1.1.Самоопределение к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»). | Тренинг «Улыбка» (ПРИЛОЖЕНИЕ № 1) - Из глубокого колодца Солнце медленно встаёт. Свет его на нас прольётся, Луч его нам улыбнётся, Новый день оно начнёт. - С наступлением нового дня! Пусть он будет таким же радостным, солнечным, как улыбки. Улыбнитесь друг другу. - А что друг другу пожелаете вы? | Передают друг другу ладошку с пожеланием на предстоящий урок. | ЛУУД Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха |
1.2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими. | Фронтальная беседа (ПРИЛОЖЕНИЕ № 3) - На предыдущих уроках мы говорили о духовных традициях, которые присущи каждому народу. Все они основаны на вечных ценностях: это добро, честь, справедливость, милосердие. Важнейшей частью духовных традиций является религия. Как вы понимаете это слово? Дайте ему определение. (- Религия – это вера в Бога или богов, в духов и ангелов. - Религия – это поведение людей, связанное с их верой в Бога. - Религия – это вера в Бога и обряды, ритуалы, связанные с этой верой) - На какие виды делятся религии? - Дайте определение понятию мировая религия. - Что означает национальная религия? Приведите пример. - С культурными традициями каких религий мы уже познакомились на уроках? Работа в группах. Игра «Кто ни разу не ошибётся?» 1 группа: Распределите слова на группы по религиям (Тора, Рождество, пророк Мухаммед, Библия, синагога, Коран, Иисус Христос, мечеть, Ураза – байрам, церковь, Шавуот.) Иудаизм | Христианство | Ислам | | | | 2 группа: Распределите данные понятия (Тора, Рождество, пророк Мухаммед, Библия, синагога, Коран, Иисус Христос, мечеть, Ураза – байрам, церковь, Шавуот) по принципу: Основатели религий, священные книги, религиозные праздники, священные сооружения Само- и взаимооценка. (Символы) Без ошибок – «!» - материал усвоен отлично 1-2 ошибки - «+» - в наших знаниях небольшие пробелы 3-4 ошибки - «-» - материал требует повторения 5 и более ошибок «?» - материал необходимо изучить заново Мы познакомились со священными сооружениями разных религий. Все они по-своему красивы, многие из них теперь уже являются не только памятниками религии, но и памятниками культуры. - Скажите, можем ли мы в одном городе, увидеть памятники различных религий? - Почему так бывает? - Вы правы, ребята. В стране, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу. Но все мы должны уважительно относимся к религиозным традициям друг друга, потому что мы одна дружная семья народов России. 21 век можно назвать веком встречи разных народов и культур. Встречаясь, разные культуры, обогащают друг друга. Другая культура может быть похожа на нашу культуру или сильно отличаться от неё. Но эти отличия интересны и ценны: благодаря им мы узнаём что-то новое о других народах, других духовных традициях. Многообразие культур делает мир ярким и интересным. Постановка проблемы. - О какой из мировых религий мы еще не говорили? - Предположите, какова тема нашего урока? - Какие задачи поставим перед собой? | Учащиеся выбирают определение: Религия – это вера в Бога и обряды, ритуалы, связанные с этой верой Примерные ответы: (На мировые и национальные) (Это религия, верующие которой живут в разных странах и принадлежат к разным народам) (Верующие этой религии принадлежат к одному народу и живут в одной стране) (Иудаизм – это религия одного народа – евреев) (Христианство, ислам, иудаизм) Распределяют слова на группы по принадлежности к определенной религии. Распределяют слова по принадлежности к тегам Проводят самооценку работы группы, используя символы. (Потому что в нашей стране живёт много разных народов и у каждого из них своя религия, свои обычаи) (О буддизме) (Культурные традиции буддизма) Принятие проблемной ситуации Я хочу узнать… Я хочу найти… Я смогу научиться… | КУУД Умение полно и точно выражать свои мысли. РУУД Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. ПУУД Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. |
Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. | 1. Рассказ об Индии - Сегодня, ребята, я хочу вас познакомить с одной из древнейших религий мира, и для этого мы совершим путешествие в удивительную страну с чарующим названием – Индия. Ребята, а вы слышали что-нибудь об Индии? (подготовленный ученик) Индия – это страна, которая расположена в Южной Азии на полуострове Индостан и соседствует с такими странами как Пакистан, Китай, Непал. Индия – огромная страна. На северо-востоке Индии расположены величайшие в мире горы – Гималаи, вершины которых сплошь покрыты льдами и снегами. Эти горы защищают Индию от холодных ветров, поэтому здесь всегда тепло, даже зимой. Древние индийцы верили, что на вершинах этих гор живут боги. Растительный мир Индии поражает разнообразием и тропической пышностью. В вечнозелёных лесах круглый год распускаются яркие душистые цветы. С восхода до заката слышится гомон птиц. Удивительный народ живёт в этой стране. Индийцы первыми научились выращивать рис, хлопчатник и сахарный тростник, подарили миру шахматы и цифры. Здесь 25 веков назад родилась самая древняя религия на земле – буддизм. 2.Работа с географической картой. - Рассмотрите карту. Назовите страны, в которых распространена эта религия. 3. Чтение и анализ текста учебника с. 120 «Буддизм в России». - Внимательно прочитайте текст учебника и ответьте на вопрос: - На какой части территории России буддизм представлен как основная религия? - Когда в России буддизм получил признание как религия? Эта религия основана на учении Будды, как воплощение наивысшего духовного развития. Я предлагаю вам посмотреть фильм о жизни этого удивительного человека. Постарайтесь запомнить важные события и даты из жизни Сидхартхи Гаутамы. 4.Просмотр видеоролика о жизни Сидхартхи Гаутамы. 5. Физминутка «Блиц-опрос» - Сколько встреч было у принца, после которых полностью изменилась его жизнь? (3) - Сколько лет прожил Будда? (80) - Во сколько лет принц покинул дворец? (29) - Сколько истин сформулировал Будда? (4) - Сколько лет проповедовал Будда? (45) | Учащиеся слушают. Фронтальная работа (Китай, Тибет, Корея, Япония) (В Бурятии, Туве и Калмыкии.) (В 1741 году в период правления императрицы Елизаветы Петровны) (Ученики по очереди выходят к доске отвечают на вопросы и берут необходимую карточку) | ПУУД Поиск и выделение необходимой информации КУУД Умение полно и точно выражать свои мысли. |
Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник). Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах). Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. | 1.Составление плана исследования. - Просмотрите материал учебника на с. 121-127 и составьте план изучения культурных ценностей буддизма. 2.Исследовательское чтение. Работа в группах. - Составьте рассказ о буддийских священных сооружениях по плану: А) Назначение. Б) Форма, расположение. В) Украшения. 1 группа: С. 121-122 «Ступа» 2 группа: С. 122-123 «Пещерный храм» 3 группа: С. 124 «Пагода» Взаимооценка. 3.Исследовательское чтение. Работа в парах-перекрёст. Задание 1. - Выполните задание 3 на. С. 60-62 в рабочей тетради. Объясните своё решение. Оценка «стоимости» задания 4-6 баллов. Задание 2. - Прочитайте текст учебника на с. 124-125 «Буддийская скульптура» и выполните задание 4 на с. 62 в рабочей тетради. Задание 3. - Прочитайте текст на с. 125-126 «Буддийский монастырь» и выполните задание 5 на с. 62 в рабочей тетради. Задание 4. - Прочитайте текст на с. 127 учебника «Искусство танка» и выполните задание 8 на с. 64 учебника устно. Задание 5. - Прочитайте текст на с. 127 учебника «Буддийский календарь». - в чём отличие буддийского календаря от того, которым пользуемся мы? Самооценка участия в общей беседе. | Составляют план изучения: 1. Буддийские священные сооружения. 2. Буддийская скульптура. 3. Буддийский монастырь. 4. Искусство танка. 5. буддийский календарь. Работа учащихся с учебником. Чтение текстов в группах. Коллективное обсуждение. Формулировка выводов своих позиций. Работа с учебником и рабочей тетрадью Оценивают свою работу. Самооценка. Взаимооценка Самооценка (смайлики) | РУУД Определение последовательности своих действий с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий. ПУУД Описание объектов по совокупности признаков; сравнение объектов по признакам; выделение существенных и несущественных признаков; поиск и синтез необходимой информации. КУУД Использование речевых средств для решения коммуникативных задач, построения высказывания; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. ПУУД Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. КУУД Умение слушать и понимать других. КУУД Сотрудничество, с партнёром, осуществление взаимного контроля, взаимопомощь, планирование общих способов работы, выстраивание продуктивного взаимодействия. РУУД Контроль в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. |
Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. Рефлексия настроения и эмоционального состояния. Рефлексия результатов учебной деятельности | Анализ текста притчи «Какими бывают слушатели?» с. 63 в рабочей тетради - Выполните задание 7 на с. 63 - Оцените «стоимость задания». Фронтальная беседа. -Мне хочется верить, что сегодня наша встреча не прошла даром, и вы смогли прикоснуться к истокам буддийской культуры и поняли её истинный смысл. А каждый из вас для себя лично попытается взглянуть на себя со стороны и определить свое отношение к себе и окружающим людям, и возможно, его пересмотреть. Метод незаконченного предложения - Меня поразило на сегодняшнем уроке… - Я стал задумываться… - Я хочу продолжить разговор на следующем уроке… - Самым важным на уроке стало… Мое ощущение на уроке. Тестирование «Мой внутренний мир» - Перед вами лежат ладошки разного цвета. Если вы чувствуете себя в конце нашего урока: радостно, прикрепите оранжевую ладошку; спокойно – жёлтую ладошку; грустно – синюю ладошку; тревожно – красную ладошку. Оценка работы на уроке в оценочных листах. Апплодисменты -- Подари апплодисменты тому, кто их заслужил. Домашнее задание: Учебник: С. 121, 126 подготовьте сообщение по выбору. Рабочая тетрадь: с. 58-60 № 1, № 2. | Индивидуальные ответы детей Самооценка Самооценка настроения Самооценка («Ладошки») Самооценка «Смайлики» Взаимооценка | РУУД Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. ПУУД Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. ЛУДД Смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? Что дал урок? Нравственно–этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор. |