1 мин. | 1.Организационно-мотивационный | Настроить на урок | Добрый день, ребята! Я рада вас видеть. Давайте друг другу подарим улыбку. Молодцы! Я надеюсь, что мы настроились на позитивную и продуктивную работу. И она у нас пройдет под девизом: вспомним, узнаем, научимся делать. | | Приветствие, положительный настрой на урок. | Приветствуют учителя, настраиваются на урок, контролируют готовность к уроку. Личностные УУД: мобилизация внимания, уважение к окружающим. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
5 мин. | 2. Актуализация и (целеполагание) | Вывести на тему урока, побудить к учебной деятельности | Подводит учащихся к определению темы урока. А о чем сегодня пойдет разговор на уроке, вы узнаете, разгадав загадку: Носит бабка снежную шапку, Каменные бока закутаны в облака. Предположите тему урока. -Откройте учебник на с. 60. Найдите Муравья – Вопросика. Что узнаем сегодня и чему научимся? Какую цель поставим? Предлагаю послушать загадку: Доброе, хорошее, на всех глядит, А людям на себя глядеть не велит. – Это Солнце. Вот и наше «солнце» будет помогать нам путешествовать по стране. Где встает солнце? С востока страны мы начнем путешествие. Но сначала повторим условные цветовые обозначения на физической карте. | Слайд 2 | Предлагает ответить на вопросы. Фронтальная работа. Подводит обучающихся к осознанию целей и задач. Отгадывают загадки. Отвечают на вопроы Участвуют в обсуждении и определяют тему урока. (Горы) | Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Личностные УУД: формирование учебно-познавательной мотивации и интереса к учению. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные УУД: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную цель и задачи, с помощью учителя определяют, что необходимо узнать на уроке, планирование – составление плана и последовательности действий. |
| 3.Создание проблемной ситуации. | Актуализация и обобщение имеющихся знаний по теме; пробуждение интереса и активной деятельности. | -Мы начнем знакомиться с природой нашей Родины с помощью физической карты. 1)- Рассмотрите схему, помещенную в левом нижнем углу карты. Обратите внимание, что высота различных участков суши отсчитывается от уровня моря. Какие цвета вы на ней видите, что они означают? 2)Найдите на физической карте России (с. 58-59) Уральские горы, Кавказские горы, Алтай, Саяны. - Что вы можете рассказать по карте об этих географических объектах? - Что такое горы? - Как они образуются? | «Мозговой штурм» (Технология развития критического мышления Моя» (ИКТ-технологии) Слайд 3 Мультфильм «Образование гор» | Активизирует знания обучающихся. Создает проблемную ситуацию. Создание проблемной ситуации с затруднением. | Учащиеся формулируют суждение. Фиксируют информацию у себя в тетради. Регулятивные УУД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Познавательные УУД: воспринимать информацию на слух и визуально. Коммуникативные УУД: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. |
22 мин. 2 мин. | 4.Открытие нового знания (выход из проблемной ситуации) 5.Физкультминутка | Работа с новой информацией. Соотнесение новой информации с собственными знаниями. | – Мы на полуострове Камчатка (показывает слайд). «Солнце» закрепляет над полуостровом Камчатка. – Что вы можете рассказать о поверхности полуострова? Обратите внимание на вулкан Ключевская сопка. Какую он имеет высоту? (Вулканы Камчатки – это Всемирное природное наследие России. Вулкан Ключевская Сопка извергается каждые 6–7 лет, извержения продолжаются по нескольку месяцев. Высота вулкана 4750 метров. А всего на полуострове 28 вулканов.) – А теперь отправляемся на юг страны, точнее на юг Сибири. «Солнце» закрепляет над горами Алтай и Саяны. – Какую форму земной поверхности мы видим здесь? Какие это горы? Что вы можете сказать о высоте этих гор? Демонстрирует слайды с фотографиями Алтайских и Саянских гор. (Эти горы высокие. На карте они изображены темно-коричневым цветом. Горы Алтая высокие. На Алтае самая высокая гора Белуха. Ее высота 4506 метров. А еще Алтай входит в список Всемирного наследия России.) – Продолжаем наше путешествие. -Получите задания от Муравья Вопросика и Мудрой Черепахи. Каждая пара получает свое задание: и «солнце» повисает над Уральскими горами (закрепляет «солнце»). – Что вы видите на карте? Рассмотрев карту, что вы можете рассказать об этих горах? Это Уральские горы. Они протянулись с севера на юг через всю территорию России. Уральские горы называют старыми, потому что форма их стала плосковершинной. Что вы можете сказать о вершинах? Вершины невысокие и неострые, склоны пологие. Самая высокая гора – народная, ее высота 1895 метров. Уральские горы невысокие. Сравните две горы: на Урале – Народную и на Алтае – Белуху. Что это доказывает? Демонстрирует слайды «Уральские горы». (Уральские горы, Уральский хребет, а когда-то, много лет назад, его называли «Каменный пояс». Реки стекают с Уральских гор и на запад – в Европу и на восток – в Азию, потому что Урал делит материк Евразия на два континента – Европу и Азию.) – а сейчас держим путь на юго-запад и закрепляем наше «солнце» над Кавказскими горами. Что рассказывает нам карта? (На карте – Кавказские горы. Они высокие, потому что обозначены коричневым цветом. Вершины острые. Самая высокая гора – Эльбрус. Ее высота 5642 метра.) – Сравним Народную, Белуху и Эльбрус. Демонстрирует слайды «Кавказские горы». – «солнце» закатилось на западе, и наше путешествие от восточных до западных границ нашей страны подошло к концу По равнине все пойдем Там цветочки мы найдем. Маки яркие, гвоздики, Васильки, ромашки В беленькой рубашке. Руки вверх, в кружок все встали Теперь холмиками стали. А сейчас пойдем к горам, Но овраг мешает нам. Быстро прыгнули вперед Кто к горе быстрей придет? На носочках потянулись До вершины дотянулись, Это горы, Это холм, На равнине мы живем. | Слайд 5-8 Доклад ученика Работа с контурной картой Доклад ученика Слайд 9-13 Слайд 13- 18 Доклад ученика Частично поисковый метод работы ( определение по цвету карты высотность гор по отношению друг к другу Слайд 20-26 Сделать вывод на основании записей в Бортовом журнале о самой высокой точке и горной системе Слайд19 | Находят на карте, обозначают в контурной карте. Курирует работу в группах. Консультирует, советует, помогает. Организует деятельность по применению новых знаний. | Фиксируют информацию в «Бортовом журнале». Познавательные УУД: Активное развитие практических навыков исследовательской деятельности, анализ наблюдаемых явлений, формулирование выводов. Регулятивные УУД: Устанавливают приоритеты, контролируют свое время и управляют им. Самостоятельно оценивают правильность выполнения действий Коммуникативные УУД: включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, активность в стремлении высказываться, задавать вопросы. Личностные: Активное включение учащихся в процесс самообразования и саморазвития. Предметные умение находить и показывать на физической карте России различные географические объекты и проявлять инициативу и Личностные: Активное включение учащихся в процесс самообразования и саморазвития. Предметные умение находить и показывать на физической карте России различные географические объекты Познавательные: способность добывать новые знания, используя информацию, полученную на уроке Умение находить информацию об основных формах земной поверхности. Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывают учебное взаимодействие в паре, построение речевых высказываний. Регулятивные: планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение). |
3 мин. | 8. Рефлексия | Целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания; расширение предметного поля; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. | Оцените свою работу на уроке. Наше путешествие состоялось. Разместите флажок на изображении горы. У подножия: Я недостаточно хорошо усвоил тему. Необходимо повторно изучить материал. По центру спуска: Я усвоил тему урока. Некоторые сведения по теме требуют доработки. На вершине: Я отлично усвоил тему урока. Могу объяснить данный материал своим одноклассникам. Для чего вам надо знать карту, знакомиться с географическими обьектами? | | Обучает способам контроля и самооценки деятельности. | Анализируют свою деятельность и осуществляют самооценку собственной учебной деятельности; соотносят цель и результаты, степень их соответствия; выражают собственное мнение о работе и полученном результате; выражают свое эмоциональное настроение и самочувствие; самооценка знаний и умений; оценивают и выражают свое отношение к работе на уроке. |
1 мин. | Домашнее задание | | Учебник, с. 64–71. Прочитать текст «Заповедники России», найти на карте Ильменский заповедник. Выполнить задание рубрики «Проверь себя» Закончить урок я хочу стихотворением. Есть у нас в России прекрасные равнины, Кое – где с холмами, плоские другие На равнине также мы живем с родными. У моей России горы величавы, Выросли грядами, гордые, как павы. У моей России бескрайние просторы Не окинешь взглядом, не объедешь скоро. Отправляйся в горы, отдохни в низине, - Все, что ты увидишь – Родина, Россия! Любите и берегите нашу Родину! ( Подарить буклеты с путешествиями для школьников по России) | Слайд 28 Задают уточняющие вопросы | | Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач |