СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока окружающего мира: Птицы - лесные жители

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока окружающего мира: Птицы - лесные жители

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока окружающего мира: Птицы - лесные жители»

Технологическая карта урока окружающего мира

ФИО студентки: Торшина Ольга Александровна

Дата проведения: 05. 03. 2021

Предмет: окружающий мир

Программа (УМК): «Начальная школа 21 века»

Класс: 2

Тема урока: Птицы – лесные жители

Цель урока: создать условия для организации деятельности обучающихся по усвоению знаний о птицах, как представителях природного сообщества «лес»

Задачи урока:

  1. Образовательная: систематизировать знания о птицах; формировать представление учащихся о лесных птицах, их поведении и голосах;

  2. Развивающая: уметь называть птиц и выделять их особенности; развивать логическое мышление; уметь находить причинно – следственные связи; развивать познавательный интерес к предмету;

  3. Воспитывающая: создать условия для формирования бережного отношения к природе; воспитывать бережное отношение ко всему живому; формирование нравственно-эстетических чувств;

Планируемые результаты:

Личностные: развитие навыка сотрудничества с учителем и сверстниками, умение вести диалог по теме урока, взаимно уважать мнение друг друга; формирование основ экологической культуры;

Метапредметные: способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.); владение способами организации, планирования различных видов деятельности, понимание специфики каждой; способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Предметные: расширение знаний о лесных птицах; умение осмысленно читать и находить ответы в тексте, выделять главную информацию

Тип урока: открытие новых знаний

Методы: объяснительно – иллюстративный, частично – поисковой, беседа

Приемы:

  1. Работа с иллюстративным и текстовым материалом учебника Н. Ф. Виноградовой «Окружающий мир»;

  2. Использование презентации на уроке;

  3. Индивидуальная работа учащихся на уроке;

  4. Организация коллективной работы на уроке;

  5. Фронтальный опрос учащихся по теме урока.

Формы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Оборудование и ПО: учебник Н. Ф. Виноградова 2 класс, раздаточный материал к уроку: инструктивные карточки, тексты о птицах, аудиозаписи «Голоса птиц», наглядные иллюстрации птиц



План урока:

  1. Организационный момент (1 мин)

  2. Актуализация знаний (5 мин)

  3. Целеполагание (3 мин)

  4. Открытие нового знания (10 мин)

  5. Физминутка (1 мин)

  6. Продолжение работы по теме урока (15 мин)

  7. Итог урока (5 мин)



Ход урока

Этап урока, цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Организационный момент

(Цель: Создать условия для восприятия внутренней потребности включения в деятельность)

Здравствуйте, ребята, сегодня урок окружающего мира у вас проведу я, Ольга Александровна.

Приведите в порядок свое рабочее место, сидим прямо.

Учащиеся приветствуют учителя и организуют свое рабочее место.

Регулятивные:

настрой учащихся на работу на уроке

  1. Актуализация знаний

(Цель: подготовка учеников к восприятию нового знания, повторение ранее изученной темы)

Вспомните тему прошлого урока. Какое было ваше домашнее задание? Сейчас проверим, как вы подготовились.

Вызываю несколько человек, прошу детей оценить ответ.

Спасибо тем, кто выступал. Благодаря ребятам, мы узнали, сколько произрастает лекарственных растений.

Домашним заданием было приготовить рассказ о лекарственных растениях.

Личностные:

наличие мотивации к учебной деятельности, активности мыслительных операций;

Регулятивные:

контроль и коррекция своей деятельности

  1. Целеполагание

(Цель: постановка учащимися темы и цели урока)

Вижу, вы хорошо подготовили домашнее задание. А теперь я попрошу закрыть глаза и прислушаться. (включаю звуки леса)

- Где мы можем услышать эти звуки? А что такое лес?

Лес заставляет прислушаться, присмотреться, задуматься, и поэтому, сегодня мы совершим прогулку по лесу.

Удивительный мир природы… Он встречает нас загадками, запахами, звуками.

Послушайте:

Воробьи, стрижи, пингвины,
Снегири, грачи, павлины,
Попугаи и синицы:
Одним словом это - ... 

Ребята, предположите, пожалуйста, тему нашего урока.

Правильно!

Так какую же цель мы поставим перед собой?






- в лесу


- это природное сообщество









- птицы


- птицы леса


- узнать, кто такая птица, узнать особенности строения птицы, значение птиц в природе.



Познавательные:

умение структурировать знания;

умение осознанно строить речевые высказывания.

Регулятивные:

-постановка учебной задачи;

Коммуникативные:

построение учебного диалога с учителем

  1. Открытие нового знания

(Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации)

Сегодня мы прогуляемся по лесу, посмотрим на видовое разнообразие птиц леса.

Ребята, а правда, что лес является «многоэтажным домом»? Почему?

А кто живет в этом доме?

А вы были когда- нибудь в лесу?

Каких птиц вы там видели?

Вы обратили внимание, чем покрыто тело птицы?

Правильно! Именно по этому птиц и называют пернатыми, за наличие у них перьевого покрова.

А для чего нужен перьевой покров?

Перьевой покров легкий, прочный, надежный, защищает птиц от перегрева и переохлаждения. Обратите внимание на чучело птицы. (показываю чучело птицы).

Давайте определим, из каких частей она состоит?

Посмотрите, у птицы есть голова, шея, туловище, хвост, ноги.

Какую отличительную черту вы заметили?

Конечно! Именно клюв является главной отличительной чертой. Только у птиц есть клюв.

А теперь обратите внимание на лапы птицы. Они имеют форму четырехпалой конечности и загнутые когти. Это позволяет им прочно держаться на ветке.

А вы видели, как передвигаются птицы по земле? Расскажите.

Наземные птицы передвигаются в основном шагом, а те, которые больше времени проводят на возвышенностях – скачками.

Ребята, скажите, а когда вы заходите в лес, то что слышите первым делом?

Мы слышим, как поют птицы, чирикают, перекликаются между собой. Так вот сейчас я предлагаю вам сыграть в игру.

Вы уже обратили внимание, что на ваших столах лежат фотографии разных птиц. Пожалуйста, рассмотрите их. Есть среди этих птиц знакомы вам?

А вы знаете, какие звуки они издают? Сможете их отличить?

А вот это мы сейчас и проверим.

Я буду включать голоса птиц, а вы постарайтесь определить, какая из предложенных вам птиц издает этот звук, и кроме этого, попробуем определить, на каком лесном этаже эта птичка живет. Приготовились? Слушаем.

Звук№1. Ворона








Звук № 2. Синица







Звук № 3. Кукушка







Звук № 4. Воробей






Звук № 5. Дятел






Звук № 6. Филин









Какие вы молодцы! Без ошибок определили всех птиц. А сейчас и мы почувствуем себя птицами, попрыгаем, поскачем и немного отдохнем.


-ответы детей


- потому что лес разделен на ярусы, каждый ярус – это этаж.

Птицы и животные

- да

Называют

перьями





- чтобы птицы не замерзали






- называют части птицы по макету



- клюв











- скачками, шагом


Пение птиц






- да


- да

Познавательные:

установление причинно - следственных связей; умение обобщать, делать выводы;

Регулятивные:

планирование учебной деятельности на уроке; высказывание своей версии по теме урока; Коммуникативные:

оформление своих мыслей в устной форме; вступление в беседу на уроке

  1. Физминутка

(Цель: снять физическое напряжение)

Встаньте со своих мест, встряхните руками и повторяйте за мной.

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.) 
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.) 
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.) 
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.) 
Вот присела на минутку, (Присели.) 
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.) 
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.) 
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.) 
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.) 

Вот такие веселые птички мы сегодня с вами. Все молодцы! Присаживайтесь на места.


Регулятивные:

- смена деятельности учащихся

  1. Продолжение работы по теме урока

(Цель: систематизировать получаемые знания)

Вот мы с вами послушали, как звучит та или иная птица, разобрали особенности внешнего строения птицы, а теперь предлагаю вам самим стать исследователями. Для этого я разделю вас на три группы. 1 ряд – первая группа, 2 ряд – вторая группа, и 3 ряд – третья группа. Пожалуйста, группа, выберите себе капитана.

Хорошо, прежде, чем начать работу, давайте вспомним правила работы в группе.

Что мы должны делать?















- Молодцы. Вы все хорошо знаете и помните. В моих руках названия птиц, которые вы сегодня будете описывать. Итак, прошу капитанов команд выйти ко мне и выбрать одну из трех птиц, записанных на листочке: синица, тетерев, дятел.

(я переворачиваю обратной стороной листочек, капитан команды вытягивает).

Каждая команда получает фотографию той птицы, которую вытянули. (смотрю, у какой команды какая птица и раздаю фотографии). Задание у всех будет одинаковым: представить описание предложенной вам птицы по плану. План дан в инструктивной карточке. Пожалуйста, ознакомьтесь с ним.

План работы

1.Название птицы

2. Описание птицы (внешний вид, фото)

3.На каком лесном этаже эта птица живет.

4. Какой образ жизни ведет птица.

5. Где и как птица формирует гнездо.

6. Водится ли эта птица в Забайкалье? Где мы ее можем увидеть?

В качестве помощника каждому я выдам тексты об этих птицах. Итак, ребята, на выполнение этого задания вам 7 минут. Имейте ввиду, что у вас должен получиться рассказ по плану. Вы должны выйти и коллективно представить свою птицу классу. Первой выступление начинает там команда, которая быстрее всех завершит задание. А ребята будут слушать, и оценивать вашу работу.

Работаем сообщая, капитан команды следит за работой.

Учащиеся осуществляют поиск информации о птице.

Капитан команды поднимает руку, если команда завершит работу.

Учащиеся осуществляют поиск информации в учебнике, словарях, энциклопедиях. Защищают свои работы.

Мы не случайно с вами выполняли это задание. На примере конкретных представителей птиц мы определили, какой ярус или «этаж» занимает та или иная птица.






- выбирают капитана




Обязательно в команде должен быть капитан. Капитан организует работу и контролирует процесс. В команде все работают вместе и сообща. Не перебивают друг друга и не перекрикивают. Уважительно относятся к мнению товарища. Выслушивают мнение каждого участника группы, достойно принимают его точку зрения. В группе согласуется общее решение. Капитан группы защищает согласованное решение перед классом и следит за временем выполнения работы.


Познавательные:

работа с учебником;

Регулятивные:

контроль своей деятельности на уроке; высказывание своей точки зрения;

Коммуникативные:

построение учебного диалога с учителем; оформление мыслей в устной форме;

  1. Итог урока и рефлексия

(Цель: сформулировать новое знание; оценка и самооценка результатов своей деятельности на уроке)

Молодцы! Вы все представили очень хороший и подробный рассказ о своей птице.

А сейчас давайте подведем итог нашего урока. Что нового узнали? Что больше всего запомнилось?






Молодцы. Итак, вашим домашним заданием будет подготовить рассказ о любой птице: кочующей или оседлой. Расскажите, как ее зовут, чем она питается, где живет. Водится ли эта птица в нашем забайкальском крае. И по возможности, найдите фотографию этой птицы, чтобы другие ребята могли увидеть и запомнить ее.


А сейчас оцените свою деятельность на уроке. Поднимите руку те, которым на сегодняшнем уроке было все понятно и интересно.

Есть такие, которым было понятно не все, но для них урок прошел интересно?

А теперь те, которым было совсем не интересно и не понятно?


- какие бывают птицы, для чего им нужно оперение, какие птицы называются перелетными, а какие оседлыми









Записывают домашнее задание








Выполняют рефлексию

Регулятивные:

проверка полученных знаний через опрос; контроль и оценка своей деятельности;

Познавательные:

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные:

построение учебного диалога с учителем; оформление своих мыслей в устной форме; построение логических рассуждений;





Методист___________/Боброва Л. В.

Учитель: _______________ Наумова М. Б.

Оценка:___________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!