— Прочитайте предположения завриков о том, что такое «река». Можно ли назвать их научными? — Попробуйте дать научное определение. Что такое «река»? — Река — это природный или созданный человеком объект? — На что она больше похожа: на поток воды или на стоячую воду? — Можно ли сказать, что ручеёк тоже река? — Почему? Чем они различаются? — Можно ли сказать, что река течёт по некоему природному углублению? — Сделайте вывод, что такое «река». — Посмотрите на фотографии. Отличаются ли реки на этих фотографиях? — Чем они отличаются? — Где протекает первая река? — А вторая? — Как вы думаете, как называются эти реки? — Какое течение у этих рек? — Равнинные реки отличаются от горных, в первую очередь, скоростью потока. Как вы думаете, почему скорость разная? — Поскольку в горах реки текут по склонам, из-за большого угла наклона скорость воды намного выше, чем на равнинах, где угол падения минимален. — Также для равнинных рек характерным является ровное течение, отсутствие порогов, водопадов и извилин, тогда как горные реки часто падают с огромных высот, где склон обрывается под почти прямым углом. Вода горных рек, не сумев пробить очень твёрдые скалы, огибает их, из-за чего течение становится неровным. — Проверьте себя. Что такое «река»? Какие слова пропущены? Запишите определение в тетрадь. Проверка — Молодцы. Вы справились с заданием! — Мы достигли первой цели. Теперь мы можем дать определение слову «река» научным языком. А также узнали, что реки могут быть равнинные и горные. — Переходим к достижению второй цели урока. Узнаем, из каких частей состоит река. Предлагаю нам выполнить работу в парах. Какие правила для этого есть? При разговоре смотри на собеседника. Называй товарища по имени. Говори в паре тихим голосом, чтобы не мешать работе других пар. Работать должны оба. Один говорит, другой слушает. Своё несогласие высказывай вежливо. При затруднении попроси помощи у партнёра и помогай сам, если он просит об этом. Оценивай работу и благодари друг друга. Перед Вами листочки. Переверните их. Внимательно читайте задания. Вам необходимо соотнести понятия «исток, устье…» Через 5 минут проверим. — Посмотрите на первую картинку. Вы уже знаете, что русло — углубление, по которому течёт река. Оно имеет важную роль — даёт направление реке. Оно может быть узким или широким, прямым или извилистым. — Посмотрите на вторую картинку. Предположите, что такое «исток» реки? — Исток — «родина» реки, место, где она берёт своё начало. Истоком может быть родник, озеро или ледник в горах. — А что такое «устье»? — Устье — место, куда впадает река. Устьем может быть море, океан, другая река или озеро. — Как вы думаете, что такое «притоки»? — Притоки — реки и ручьи, которые впадают в основную реку. Они могут быть правыми и левыми. Притоки также называют рукавами реки. — Гриша и Соня решили определить, где у реки левый берег, а где правый. Но результаты у них оказались разными. Почему так произошло? — Так кто же прав? Как определить? — Вернёмся к схеме частей реки. Как вы думаете, что указывает стрелка? — Так как же определить левый и правый берег реки? Выполнение физкультминутки — Отгадайте кроссворд. — Проверьте себя. Что связывает всех этих животных? — В реках живёт множество разных животных. Они приспособились к жизни в воде и научились добывать себе еду, защищаться от врагов и заботиться о потомстве. — Как вы думаете, жизнь каких живых организмов тоже зависит от рек? — Отгадайте ребусы. Узнайте названия речных растений — Посмотрите на картинки. Расскажите, как люди используют реки? — Люди используют реки для разных целей. Например, по рекам можно доставлять грузы на больших судах. В реках водится много видов рыб, поэтому там можно рыбачить. Рыба служит источником пищи для человека и используется в пищевой промышленности. Также реки — это источник пресной воды. Речную воду используют в сельском хозяйстве, промышленности и быту. — Как ещё люди могут использовать реки? — На реках строят гидроэлектростанции. Также на берегах рек строят дома отдыха, санатории и базы отдыха. Там люди могут отдыхать и купаться. — Составим план описания реки на примере одной из рек России. Как она называется? Всё описание будем записывать в тетрадь. — Дон — это река в европейской части России. Есть предположение, что слово «Дон» пришло из языков северокавказских народов, где оно также означает «вода» или «река». — Посмотрите на карту, что является источником реки Дон? — Узнаем названия притоков реки Дон. Три самых крупных притока — река Сосна, река Битюг, река Хопёр. — Следующий пункт плана описания реки — её устье. Что является устьем реки Дон? — Посмотрите на картинки, что происходит с рекой Дон в разные времена года? — Посмотрите, эта река горная или равнинная? — Назовите животных реки. — Назовите растения реки. — Растения Дона: крушина ломкая, ольха клейкая, сабельник болотный, хвощ приречный. — Как люди используют реку Дон? — Люди используют реку для судоходства, рыбной ловли и для выработки электроэнергии. — Активное использование реки негативно влияет на неё. Прочитайте о влиянии людей на реку. Как вы думаете, что можно сделать, чтобы сохранить Дон? — Перейдём к последнему пункту описания реки — охрана реки. Какие меры предпринимают для охраны реки? — Ребята, подготовьте простой карандаш, ручку. Выполните задания на рабочих листах. - Ребята, а какие реки протекают на территории нашей республики? Белая (Агидель). Начинается на территории Учалинского района, у хребта Аваляк. Пересекает Башкортостан и впадает в Нижнекамское водохранилище на территории Татарстана. Длина реки — 1430 км. Ай. Начинается в горах Челябинской области. Протекает по 4 районам Башкортостана и впадает в реку Уфу. Длина реки — 549 км, в Башкирии — 278 км. Дёма. Начинается на территории Фёдоровского района, в окрестностях посёлка Алёшкино. Протекает по Оренбургской области, затем вновь возвращается в Башкортостан. Впадает в реку Белую. Длина реки — 535 км, в Башкирии — 420 км. Юрюзань. Протекает по территории Башкортостана и Челябинской области. Начинается у хребта Машак и впадает в реку Уфу. Длина реки — 404 км, в Башкирии — 224 км. Быстрый Танып. Начинается на болотистой территории Пермского края. Далее течёт по нескольким районам Башкортостана, затем впадает в реку Белую. Длина реки — 345 км, в Башкирии — 140 км. Большой Ик. Начинается на Зилаирском плато, в окрестностях посёлка Кананикольское. Течёт через Башкортостан и Оренбургскую область и впадает в реку Сакмару. Общая длина реки — 341 км. | - Нет Природный На поток воды нет размером да Река — это природный поток воды значительного размера, который протекает по природному углублению. Да В горах На равнине Горная и равнинная У горной течение быстрое, у равнинной — тихое, спокойное. Слушают учителя. Озвучивают правила работы в парах. Соотносят в паре Проверка под руководством учителя. Место, где река впадает в другой водоём. Место, где начинается река. Потому что Гриша и Соня стоят друг напротив друга: что у одного слева, то у другого справа, и наоборот. Течение реки Чтобы определить, какой берег реки является левым, а какой правым, нужно встать лицом по направлению течения реки. Тогда слева будет левый берег, а справа — правый. Выполняют физкультминутку Разгадывают Они живут в воде. Растений (Кувшинка, кубышка, ряска.) Высказывают свои предположения Высказывают свои предположения Дон Родник река Сосна, река Битюг, река Хопёр. Азовское море Разливается весной, а осенью мелеет Равнинная Высказывают свои предположения Высказывают свои предположения. |