хореновна

Учебная дисциплина: литература

Курс: 11

Тема урока: Нравственный выбор в эпоху перемен в литературных произведениях XIX-XXIвеков

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Форма урока: урок-исследование

Дидактическая цель: проанализировать образы персонажей произведений XIX, ХХ и XXI веков, раскрыть особенности представления писателей о нравственном выборе в трудной жизненной ситуации

Методическая цель: продемонстрировать эффективность применения технологии развития критического мышления на уроках литературы

Задачи

Когнитивные:

  1. Способствовать формированию навыка смыслового чтения, умения понимать и анализировать текст художественного произведения.

Операциональные:

  1. Развивать аналитические способности систематизации, сравнения, сопоставления.

  2. Создавать условия для развития наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы.

Аксиологические:

  1. Создавать связь содержания учебного занятия с жизненным опытом обучающихся.

  2. Развивать рефлекторные способности при оценке своей деятельности.

УУД

Личностные:

1.Формировать умение соотносить свои слова, действия с общепринятыми этическими и культурными нормами.

2.Развивать способности совершать личный нравственный выбор.

Регулятивные:

1.Формировать ситуации саморегуляции, мобилизации сил и энергии, развития волевого усилия.

2.Обеспечивать организацию собственной учебной деятельности.

Коммуникативные:

1.Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с речевой ситуацией.

2.Использовать богатство лексического, грамматического и синтаксического строя русского языка.

3.Задавать вопросы, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Познавательные:

1.Ставить и формулировать проблему, познавательную цель.

2.Выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

3.Извлекать необходимую информацию из прочитанных текстов.

Планируемые результаты

Предметные:

1.Уметь осмысленно читать художественное произведение и объяснять значение прочитанного.

2. Понимание ключевых нравственных понятий, отраженных в художественном произведении

Личностные:

1.Формирование целостного мировоззрения.

2.Оценивание усвоенного содержания предмета с точки зрения нравственности.

Метапредметные:

1.Уметь самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать для себя новые задачи в учебе, развивать мотивы и интересы собственной познавательной деятельности.

2. Уметь оценивать правильность решения учебной задачи.

3. Уметь устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения.

Основные понятия

Нравственный выбор, долг, смелость, трусость, время

Элементы технологий

Технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, концептуального анализа текста, диалоговая технология, технология здоровьесбережения

Межпредметные связи

История

Формы работы

Ф – фронтальная, С – самостоятельная, И-индивидуальная, Г-групповая

Нравственная составляющая

В процессе урока разбираются такие понятия, как нравственный выбор, человеческое достоинство, умение принимать правильные решения и идти по выбранному жизненному пути.





Ход урока

Этапы
урока/элементы технологий

Содержание деятельности преподавателя

Содержание деятельности воспитанников

Компетенции, УУД

Организационный/ технология здоровьесбережения

Организация внимания обучающихся.

Приветствие преподавателя, настрой на продуктивную работу.

Ценностно-смысловая компетенция

Регулятивные УУД:

формирование ситуации саморегуляции, мобилизации сил и энергии, развития волевого усилия.

Мотивация учения, определение темы урока, целеполагание/

технология проблемного обучения, диалоговая технология

Учитель предлагает обратить внимание на первый слайд, на котором вразброс приведены даты, связанные с Историей России. Обращает внимание на то, что литература неразрывно связана с историей. Любое историческое событие нашло отражение в художественных произведениях.

Просит детей попробовать восстановить цитаты.

не выбирают, в них живут…

- это испытанье. Не завидуй никому.


Акцентирует внимание на следующих парах дат: 1773 и 1836, 1917 и 1925, 1943 и 1944.

Как связаны эти пары дат? При отсутствии ответа выводятся имена персонажей, что должно послужить подсказкой. Дает пояснение, что первая дата – это время действия в произведении, вторая – время первой публикации.

Почему могут быть объединены три произведения, написанные в разные исторические эпохи?

Обучающиеся называют знакомые им исторические даты и события, с которыми они были связаны (5-6 ответов).

Восстанавливают цитаты, предлагая разные варианты ответов.

Отвечают на поставленные вопросы о соотнесенности дат, называют время действия в произведениях.

1773 – «Капитанская дочка».

1917 – «Полотенце с петухом».

1943 – «Русский характер».


Отвечают на проблемный вопрос о причинах сопоставления произведений «Капитанская дочка», «Полотенце с петухом» и «Русский характер».

Учебно-познавательная компетенция

Познавательные УУД: постановка и формулирование проблемы, познавательной цели.

Коммуникативные УУД: владеть монологической речью в соответствии с речевой ситуацией.

Регулятивные УУД:

обеспечение организации собственной учебной деятельности

Сопоставление героев разных произведений/

технологии развития критического мышления, проблемного обучения, концептуального анализа текста, диалоговая технология

Групповая работа по анализу образа Маши Мироновой. У каждого ученика свой вопрос. От того, как ответит каждый член группы, будет зависеть ответ на ключевой вопрос.

1.Какого человека можно назвать трусом?

2.Может ли быть так, что человека все считают трусом, а он таковым не является?

3.Всегда ли словосочетание
ПОЛЕ БИТВЫ мы употребляем в прямом значении?

4.Какого человека можно назвать сильным духом?

5.Все мы знаем пословицу «Один в поле не воин». В романе современного фантаста Сергея Лукьяненко «Ночной дозор» есть фраза: «Один в поле воин, если знает, что он один». Согласны ли Вы с этим?

6.Как следует поступить девушке, если её принуждают выйти замуж, а заступиться за неё некому: смело или благоразумно?

7.Как следует поступить девушке, если её любимый попал в беду: смело или благоразумно?

8.О мужском или женском персонаже шла речь?

9.Назовите имя литературного персонажа.

В конце работы группы зачитывается концовка романа, так как это характеристика Маши Мироновой.


А теперь пришла пора перенестись больше, чем на сто лет вперед.

Работа по произведению «Полотенце с петухом» строится следующим образом: на все вопросы отвечает один ученик. Если он не может ответить, то отвечает задающий вопрос. Если опять ответа не последует, то отвечает преподаватель.

1.Кто такой Лжедмитрий?

2. Почему юный врач, только что назначенный в земскую больницу, чувствует себя самозванцем?

3.Какое страшное событие происходит в этот же день и почему юный врач находится на грани профессиональной катастрофы?

4. «Умирай, умирай скорее, - подумал я, - умирай». Почему врач желает своей пациентке смерти?

5. Как герой поступает после таких мыслей и почему?

6. «Нет, я не похож на Дмитрий Самозванца. И я, видите ли, постарел как-то…» Почему в конце рассказа герой приходит к такому выводу?

В конце работы зачитывает концовку рассказа.

Для работы с рассказом «Русский характер» группа получила индивидуальное задание для самоподготовки. Необходимо было подготовить 5 проблемных вопросов по тесту рассказа для преподавателя. Вопросы преподавателю заранее неизвестны. Готовятся они под кураторством другого преподавателя.

В конце работы цитируется конец рассказа.

Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы, делают выводы о нравственном выборе в жизни героини романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка».


Ученик индивидуально работает с проблемными вопросами по рассказу «Полотенце с петухом». При затруднении ему помогают одноклассники.

Для анализа образа главного героя «Русский характер» дети готовят вопросы и ответы на них для беседы с преподавателем.

Компетенция личного самосовершенствования

Учебно-познавательная компетенция

Личностные УУД: формировать умение соотносить свои слова, действия с общепринятыми этическими и культурными нормами; развивать способности совершать личный нравственный выбор.

Коммуникативные УУД:

владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с речевой ситуацией, использовать богатство лексического, грамматического и синтаксического строя русского языка:

задавать вопросы, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Познавательные УУД:

извлекать необходимую для решения поставленных задач информацию из прочитанных текстов.

Самоподготовка/

технология развития критического мышления

Написать итоговое сочинение.

«Согласны ли Вы с утверждением, что жизненный путь – это постоянный выбор?

Пишут сочинение, используя в качестве аргументации произведения, изученные в ходе урока.

Учебно-познавательная компетенция

Познавательные УУД:

извлекать необходимую для решения поставленных задач информацию из прочитанных текстов.

Коммуникативные УУД: использовать богатство лексического, грамматического и синтаксического строя русского языка при написании и редактировании собственного текста.

Регулятивные УУД: формировать ситуации саморегуляции, мобилизации сил и энергии, развития волевого усилия, обеспечивать организацию собственной учебной деятельности.

Рефлексия,

подведение итогов/

технология развития критического мышления

Учитель возвращается к ключевым словам урока.

Итак, все же о каком понятии мы говорили сегодня? (ВРЕМЯ)

Времена не выбирают, в них живут…

Время – это испытанье. Не завидуй никому.

Вся наша жизнь неразрывно связана со временем. Нашим личным, эпохой, в которой мы живем и совершаем свой нравственный выбор, временем, которое осталось далеко в прошлом.

И в этом далеком или недавнем прошлом мы можем найти такие примеры для подражания, которые помогают нам жить в настоящем.

Обращается к жизни и творчеству поэта-фронтовика Сергея Орлова. Он горел в танке, как Егор Дрёмов. И за его жизнь боролись врачи, как делал герой рассказов Михаила Афанасьевича Булгакова. И он обрел семейное счастье с девушкой, которая характером напоминала Машу Миронову.

У каждого из нас в истории страны есть такое событие, которое рождает в душе что-то такое, что мы, наверно, и называем любовью к Родине. Для меня таким событием является Куликовская битва.

Читает стихотворение Сергея Орлова «Монолог воина с поля Куликова».

Отвечают на поставленный итоговый вопрос урока.

Делают выводы о сложности нравственного выбора в любое время, в котором человеку приходится жить.

Компетенция личного самосовершенствования

Личностные УУД: развивать способности совершать личный правильный нравственный выбор.

Регулятивные УУД: формировать ситуации саморегуляции, мобилизации сил и энергии, развития волевого усилия, обеспечивать организацию собственной учебной деятельности.