СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока ОБЖ "Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок ОБЖ для учащихся 5 класса о здоровом образе жизни и профилактике вредных привычек

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока ОБЖ "Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек"»

Технологическая карта урока ОБЖ

  1. Тема урока: «Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек»

  2. Цель урока: организовать деятельность учащихся по систематизации и обобщению понятия «здоровый образ жизни и  его составляющие».

  3. Задачи:

  • получить представление о необходимости укрепления своего здоровья

  • способствовать развитию навыков здорового образа жизни

  • побудить учащихся к размышлению о профилактике вредных привычек.

  • систематизировать знания о составляющих здорового образа жизни и их роли в сохранении здоровья человека

  1. 5 класс

  2. Учебник Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности

  3. Тип урока: Урок общеметодологической направленности.

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Оборудование: проектор, интерактивная доска, презентация, карточки-задания.

  1. Предполагаемые результаты:




Личностные


Метапредметные


Предметные

Умение ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.

Инициатива, находчивость, активность при работе в парах и в группе.

Умение контролировать процесс и результат учебной деятельности.

Умение самостоятельно ставить цели,

иметь представление об актуальности здорового образа жизни в современном обществе


Теоретическое представление о здоровом образе жизни и его составляющих

Применение изученных понятий в повседневной жизни.

Формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни







  1. Структура и ход урока



Этап урока

Время


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые

УУД

1.

Организационный этап

2

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости! Все готовы к уроку? Тогда в путь!

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Личностные: самоопределение

2.

Мотивация учебной деятельности учащихся (Психологический настрой учащихся на урок).


4

Сегодняшний урок я хочу начать со стиха.

Когда мы улыбаемся,
мы реже ошибаемся.
И чаще награждаемся
подарками судьбы.

Когда мы улыбаемся,
Мы самоисцеляемся.
И силой наполняемся,
дарующей успех!

Тепло вам стало от улыбок

Какое у вас настроение?



Подарите свою улыбку мне, своим друзьям-одноклассникам и всем гостям, ведь улыбка согревает и улучшает настроение.

- Поднимите смайлики, обозначающие ваше настроение.




Высказывают свое мнение на поставленные вопросы.

Личностные: смыслообразование.

Регулятивные: способность к волевому усилию.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.





3

Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока.

5

У какого человека всегда хорошее настроение? (у здорового)


– Что вам нравится больше: быть здоровыми, радостными и счастливыми или болеть, пить горькие лекарства, ставить уколы? Послушайте стихотворение о здоровье.

Получен от природы дар –
Не мяч и не воздушный шар.
Не глобус это, не арбуз –

Здоровье. Очень хрупкий груз.
Чтоб жизнь счастливую прожить,
Здоровье нужно сохранить.

- Что такое здоровье? (Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов).

Что нужно сделать, чтобы сохранить здоровье? (Нужно вести здоровый образ жизни.)

Что такое здоровый образ жизни? (это образ жизни, способствующий профилактике заболеваний и повреждений и обеспечения благополучия).

Организм человека, как цветущая клумба, на которой много разных цветов, но в природе всегда есть вредные насекомые, которые портят красоту окружающего мира. А на организм человека пагубное воздействие могут оказывать его вредные привычки.

Как вы думаете, чем же мы будем сегодня заниматься на уроке?

Значит, какая тема нашего урока? Правильно.

Слайд 1. Тема урока: «Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек»

Чем же мы будем заниматься на уроке? Какова цель урока?

- выявить, какие факторы здорового образа жизни необходимы для сохранения здоровья (создание модели здорового школьника).

Давайте сегодня попробуем выяснить, от чего зависит здоровье? Какие факторы являются составляющими здорового образа жизни? Какова формула здоровья? Попробуем создать модель здорового школьника и составить формулу здоровья. Для этого придется потрудиться и выполнить несколько заданий.
























Отвечают на вопросы









записывают дату и тему урока в тетрадь


























Познавательные: умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе фронтальной работы, анализ, сравнение.


4.

Обобщение и систематизация знаний.

25

Девиз нашего урока: «Мы – за здоровый образ жизни!»

Задание будем выбирать на столе в конвертах.


Первое задание.

Чтобы определить правило здорового образа жизни, выполним задание из конверта.

Прочитайте отрывок из стихотворения.

Скачет сито по полям,

А корыто по лугам.

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла.

Топоры-то, топоры

Так и сыплются с горы.

Испугалася коза,

Растопырила глаза:

«Что такое? Почему?

Ничего я не пойму».



Из какого произведения отрывок? («Федорино горе» Чуковский)

Кто автор?

Почему убежала посуда?

Прочитайте ещё один отрывок из стихотворения.

Одеяло убежало,
Улетела простыня.
А подушка, как лягушка, 
Ускакала от меня.

Что за произведение? Кто автор? Почему от мальчика убежали вещи?

Пантомима.

Приглашаются несколько учащихся. Они вытягивают карточки с заданиями. Учащимся предстоит изобразить без слов то действие, которое записано на выпавшей им карточке. Остальные учащиеся должны угадать, о чем идет речь.

Задания на карточках:

  • Моем руки.

  • Расчесываем волосы.

  • Чистим зубы.

  • Умываемся.

  • Подстригаем ногти.

Вы справились с заданием и можете сейчас сами сформулировать первое правило здорового образа жизни, составляющую из формулы здоровья. Это – личная гигиена.

Какие правила личной гигиены вам известны?

  • мойтесь каждый день тёплой водой с туалетным или детским мылом, тщательно промывая места, которые пачкаются больше всего;

  • своевременно меняйте бельё, носки;

  • если кожа сухая и чешется, смажьте её кремом или мазью;

  • не выдавливайте прыщи, не пытайтесь вскрыть гнойники: не их месте может начаться воспаление;

  • в холодную погоду защищайте кожу от обморожения.



Может ли в реальной жизни навредить несоблюдение правил личной гигиены? Как?

Несоблюдение правил личной гигиены может стать причиной как незначительных проблем со здоровьем, так и серьезных заболеваний. Соблюдая правила личной гигиены, человек ограждает себя от негативного воздействия внешних раздражителей.


Второе задание.

Мы можем приступать к следующему заданию, чтобы сформулировать второе правило.

Прочитайте задание. Ответьте на вопросы:

  1. Видеосюжет. «Малыш и Карлсон».

  2. Жил был король. Была у него дочь – принцесса. Она очень любила сладости, и целый день ела одни конфеты, торты, пирожные. И с ней случилась беда.

– Какая беда случилась с принцессой?
– Посоветуйте королю, как можно вылечить принцессу?
– Сформулируйте основные принципы рационального питания.

Подумайте, как это правильно питаться?



  Игра: да или нет.

Вам будет предложено несколько вопросов, на которые вы можете ответить только да или нет.

  • Верно ли, что жвачка лечит зубы? (Нет.)

  • Верно ли, что бананы поднимают настроение. (Да, бананы называют еще витамином радости.)

  • Верно ли, что морковь замедляет процесс старения. (Да.)

  • Верно ли, что молоко полезнее йогурта. (Нет.)

  • Верно ли, что летом можно запастись витаминами на весь год. (Нет.)

  • Верно ли, что разнообразное питание полезно для здоровья. (Да, молодому организму требуется около 30 видов разнообразных продуктов.)

  • Верно ли, что нужно принимать как можно больше промышленных витаминов. (Нет.)

  • Верно ли, что ни в коем случае нельзя потреблять продукты, содержащие жиры. (Нет.)

Как вы думаете, почему вам были заданы именно эти вопросы? Еще одна составляющая в формуле здоровья – рациональное питание. ( Обсуждается смысл понятия рациональное питание: наличие в рационе свежих овощей и фруктов, разнообразие питания, необходимость режима питания и горячего питания, отрицательное влияние фаст-фуда).

Третье задание.

Узнать следующее задание берем следующий конверт.

– Прочитайте пословицы и скажите о чём они?

1.Легкая трусца – признак молодца.
2. Пешком ходить – долго жить.
3. Кто спортом занимается, тот силы набирается.
4. Хочешь быть сильным – бегай, хочешь быть умным – бегай.

Итак, следующее правило – больше двигайся.
– Какие могут быть варианты активного отдыха.

Музыкальная весёлая зарядка.

Итак, одна из составляющих здорового образа жизни – активный образ жизни.


Четвёртое задание.

Путаница.

Перед нами какое-то непонятное слово: И В З Е А И А Л К А Н. Давайте попробуем разгадать, а что же здесь все-таки написано. Из разнообразия букв на доске надо составить слово. Итак, это слово – закаливание. Мы нашли еще одну составляющую здорового образа жизни. А в чем заключается закаливание? (Разобрать совместно с учащимися, в чем заключается закаливание: спать при 16–18 градусах, обливания, обтирания и т.д.)

Закаливание – это комплекс мероприятий, направленных на адаптацию (привыкание) человеческого организма к разностороннему воздействию внешних факторов.

Общие правила:

  • Закаливание нужно начинать с простейших форм (воздушные ванны, обтирание, обливание прохладной водой).

  • Полезно чаще и дольше находится на свежем воздухе.

  • Спать следует в не слишком мягкой и теплой постели.

  • Важно приучать себя ежедневно утром и вечером обмывать ноги, умываться и полоскать носоглотку холодной водой.

  • Ни в коем случае не злоупотреблять закаливанием. При воздействии холода не допускать появления озноба и посинения кожи, при солнечном облучении – покраснения кожи и перегрева тела.


Пятое задание.

Прочитайте рассказ о мальчике Славе и ответьте на вопрос:

– Что мешало Славе стать спортсменом?

Слава мечтает стать спортсменом, но в этом году попал в дурную компанию. В этой компании все курят, употребляют спиртные напитки. Через некоторое время Слава стал хуже заниматься на физкультуре, задыхаться во время бега.

– Что случилось со Славой?
– Сможет ли Слава осуществить свою мечту, оставаясь в этой компании?

Давайте проведем опыт и посмотрим, почему Слава стал задыхаться во время бега, что же случилось с его легкими?
– Какие вы знаете вредные привычки?
– А как алкоголь влияет на здоровье ? 
– Какой совет вы дадите Славе, чтобы сбылась его мечта? Это и будет следующее правило здорового образа жизни.

Ребята, а теперь по группам выполните задание на карточках (профилактика вредных привычек)

Что же такое вредные привычки? (привычки, которые наносят вред)

Почему они плохие? (делают человека неряшливым, грубым, забывчивым, драчливым и т. д. )

Что такое полезные привычки? (приносят пользу) Почему они полезные? (делают человека аккуратным, приятным, сохраняют здоровье…)

А теперь выполним такое задание. Назовём его «Дерево жизни». На доске изображено дерево. Вам даны карточки в виде яблок сочных и яблок гнилых. Какой путь, какую жизнь вы бы хотели выбрать в будущем? Красивую и долгую или короткую и несчастную. Выберите нужную карточку, зачитайте, что на ней написано и повесьте на дерево. А ненужную (гнилое яблоко бросьте в корзину).

Ребята выходят к доске, отвечают и прикрепляют свое яблоко на яблоню.


Какая красивая у нас получилась яблоня и яблочки на ней все сочные и спелые.

Шестое задание.



Расположи по порядку.

На слайде представлены действия, которые каждый из вас ежедневно выполняет: свободное время, полдник, зарядка, умывание, занятия в школе, сон, подъем, обед, завтрак, занятия по интересам (прогулка), выполнение уроков, ужин, умывание. Но все действия перепутались местами. Давайте попробуем привести их в порядок.

Ученики предлагают свои варианты, выбирается верный вариант. Подводится итог о следующем факторе, важном для здорового образа жизни, это – режим дня

Правильный режим дня – это оптимальное распределение в течение суток труда, отдыха, двигательной активности и т.д.

Один из основополагающих принципов режима – строгое его выполнение, недопустимость частых изменений.

Второй принцип режима в том, что деятельность должна быть посильной для организма.

При составлении режима всегда надо помнить, что сон для подростка должен составлять 8-9 часов.













Отвечают на вопросы, формулируют вывод.












































Отвечают на вопросы, формулируют вывод.




















Смотрят отрывок из мультфильма читают задание на карточке. Отвечают на поставленные вопросы.




















Отвечают на вопросы «да» или «нет».




















Определяют следующую составляющую здорового образа жизни.













Работают на интерактивной доске.










физкультминутка









Работают на интерактивной доске. (составляют слово)





Зачитывают задание. Отвечают на вопросы.







Просмотр опыта о вреде курения.







Выполнение задания на карточках.







Составляют дерево жизни

















Работа на интерактивной доске






Личностные: самоопределение, смыслообразование.






Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.






Познавательные: анализ, синтез, обобщение, поиск и выделение необходимой информации,





































Коммуникативные: построение речевых высказываний, аргументирование своего мнения.






























Коммуникативные: построение речевых высказываний, аргументирование своего мнения.














































Личностные: осознание ответственности за общее дело.

Познавательные: анализ, синтез, построение логической цепи рассуждений.















Познавательные: анализ, синтез, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: умение сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации



































Личностные: осознание ответственности за общее дело.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Познавательные: анализ, синтез, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: умение сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации.







5.

Подведение итогов занятия

3

- Какая тема урока была?

- Какую цель ставили? Достигли ли цели?

- Какие затруднения испытали?


Мы все вместе выявили правила здорового образа жизни.

Мы открыли все секреты.
Как здоровье сохранить.
Выполняйте все советы,
И легко вам будет жить.

–У нас получилась памятка о том, что нужно делать, чтобы быть здоровым. Я хочу, чтобы у каждого из вас осталась такая памятка, которая поможет вам сохранить свое здоровье.    (Вручает детям памятки)             


Личностные: осознание ответственности за общее дело.

Регулятивные: волевая саморегуляция

Познавательные: анализ, синтез, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: умение сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации

6

Рефлексия


4

Каждый на уроке работал по-разному, оцените свою работу на уроке. У каждого на рабочем столе цветные кружочки, оцениваем свою работу.(цвет соответствует оценки)



Выполняют самоанализ урока.

Прием «Для меня урок сегодня…»

  1. На уроке я работал

Активно

пассивно (красный)

  1. Своей работой на уроке я

Доволен

Не доволен

(желтый)

  1. Материал урока мне был

Понятен

Не понятен

Полезен

Бесполезен

Интересен

Скучен

(синий)



Оценивают свою работу на уроке.

Личностные: осознание ответственности за общее дело.

Регулятивные: волевая саморегуляция.


7

Домашнее задание:

2

Создать рекламный лист одного из пунктов памятки о здоровом образе жизни (по желанию).









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!