СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе на тему "Опасные незнакомцы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе на тему "Опасные незнакомцы"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе на тему "Опасные незнакомцы"»

Предмет: окружающий мир

Класс: 2

Учитель: Савенок М.И.

Тема урока: «Опасные незнакомцы». Раздел «Безопасность». Ур. № 8.

УМК: «Школа России»

Учебник: А.А. Плешаков. Окружающий мир. 2 класс. 2 ч. Просвещение, 2020 г.

Цель:

- ознакомление учащихся с опасностями, которые могут подстерегать при общении с незнакомыми людьми;

- выявление правилами безопасного поведения при встрече с незнакомыми людьми;

- создание ситуация для размышления на правильные действовать при встрече с незнакомцем.

Задачи урока:

Образовательные: изучение ситуаций, содержащих опасности при общении с незнакомыми людьми;

Развивающие: развитие умений правильно действовать при контактах с незнакомцами; умение работать сообща, вести диалог, таким образом, развитие коммуникативных способностей учащихся; развитие психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания, эмоций; умение оценивать работу одноклассников; развитие в детях чувства уверенности в своих возможностях.

Воспитательные: воспитание чувства ответственности за совершенные поступки, любознательности и пытливости в процессе учения.

Формируемые УУД:

Личностные УУД:

- внутренняя позиция школьника к незнакомцу;

- учебно-познавательный интерес к теме урока;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- самоанализ и самоконтроль результата.

Познавательные УУД:

- поиск и выделение необходимой информации;

- применение методов решения проблемы;

- способность к умению учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД: формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленные вопросы, аргументировать, организовать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.

Планируемые результаты

- учащиеся запомнят правила поведения при контакте с незнакомцами; научатся предвидеть опасность;

- пользоваться правилами безопасного поведения; делать выводы из изученного материала;

- научатся оценивать свои достижения.

Оборудование: презентация на компьютере, экран, учебник, шкала оценки для каждого учащегося, памятки для каждого учащегося, жетоны.

Формы работы: фронтальная, работа в парах, групповая, индивидуальная.

Методы: диалог, упражнения, обобщение, анализ.


Этап урока.

Методы и приемы.

Хронометраж

Содержание. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

УУД

Мотивационно-ориентировочный этап

Настрой на результативную работу.

Словес.: слово учителя


1 мин

- Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнем скорей урок!

- Посмотрите, что у меня есть. Это жетоны, которые вы будете получать за работу на уроке и правильные ответы. Те, кто получат за урок 5 жетонов, заработают соответствующую отметку. Те, кто получат 4 жетона, заработают 4 за урок. Давайте начнем.

Эмоционально настраиваются на работу


К.: планирование учебного сотрудничества


Поисковый этап.

1. Постановка учебной задачи и ее решение

Словес.: учебный диалог

Словес.: слово учителя













Нагляд.: видеофрагмент

Словес.: учебный диалог

7 мин

Актуализация знаний

-На прошлом уроки мы познакомились с лесными опасностями. Перечислите их.

-Брусника, черника, морошка, голубика, вороний глаз, клюква. Какая ягода лишняя и почему.

-Какие ещё ядовитые ягоды вы знаете?

-Бледная поганка, мухомор, сыроежка. Какой гриб лишний и почему?

-Какие съедобные грибы вы знаете?

-Можно ли уничтожать ядовитые грибы и растения?

-Так же опасность представляют жалящие насекомые

 

Игра в хлопки, если вы услышите жалящее насекомое – хлопаем в ладоши.
 Муха, кузнечик, оса, пчела, стрекоза, божья коровка, шмель.

-Как надо себя надо вести, чтобы насекомые не жалили?


А сейчас внимательно посмотрите фрагмент из мультфильма «Волк и семеро козлят» и ответьте на вопрос:

-С какой целью волк пришёл к козлятам? (просмотр)

-С какой целью волк пришёл к козлятам?

-Почему козлята не впустили волка? (…)

-Кто же догадался, о каких опасностях пойдёт сегодня речь?

-Давайте проверим себя. Откройте учебники на с.28.

- Как звучит тема урока?

- Чему мы должны будем научиться?

(Узнаем, когда незнакомые люди могут быть опасными. Будем учиться правильно действовать при контактах с незнакомцами.)





Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение











Играют в игру






Смотрят видеофрагмент




Определяют тему и цели урока





К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.



П.: структурирование знаний.




Р.: принимают и сохраняют уч. задачу, прогнозирование.


Практический этап.

2. Решение частных задач

Словес.: слово учителя

Практич.: слушание текста, анализ ситуаций

Нагляд.: презентация
































Словес.: беседа










Практич.: работа по учебнику






















Словес.: беседа

























Словес.: слово учителя































Словес.: слово учителя






























Практич.: работа над ситуацией













Практич: работа в группах, разыгрывание ситуаций, выбор эффективных путей решения проблемы.







Практич: работа в группах, разыгрывание ситуаций, выбор эффективных путей решения проблемы.

25 мин

Мы живём с вами в селе, где нас окружает множество разных людей. К сожалению, не все люди желают нам добра. Поэтому нужно знать, как вести себя в разных ситуациях с незнакомыми людьми.

- Сразу определимся в термине. А кто такой незнакомый человек? «Незнакомый человек - это человек, которого не знают твои родители, и не знаешь ты».

- Посмотрите на рисунки. Как вы думаете, что показано на них? (Незнакомец в лифте, незнакомец за углом, незнакомец предлагает сесть тебе в машину, незнакомец уводит тебя.)

-Как нужно вести себя в подобных ситуациях? ( Кричать, звать на помощь, привлекать к себе внимание.)



Рассмотрим несколько опасных ситуаций.


  1. Ты один дома.

Раздается звонок в дверь. В дверной глазок ты видишь незнакомого человека. На вопрос: «Кто там?», последовал ответ:

«Полиция».

Как ты поступишь? Нужно ли открывать двери незнакомым тебе людям?  (Конечно, нет)


Подозрительные люди могут не только подойти к вам на улице, но и позвонить в дверь вашей квартиры. Если нет взрослых, ни в коем случае нельзя открывать дверь незнакомым. Вы не сможете проверить: правду ли сказал человек за дверью. Не вступайте с ним в разговор.


Можно ли сразу открывать дверь, если дома есть взрослые? (Необходимо позвать своих родителей)


  1. Ты один дома. Раздаётся телефонный звонок.  

Послушайте один телефонный разговор.

               Вова: Алло!

               Мужчина: Кто говорит?

               Вова: Это Вова.

               Мужчина: Это какая квартира?

               Вова: 5.

               Мужчина: Взрослые дома есть?

               Вова: Нет. Я один.

               Мужчина: Сейчас придет сотрудник полиции. Открой ему дверь.

               Вова: Хорошо.

- Правильно ли разговаривал Вова? Стоит ли разговаривать по телефону с незнакомцем? Какие ошибки он допустил? Какое правило он нарушил? Что следует ответить на телефонный звонок с вопросом, дома ли родители? (Нет не правильно, с незнакомцами не стоит разговаривать).


По телефону говорить очень просто, это каждый знает. Но тут есть важное правило: разговаривать надо только со знакомым. А если вы не знаете того, кто звонит, извинитесь, попрощайтесь и повесьте трубку, кем бы ни назвался звонящий.

Ситуация « Мамина подруга»

- Откройте свои учебники на странице 34. Давайте познакомимся с ситуацией, которая произошла с Петей.

« Мы с другом играли во дворе. Вдруг к нам подходит тетенька с большой сумкой и говорит: « Петя, здравствуй. Я мамина подруга. Мама  и сказала, чтобы я подождала ее дома. Ты открой мне дверь, а сам еще можешь погулять.»

Недалеко от дома на лавочке сидели две бабушки. И я сказал: « А давайте здесь подождем маму. И сел рядом с бабушками». А тетенька постояла, постояла, зло посмотрела на меня и ушла»…


-  А как бы вы поступили в такой ситуации?

- Какие похожие ситуации могут возникнуть? ( Позвонил родителям, подошел к знакомым)



Физ. минутка

- Вы, наверное, уже устали?

- Давайте встанем и немного отдохнем.

Мы на цыпочки привстанем, 
Вверх потянемся слегка. 
Будут ближе, ближе, ближе 
Солнце, небо, облака.


Если незнакомец разговаривает с вами, то обычно во время разговора чем-то хочет заманить. Отгадайте, какими предметами может заманить незнакомый человек ребенка.


  •  Эти маленькие штучки

Часто держат ваши ручки.

Любят взрослые и детки

Шоколадные… (конфетки)

  •     Я умею чисто мыться

Не водой, а язычком.

Мяу, как мне часто снится

Блюдце с теплым молочком. (кошка)

  •     Куклы, прыгалки, машинки,

Разноцветные картинки,

Танки, мячики, зверушки –

Это всё мои… (игрушки)

  •      Все решит и даст советы

И на все найдет ответы.

Это умный аппарат,

Каждый поиграть с ним рад. ( компьютер)



-Чем еще могут вас заманить незнакомцы? Да, никто вас сразу не пугает, не хватает за руки и за ноги. Наивные и доверчивые дети сами идут с незнакомцем.

Часто преступники, увидев на улице одинокого ребенка, подходят и под благовидными предлогами разговаривают с ним, предлагая пойти с ними в малолюдное место. Или стараются близко подойти, чтобы иметь возможность схватить ребенка и удерживать против его воли. Поэтому, нельзя допускать, чтобы незнакомый вам человек подходил к вам на расстояние вытянутой руки. Многие дети теряются в такой ситуации и не знают как вести себя с незнакомым взрослым человеком, стесняются ему отказать, теряют время на оценивание ситуации и позволяют недоброжелателю приблизиться к себе.

        Если незнакомец обращается к вам в безлюдном, плохо освещенном месте, разумнее всего, не вступая в разговоры, сразу убежать.

        В других случаях также не стоит расслабляться и выпускать ситуацию из-под контроля. Для этого стоит соблюдать простую и надежную стратегию действий, состоящую из нескольких «шагов».


Шаг 1. Оценка ситуации  

Вы должны четко осознать, что перед вами незнакомый человек, и он может нести потенциальную угрозу, поэтому лучше подстраховаться. Неважно, кто этот человек – девочка, мальчик, дедушка, молодая женщина – если незнакомец, то вести себя со всеми ними нужно практически одинаково.
          

Шаг 2. Держи дистанцию! 

Дистанция между тобой и незнакомцем должна быть не менее двух метров. Это очень важно! (Нужно попросить детей показать это расстояние – два метра и запомнить его). С такого расстояния вас нельзя быстро схватить.
       

 Шаг 3. Разговор с незнакомцем не должен превышать 5-10 секунд, после этого нужно прекратить разговор.

Не позволяйте «заговорить» вас, втянуть в беседу. Многие преступники прекрасные психологи и могут «заговорить зубы любому», даже взрослому человеку, этого нельзя допустить. Когда человек вступает в беседу, он теряет бдительность, даже взрослых людей опытные преступники могут убедить сделать то, чего делать не следует, например, пойти с ними в безлюдное место. (Попросите детей остановить вашу речь по истечении 5 секунд, покажите им какой это примерно отрезок времени, сколько фраз можно произнести за это время). 
           

Шаг 4. Уходи в безопасное место. 

Это значит, нужно подойти к находящимся во дворе знакомым мамам и папам других детей, либо уйти домой. Но обязательно убедись, что незнакомец не идет за тобой. Если рядом нет знакомых взрослых, просто отойди и если незнакомец будет пытаться дальше идти за тобой и вовлекать тебя в разговор, привлеки внимание прохожих громкими словами: «Не нужно идти за мной, я нечем не могу вам помочь. Обратитесь к взрослым людям».



Давайте рассмотрим пример такой ситуации:

- Здравствуй, девочка!
- Здравствуйте (оцени ситуацию: человек – незнакомый; держи дистанцию - отходи от него на 2 метра).
- Помоги мне, пожалуйста, найти мячик моего сыночка. Мячик закатился в подвал, а у меня слабое зрение…
- Извините, меня только что позвал папа (не давая незнакомцу договорить, быстро уходите в сторону взрослых людей, держа в поле зрения незнакомца; оказавшись в полной безопасности, связывайтесь с родителями и расскажите им о происшествии, дословно пересказывая разговор).


-Давайте поработаем в группах и потренируемся в применении стратегии «Четыре шага к безопасности». Каждая группа получит для тренировки ситуацию, которую нужно будет разыграть по нашей стратегии. Один член группы будет «незнакомцем», цель которого «заговорить зубы»  «гуляющему ребенку» и приблизиться на расстояние вытянутой руки. Другой – «гуляющий ребенок», цель которого держать дистанцию и вежливо закончив разговор за 5 секунд удалиться. Разговаривать с «незнакомцем» нужно вежливо, чтобы разрядить ситуацию, не разозлить его и не подвергнуть себя еще большей опасности. Кроме того, это может быть и честный человек, который просто не подумал, что к детям не стоит обращаться с такими просьбами. Хороший человек, услышав ваш отказ, поймет все правильно и обратится за помощью к взрослым.


Незнакомый мужчина:
У моего сынишки день рождения, хочу ему сделать сюрприз – купить куртку. Поможешь мне – нужно померить куртку в магазине.


Незнакомая женщина:

Мальчик (или девочка), посмотри, пожалуйста, сколько время на моих часах? Я очки дома забыла.

Незнакомая женщина: 

Мальчик (или девочка), ты же меня не боишься, помоги мне достать с дерева воздушный шарик. Я тебя подсажу, а ты достанешь, хорошо?


Водитель остановившегося рядом автомобиля:

Сядь, пожалуйста, в машину и покажи дорогу до улицы Июльской, а то я сильно опаздываю.


Ровесник:

Недалеко отсюда построили новый спортивный городок. Пошли, посмотрим.

Добрая бабушка или дедушка:

Помоги мне, деточка, прочитать адрес, а то я приехал из Невьянска и потерялся!


Внимательно слушают















Анализируют ситуации. Отвечают на вопросы.

























Грамотно отвечают на вопросы учителя








Работают по учебнику














Выполняют физические упражнения







Отгадывают загадки
























Слушают рассказ учителя





























Слушают рассказ учителя





















Анализируют ситуацию. Выбирают наиболее эффективные пути решения проблемы.



















Делятся на группы.

Слушают внимательно задание учителя











Работают в группах.

Разыгрывают ситуации.

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.



















П.: осмысленное чтение, извлечение необходимой информации из прослушанного текста.















К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.






П.: поиск и выделение необходимой информации





















Р: планируют свое действие в соответствии с задачей.
























П.: осмысленное чтение, извлечение необходимой информации из прослушанного текста.

























П.: поиск и выделение необходимой информации,












































Р: планируют свое действие в соответ. с задачей.

К.: планирование учебного сотрудничества со сверстниками.









К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.





Р: планируют свое действие в соответ. с задачей.


Рефлексивно-оценочный этап

Подведение итогов. Словес.: обобщение, высказывания учащихся, самоанализ


Нагляд.: презентация.


Рефлексия.

Словес.: обобщение, высказывания учащихся, самоанализ














Домашнее задание.





Рефлексия результативности работы на уроке.

7 мин

- Чтобы таких ситуаций с вами не произошло, запомним правило четырех «Не», которое полицейские многих стран специально придумали для детей.  Назовите их:

Никогда не разговаривай с незнакомцем.

Никогда не садись в машину к незнакомцу.

Не играй по дороге из школы домой.

Не играй с наступлением темноты.


Если вы усвоите это правило, с вами ничего не случится.  



Игра « Согласен – не согласен». Если вы согласны, то хлопаете в ладоши, если нет – молчите.

  • Нужно ли ехать в лифте с незнакомцем?

  • Можно ли детям гулять в темное время суток одному?

  • На улице с незнакомыми людьми разговаривать нельзя!

  • Я всегда сажусь в машину, когда меня угощают конфетами!

  • Когда звонят в дверь незнакомцы, я её не открываю.

  • Чтобы не оказаться одному в опасности я выучу номера необходимых телефонов.

  • Если незнакомец пытается разговаривать с тобой и при этом приглашает тебя к себе домой поиграть, пойдешь ли ты в гости к незнакомцу?

 -Что нового вы узнали сегодня о безопасном поведении на улице?

- Что нового вы узнали о своей личной безопасности?

- Скажите, пожалуйста, какие цели мы ставили на урок? Как вы думаете, удалось ли нам их достичь?


1.Учебник с. .30-35 повторить.

2. Выполнить «Задание от учителя» на образовательной онлайн-платформе Учи.ру по теме урока.

3. По желанию: составить памятку по правилам поведения в ситуации «Я и незнакомец».


- Теперь посчитаем жетоны. Поднимите руку, у кого их 5 (4, …). Отлично.

- Вы все сегодня хорошо поработали, я довольна вашими ответами. Урок окончен.


Отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение, делают выводы.







Отвечают на вопросы в игровой форме

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.






Р: осуществляют итоговый контроль.
















Р: планируют свое действие в соответствии с задачей.




Р: осуществляют итоговый контроль



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!