СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока ОДНКНР в 5 классе на тему "Культурные традиции буддизма"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока ОДНКНР в 5 классе на тему: "Культурные традиции буддизма" к учебнику Виноградовой Н.Ф.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока ОДНКНР в 5 классе на тему "Культурные традиции буддизма"»

Технологическая карта урока открытия новых знаний


Предмет

«Основы духовно-нравственных культур народов России»

УМК

Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков.

Дата

15.03.2018 г.

Класс

5

Тема урока

«Культурные традиции буддизма»

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Цель урока

Создание условий для формирования приоритетных традиционных морально-нравственных идеалов в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями, гражданской позиции школьника, стремления познать историческое прошлое своей страны

Задачи урока

  • Формирование образа родной страны, как Родины, как многонационального государства, огромного по своей территории, народными традициями, историей;

  • Воспитание гордости от того, что мы родились и живем в многонациональной и многоконфессиональной России; желания стать наследниками славных традиций русской истории;

  •  Развитие коммуникативных навыков, формирование умения работать в группе.

  • Знакомство учащихся с предметами искусства и культуры, встречающимися в буддийской культуре.

Необходимое оборудование

Мультимедийный проектор, ноутбук, экран.

Дидактическое обеспечение

Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ Н.Ф. Виноградова. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2015.

Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс: рабочая тетрадь / Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2016.

Планируемые результаты урока

Предметные

Познакомить с ценностями буддийской культуры, развивать установку личности поступать по совести.

Метапредметные

Познавательные УУД:

формирование первоначальных представлений об искусстве в буддийской культуры и его роли в истории и современности России.

Умение ориентирование в учебном пособии; в словарях;

нахождение ответов на вопросы в тексте, в иллюстрациях;

умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

извлечение информации, представленной в разных формах;

умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов; осуществлять поиск и обработку информации.

Регулятивные УУД:

самостоятельное формулирование темы и цели урока;

умение высказывать свою версию, предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Коммуникативные УУД:

умение договариваться и приходить к общему решению;

владение умением работать в паре, группе;

умение выполнять различные роли (лидера, исполнителя);

умение вступать в диалог со сверстниками и взрослыми;

оформление своих мыслей в устной и письменной форме;

восприятие и понимание речи других.

Личностные

Чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к истории и культуре своего народа, а также других народов.

Формы контроля и диагностики

достижения результатов обучения

Синквейн, метод неоконченного предложения, тестирование «Мой внутренний мир».

Виды деятельности

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания.

Средства наглядности

Выставка предметов буддийской культуры, мультимедийная установка (для демонстрации презентационного материала), демонстрационный и раздаточный дидактический материал, учебное пособие для учащихся «Основы духовно-нравственных культур народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ Н.Ф. Виноградова. -2-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2015.»; иллюстрации.

Технологии

Развивающего обучения, деятельностного подхода, ИКТ

Методы обучения

Работа с книгой, рассказ, фронтальная беседа, работа с дидактическим материалом, демонстрация, практическая работа.


Литература и Интернет-ресурсы

Основная

Учебник, рабочая тетрадь

Дополнительная

Толковые словари русского языка В.И. Даля, С.И. Ожегова, Д.Н. Ушакова (печатные страницы из словарей).

Интернет-ресурсы

School-collection.edu.ru; fsoo.infourok.ru; stihi-poeti.ru; www.cliparthut.com

ЭОРы

Авторская презентация


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Мотивационный

1.1.Самоопределение к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).


Тренинг «Улыбка» (ПРИЛОЖЕНИЕ № 1)

- Из глубокого колодца

Солнце медленно встаёт.

Свет его на нас прольётся,

Луч его нам улыбнётся,

Новый день оно начнёт.

- С наступлением нового дня! Пусть он будет таким же радостным, солнечным, как улыбки. Улыбнитесь друг другу.

- А что друг другу пожелаете вы?




Передают друг другу ладошку с пожеланием на предстоящий урок.









ЛУУД

Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха



1.2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

Фронтальная беседа (ПРИЛОЖЕНИЕ № 3)

- На предыдущих уроках мы говорили о духовных традициях, которые присущи каждому народу. Все они основаны на вечных ценностях: это добро, честь, справедливость, милосердие. Важнейшей частью духовных традиций является религия. Как вы понимаете это слово? Дайте ему определение.

(- Религия – это вера в Бога или богов, в духов и ангелов.

- Религия – это поведение людей, связанное с их верой в Бога.

- Религия – это вера в Бога и обряды, ритуалы, связанные с этой верой)


- На какие виды делятся религии?


- Дайте определение понятию мировая религия.



- Что означает национальная религия?



Приведите пример.



- С культурными традициями каких религий мы уже познакомились на уроках?


Работа в группах. Игра «Кто ни разу не ошибётся?»

1 группа: Распределите слова на группы по религиям (Тора, Рождество, пророк Мухаммед, Библия, синагога, Коран, Иисус Христос, мечеть, Ураза – байрам, церковь, Шавуот.)

Иудаизм

Христианство

Ислам




2 группа: Распределите данные понятия (Тора, Рождество, пророк Мухаммед, Библия, синагога, Коран, Иисус Христос, мечеть, Ураза – байрам, церковь, Шавуот) по принципу:

Основатели религий, священные книги, религиозные праздники, священные сооружения

Само- и взаимооценка. (Символы)

Без ошибок – «!» - материал усвоен отлично

1-2 ошибки - «+» - в наших знаниях небольшие пробелы

3-4 ошибки - «-» - материал требует повторения

5 и более ошибок «?» - материал необходимо изучить заново



Мы познакомились со священными сооружениями разных религий. Все они по-своему красивы, многие из них теперь уже являются не только памятниками религии, но и памятниками культуры.

- Скажите, можем ли мы в одном городе, увидеть памятники различных религий?

- Почему так бывает?

- Вы правы, ребята. В стране, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу. Но все мы должны уважительно относимся к религиозным традициям друг друга, потому что мы одна дружная семья народов России.

21 век можно назвать веком встречи разных народов и культур. Встречаясь, разные культуры, обогащают друг друга. Другая культура может быть похожа на нашу культуру или сильно отличаться от неё. Но эти отличия интересны и ценны: благодаря им мы узнаём что-то новое о других народах, других духовных традициях. Многообразие культур делает мир ярким и интересным.

Постановка проблемы.

- О какой из мировых религий мы еще не говорили?

- Предположите, какова тема нашего урока?

- Какие задачи поставим перед собой?

Учащиеся выбирают определение: Религия – это вера в Бога и обряды, ритуалы, связанные с этой верой












Примерные ответы:

(На мировые и национальные)


(Это религия, верующие которой живут в разных странах и принадлежат к разным народам)

(Верующие этой религии принадлежат к одному народу и живут в одной стране)

(Иудаизм – это религия одного народа – евреев)


(Христианство, ислам, иудаизм)






Распределяют слова на группы по принадлежности к определенной религии.




Распределяют слова по принадлежности к тегам







Проводят самооценку работы группы, используя символы.

















(Потому что в нашей стране живёт много разных народов и у каждого из них своя религия, свои обычаи)
















(О буддизме)

(Культурные традиции буддизма)

Принятие проблемной ситуации

Я хочу узнать…

Я хочу найти…

Я смогу научиться…


КУУД

Умение полно и точно выражать свои мысли.


























РУУД

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.





ПУУД

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.



  1. Поисковый

Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

1. Рассказ об Индии

- Сегодня, ребята, я хочу вас познакомить с одной из древнейших религий мира, и для этого мы совершим путешествие в удивительную страну с чарующим названием – Индия. Ребята, а вы слышали что-нибудь об Индии? (подготовленный ученик)

Индия – это страна, которая расположена в Южной Азии на полуострове Индостан и соседствует с такими странами как Пакистан, Китай, Непал.

Индия – огромная страна. На северо-востоке Индии расположены величайшие в мире горы – Гималаи, вершины которых сплошь покрыты льдами и снегами. Эти горы защищают Индию от холодных ветров, поэтому здесь всегда тепло, даже зимой. Древние индийцы верили, что на вершинах этих гор живут боги. Растительный мир Индии поражает разнообразием и тропической пышностью. В вечнозелёных лесах круглый год распускаются яркие душистые цветы. С восхода до заката слышится гомон птиц. Удивительный народ живёт в этой стране. Индийцы первыми научились выращивать рис, хлопчатник и сахарный тростник, подарили миру шахматы и цифры. Здесь 25 веков назад родилась самая древняя религия на земле – буддизм.

2.Работа с географической картой.

- Рассмотрите карту. Назовите страны, в которых распространена эта религия.

3. Чтение и анализ текста учебника с. 120 «Буддизм в России».

- Внимательно прочитайте текст учебника и ответьте на вопрос:

- На какой части территории России буддизм представлен как основная религия?

- Когда в России буддизм получил признание как религия?


Эта религия основана на учении Будды, как воплощение наивысшего духовного развития.

Я предлагаю вам посмотреть фильм о жизни этого удивительного человека. Постарайтесь запомнить важные события и даты из жизни Сидхартхи Гаутамы.

4.Просмотр видеоролика о жизни Сидхартхи Гаутамы.

5. Физминутка «Блиц-опрос»

- Сколько встреч было у принца, после которых полностью изменилась его жизнь? (3)

- Сколько лет прожил Будда? (80)

- Во сколько лет принц покинул дворец? (29)

- Сколько истин сформулировал Будда? (4)

- Сколько лет проповедовал Будда? (45)



Учащиеся слушают.






























Фронтальная работа

(Китай, Тибет, Корея, Япония)






(В Бурятии, Туве и Калмыкии.)



(В 1741 году в период правления императрицы Елизаветы Петровны)









(Ученики по очереди выходят к доске отвечают на вопросы и берут необходимую карточку)





ПУУД

Поиск и выделение необходимой информации


КУУД

Умение полно и точно выражать свои мысли.


  1. Практический

Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.


Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).


Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.



1.Составление плана исследования.

- Просмотрите материал учебника на с. 121-127 и составьте план изучения культурных ценностей буддизма.





2.Исследовательское чтение. Работа в группах.

- Составьте рассказ о буддийских священных сооружениях по плану:

А) Назначение.

Б) Форма, расположение.

В) Украшения.


1 группа:

С. 121-122 «Ступа»

2 группа:

С. 122-123 «Пещерный храм»


3 группа:

С. 124 «Пагода»

Взаимооценка.






3.Исследовательское чтение. Работа в парах-перекрёст.


Задание 1.

- Выполните задание 3 на. С. 60-62 в рабочей тетради. Объясните своё решение.

Оценка «стоимости» задания 4-6 баллов.


Задание 2.

- Прочитайте текст учебника на с. 124-125 «Буддийская скульптура» и выполните задание 4 на с. 62 в рабочей тетради.


Задание 3.

- Прочитайте текст на с. 125-126 «Буддийский монастырь» и выполните задание 5 на с. 62 в рабочей тетради.


Задание 4.

- Прочитайте текст на с. 127 учебника «Искусство танка» и выполните задание 8 на с. 64 учебника устно.


Задание 5.

- Прочитайте текст на с. 127 учебника «Буддийский календарь».

- в чём отличие буддийского календаря от того, которым пользуемся мы?


Самооценка участия в общей беседе.


Составляют план изучения:

1. Буддийские священные сооружения.

2. Буддийская скульптура.

3. Буддийский монастырь.

4. Искусство танка.

5. буддийский календарь.


Работа учащихся с учебником. Чтение текстов в группах. Коллективное обсуждение. Формулировка выводов своих позиций.
















Работа с учебником и рабочей тетрадью




Оценивают свою работу.

Самооценка.

Взаимооценка





















Самооценка (смайлики)






РУУД

Определение последовательности своих действий с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.


ПУУД

Описание объектов по совокупности признаков; сравнение объектов по признакам; выделение существенных и несущественных признаков; поиск и синтез необходимой информации.


КУУД

Использование речевых средств для решения коммуникативных задач, построения высказывания; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.


ПУУД

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

КУУД

Умение слушать и понимать других.


КУУД

Сотрудничество, с партнёром, осуществление взаимного контроля, взаимопомощь, планирование общих способов работы, выстраивание продуктивного взаимодействия.




РУУД

Контроль в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

  1. Рефлексивный

Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.





Рефлексия настроения и эмоционального состояния.













Рефлексия результатов учебной деятельности











Анализ текста притчи «Какими бывают слушатели?» с. 63 в рабочей тетради

- Выполните задание 7 на с. 63

- Оцените «стоимость задания».


Фронтальная беседа.

-Мне хочется верить, что сегодня наша встреча не прошла даром, и вы смогли прикоснуться к истокам буддийской культуры и поняли её истинный смысл. А каждый из вас для себя лично попытается взглянуть на себя со стороны и определить свое отношение к себе и окружающим людям, и возможно, его пересмотреть.


Метод незаконченного предложения

- Меня поразило на сегодняшнем уроке…

- Я стал задумываться…

- Я хочу продолжить разговор на следующем уроке…

- Самым важным на уроке стало…


Мое ощущение на уроке. Тестирование «Мой внутренний мир»

- Перед вами лежат ладошки разного цвета. Если вы чувствуете себя в конце нашего урока:

радостно, прикрепите оранжевую ладошку;

спокойно – жёлтую ладошку;

грустно – синюю ладошку;

тревожно – красную ладошку.


Оценка работы на уроке в оценочных листах.


Апплодисменты

-- Подари апплодисменты тому, кто их заслужил.


Домашнее задание:

Учебник: С. 121, 126 подготовьте сообщение по выбору.

Рабочая тетрадь: с. 58-60 № 1, № 2.


Индивидуальные ответы детей



Самооценка











Самооценка настроения









Самооценка («Ладошки»)






Самооценка «Смайлики»


Взаимооценка

РУУД

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

ПУУД

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.



ЛУДД

Смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? Что дал урок?

Нравственно–этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор.