СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока обучения грамоте (письмо) по программе Начальная школа XXI века на тему "Письмо заглавной и строчной буквы П, п".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет учителю 1 класса в качественной подготовке урока обучения грамоте (письмо). 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока обучения грамоте (письмо) по программе Начальная школа XXI века на тему "Письмо заглавной и строчной буквы П, п".»

4


Технологическая карта как современная форма проектирования урока, соответствующая требованиям ФГОС

Класс: 1

Предмет: обучение грамоте (письмо)

Тема урока: Письмо заглавной и строчной букв П, п.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока: формирование познавательных УУД в процессе знакомства с написанием заглавной и строчной буквы П, п на рабочей строке, формирование умения анализировать образец изучаемой буквы, умения прописывать слова с заглавной и строчной буквой П, п.

Задачи урока:

Воспитательная: формировать у обучающихся способность к самоопределению – внутренняя позиция школьника, способность к самооценке; формировать способность мотивации к учебной и социальной деятельности.

Развивающая: формировать у обучающихся:

личностные УУД

- сохраняют мотивацию к учебе;

- ориентируются на понимание причин успеха в практической деятельности;

- проявляют интерес к новому учебному материалу;

- имеют адекватную позитивную самооценку;

- выполняют основные правила гигиены чтения и письма.

познавательные УУД

общеучебные:

- объяснение выбора буквы для обозначения согласного звука; 

логические:

- сопоставление согласных звуков и отражение их характеристики в модели слова;

- осуществление классификации слов с изученными звуками.

регулятивные УУД

- умеют учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

- планировать свою деятельность;

- вносить необходимые коррективы в работу.

коммуникативные УУД

- владеют монологической и диалогической формой речи; 

- умеют продумывать ответы перед их озвучиванием вслух, формулировать простые выводы на основе анализа, соблюдать орфоэпические нормы произнесения слов.

Образовательная: актуализировать знания обучающихся об изученных буквах; сформировать представление о этапах поэлементного анализа заглавной и строчной буквы П, п, правила написания букв; научить писать букву П, п.


Прогнозируемые результаты:

  • Личностные

самоопределение - внутренняя позиция школьника, самооценка; смыслообразование - мотивация: учебная, социальная.

  • Метапредметные

личностные УУД

- сохраняют мотивацию к учебе;

- ориентируются на понимание причин успеха в практической деятельности;

- проявляют интерес к новому учебному материалу;

- имеют адекватную позитивную самооценку;

- выполняют основные правила гигиены чтения и письма.

познавательные УУД

общеучебные:

- объяснение выбора буквы для обозначения согласного звука; 

логические:

- сопоставление согласных звуков и отражение их характеристики в модели слова;

- осуществление классификации слов с изученными звуками.

регулятивные УУД

- умеют учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

- планировать свою деятельность;

- вносить необходимые коррективы в работу.

коммуникативные УУД

- владеют монологической и диалогической формой речи; 

- умеют продумывать ответы перед их озвучиванием вслух, формулировать простые выводы на основе анализа, соблюдать орфоэпические нормы произнесения слов.

  • Предметные

обучающиеся имеют представление о этапах поэлементного анализа заглавной и строчной буквы П, п, правила написания букв; получат возможность научиться писать букву П, п.

Дидактические средства

Оборудование:

  • Демонстрационное: компьютер, интерактивная доска (презентация на тему «Письмо заглавной и строчной букв П, п.»), лента букв и звуков.

  • Индивидуальное: рабочая тетрадь (пропись), пенал.


Этап урока

Микро цель (конкретно: зачем/ с какой целью делаем это на данном этапе)

Содержание педагогического взаимодействия

УУД, формирующиеся на данном этапе

Планируемые результаты (что будет сделано на этом этапе – итог этапа, исходя из микро цели)

Деятельность учителя

(название методов и приемов, краткое их содержание при необходимости)

Деятельность обучающихся

(кратко)

  1. Мотивационный этап.

Мотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку письма, повторить правила посадки при письме.

- Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

- Ребята, как называется наш урок? Какие вы знаете правила письма? (Подсказка – на доске изображения тетради на парте, посадка, ручка)

- Во время урока я слежу за вами, правильно ли вы сидите, правильно ли лежит тетрадь, как держите ручку.

- К нам на урок пришел сказочный герой, он пришел неслучайно.

- Послушайте загадку и скажите, кто он?

Хвост с узорами, сапоги со шпорами,

Беленькие перышки, красный гребешок

Кто это на колышке? (Петя Петушок)

- Посмотрите, как обрадовался Петушок, что вы его узнали.

Петя, Петя-петушок

Вмиг расправил гребешок.

- Петушок просит вас научиться писать букву. Но перед тем выполним задание от Петушка.

Со звонком дети стоят возле парт.

Внимательно слушают учителя.












Отвечают на вопрос: «Урок письма. Надо:

1.Тетрадь положить с наклоном. 2.Сесть на край стула, кулак проходит между партой и животом, ноги вместе. 3.Ручку взять правильно, слегка наклонив голову».

Петушок.


личностные УУД (сохраняют мотивацию к учебе; выполняют основные правила гигиены письма), регулятивные УУД (умеют учитывать выделенные учителем ориентиры действия; коммуникативные УУД (владеют монологической и диалогической формой речи; умеют продумывать ответы перед их озвучиванием вслух).


Обучающиеся положительно настроены на урок, демонстрируют готовность к уроку письма.

  1. Актуализация опорных знаний и способов действий

Актуализировать знания детей о изученных буквах.


Повторение изученных букв:

- Ребята, мы с вами на уроке письма учимся писать буквы. Чтобы вспомнить какие буквы мы изучили, предлагаю поиграть в игру

«Узнай букву» (на доске письменные буквы закрыты наполовину листом бумаги, по оставшимся частям угадать буквы)
- Назовите гласные буквы.

- Назовите согласные буквы.

- Отлично.

- Кира, что мы с вами вспомнили?

- Умница.

Внимательно слушают инструкцию учителя.







Отвечают на вопрос: А, Я, О, Ё, У, Ю, Э, Е, И

Отвечают на вопрос: М, Н, Р, Л, Й, Г, К, З, С, Д, Т, Б.

Мы вспомнили, какие буквы уже изучили.

личностные УУД (ориентируются на понимание причин успеха в практической деятельности), регулятивные УУД (умеют учитывать выделенные учителем ориентиры действия), коммуникативные УУД (владеют монологической и диалогической формой речи; умеют продумывать ответы перед их озвучиванием вслух, формулировать простые выводы на основе анализа, соблюдать орфоэпические нормы произнесения слов).



  1. Выявление проблемы

Выйти на проблему урока совместно с детьми, с помощью учителя сформулировать тему и цель урока.

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с еще одной буквой, а вот с какой вы узнаете, если будете внимательно слушать загадки.

- Что общего вы услышали в ответах загадок?

- Совершенно верно.

- Кто может сказать, какую букву Петушок просит научиться писать?

- А какую букву «п» надо учиться писать?

ДОП: письменную или печатную, заглавную, строчную?

- А для чего? А кого еще называют Петей? А с какой буквы мы пишем имена?

- Молодцы.

- Перед работой немного отдохнем. Выполним разминку. Я буду рассказывать стихотворение и показывать движения, а вы повторяйте эти движения за мной.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Слушают учителя.













Отвечают на вопрос: все отгадки начинаются на букву «п».



Будем учиться писать заглавную и строчную букву п. Имя мальчика.

личностные УУД (проявляют интерес к новому учебному материалу), познавательные УУД (общеучебные – объяснение выбора буквы для обозначения согласного звука), регулятивные УУД (умеют учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свою деятельность), коммуникативные УУД (владеют монологической и диалогической формой речи; умеют продумывать ответы перед их озвучиванием вслух, формулировать простые выводы на основе анализа, соблюдать орфоэпические нормы произнесения слов).


  1. Решение проблемы

Выявить пути решения проблемы – в чем отличие печатной буквы «п» от письменной?

- А сейчас я предлагаю поиграть в игру «На что похожа буква?»

- Внимательно посмотрите на экран. Назовите предметы, которые напоминают нам букву «п».

- Молодцы. Может, кто-то еще вспомнит, какие предметы похожи на эту букву?

- Мы нашли все предметы, которые похожи на букву «п».

- А как вы думаете, все эти предметы похожи на печатную или письменную букву?

- Предлагаю проверить. Посмотрите на экран. В чем сходство и отличие между печатной и письменной буквы «п»?

- Отлично. Так, все-таки предметы были похожи на печатную или письменную букву «п»?

- Молодцы. Мы с вами убедились, что печатная и письменная буква «п» отличаются между собой.

- А мы с вами какие буквы учимся писать печатные или письменные?

- Перед письмом выполним пальчиковую гимнастику. А для чего?

- Верно. Чтобы буквы получались правильными и аккуратными.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА:

- Давайте покормим семью Петушка (потирание пальцев, сыпем зерно, приговаривая «цып-цып»)

Вот и курочка прибежала и цыплятки – клюют зерно, радуются (постукивание пальцами по парте)

- Отлично. Подготовили наши руки к письму.









Называют предметы.






















Предлагаю возможные варианты.



Схожесть: состоят из 3 элементов. Отличие: письменная наклонная, закругленная.


Все предметы были похожи на печатную букву «п».







Мы учимся писать письменные буквы.


Для того чтобы писать правильно, аккуратно.





Выполняют разминку.




личностные УУД (ориентируются на понимание причин успеха в практической деятельности; выполняют основные правила гигиены чтения и письма), познавательные УУД (общеучебные – объяснение выбора буквы для обозначения согласного звука; логические – сопоставление согласных звуков и отражение их характеристики в модели слова), регулятивные УУД (умеют учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свою деятельность; вносить необходимые коррективы в работу), коммуникативные УУД (владеют монологической и диалогической формой речи; умеют продумывать ответы перед их озвучиванием вслух, формулировать простые выводы на основе анализа, соблюдать орфоэпические нормы произнесения слов).


  1. Открытие нового знания

Научить писать заглавную и строчную букву «П, п». Способствовать формированию в памяти образа буквы П, п;

- Отдохнули, а теперь за дело.

- Откройте пропись на странице 12 (показ номера страницы на доске у учителя). Покажите пальчиком на номер страницы.

- Отлично.

- Верно. Посмотрите на образец заглавной буквы П.

–Опишите направление движения руки при написании буквы П(Буква П состоит из трех элементов. Заглавную букву П начинаем писать чуть ниже середины широкой вспомогательной строки. Ведем линию вниз, пересекаем верхнюю линию рабочей строки, ведем дальше вниз. Чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вверх влево, чуть поднимаемся над нижней линией рабочей строки.

Второй элемент начинаем писать чуть ниже середины широкой вспомогательной строки. Ведем линию вниз, чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии рабочей строки и поднимаемся вверх вправо до середины рабочей строки. Третий элемент – верхний – пишется слева направо. Начинаем писать с небольшого закругления, а затем ведем вправо прямую линию.)

- А теперь пропишем заглавную букву П в воздухе под счет (сначала показ учителя, вместе, затем дети без учителя, выборочное)

- Молодцы.

Тетрадь – раз,

Спинка – два,

Ножки – три,

Ручка – четыре.

(Учитель наблюдает за правилами посадки)

- Обратной стороной ручки пропишите образец заглавной буквы П в тетради.

(Самостоятельная работа 1–4-я строчки с дополнительным показом учителя на доске + индивидуальная помощь при затруднениях)

– Проанализируйте буквы П – Т, П – ГЧем они похожи? Выделите в них общий элемент. Чем отличаются?

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ (кулак-ребро-ладонь; заяц-коза)

– Рассмотрите образец строчной буквы п. Сравните заглавную и строчную письменные буквы. Одинаково или по-разному они пишутся? Опишите направление движения руки при написании строчной буквы п. (Строчная буква п состоит из двух элементов. Первый элемент начинаем писать от верхней линии рабочей строки, ведем вниз до нижней линии рабочей строки. Второй элемент начинаем писать от середины рабочей строки. Ведем вверх вправо, закругляя, доводим до верхней линии рабочей строки, закругляем и ведем вниз; немного не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии рабочей строки, ведем линию вверх вправо до середины рабочей строки.)

- А теперь пропишем строчную букву П в воздухе под счет (сначала показ учителя, вместе, затем дети без учителя, выборочное)

- Молодцы.

(Учитель наблюдает за правилами посадки)

- Обратной стороной ручки пропишите образец строчной буквы П в тетради.

(Самостоятельная работа 1–4-я строчки с дополнительным показом учителя на доске + индивидуальная помощь при затруднениях)

– Проанализируйте буквы п – тп – гЧем они похожи? Выделите в них общий элемент. Чем отличаются?

- Отложите ручки. Петушку очень интересно узнать, получилось ли у вас Возьмите в руку простой карандаш, подчеркните букву-близнец (та, которая больше всего похожа на образец).

- Сколько букв вы подчеркнули/обвели в кружок? Поднимите руку, кто подчеркнул 1 букву? Кто 2? Кто 3 и больше?

- Петушок очень рад за вас. Кто выполнил-ручку на локоток, глазки на меня.

- Молодцы.

Выполняют инструкцию учителя.








Описывают направление движения руки при написании заглавной буквы П.


























Выполняют требование учителя, внимательно слушают инструкцию.


















Выполняют разминку.


Описывают направление движения руки при написании заглавной буквы П.
















Выполняют требование учителя, внимательно слушают инструкцию.




личностные УУД (выполняют основные правила гигиены чтения и письма), регулятивные УУД (умеют учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свою деятельность; вносить необходимые коррективы в работу), коммуникативные УУД (владеют монологической и диалогической формой речи; умеют продумывать ответы перед их озвучиванием вслух, формулировать простые выводы на основе анализа, соблюдать орфоэпические нормы произнесения слов).



  1. Первичное закрепление нового знания.

Закрепить полученные знания детей по изученной букве.

Работа на резервных страницах прописи.

1) Подбор слов к модели.

– Рассмотрите схемы слов. Чем они различаются? (Отличаются первым звуком.)

– Прочитайте слово ко второй схеме. (Порт.)

– Какой звук заменим? Назовите новое слово. Запишите его слева от схемы.

Аналогичная работа со словами балка – палка.

2) Деление слов на группы. Коллективная работа.

– Прочитайте слова, назовите буквы на следующих строчках. Определите задание. (Разделить слова на группы и записать: слова со звонким согласным рядом с буквой Б, б, слова с глухим согласным – рядом с буквой П, п.)


Выполняют требование учителя, внимательно слушают инструкцию.


личностные УУД (выполняют основные правила гигиены чтения и письма), познавательные УУД (общеучебные – объяснение выбора буквы для обозначения согласного звука; логические – сопоставление согласных звуков и отражение их характеристики в модели слова; осуществление классификации слов с изученными звуками), регулятивные УУД (умеют учитывать выделенные учителем ориентиры действия), коммуникативные УУД (владеют монологической и диалогической формой речи; умеют продумывать ответы перед их озвучиванием вслух, формулировать простые выводы на основе анализа, соблюдать орфоэпические нормы произнесения слов).


  1. Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Организовать дифференцированную работу по выбору заданий обучающимися на страницах прописи.

Учитель по выбору выдает задания детям

- Мы с Петушком подготовили для вас интересные задания по выбору из Прописи:

 Запишите предложение по образцу.

 Составьте слово, запишите его.

 Запишите напечатанные слова письменными буквами.

 Запишите предложения.


Выполняют требование учителя, внимательно слушают инструкцию.


личностные УУД (сохраняют мотивацию к учебе; ориентируются на понимание причин успеха в практической деятельности; выполняют основные правила гигиены чтения и письма), регулятивные УУД (умеют учитывать выделенные учителем ориентиры действия) коммуникативные УУД (владеют монологической и диалогической формой речи).



  1. Включение в систему знаний и умений.

Подвести итоги урока: что узнали, чему научились, вопросы по теме урока.

- Ребята, с какой буквой мы познакомились?

- Петушок хочет проверить, насколько хорошо вы научились писать букву «п».

- Предлагаю выйти к доске 2 ученикам, чтобы записать заглавную и строчную букву «п».

- У вас отлично получается! Петушок доволен вашей работой.

- А теперь предлагаю поиграть в игру «Назови как можно больше».

Слова с буквой п.

- Молодцы! Вижу, как много слов вы знаете с буквой п. У вас отличная память!

Отвечают на вопросы учителя:

Мы познакомились с буквой П.

познавательные УУД (общеучебные – объяснение выбора буквы для обозначения согласного звука; логические осуществление классификации слов с изученными звуками), регулятивные УУД (умеют учитывать выделенные учителем ориентиры действия), коммуникативные УУД (владеют монологической и диалогической формой речи; умеют продумывать ответы перед их озвучиванием вслух, формулировать простые выводы на основе анализа, соблюдать орфоэпические нормы произнесения слов).


  1. Рефлексия: рефлексия учебной деятельности, и самоанализ, рефлексия чувств и эмоций.

Организовать оценку обучающимися своей деятельности на уроке.

- Ребята, петушок прощается с вами и благодарит за активную работу на уроке.

- Что было трудным, а что было самым простым (легким)?

- Отлично. Теперь я предлагаю подумать, с каким настроением у вас прошел этот урок, для этого возьмите в руки цветные карандашики. Кто уже знает, какого они цвета (З, Ж, К)

Поднимите зеленый карандаш, кто доволен своей работой и буквы получились, желтый – кто не очень доволен и хотел бы еще потренироваться в написании этой буквы, красный – кому работа показалась трудной.

- Спасибо вам за работу!

- Сегодня хочу похвалить (имя) за старательную работу в тетради, (имя) за активность, (имя) за правильные ответы на вопросы и др.

- Урок окончен. Закройте пропись, соберите пенал. Подготовьте рабочее место к следующему уроку.

Высказывают свое мнение.









Оценивают свою работу на уроке.






личностные УУД (сохраняют мотивацию к учебе; имеют адекватную позитивную самооценку), коммуникативные УУД (владеют монологической и диалогической формой речи; умеют продумывать ответы перед их озвучиванием вслух, формулировать простые выводы на основе анализа, соблюдать орфоэпические нормы произнесения слов).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!