Технологическая карта урока, реализующего ФГОС
(Урок «открытия» нового знания (изучения новой темы))
Тема: Европейское общество в раннее Новое время. Повседневная жизнь европейца
Педагогические цели | Рассмотреть структуру европейского общества в эпоху раннего Нового времени; выяснить какие социальные изменения происходят в данном обществе, дать представление о положении новых общественных классов и их особенностях. Овладение учащимися знаниями о европейском быте в XVI – XVIII вв. |
Тип и вид урока | Изучение и первичное закрепление новых знаний / Урок с применением проблемной ситуации |
Планируемые результаты (предметные) | Умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность. Способствовать осознанию учащимися, что развитие капиталистического уклада меняют структуру общества, растёт численность буржуазии и увеличивается класс рабочих (наёмных работников). Постепенно крестьянство освобождается от зависимости и переходит в число наёмных работников. Способствовать осознанию, что изменения в духовной и экономической жизни общества порождают новые явления в повседневной жизни; создать ощущение связи эпох, поколений через предметы и вещи материального мира. |
Личностные результаты | Понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность |
Метапредметные результаты | Готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и др.; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать выводы, представлять результаты своей деятельности в форме схем, сообщений, опорных конспектов |
Основное содержание темы, понятия и термины | Буржуазия, фермер, новое дворянство или «джентри», огораживание |
Образовательные ресурсы | Учебник А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М.Ванюшкина «История Нового времени», § 5. Раздаточный материал: тексты, схемы, таблицы (Таблица «Численность населения некоторых европейских стран в XVII-XVIII веках», Исторический текст «Гигиена европейцев в раннее Новое время», документ «Обычаи питания в Германии» (начало XVI века, Иоганн Боэмус), описание парадного обеда французского короля Людовика XVI (XVIII век), график-диаграмма «Траты семьи каменщика. Антверпен. XVI в.». https://onlinetestpad.com/ru/testview/74449-evropejskoe-obshhestvo-v-rannee-novoe-vremya-povsednevnaya-zhizn, презентация. |
Организационная структура урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма контроля |
характеристика основных видов деятельности | формируемые УУД |
I. Организационный момент – 1 м. | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Быстрое включение в деловой ритм | |
II. Актуализация знаний – 5 м. Выявление места и причин затруднения | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Инсценировка – угадай кто это? О чем говорили эти двое? Что такое сословия? Какие сословия были в средневековом обществе? ( на доске заполняется схема – средневековое общество) -подводит к заполнению второй половины схемы «Общество раннего нового времени» - разрыв между «знаю» и «не знаю» | Фронтальная беседа, работа со схемой. | Регулятивные: решают учебную задачу Коммуникативные: слушают и понимают речь других | |
III. Постановка учебной задачи – 4 м. Целеполагание, выход из затруднения | Фронтальная. Словесный. | - Что необходимо для заполнения пробелов в знаниях? Предоставляет возможность учащимся назвать тему урока. - Прием «вопросительные слова» - поставить вопросы к теме» - Прием «отсроченная загадка» | Отвечают на поставленные вопросы учителя, ставят вопросы к теме урока | Регулятивные: принимают учебную задачу Коммуникативные: слушают и понимают речь других | |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий -25 м. Реализация построенного проекта | Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный, исследовательский. Рассказ учителя, работа с картой, беседа | 1.Общество в раннее Новое время Напоминает правила работы в группах (памятки на столах) Задание по группам 1 группа – работа с пунктами параграфа 5 «Буржуазия …» и «Новое дворянство» и раздаточным материалом Задание: - выделить состав и занятия -составить кластер 2 группа - работа с пунктом параграфа 5 «Крестьянская Европа» и раздаточным материалом Задание: - выделить состав и занятия -составить кластер 3 группа - работа с пунктом параграфа 5 «Люди с дорожной обочины» и раздаточным материалом Задание: - выделить состав и занятия -составить кластер ФИЗКУЛЬТМИНУТКА | Самостоятельная групповая работа с текстами и раздаточным материалом, преобразование текста в форму кластера | Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Коммуникативные: слушают и понимают речь других, владеют монологической и диалогической формами речи, принимают участие в работе в группе; контролируют действия партнеров. | Рассказ, представление кластера (кластер от каждой группы крепится на доске) Формирование читательской грамотности |
| | 2.Повседневная жизнь европейцев. 1 группа – работа с раздаточным материалом по темам «Избави, нас Господи, от чумы, голода и войны» и «Столетия редкого человека» Задание – в виде инфографики изобразить проблемы человека Нового времени 2 группа - работа с раздаточным материалом по темам «Грим и пудра вытесняет мыло» и «Мода Нового времени» Задание – в виде инфографики изобразить портрет человека Нового Времени 3 группа - работа с раздаточным материалом по теме «Скажи мне, что ты ешь…» Задание – составить меню любой трапезы бедняка (крестьянина) и аристократа | Самостоятельная групповая работа с раздаточным материалом, преобразование текста в инфографику | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения. Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи, принимают участие в работе в группе; контролируют действия партнеров. | Представление инфографики, сопровождающийся рассказом Формирование читательской грамотности и креативного мышления |
V. Закрепление знаний и способов действий – 7 м. Включение в систему знаний | Фронтальная. Словесный. | Заполнение схемы «Общество раннего Нового времени» - Возвращение к приему «отсроченная загадка» - отгадка. Самостоятельная работа с самопроверкой. ЭОР - https://onlinetestpad.com/ru/testview/74449-evropejskoe-obshhestvo-v-rannee-novoe-vremya-povsednevnaya-zhizn, | Проверка заполнения схемы в тетрадях, выполнение тестовой работы | Регулятивные: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме | Самостоятельная работа с самопроверкой Формирование креативного мышления |
VI. Рефлексия. Информация о домашнем задании – 3 м. | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | Прием «Мысли во времени» - тремя словами опишите ваши мысли, впечатления об уроке. Комментирует задание. § 5, 6, ответить на вопросы, составить рассказ об обществе НВ, подготовить сообщения о жизни крупных городов | Командиры групп предоставляют отчет с оценками о работе группы Воспринимают задание, уточняют | Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания | Задания в тетради |
Конспект урока
1.Организационный момент
Психологический настрой на урок. Проверка готовности к уроку.
Добрый день, ребята! Сегодня на уроке присутствуют гости, давайте поприветствуем их. Создадим хорошее настроение. – Улыбнитесь друг другу, садитесь! Девиз сегодняшнего урока « Усердно будем мы трудиться, Чтобы чему-то научиться.
2.Актуализация знаний
К нам сегодня на урок из прошлого попали два человека. Они решили рассказать, как проходит их будний день. Давайте посмотрим и внимательно послушаем их. Ваша задача – угадайте – кто это? Чем они занимаются
Инсценировка – дворянин и крестьянин
Дворянин:
Я приветствую, о, достопочтенные господа. Волею судьбы забросило меня в ваш дворец Знаний. Я осмотрел его и остался крайне доволен обустройством его. Спешу сообщить, что в скором времени поспешу откланяться, так как ждут меня ежедневные дела и заботы мои: проверить домашние службы, сделать обычные указки по хозяйству, наказать крестьян за не собранный вовремя урожай. После обеда предстоит охота. А вечером званый ужин и бал в королевском дворце! Так что дел и забот у меня слишком много!
Крестьянин:
Добрейшего дня, сеньоры! Мои повседневные заботы куда скромнее будут, чем у достопочтенного сеньора.
Проснувшись сегодня рано утром, я пошел кормить скот. Моя жена уже готовила нам кашу, а дети пошли помогать мне . Помолившись и откушав еды, мы отправились в поле . В поле нас ждала тяжелая и трудоемкая работа , но нам это не впервой . Я и мой старший сын обрабатывали землю , а моя жена и другие дети помогали ей сеять семена. После обеда надо будет надо собрать урожай на земле господина нашего. После того как мы закончим работу с полем все мы очень уставшие отужинаем дома теплым куском хлеба и пойдем спать. А завтра опять нас ждет тяжелая работа, но нам надо прокормить семью и сделать запасы на зиму.
Вопросы к учащимся:
- кто это такие? (крестьянин и дворянин)
- какое слово обьединяет их? (сословия)
- что такое сословие? Какие сословия бывают? (привилегированные и непривилегированные)
-Какие сословия существовали в средневековом обществе?
Заполняем схему на доске «Средневековое общество»
А какое время мы начали изучать сейчас? (Раннее новое время)
- а знаем мы какие сословия существовали в новое время?
(знаю-не знаю)
- на доске название схемы «Общество раннего Нового времени»
3.Постановка учебной задачи
- что необходимо для заполнения пробелов в знаниях?
- давайте сформулируем тему урока (Общество в раннее Новое время)
- о чем они говорили? (о повседневных заботах)
- одинаково проходит их день? (нет)
- что еще нам необходимо узнать сегодня? (какая повседневная жизнь была у сословий)
-сформулируем далее тему урока (Повседневная жизнь европейцев)
Тема урока намечены. Поставьте вопросы к теме? (ставят вопросы: состав общества, их права, занятия. Как проходила жизнь европейцев в новое время)
Всё это вам поможет узнать работа над одной детективной историей.
( На уроке создаётся ситуация неожиданности – проблемная ситуация «с удивлением».)
Однажды в одном европейском государстве в конце XVII или в начале XVIII века случилась следующая история.
Было уже за полночь, когда к двухэтажному гостиному двору подъехала карета, из которой вышли две дамы. У одной из них, лицо было закрыто чёрной вуалью, она была госпожа, а другая оказалась служанкой. Их встретил служащий. Служащий предложил ужин, но госпожа отказалась. Очень ей хотелось спать. В номере на первом этаже была поселена госпожа, а служанку служащий поселил на втором этаже дома. Когда госпожа вошла в свой номер, то почему – то закричала. Когда служанка подошла к своему номеру, раздался крик госпожи, и она тут же поспешила к ее номеру. Номер госпожи в это время закрывал на ключ служащий. Служанка стала требовать, чтобы номер госпожи был открыт, но служащий долгое время не открывал его, а когда он был открыт, то в нём не оказалось госпожи.
Вопросы
1. Почему закричала госпожа?
2. Почем закричала служанка?
3. Был суд, но на суде оправдали служащего. Почему?
А расследовать это происшествие вам поможет работа с текстом п. 6 «Повседневная жизнь»
Подсказка:
большое распространение в быту в конце XVII – XVIII вв. получает зеркало.
4. Усвоение новых знаний
Чтобы ответить на поставленные вопросы, нам предстоит работа в группах. Вы будете выполнять задания: работая с текстами в учебнике, раздаточным материалом у вас на столах. На столах у вас лежат памятки работы в группах. Перед работой я назначаю командиров, которые будут руководить и координировать действиями групп.
1.Общество в раннее Новое время
Напоминает правила работы в группах (памятки на столах)
Задание по группам
1 группа – работа с пунктами параграфа 5 «Буржуазия …» и «Новое дворянство» и раздаточным материалом
Задание:
- выделить состав и занятия
-составить кластер
2 группа - работа с пунктом параграфа 5 «Крестьянская Европа» и раздаточным материалом
Задание:
- выделить состав и занятия
-составить кластер
3 группа - работа с пунктом параграфа 5 «Люди с дорожной обочины» и раздаточным материалом
Задание:
- выделить состав и занятия
-составить кластер
После завершения работы командиры представляют свои работы, которые крепятся на доску под подписью «Общество раннего Нового времени».
Вывод: изменился состав европейского общества, изменилось положение и занятия различных слоёв населения. Растёт и богатеет буржуазия, втягивается в предпринимательскую деятельность дворянство, освобождается от личной зависимости крестьянство, растёт число наёмных работников.
Физкультминутка –
Как крестьяне мы нагнулись,
Как дворяне потянулись
Глянули по сторонам, покачали головой
И отправились домой
2.Повседневная жизнь европейцев.
1 группа – работа с раздаточным материалом по темам «Избави, нас Господи, от чумы, голода и войны» и «Столетия редкого человека»
Задание – в виде инфографики изобразить проблемы человека Нового времени
2 группа - работа с раздаточным материалом по темам «Грим и пудра вытесняет мыло» и «Мода Нового времени»
Задание – в виде инфографики изобразить портрет человека Нового
Времени
3 группа - работа с раздаточным материалом по теме «Скажи мне, что ты ешь…»
Задание – составить меню любой трапезы бедняка (крестьянина) и аристократа
5. Закрепление знаний и способов действий
Работа над разгадкой детективной истории
1. Почему закричала госпожа?
Она увидела в зеркале своё лицо, обезображенное проказой, в ужасе закричала, поняв, насколько она серьёзно больна, тут - же испустила дух.
2. Почему закричала служанка?
Служанка всегда и везде прятала от госпожи зеркало, чтобы та, не знала, до какой степени она больна и как обезображено её лицо.
Но на этот раз, устав от дальней дороги и захотев спать, она забыла в номере госпожи убрать зеркало и об этом вспомнила, когда подошла к своему номеру и поэтому закричала3. Был суд, но на суде оправдали служащего. Почему?
Услышав крик госпожи, в её номер вошёл служащий. Он увидел на полу мёртвое обезображенное проказой тело госпожи. Недолго думая он бросил её в горящий камин.
Оправдали его на суде за то, что он не допустил распространение проказы
Самостоятельная работа с самопроверкой.
ЭОР - https://onlinetestpad.com/ru/testview/74449-evropejskoe-obshhestvo-v-rannee-novoe-vremya-povsednevnaya-zhizn
6.Релексия. Домашнее задание
Прием «Мысли во времени» - тремя словами опишите ваши мысли, впечатления об уроке для всех учеников. Командиры команд заполняют листы самооценки работы в группах и результаты тестов по каждому участнику группы.
Комментирует задание.
§ 5, 6, ответить на вопросы, составить рассказ об обществе НВ, подготовить сообщения о жизни крупных городов
Дворянин:
Я приветствую, о, достопочтенные господа. Волею судьбы забросило меня в ваш дворец Знаний. Я осмотрел его и остался крайне доволен обустройством его. Спешу сообщить, что в скором времени поспешу откланяться, так как ждут меня ежедневные дела и заботы мои: проверить домашние службы, сделать обычные указки по хозяйству, наказать крестьян за не собранный вовремя урожай. После обеда предстоит охота. А вечером званый ужин и бал в королевском дворце! Так что дел и забот у меня слишком много!
Крестьянин:
Добрейшего дня, сеньоры! Мои повседневные заботы куда скромнее будут, чем у достопочтенного сеньора.
Проснувшись сегодня рано утром, я пошел кормить скот. Моя жена уже готовила нам кашу , а дети пошли помогать мне . Помолившись и откушав еды, мы отправились в поле . В поле нас ждала тяжелая и трудоемкая работа , но нам это не впервой . Я и мой старший сын обрабатывали землю , а моя жена и другие дети помогали ей сеять семена. После обеда надо будето собрать урожай на земле господина нашего. После того как мы закончим работу с полем все мы очень уставшие отужинаем дома теплым куском хлеба и пойдем спать. А завтра опять нас ждет тяжелая работа , но нам надо прокормить семью и сделать запасы на зиму.