Цель изучения темы (для учителя) | Сформировать первоначальные знания о различных видах птиц , их сходстве и различиях; показать разнообразие птиц, их значение для человека. Показать красоту и самобытность родного края. Учить распознавать изученные виды птиц |
Информационно- образовательная среда | Ресурсы | Межпредметные связи |
Информационный материал: 1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учебник Ч.1, с. 67 – 73. 2. Плешаков А.А. Рабочая тетрадь. 2 класс. Ч.1, с.22. 3. Плешаков А.А. Атлас-определитель «От земли до неба», Демонстрационный материал: наглядное пособие, плакаты о видах птиц видеофрагменты о жизни птиц Диагностический материал: Плешаков А.А. Окружающий мир. Проверим себя. Тетрадь для учащихся 2 класса. | Русский язык Канакина В.П., Горецкий В.Г. Темы: «Заглавная буква в именах собственных», «Звуки в окружающем мире». Математика Моро М.И. Темы: «Сравнение групп предметов», «Взаимное расположение предметов в пространстве», «Название, обозначение, последовательность чисел», |
Оборудование: | 1.Компьютер. 2.Мультимедиа. 3. Набор карточек « Дикие и домашние животные». 4. Индивидуальные карточки с животными. 5. Учебник: А.А. Плешаков « Окружающий мир», «Рабочая тетрадь», «Тесты». (2 класс) 6. Сигнальная карточка « светофорчик». | |
Формы и методы:
| 1. Словесные методы: объяснение, описание, разъяснение. 2. Наглядный метод 3. Проблемно – поисковый метод. 4. Применение ИКТ (презентация) | |
Планируемые результаты изучения темы (для учащихся) |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Ученик научится: -находить связи в природе, между природой и человеком. -сравнивать объекты природы, делить их на группы. -соотносить группы животных и их существенные признаки, различать диких и домашних животных. -выделять характерные особенности домашних животных.
| Познавательные умения Ученик научится: работать с разными видами информации и ориентироваться в ней. выполнять действия по образцу. задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них. развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. строить сообщения в устной форме. Регулятивные умения Ученик научится: контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания. принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. Коммуникативные умения Ученик научится: формулировать вопросы и ответы на вопросы; готовить небольшое сообщение с помощью взрослого по теме проекта. развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в группе и в паре. развивать умение принимать коллективное решение. | У ученика будут сформированы: осознание необходимости учения. работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха и неуспеха в учебной деятельности. учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности. работать над осознанием ответственности за общее дело. учиться выражать свое мнение.
|
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Методы и приемы, используемые на уроке |
Мотивация и самоопределение к деятель ности | Доброе утро! Долгожданный дан звонок Начинается урок. (ЗВУЧИТ ЗАПИСЬ «Звуки леса») -Послушайте, ребята, кто сегодня прилетел к нам на урок. -Как вы думаете , куда мы сегодня отправимся? -С какими жителями леса мы познакомимся? Как вы считаете, что нам может пригодиться для успешной работы на уроке? | Приветствуют друг друга. -Дети слушают аудиозапись. -Называют животных леса. | Личностные: самоопределение Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Создание ситуации Неожиданности |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | -Вы знаете, что в лесу живут и растут представители многих видов животных и растений. Давайте вспомним, какие животные живут в лесу. Воробьи, стрижи, пингвины, Снегири, грачи, павлины, Попугаи и синицы: Одним словом это - ... (птицы) -А что вы знаете о птицах? Каковы их отличия от животных? -А вы знаете, для чего птицам крылья? -Давайте подумаем, что же помогает птицам летать? -А знаете ли вы особенности жизни птиц и их отличие от животных? -Каких птиц вы знаете? -Что отличает зимующих птиц от перелетных? | -Называют отличия птиц, высказывают предположения о том, что помогает птицам летать. -Затрудняются ответить, выдвигают гипотезы. -Отвечают на вопросы, играют в игру, называя как можно больше перелетных птиц. | Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные: умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно строить речевое высказывание. | |
Выявление места и причины затруднения | -Какие виды зимующих птиц вы еще знаете? -Давайте поиграем в игру «Кто больше?» - Все ли вы знаете о птицах? -Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? | -Формулируют тему и цель урока. | Коммуникативные: умение формулировать свои мысли в устной форме | |
Построение проекта выхода из затруднения | Итак, что нужно сделать, если не знаешь ,но хочешь узнать? -Сформулируйте тему нашего урока. Какова будет цель урока? (Слайд 1) -Каким путем сегодня на уроке вам будет интереснее пойти: самим найти ответ на вопрос в учебнике или услышать готовый ответ учителя? -Мы познакомимся с особенностями лесных птиц, будем учиться проводить исследование . Такой работой обычно занимаются ученые. А вы хотите попробовать?(Слайд 2) Птицы - – это животные, тело которых покрыто перьями. Есть птицы очень большие, а есть очень маленькие. Одни летают выше облаков, а другие и вовсе не летают. Одни питаются только рыбой, а другие – насекомыми. Хищные поедают других птиц, а есть такие, которые едят только ягоды и семена. | -Дети работают с текстом, отмечают то что знали ранее и то ,что узнали нового сейчас. -Отвечают на вопросы учителя после текста.   | Регулятивные :умение определять цель деятельности на уроке Коммуникативные: умение слушать и понимать других | |
Реализация построенного проекта | -Как часто мы наблюдаем за птицами в небе, любуемся их полетом и мечтаем побывать на их месте. Нам даже снятся такие сны. Какое удивительное ощущение полета, полной свободы. Сердце выскакивает из груди, дыхание замирает! И тут увы, мы просыпаемся! Скольким людям птицы подарили это счастье быть свободными. А как часто мы любуемся прекрасным оперением птиц, что делает их разными и непохожими друг на друга. Попробуем же сегодня, хоть краешком глаза, частичкой своей души заглянуть в чудесное, загадочное, покрытое тайной царство птиц. Давайте с вами посмотрим небольшой фильм о птицах (Слайд 3) -Для чего ей нужен перьевой покров? Чем перья служат для птиц? (работа с текстом на стр.63) -Давайте отметим в тексте то что вы знали, что не знали и то о чем еще хотели бы узнать. -Скажите, что нового вы узнали из этого текста? -Что уже знали до настоящего момента? -Ребята, скажите, как мы можем различить птиц?(по внешнему виду, по оперению, по голосу) . Вот сейчас мы познакомимся с особенностями некоторых птиц. Работу будем проводить в лаборатории, каждый станет исследователем в составе группы. Для этого нам нужно вспомнить правила поведения в группе. Каждая группа получает по одному описанию птицы, работая по учебнику на стр.65-66. Вам нужно изучить особенности данной птицы и, пользуясь полученными знаниями, заполнить таблицу -. После чего представитель каждой группы должен представить вашу исследовательскую работу с соответствующей таблицей и иллюстрацией. -Благодарю исследователей за хорошую работу. Птички в гнездышках сидят И на улицу глядят Погулять они хотят И тихонько все летят Ребята, а вы слышали когда-нибудь птичий разговор? Для чего он нужен птицам? Какую информацию птицы хотят передать друг другу? Это и есть их разговор, кстати у птиц поют только самцы. -Давайте проверим, как вы знаете птиц леса и поиграем в игру «Узнай птицу по голосу и описанию»» (Слайд 4) Молодцы! -Благодарю за хорошую работу. |  -Дети работают в группах, читают материал по учебнику, анализируют полученную информацию и заполняют таблицу -Представитель каждой группы представляет свой ответ перед всем классом. -Сопоставляют информацию с звучанием голосов птиц и изображением птиц на экране. Перед тем как показать изображение учитель зачитывает описание птицы вслух. -Это птичка - Соловей!  | Коммуникативные: * * умение работать в группах, **формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, **контролировать действия партнера, уметь слушать собеседника. Познавательные: **анализ объекта с целью выделения общего признака, **структурирование знаний, построение речевого высказывания, **доказательство. Личностные: **умение определять самые простые, **общие для всех людей правила. | |
Физминутка | А над морем — мы с тобою! Над волнами чайки кружат, Полетим за ними дружно. Брызги пены, шум прибоя, А над морем - мы с тобою! Мы теперь плывём по морю И резвимся на просторе. Веселее загребай И дельфинов догоняй. Поглядите: чайки важно Ходят по морскому пляжу. Сядьте, дети на песок, Продолжаем наш урок. | (Дети машут руками, словно крыльями.) (Дети делают плавательные движения руками.) (Ходьба на месте.) (Дети садятся за парты.) | | |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Работаем по печатной тетради стр. 22 № 13 – закончи предложение (Слайд 5) | Выполняют работу в печатных тетрадях, после чего проверяют по эталону на экране. | Коммуникативные: умение слушать партнера Познавательные: анализ объекта Регулятивные: сравнение способа и результата | |
Включение в систему знаний, повторение | Прочитаем стихотворение на стр.67.О какой примете идет речь? -Вспомним еще раз лесных птиц. -Кто был самым внимательным. Какая птичка не живет в лесу? -Прочитаем рассказ «Как ворона завтракала» на стр. 73.и расскажем его от своего имени. _Что особенного видите в этой птице? -Прочитаем стихотворение о сороке. Что удивительного в этой птице? Есть еще одна удивительная птица, живущая в лесу. Она –плохая мать. Как вы думаете. о ком я говорю? А как вы думаете, что чувствует себя кукушонок, оказавшись в чужом гнезде без мамы, как он себя ведет. -Давайте посмотрим видео про кукушонка. (Слайд 6) | -Читают стихотворение и отвечают на вопрос учителя. -Знакомятся с рассказом и рассказывают его от своего имени. -Беседа с учителем о кукушке и просмотр видео о кукушонке. -Устно проговаривают ответы на вопросы и выполняют самооценку знаний.  | Познавательные: умение извлекать информацию из текстов, таблиц. Регулятивные: умение определять успешность выполненного задания в диалоге с учителем. | |
Рефлексия учебной деятельности на уроке | -Наша прогулка подошла к концу. -Какую работу мы сегодня выполняли? -Чему учились? -Кто или что вам помогало справиться? -Кто доволен сегодня своей работой? Игра «Светофор» (Слайд 7) - Поднимите красный смайлик, для кого урок был Грустным Скучным Неинтересным -Поднимите зелёный смайлик, для кого урок был: Радостным Интересным Удивительным -Хотите знать мое мнение? Для меня урок был солнечным, и я рада, что всем вам понравился урок. Домашнее задание: подготовить сообщение о понравившейся птице |  | Регулятивные: **умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, **умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные: умение слушать собеседника | |