СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока обществознания по теме: "Труд - основа жизни" 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока обществознания по теме: "Труд - основа жизни" 6 класс»

Технологическая карта урока 6 класс

Тема урока: « ТРУД - ОСНОВА ЖИЗНИ».

Учитель истории и обществознания: Коломиец Ольга Валерьевна

МБОУ «Гимназия № 5»

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС):


  • Предметные: Обучающиеся смогут характеризовать особенности труда как основу жизнедеятельности человека.

  • Метапредметные:

регулятивные: обучающиеся смогут определять основные проблемы темы; планировать учебную деятельность для решения проблем.

коммуникативные: обучающиеся смогут уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; излагать свое мнение по проблеме: «Труд – источник всех богатств или основное условие человеческой жизни?», аргументируя его.

познавательные: обучающиеся смогут объяснять значение трудовой деятельности для личности и для общества; различать материальную и моральную оценку труда; точно выражать свои знания о том, что создается трудом человека.

  • Личностные: обучающиеся смогут определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде; содействовать развитию способностей к выбору будущей профессии.



План урока

  1. Что такое труд?

  2. Каким он бывает?

  3. Что создаётся в результате труда?

  4. Зачем человек трудится?

  5. Как труд оценивается?

Образовательные


Раскрытие роли и значения труда в жизни человека, изучение понятий «труд», «товар», «услуга», «заработная плата», «богатство», «бедность», формирование умения различать эти понятия; изучение вопроса оценивания труда человека в современном обществе.


Развивающие


Формирование логических операций анализа, сравнения, классификации, обобщения; развитие познавательных процессов.


Воспитательные


Способствование воспитанию культуры труда и уважительного отношения к нему.

Тип урока


Урок открытия нового знания.

Форма урока

Урок с использованием IT-технологий.


Образовательные
ресурсы

Презентация «Труд основа жизни».

Личностно значимая проблема

«Любая работа должна приносить удовлетворение» (народная мудрость).

Опорные понятия, термины


Труд, товар, услуга, характеристика труда.

Формы контроля


Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, работа в парах, в группах, фронтальная.

Предметные

Научатся: определять значение труда в жизни человека.

Получат возможность научиться: работать с текстом; высказывать собственное мнение, суждения

Метапредметные УУД

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Регулятивные: ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий.

Личностные УУД

Выражают устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач.

Домашнее задание


  1. Составить правила хорошего, результативного труда.

  2. Выбрать одну из профессий и представить ее.

  3. Используя разные источники, найди значение слова МЕЦЕНАТ.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

1

2

3

4

5

6


I. Мотивация
к учебной деятельности






1.Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.

2.Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися.

-Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы изучали тему «Дружба». Мы говорили о важности дружбы, о том, кто такой друг, определяли, могут ли быть друзьями одноклассники, сверстники.

Прежде, чем мы начнем изучать новую тему, мне хотелось бы подвести некий итог и поиграть с вами в игру «Снежный ком».

Сейчас каждый из вас будет называть одно слово - качество, которым обладает настоящий друг. Вы слушаете очень внимательно, потому что каждый последующий участник повторяет предыдущие слова и добавляет свое. Начну я. Благородство, преданность…

- Итак, у нас с вами получился огромный снежный ком с качествами, присущими настоящему другу и я от всей души каждому из вас желаю, чтобы у вас были именно такие друзья.

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать.

Устные ответы.

Личностные: понимают необходимость учения, выраженного
в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения.

Фронтальная работа.

II. Актуализация знаний







- Выводим слайд с пословицами о труде. Дети должны догадаться о теме нашего урока.


- Какие пословицы вам еще известны о труде?


- Тема нашего сегодняшнего урока звучит так: ДУРТ-АВОНСО ИНЗИЖ.

-Что это такое? Это тайный шифр. Кто догадается, какое предложение зашифровано? (Труд - основа жизни)

Как догадались?

-Вот теперь запишите

тему урока в тетрадь.

-Как вы считаете, о чем мы обязательно должны сказать при рассмотрении этой темы? Давайте наметим план.

На какие вопросы нам предстоит ответить?:

1.Что такое труд?

2. Каким он бывает?

3.Что создаётся в результате труда?

4. Для чего человек трудится?

5. Как труд оценивается?



Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение, формулируют цели и план урока.

Устные ответы.

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

Фронтальная работа.


III. Изучение нового материала





1.

- Итак, ребята, что же такое труд?

- Скажите, а какое из ваших определений точное?

- Какие существуют способы получения информации? Где взять точное определение труда? (спросить у взрослого, прочитать в словаре, найти в интернете)

Ребята, я предлагаю поделиться на 4 группы и поработать с первым таким заданием: используя разные источники информации, я выписала много определений труда. Они перед вами на карточках. Прочитайте внимательно все определения и запишите в свою тетрадь те, которые вы считаете наиболее полными.

Труд - это…

  1. Работа, занятие.

  2. Результат деятельности, работы, произведение.

  3. Деятельность человека по созданию с помощью орудий труда материальных и духовных ценностей.

  4. Усилие, направленное на достижение чего-либо.

  5. Целенаправленная деятельность человека, различная по содержанию и сложности, требующая определенных знаний и умений и приводящая к результату.

  6. Деятельность человека, в процессе которой он создает предметы (продукты), необходимые для удовлетворения своих потребностей.


Проверка: что выписали ребята.


2. Что создается трудом?

- Ребята, а зачем человеку трудиться?

Чтобы ответить на эти вопросы, предлагаю выполнить вам небольшое задание. У вас есть конверты, в которых лежат карточки. Задание: вы должны выбрать те карточки, которые, на ваш взгляд, являлись бы ответом на поставленный вопрос: что даёт человеку труд? Карточки нужно распределить от основного понятия и провести стрелки так, чтобы получилось 2 схемы или два кластера.1 схема называется « Что даёт человеку труд?», 2 схема - « Каково значение труда для человека?» Работать будем по группам (по 4 человека) Время- 5 минут.

Пищу, одежду, возможность самореализации, новые знакомства, общение, умение взаимодействовать, предметы быта, духовные ценности, материальные ценности, жилище, богатство, радость, благородство, единство.


Обеспечивает, обогащает, радует, объединяет, облагораживает, спасает от одиночества, развивает, помогает реализоваться, удовлетворяет материальные и духовные потребности.


Представление каждой группой своей схему.

Почему вы выбрали то или иное положение? Объясните.

-Конечно же, ребята, труд – это такая целенаправленная деятельность человека, которая требует знаний и умений. Именно труд дает человеку все необходимое для жизни: пищу, одежду, предметы быта, жилище. Но и не забываем про социальные потребности и духовные ценности.


3. Каким бывает труд? Антонимы? – безделье, бездействие, безработица, лень.


Умственный труд даётся нам с трудом!


Труд различается по содержанию и сложности. Далеко не каждый человек может работать врачом, программистом, почтальоном. Труд грузчика, уборщика к примеру, считается, простым. А вот инженер имеет дело с техникой, приборами, что требует обширных знаний, поэтому такой труд называется сложным.

Заполняем в тетради, работая с карточками, объединяем определения в пары:

1.Постоянный – временный

2.Простой – сложный

3. Умственный – физический

4. Оплачиваемый – безвозмездный

5. Добровольный – принудительный

6. Ручной – автоматизированный

7. Творческий – традиционный

8. Коллективный – индивидуальный

Творчество - создание чего-то нового, ценного не только для человека, но и для других. Люди творческих профессий? ( писатели, поэты, художники, композиторы, архитекторы, скульпторы).


1. Знакомятся
с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию.

2. Знакомятся
с новым материалом, отвечают на вопросы, высказывают собственную точку зрения.


3. Работают самостоятельно, самопроверка.

4. Работают в тетради, со словарем, с другими источниками.

Устные ответы.


Самостоятельная работа.


Письменные ответы.





Личностные: оценивают жизненные ситуации.


Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий.


Познавательные: распознают объекты и их понятия, выделяют существенные признаки; строят рассуждения
и обобщают полученную информацию.


Коммуникативные:

проявляют активность во взаимодействии
для решения коммуникативных и познавательных задач; ставят вопросы, обращаются за помощью; формулируют свои затруднения;

предлагают помощь
и сотрудничество.

1. Фронтальная работа, работа в группах.



IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

Определяет задания, нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль. Выполнение задания в рабочем листе. Заполняют таблицу.

Проверка:

«Я считаю, что для профессии шахтера подходят характеристики……..»

Великий английский экономист Адам Смит считал, что «Не на золото и серебро, а именно трудом были изначально приобретены все богатства мира».


- Ребята, а почему говорят, что труд является источником всякого богатства? Как вы думаете?


«Воля и труд человека дивные дива творят» - так говорил выдающийся русский поэт Н.А. Некрасов.

Трудом создаются различные продукты. Среди них - вещи, разные изделия, а также услуги. Например, книги и учебники, которые лежат у вас в портфелях, - это изделия. А вот когда вы идете в парикмахерскую или к врачу, вы пользуетесь услугой.

Продукты труда используются человеком либо для удовлетворения собственных нужд, либо для продажи.

Продукт, произведенный на продажу, называется товаром. В товарах, которые вы приобретаете для своих нужд, заключен многообразный человеческий труд.

Рассмотрите рисунки, скажите, что является материальным изделием - товаром, а что - услугой (можно на слайде, либо ксерокопия)


-Давайте оформим в тетрадях схему и запишем 3 определения, приведем примеры:

Продукт труда – результат трудовой деятельности.

Услуги - это бытовые удобства, предоставляемые кому-нибудь (С.И.Ожегов).

Товар - это продукт труда, изготовленный для обмена, продажи.


Выполняют задания на рабочих листах, устно с обсуждением.

Устные ответы, работа с текстом.

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: ориентируются в тексте.

Групповая работа.

V.Физминутка

Физминутка.

Игра «Товары и услуги»

Я называю слова, если это товар - нужно присесть, если услуга - встать, руки поднять вверх.


Доставка груза (у), телефон (т), диск (т), велосипед (т), стрижка в парикмахерской (у), книга (т), приём у врача (у), поход в кинотеатр (у), ремонт сломанного телевизора (у), компьютер (т).


Выполняют задание.

-

-

Групповая работа.

VI.

Как оценивается труд?

Труд людей чаще всего оценивается по количеству сделанного. Важную роль в оценке труда играет и качество.

Плата за труд составляет заработную плату работника. Чем же еще поощряется качественный труд???

(премии, дополнительные оплаты, надбавки, благодарности, награды, повышение в должности)



Чтобы ответить на вопрос: Как оценивается труд, допишите предложения:

Папа за работу на заводе получил _____________ .

Маша учится в строительном институте и получает ___________.

Бабушка каждый месяц получает _____________________ .

На младших детей в семье мама получает __________________ .

Всё названное выше составляет __________семьи.

2. Дайте определение понятию заработная плата – это________?



Богатство и бедность.

1. Объясните смысл русской пословицы «Бедность - не порок» и девиз купцов на Руси «Богатство обязывает».

2. Выполнить задания по карточкам: подобрать определения понятиям бедность, богатство, природные ресурсы; найти источники богатства человека.

3. Выполнить задание «СИНКВЕЙН» со словом ТРУД.






VII. Итоги урока. Рефлексия

1.Проводит беседу по вопросам.

Важно ли человеку знать, что его труд приносит пользу?

А всякий ли труд приносит удовлетворение?

Обучение в школе – это тяжелый труд ученика, какую пользу приносит такой труд?

2.Наш урок подходит к концу.


Давайте вернемся к тем вопросам, которые мы ставили в начале урока. Ответили ли мы на них?


3.Нарисуйте в тетради лесенку из трех ступенек и отметьте галочкой, где находились вы по степени пониманий пройденной темы: если поняли все-то на самой высокой ступеньке, если остались вопросы - на средней ступеньке, если ничего не поняли - на последней ступеньке.

Поднимите руку, кто отметил себя на средней ступеньке?

А на высокой?

На низкой?

4.Ребята, заполните лист самооценки, прокомментируйте.

Отвечают
на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние
на уроке и степень понимания пройденного материала.

Самоанализ и самооценивание.

Оценивание учащихся
за работу на уроке.

Личностные: понимают значение знаний
для человека.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Фронтальная работа.

VII. Домашнее задание

Конкретизирует домашнее задание.

Ребята, успех любого дела во многом зависит от правильного поведения его участников. Чтобы труд помогал удовлетворить разнообразные потребности человека, был приятным занятием, а не обузой, радовал вас и окружающих результатами, нужно следовать правилам.

Домашнее задание:

1. Составить памятку/свод правил хорошего, результативного труда.

2. Используя разные источники, найдите значение слова МЕЦЕНАТ.

3. Выбрать одну из профессий и представить ее, описать (прорекламировать).

4. Решить задания в РЭШ по ссылке: https://resh.edu.ru/subject/lesson/7118/train/255506/

5. Просмотреть презентацию и текст по теме «Труд».

Спасибо за урок. Желаю всем успехов.

Записывают
домашнее
задание.

Работа в рабочем листе.

Личностные: понимают задания.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, работа с различными источниками.

Индивидуальная работа.



Литература:

1. Учебник по ОДНКР. 6 класс. Н.Ф. Виноградова. – Москва: изд-во «Просвещение», 2022 г.

2. Обществоведение 5 класс: поурочные разработки по учебнику Л.Н. Боголюбову, автор составитель С.Н. Степанько.- Волгоград: Учитель, 2007г.

3. Трудовой кодекс РФ.- Москва: Проспект, КноРус. 2011Г.

4.С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка», Институт русского языка им.В.В.Виноградова.-4-е изд., дополненное. – М.: «А ТЕМП»,2004.-944стр.


























Приложение 1.

Задание 1. Прочитайте внимательно все определения и запишите в свою тетрадь те, которые вы считаете наиболее полными.

Труд - это…

  1. Работа, занятие.

  2. Результат деятельности, работы, произведение.

  3. Деятельность человека по созданию с помощью орудий труда материальных и духовных ценностей.

  4. Усилие, направленное на достижение чего-либо.

  5. Целенаправленная деятельность человека, различная по содержанию и сложности, требующая определенных знаний и умений и приводящая к результату.

  6. Деятельность человека, в процессе которой он создает предметы (продукты), необходимые для удовлетворения своих потребностей.

Приложение 2


Задание 2. Подберите подходящую характеристику для каждой предложенной профессии и запишите в таблицу.

Профессия

Характеристика труда

Шахтёр


Учитель


Художник


Домашняя хозяйка


Дворник


Программист


Космонавт


Продавец


Полицейский


Художник



1.Постоянный – 2.временный, 3.простой - 4.сложный, 5.умственный - 6.физический, 7.оплачиваемый - 8.безвозмездный, 9.добровольный - 10.принудительный, 11.ручной - 12.автоматизированный, 13.творческий - 14.традиционный, 15.коллективный - 16.индивидуальный.

Приложение 3


Задание 3. Вы должны выбрать те карточки, которые, на ваш взгляд, являлись бы ответом на поставленный вопрос: Что даёт человеку труд? Каково значение труда для человека? Карточки нужно распределить и расставить от основного понятия и провести стрелки так, чтобы получилось 2 схемы. Работать будем по группам (по 4 человека) Время- 5 минут.


Пищу, одежду, возможность самореализации, новые знакомства, общение, умение взаимодействовать, предметы быта, духовные ценности, материальные ценности, жилище, богатство, радость, благородство, единство.


Обеспечивает, обогащает, радует, объединяет, облагораживает, спасает от одиночества, развивает, помогает реализоваться, удовлетворяет материальные и духовные потребности.


Приложение 4

Задание 4. Составить логическую схему с понятиями: ТРУД, ПРОДУКТ, ИЗДЕЛИЯ/ВЕЩИ, УСЛУГИ, КНИГА, СТРИЖКА ВОЛОС. Дать определение понятиям : ПРОДУКТ ТРУДА, ТОВАР и УСЛУГА. (Продукт труда – результат трудовой деятельности.

Услуги - это бытовые удобства, предоставляемые кому-нибудь (С.И.Ожегов).

Товар - это продукт труда, изготовленный для обмена, продажи.)


Приложение 5

Задание 5. Ответить на вопрос и составить схему: «Источники богатства человека» ( природные ресурсы: лес, почва, природные ископаемые, вода; трудовые ресурсы, знания, результаты собственного продуктивного труда)


Приложение 6


Задание 6. Вы должны закончить предложения:

Папа за работу на заводе получил __________________________ .

Маша учится в строительном институте и получает __________________ .

Бабушка каждый месяц получает _____________________ .

На младших детей в семье мама получает __________________ .

Вся названное выше составляет ________________________ семьи.


6