СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока окружающего мира по учебнику «Окружающий мир 2 класс». Авторы А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая, УМК «Перспектива»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока окружающего мира по учебнику «Окружающий мир 2 класс». Авторы А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая, УМК «Перспектива»»

Технологическая карта урока окружающего мира по учебнику
«Окружающий мир 2 класс».
Авторы: А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая, УМК «Перспектива»



Тема : Птичьи секреты.

Тип урока: открытие нового знания.

Цель урока: Создать условия для формирования представления о перелётных и зимующих птицах на основе результатов собственного учебного исследования и обработки полученной информации.

Задачи урока:

Сформировать представление об образе жизни и питании птиц осенью в природе.

Совершенствовать умения различать перелетные и зимующие птиц.

Воспитывать любовь к окружающему миру, прививать интерес к предмету.

Формируемые УУД:

Познавательные УУД развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);

Регулятивные УУД формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)

Коммуникативные УУД формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (выбор партнеров, источников информации, выбор материалов, инструментов)

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Методическая литература :

-Учебник «Окружающий мир» 2 класс. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая,

-Рабочая тетрадь на печатной основе «Окружающий мир» 2 класс. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая.

-Задания на карточках для детей имеющих имущих трудности в обучении.

-Задания на карточках для одаренных детей.

Карточки с опорными словами и с фотографиями перелётных и зимующих птиц.

-Презентации.

-Мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбуки, графические планшеты, цифровые микроскопы.

-Методическое пособие: Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК А.А.Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»).

Организация работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.

УМК « Перспектива», является одной из ведущих программ в которой очень четко и точно подобраны материалы. Содержание курса охватывает широкий круг вопросов, при этом природа, человек и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это обеспечивает целостное восприятие окружающего мира, создает условия для присвоения новых знаний, формирования и осознания правил, обязанностей и норм взаимодействия человека и природы, человека и общества. Важно отметить, что авторы создают систему восприятия окружающего мира, отправной точкой, центром которого является сам ребенок. Этот прием позволяет активизировать деятельность ученика на уроке. Познание окружающего мира осуществляется через призму личностного восприятия каждым ребенком образов, красок и звуков природы и культуры. Наблюдая и исследуя окружающий мир, ученик делает для себя открытия многогранных связей человека и природы, закономерных связей живой и неживой природы, связи всего живого на Земле. В курсе «Окружающий мир» используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни с помощью учителя, родителей или воспитателя группы продленного дня, выполняют практические работы и простейшие опыты. Проводятся беседы, дидактические и ролевые игры. Эта деятельность дополняется раскрашиванием, рисованием, конструированием, просмотром диапозитивов и видеофрагментов.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм:

  1. Достаточная освещённость. Выполнение этого требования складывается из следующих компонентов: естественное и искусственное освещение.

  2. Надлежащий тепловой режим

  3. Чередование различных видов учебной деятельности. Смысл этого требования состоит в том, что при чередовании видов деятельности существенно снижается утомляемость учеников, что положительно сказывается на их здоровье и работоспособности. Организуя на уроке учебно-познавательную деятельность школьников, учитель должен избегать утомительного однообразия. В начальной школе на уроках обязательны физкультминутки.

  4. Соответствие мебели индивидуальным особенностям учеников. Это требование особенно важно для формирования у детей правильной осанки. Высота стульев в классе должна соответствовать росту учеников. А современные столы для школьников имеют регулировки по высоте и наклону поверхности. Задача учителя – проследить, чтобы учащиеся во время урока чувствовали себя комфортно, сидя за столами, при необходимости напомнить им о том, что надо отрегулировать поверхность стола, а если потребуется, то помочь это сделать.

  5. Использование специального учебного и лабораторного оборудования. Оборудование для образовательных организаций проходит обязательную сертификацию, при которой особо учитывается его безопасность и соответствие психофизиологическим особенностям обучающихся. Например, лабораторная мебель для школ имеет существенные отличия от «взрослых» аналогов, а станки и приспособления для учебных мастерских гораздо компактней и травмобезопасней, чем производственное оборудование.

  6. В начальной школе преподавание должно в большей мере строиться на чувствительном восприятии, на использовании первой сигнальной системы. Наилучшим способом для этого служит наглядный метод обучения. Увеличивает продолжительность периода оптимальной устойчивой работоспособности рациональное использование технических средств обучения (ТСО), а также проведение урока по типу диалога «учитель-ученик».

  7.  Очень важная роль в сохранении высокой работоспособности на протяжении урока принадлежит физкультминуткам (физкультпаузам). Исследования показывают, что физкультминутки совершенно необходимы на каждом уроке в начальных классах, на предпоследнем и последнем уроках в средних классах и весьма рекомендуемы на предпоследнем и последнем уроках в старших классах. 

  8. Значительное внимание должно уделяться профилактике нарушений осанки. Для профилактики нарушений осанки в начальных  классах необходимо предусмотреть занятия в   системе динамических поз, со сменой рабочей позы «сидя-стоя». Во время пояснения задания, после выполнения заданий, сделал задание «встань» и т. д. В течение урока целесообразно предусмотреть посадку в позе «кучера» для релаксации скелетной мускулатуры до 30 секунд. Исследования В.Ф. Базарного убедительно показали, что источником очень многих «школьных» болезней является ... зрительная система.



Технологическая карта урока находится ниже, так как был произведен разрыв страницы

Этап урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся.

Формируемые УУД.

1.Организационный момент



Приветствие:( на слайде 1)

Мы урок наш начинаем,

Что учили – вспоминаем,

                  Что не знали- то узнаем.

Каков наш девиз? (Я хочу, мне надо и я могу. )

На каждом уроке мы открываем для себя что-то новое.
- Какой урок будет?
- Скажите, какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать для себя маленькое открытие?









- Интересный, весёлый, познавательный.

- Нужно быть внимательным, наблюдательным, активным, уметь поддерживать товарищей.

- Регулятивные:

контроль

- Личностные:

самоопределение к деятельности Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний.


Вспомните изученные темы. Посмотрите на содержание учебника. Что знаете об этих понятиях? (на слайде 2- время, календарь , цикличность, сезон, осень, живая и неживая природа, автор…)









Где ещё мы встречаемся с цикличностью


Что можете сказать об изменениях в живой и неживой природе ?


Как можно зафиксировать информацию?



Посмотрите на экран, что вы сделаете? (восстановим кластер)

Восстановите кластер.( на слайде 3- только

Животные- (дети восстанавливают)

-Звери

-Пауки

-Рыбы

-Птицы

-Насекомые

Что происходит с животными осенью?


В чём заключается подготовка к зиме


Слайд 4 .

Возьмите у себя на парте таблицу «Сезонные изменения в жизни животных». В чем выражаются эти изменения?

Какую задачу поставите перед собой , заполняя таблицу? (выбрать виды животных, зафиксировать изменения в жизни животных осенью, опираясь на знания и личный опыт) Что запишем в 1 столбике? Можете поработать в паре, посоветоваться с соседом.


зв

нас

рыб

Пт

пауки

питание

Дел

запа

-


-

внешний вид

Линька

пух

-



-

образ ж

Нек

спя

Спя

оце



Спячка

оцепенение


Проверьте по образцу.( открываю квадратики со шторкой)

Какие универсальные действия вы использовали?



Выполните самоконтроль, оцените себя.


У кого возникли затруднения?(.....)

Какие столбики вам было легче заполнять? Почему?


Где возникло затруднение?



Если звери, насекомые, пауки готовятся к зиме,

то вероятно…..





-календарь- хранитель времени в году, сезон- это время года, сейчас по календарю- осень, в живой природе происходят сезонные и цикличные изменения, автор учебника включил в раздел «Осень» эти темы, т.к. в этот сезон происходят изменения и в живой, и в неживой природе

- при программировании роботов

- всё циклично, всё изменяется, готовится к новому сезону, так происходит круглый год, из года в год

- её надо сжать, выделить главное и создать кластер, таблицу, схему









- готовятся к зиме



- пища, внешний вид, образ жизни








Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в парах).


Оценивать правильность выполнения заданий.
















- наблюдение, анализ, синтез


- словами



- звери, насекомые, пауки мы их изучили


- птицы, рыбы – мы их не изучали


- птицы и рыбы тоже готовятся к зиме

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение договариваться и приходить к общему выводу;

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логический анализ объектов с целью

выделения признаков; решение проблемы, построение

логической цепи

рассуждений

Регулятивные:

планирование,

прогнозирование;


3. Самоопределение к деятельности.

Определение темы урока. Постановка цели урока.


Посмотрите оглавление. Какой урок следующий? Как автор учебника назвал тему урока?


Ребята, а вы любите делиться секретами?



А когда вам раскрывают секреты?

А что такое секрет?


А из каких источников вы узнаёте значение слова и его этимологию?



Познакомьтесь со словарной статьёй, ( у детей на обратной стороне табл. № 1) выделите маркером ключевые слова?

На слайде 5 - Толковый словарь Ожегова

СЕКРЕТ

-То, что держится в тайне, скрывается от других.

-Тайный способ.

-Скрытая причина.

-Потайное устройство в механизме.

Что считаете нужным выделить?

Соотнесите это толкование с темой урока.

А что птицы держат в секрете?



Сформулируйте тему нашего урока.


(На доске тема урока «Птичьи секреты».)

Что можете предположить?



На парте у вас листы с таблицей « Цель урока». Отметьте или запишите цель урока для себя.


Цель урока

V

1

Узнать что-то интересное


2

Разгадать птичьи секреты


3




Секреты птиц с чем могут быть связаны?


Какую учебную задачу сегодня на уроке вы будете решать?


Посмотрите 1 видео. ( птицы улетают на юг косяком). Какие у вас возникли вопросы?



А вы знаете, как называют таких птиц?


А кто видел такое явление? (…….)

Посмотрите 2 видео. (птицы в кормушке клюют зерно поздней осенью)

Какие теперь возникли вопросы?


Кто видел таких птиц?

А как таких птиц называют?

-Как вы думаете, о каких птицах мы будем говорить на уроке?

Добавляю к теме -Перелётные и зимующие птицы.

Какие предположения, гипотезы у вас возникли?




Чего вам не хватает, чтобы сейчас доказать или опровергнуть гипотезу?

Уточните учебную задачу урока. (выяснить, установить, почему одни птицы улетают на зиму, а другие остаются)


(гипотезы, тему и цель на доску)

Вернёмся к словарю.

Этимологический словарь…….

Секре́т - из польского sekret или из французского sесrеt -"отделенный; скрытый; тайный". Что нового и важного узнали?


Как это слово связано с нашей деятельностью?


Участвовать в диалоге, во фронтальной работе .


- Птичьи секреты

-ответы учеников



-Да

-Ответы учеников



-Из толкового и этимологического словаря













- какие- то тайны, какие-то причины


- Птичьи секреты.




- Птицы откроют нам свои секреты










- с отлётом осенью, с питанием, с полётами , с птенцами

- разгадать, разузнать птичьи секреты


- кто летит, почему улетают, куда летят, откуда?


- перелётные




- почему не улетают, не замерзают, как смогут выжить в холода?


-Все

-Зимующие

-О перелетных и зимующих




- Перелётные улетают, т.к. им холодно и нет пищи. Зимующие остаются- им не холодно и есть пища



-Знаний


- выяснить, установить, почему одни птицы улетают на зиму, а другие остаются






-Отдаленный


- мы будем отделять главное, существенное от неглавного

Личностные: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем и сверстниками ставить новые учебные задачи.

Познавательные: осуществлять синтез как составление целого и частей.

Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение в доступной форме; инициативное сотрудничество в поиске информации.

4. Работа по теме урока. Первичное открытие и усвоение новых знаний.






































































































































































































6. Закрепление изученного материала.















































7. Рефлексия деятельности.

Подведение итогов урока.

















8..Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.


Какие способы познания будем использовать?



Какие источники информации вам потребуются?


- Ответы на какие вопросы вы хотели бы сегодня получить?











А какие вопросы помогут вам в решении учебной задачи?

Какие две противоположные гипотезы относительно отлёта птиц у вас возникли?



С помощью чего вы сможете подтвердить или опровергнуть выдвинутые гипотезы, предположения?


Какие способы получения информации вы знаете?




Как лучше работать, чтобы быстро и из разных источников получить ответ?


Вспомните правила работы в группе в паре.

Какие группы птиц вы будете сравнивать?


А каких птиц называют перелётными?


Где вы сможете это уточнить?


А каких птиц называют зимующими ….словарь, энциклопедия

Всё это вы сможете взять на информационном столе.

Одна из ваших гипотез, говорит о том , что птицы улетают из-за холода. А что является

отличительной особенностью птиц от других животных ?


Так что же считаете нужным сравнить?




С помощью какого оборудования вы сможете подробно узнать о строении пера?


Как вы зафиксируете полученную информацию, чтобы поделиться её с другими ребятами?

На доске справа:

Изучаем:

  1. перья зимующих

  2. перья перелетных


- А что страшнее для птиц зимой холод или голод?


Если птицам страшнее голод, то почему они не все улетают?


На какие вопросы необходимо найти ответы, чтобы доказать или опровергнуть вашу вторую гипотезу?


Что ещё из ваших вопросов связано с отлётом и зимовкой птиц







Изучаем:

3)питание зимующих

4) питание перелётных

5) время отлёта

6) куда улетают

7) запасы на зиму

Задания и необходимые источники вы можете получить на информационном столе, в своих ноутбуках. Время работы группы -5 минут. Задание на карточках.

Группы работают с информацией, представляют свои результаты- рисунок , собранный текст из предложений, деформированный текст(пропущ. слова).

Слушайте внимательно, будут уточняющие вопросы.

Работа для одаренных детей

1-2 группы- рассматривают перья в микроскоп, создают рисунок, у доски рассказывают, сравнивают, делают вывод- перья одинаковые, греют одинаково













Работа для слабоуспевающих детей

3-4 группы изучают презентацию, чем питаются птицы, заполняют таблицы, делают вывод- перелётные больше насекомыми, а зимующие- плодами , растениями.

пища

перелётные

насекомые

+++

зерно

+++

рыба

+++

плоды , ягоды, семена

+

пищевые отходы

-



пища

зимующие

насекомые

+

зерно

+

рыба

+

плоды , ягоды, семена

+++

пищевые отходы

+++

Одинаковая презентация, задания по разным таблицам .(Насекомые, зерно трав, кустарников, деревьев, рыба, плоды, ягоды, пищевые отходы).

Внимание вопрос!

Все ли перелетные птицы улетают сразу? (Сначала улетают насекомоядные, потом зерноядные, последними- водоплавающие). Объясните почему? (В такой последовательности исчезает корм).-












Работа для одаренных детей

5 группа- как узнают, что надо улетать

( для 5 группы -Изучить график и вставить пропущенные слова в текст-Главным сигналом для подготовки к отлету является изменение продолжительности светового дня, что происходит каждый год в одно и то же время. Как только день стал короче -пора готовиться к отлету-) третий секрет птиц.


Работа для одаренных детей:

6 группа - Куда они улетают?

Учёные надевали на лапки птицам лёгкие кольца. Когда птиц с кольцами встречали в других странах, об этом сообщали учёным. Так им удалось установить место, куда летят птицы. Это то место, где есть корм. Осенний отлет начинается после того, как молодняк научится летать. Перед отлетом птицы часто образуют стаи и кочуют иногда на большие расстояния. Некоторые летят по одиночке, другие- группами, стаями. беспорядочными группами, редкими цепочками, «шеренгой», гуси и журавли «углом»


Работа для слабоуспевающих детей

7 группа-

Какие у птиц бывают хлопоты?

( Текст «Хозяйские хлопоты»)Птицы осенью делают себе запасы:

сойка – желуди; поползень – орехи, семена клена и липы; сова- сычик – убитых мышей и мелких птиц прячет в дупло). Когда землю покроет снег они начнут питаться своими запасами.






Ребята, а где мы ещё встречались с информацией о птицах?


Назовите тему урока?

Какая гипотеза подтвердилась? Пища

Вернитесь к таблице «Цель урока».

Какую цель ставили перед собой ? Кто хочет поделиться? (дети………..)

Какую учебную задачу вы ставили перед собой?

Какой прирост знаний у вас произошёл?

Какие птичьи секреты вы раскрыли?

С помощью чего вы решали учебную задачу



На какие вопросы нашли ответы?

Как лучше сохранить полученную на уроке информацию?

А где мы фиксировали сезонные изменения в жизни животных? Вернитесь к ней и найдите столбик «птицы». Чтобы вы изменили в этом столбике?



Слайд 4 таблица


птицы

перелетные

зимующие

питание

Ищут в другом месте

Запасают, ищут около человека

Внешний вид

-

-

Образ жизни

перелетают

зимуют


Заполните таблицу, зная секреты птиц.

Слайд 7.

12 ноября –Синичкин день-день прилета птиц: синиц, снегирей, свиристелей, чечеток. Прилетают они из самых северных и таежных районов.

Народная пословица гласит: «Подкорми птиц зимой- послужат тебе весной. Как вы понимаете эти слова?


По наблюдениям 5-6 птиц из 10 зимой погибают из-за голода. Чем мы можем помочь птицам зимой?





Оцените свою активность на уроке.

(палец вверх- активен…)



















На все вопросы вы смогли найти ответы? Что можете предложить? ( найти дома ответы на вопросы….) Домашнее задание разного уровня. Вы можете выбрать любое по своему желанию.

1.Задание : провести наблюдение за любой птицей, нарисовать эту птицу и заполнить «Дневник наблюдения».

2. Задание – найти и записать народные приметы о птицах.

3.Задание – составить кроссворд или сочинить загадки о птицах.

4. Сделать презентацию о птицах.

5.Стр.57 задание 3 в рабочей тетради.


- Личный опыт, опыт других, наблюдать, читать ,сравнивать


- Текст, рисунок, раздаточный материал, видео, схема


- Какие секреты есть у птиц? Какие птицы улетают из Коми и остаются?

Какие птицы зимующие, перелётные? Куда улетают на зиму?

Как узнают, что надо улетать?

Почему не улетают, почему улетают

чем зимой питаются, где питаются, делают ли запасы, где зимой живут?





- птицам и холодно- перелётным, и не холодно-зимующим



-Сравнения,

наблюдения,

сопоставления



- прочитать специальную литературу; просмотреть фото, видео и киноматериалы; провести эксперимент


- В группе в паре.



-перелетных и зимующих


-Улетают куда-то.


-Словарь, энциклопедия



-остаются зимой





-Перья



- перья перелётных и зимующих птиц





-Микроскоп, лупа


-Сделаем рисунок








-Ответы учеников.



-Некоторые могут найти пищу


-Чем питаются перелетные, чем питаются зимующие.


- Как узнают, что пора улетать?

Куда улетают?

Чем питаются зимующие? делают ли запасы, как звери?























- 1 СЕКРЕТ Вывод- Мы узнали ,холод -не главный фактор.

Что готовы сказать/какой вывод сделаете относительно первой гипотезы? Возвращаемся к гипотезам и убираем холодно/не холодно.






























-2 секрет Мы изучили презентацию, из которой узнали

Вывод: улетают из-за нехватки/ отсутствия пищи.

Вернёмся к вашим гипотезам.

В гипотезе ! главное - пища!



-3 Секрет птиц.

Вывод: из-за изменения светового дня птицы чувствуют, что пора улетать.

















четвёртый секрет

Вывод- птицы улетают туда, где есть корм для них.









- пятый секрет

Вывод: зимующие птицы готовятся к зиме, делая запасы.



- на уроках чтения, математики, изо, русского языка





-Выяснить, почему улетают




- сравнение, наблюдение, анализ



-В виде схемы,таблицы



-В таблице


-Разделили на две части





















-Работа с пословицей.




-Подкармливать их







Делают вывод по теме урока.

Оценивают свою активность на уроке и свое настроение от урока.














Выбирают самостоятельно домашнее задание из предложенного списка разноуровневых заданий.






















Личностные: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем и сверстниками ставить новые учебные задачи.

Познавательные: осуществлять синтез как составление целого и частей.

Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение в доступной форме; инициативное сотрудничество в поиске информации.




























































































































































Коммуникативные: высказывать и аргументировать свое мнение.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.




































Коммуникативные: высказывать и аргументировать свое мнение.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.





Регулятивные: самостоятельно, адекватно выбирать уровень сложности задания. Прогностическая самооценка.

Коммуникативные: уметь аргументировать свой выбор.