I. Мотивация к учебной деятельности | 1.Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. 2.Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися. -Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы изучали тему «Дружба». Мы говорили о важности дружбы, о том, кто такой друг, определяли, могут ли быть друзьями одноклассники, сверстники. Прежде, чем мы начнем изучать новую тему, мне хотелось бы подвести некий итог и поиграть с вами в игру «Снежный ком». Сейчас каждый из вас будет называть одно слово - качество, которым обладает настоящий друг. Вы слушаете очень внимательно, потому что каждый последующий участник повторяет предыдущие слова и добавляет свое. Начну я. Благородство, преданность… - Итак, у нас с вами получился огромный снежный ком с качествами, присущими настоящему другу и я от всей души каждому из вас желаю, чтобы у вас были именно такие друзья. | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать. | Устные ответы. | Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения. | Фронтальная работа. |
III. Изучение нового материала | 1. - Итак, ребята, что же такое труд? - Скажите, а какое из ваших определений точное? - Какие существуют способы получения информации? Где взять точное определение труда? (спросить у взрослого, прочитать в словаре, найти в интернете) Ребята, я предлагаю поделиться на 4 группы и поработать с первым таким заданием: используя разные источники информации, я выписала много определений труда. Они перед вами на карточках. Прочитайте внимательно все определения и запишите в свою тетрадь те, которые вы считаете наиболее полными. Труд - это… Работа, занятие. Результат деятельности, работы, произведение. Деятельность человека по созданию с помощью орудий труда материальных и духовных ценностей. Усилие, направленное на достижение чего-либо. Целенаправленная деятельность человека, различная по содержанию и сложности, требующая определенных знаний и умений и приводящая к результату. Деятельность человека, в процессе которой он создает предметы (продукты), необходимые для удовлетворения своих потребностей. Проверка: что выписали ребята. 2. Что создается трудом? - Ребята, а зачем человеку трудиться? Чтобы ответить на эти вопросы, предлагаю выполнить вам небольшое задание. У вас есть конверты, в которых лежат карточки. Задание: вы должны выбрать те карточки, которые, на ваш взгляд, являлись бы ответом на поставленный вопрос: что даёт человеку труд? Карточки нужно распределить от основного понятия и провести стрелки так, чтобы получилось 2 схемы или два кластера.1 схема называется « Что даёт человеку труд?», 2 схема - « Каково значение труда для человека?» Работать будем по группам (по 4 человека) Время- 5 минут. Пищу, одежду, возможность самореализации, новые знакомства, общение, умение взаимодействовать, предметы быта, духовные ценности, материальные ценности, жилище, богатство, радость, благородство, единство. Обеспечивает, обогащает, радует, объединяет, облагораживает, спасает от одиночества, развивает, помогает реализоваться, удовлетворяет материальные и духовные потребности. Представление каждой группой своей схему. Почему вы выбрали то или иное положение? Объясните. -Конечно же, ребята, труд – это такая целенаправленная деятельность человека, которая требует знаний и умений. Именно труд дает человеку все необходимое для жизни: пищу, одежду, предметы быта, жилище. Но и не забываем про социальные потребности и духовные ценности. 3. Каким бывает труд? Антонимы? – безделье, бездействие, безработица, лень. Умственный труд даётся нам с трудом! Труд различается по содержанию и сложности. Далеко не каждый человек может работать врачом, программистом, почтальоном. Труд грузчика, уборщика к примеру, считается, простым. А вот инженер имеет дело с техникой, приборами, что требует обширных знаний, поэтому такой труд называется сложным. Заполняем в тетради, работая с карточками, объединяем определения в пары: 1.Постоянный – временный 2.Простой – сложный 3. Умственный – физический 4. Оплачиваемый – безвозмездный 5. Добровольный – принудительный 6. Ручной – автоматизированный 7. Творческий – традиционный 8. Коллективный – индивидуальный Творчество - создание чего-то нового, ценного не только для человека, но и для других. Люди творческих профессий? ( писатели, поэты, художники, композиторы, архитекторы, скульпторы). | 1. Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию. 2. Знакомятся с новым материалом, отвечают на вопросы, высказывают собственную точку зрения. 3. Работают самостоятельно, самопроверка. 4. Работают в тетради, со словарем, с другими источниками. | Устные ответы. Самостоятельная работа. Письменные ответы. | Личностные: оценивают жизненные ситуации. Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий. Познавательные: распознают объекты и их понятия, выделяют существенные признаки; строят рассуждения и обобщают полученную информацию. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; ставят вопросы, обращаются за помощью; формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество. | 1. Фронтальная работа, работа в группах. |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | Определяет задания, нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль. Выполнение задания в рабочем листе. Заполняют таблицу. Проверка: «Я считаю, что для профессии шахтера подходят характеристики……..» Великий английский экономист Адам Смит считал, что «Не на золото и серебро, а именно трудом были изначально приобретены все богатства мира». - Ребята, а почему говорят, что труд является источником всякого богатства? Как вы думаете? «Воля и труд человека дивные дива творят» - так говорил выдающийся русский поэт Н.А. Некрасов. Трудом создаются различные продукты. Среди них - вещи, разные изделия, а также услуги. Например, книги и учебники, которые лежат у вас в портфелях, - это изделия. А вот когда вы идете в парикмахерскую или к врачу, вы пользуетесь услугой. Продукты труда используются человеком либо для удовлетворения собственных нужд, либо для продажи. Продукт, произведенный на продажу, называется товаром. В товарах, которые вы приобретаете для своих нужд, заключен многообразный человеческий труд. Рассмотрите рисунки, скажите, что является материальным изделием - товаром, а что - услугой (можно на слайде, либо ксерокопия) -Давайте оформим в тетрадях схему и запишем 3 определения, приведем примеры: Продукт труда – результат трудовой деятельности. Услуги - это бытовые удобства, предоставляемые кому-нибудь (С.И.Ожегов). Товар - это продукт труда, изготовленный для обмена, продажи. | Выполняют задания на рабочих листах, устно с обсуждением. | Устные ответы, работа с текстом. | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в тексте. | Групповая работа. |
VII. Итоги урока. Рефлексия | 1.Проводит беседу по вопросам. – Важно ли человеку знать, что его труд приносит пользу? – А всякий ли труд приносит удовлетворение? – Обучение в школе – это тяжелый труд ученика, какую пользу приносит такой труд? 2.Наш урок подходит к концу. Давайте вернемся к тем вопросам, которые мы ставили в начале урока. Ответили ли мы на них? 3.Нарисуйте в тетради лесенку из трех ступенек и отметьте галочкой, где находились вы по степени пониманий пройденной темы: если поняли все-то на самой высокой ступеньке, если остались вопросы - на средней ступеньке, если ничего не поняли - на последней ступеньке. Поднимите руку, кто отметил себя на средней ступеньке? А на высокой? На низкой? 4.Ребята, заполните лист самооценки, прокомментируйте. | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке и степень понимания пройденного материала. Самоанализ и самооценивание. | Оценивание учащихся за работу на уроке. | Личностные: понимают значение знаний для человека. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. | Фронтальная работа. |
VII. Домашнее задание | Конкретизирует домашнее задание. Ребята, успех любого дела во многом зависит от правильного поведения его участников. Чтобы труд помогал удовлетворить разнообразные потребности человека, был приятным занятием, а не обузой, радовал вас и окружающих результатами, нужно следовать правилам. Домашнее задание: 1. Составить памятку/свод правил хорошего, результативного труда. 2. Используя разные источники, найдите значение слова МЕЦЕНАТ. 3. Выбрать одну из профессий и представить ее, описать (прорекламировать). 4. Решить задания в РЭШ по ссылке: https://resh.edu.ru/subject/lesson/7118/train/255506/ 5. Просмотреть презентацию и текст по теме «Труд». Спасибо за урок. Желаю всем успехов. | Записывают домашнее задание. | Работа в рабочем листе. | Личностные: понимают задания. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, работа с различными источниками. | Индивидуальная работа. |