Как вы думаете, чему будет посвящена тема нашего урока? Правильно сказали. Тема нашего свами урока: «Землетрясение. Причины и возможные последствия землетрясения». Исходя из темы, скажите, пожалуйста, что вы должны узнать на уроке? Цель: рассмотреть землетрясение как одну из ЧС природного характера. Задачи: 1. Дать учащимся необходимые сведения о причинах происхождения землетрясений и их последствиях. 2. Формирование умений взаимодействовать с окружающими вовремя и при ликвидации последствий опасных и чрезвычайных ситуаций. 3. Формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности; Из курса географии вы должны помнить, как происходит землетрясение? Кто ни будь, помнит? И как это происходит? Так что же такое Землетрясение? Молодцы, вы правильно все говорили, а это научное определение землетрясению. Землетрясение – это подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или верхней части мантии земли и передающиеся на большие расстояния в виде упругих колебаний. Ребята, а вы знаете, почему слово землетрясение пишется через «Е», а не «Я»? Это сложное слово, котрое состоит из двух слов зЕмля и трЯсение. В слове два корня земл- и тряс-, то есть, в первом слоге сложного слова пишем Е, в третьем слоге пишем Я. Ну а соединительной буквой по правилам русского языка может быть только Е или О. Давайте посмотрим на экран, и постараемся понять каковы же причины возникновения землетрясений. https://youtu.be/rZniJ6coON4 Из материала, который вы только что посмотрели, я предлагаю вам поработать в парах, и составить таблицу-памятку «Классификация землетрясений». Время выполнения 1-2 минуты. Разбор ответов по слайду. Красным маркером исправлять не правильные ответы и показать. Молодцы, справились с заданием. У кого есть, неправильные ответы обратите внимание, над чем вам необходимо поработать. Для обнаружения и регистрации сейсмических волн используются специальные приборы — сейсмографы. Первый сейсмограф появился в Китае в 132 году. Для измерения энергии, выделяемой в очаге землетрясения, была введена шкала Рихтера, имеющая 9 делений, за единицу измерения взята магнитуда – которая характеризует общую энергию сейсмических колебаний. (Чарльз Рихтер Американский сейсмолог.) Данная школа используется в основном в узких профессиональных кругах. А вот вторая школа, сила и интенсивность землетрясения, которой оценивается в баллах по шкале Меркалли. Используется в обычной жизни, баллы которой мы слышим по средствам массовой информации. (Джузеппе Меркалли – итальянский ученый). Баллы служат для удобства определения силы землетрясения по внешним его проявлениям. Школа имеет 12 делений, и разбита на 12 групп по нарастающей силе разрушений. Обратите внимание на слайд, где мы видим шкалу разрушений. Смотрите, землетрясение в 1 балл называются незаметными, которое улавливают только приборы. Землетрясения в 2 балла, называются очень слабые, а как проявляются, вы посмотрите в учебнике. Откройте учебник на странице 23 и найдите, как проявляется землетрясение в 2 балла. И так далее до 12 баллов. А как вы думаете, у нас в Ставропольском крае может быть землетрясение? А почему? Верно. Наш свами ставропольский край по карте общего сейсмического районирования делится на несколько зон. Так, на юге края возможны землетрясения силой 8–9 баллов, в центральной части — 7–8 баллов и на севере может трясти на 6 баллов. Это максимально возможное землетрясение данных, но не факт что оно будет именно такой интенсивности. Так, по данным МЧС, в сейсмоопасной зоне края живет 1 миллион 300 тысяч человек, Минутка безопасности. Сможете ли вы ответить на такой вопрос. Какие, по вашему мнению, могут быть последствия после землетрясения? Ребята, вы узнали, что такое землетрясение, от чего оно происходит, и какие последствия имеет. Теперь, я предлагаю нам, закрепить полученные знания и для этого возьмите жёлтый лист, на котором есть задания, которые вы должны выполнить в течение 3 минут. Поменялись с соседом и проверили работу сопоставив с ответами на слайде. |