СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока окружающего мира в четвёртом классе "Река как водный поток" (с включением регионального компонента Республики Башкортостан)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью урока является создание условий для знакомства с понятием «река» (с включением регионального компонента Республики Башкортостан)

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока окружающего мира в четвёртом классе "Река как водный поток" (с включением регионального компонента Республики Башкортостан)»

Министерство образования и науки Республики Башкортостан

муниципальное образовательное автономное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Ташкиново

городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

окружающего мира

(с включением регионального компонента

Республики Башкортостан)


учителя начальных классов

Краснова Игоря Викторовича

Дата проведения: 22 ноября 2024 г.

Класс: 4 Б

Тема: Река как водный поток

Цель урока: создание условий для знакомства с понятием «река».

Задачи урока:

Дидактические: формирование представлений о понятии «река», об отличиях горной и равнинной реки, формирование умения описывать реку по плану.

Развивающие: продолжить работу над развитием у обучающихся волевых качеств, самостоятельности, умения стойко преодолевать трудности в обучении; формирование и развитие умения рассуждать логично, излагать свои мысли чётко и исчерпывающе, уметь наблюдать и на основании наблюдения делать выводы и обобщения;

Воспитательные: продолжить работу над воспитанием умения внимательно слушать, уважать чужое мнение; воспитывать чувство коллективизма.

УУД:

Метапредметные:

познавательные: анализировать и создавать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей.

коммуникативные: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения;

регулятивные: планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;

Личностные: осознавать роли человека в природе и обществе, принимать экологические нормы поведения, бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих ей вред; понимание чувств одноклассников, учителя; развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.

Результаты:

Предметные: характеризуют понятия река, горная река, равнинная река; называют части реки: устье, исток, русло, приток; определяют левый и правый берег реки; устанавливают взаимосвязь рек и животного мира, растительного мира и человека; описывают план реки по плану;

Метапредметные:

познавательные: анализируют и создают текстовую информацию в соответствии с учебной задачей.

коммуникативные: проявляют уважительное отношение к собеседнику, соблюдают правила ведения диалога и дискуссии; признают возможность существования разных точек зрения;

регулятивные: планируют самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;

Личностные: осознают роль человека в природе и обществе, принимают экологические нормы поведения, бережно относятся к природе, не принимают действия, приносящих ей вред; понимают чувства одноклассников, учителя; развиты навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.




Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность обучающихся

I.Оргмомент

Мотивационный настрой.






- Доброе утро, ребята. Посмотрите друг на друга – улыбнитесь и пожмите руки.

Проверьте: все ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, пенал.

- Отдых наш кончается,

Работа начинается.

Усердно будем мы трудиться,

Чтоб чему-то научиться.

Приветствуют учителя и гостей.

Проверка готовности к уроку.

Слушают учителя, настраиваются на урок.

II.Актуализация знаний.

Определение темы через затруднение в учебном действии





















Целеполагание.





— Соня и Гриша нашли у папы запись с очень странными значками.

— Прочитайте их диалог.

— Что ответили заврикам родители? Предположите, о каких символах идёт речь?

— Давайте взглянем на эти символы.

— Вам знакома такая запись?

— Что означают эти знаки?




— Что обозначает каждый символ?

— Кто пользуется такими знаками?

— Из каких водоёмов можно употреблять в пищу воду?

— А что вы знаете о реках?

— Действительно, наши предки всегда селились около рек, ведь реки не только кормили и поили людей, но и являлись торговыми путями. Сейчас люди также используют ресурсы рек.

— А чем река отличается от других водоёмов?

— Ваши предположения очень интересные, как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

— Какова тема урока?


Какие цели поставим перед собой?


- Слушают учителя, вступают с ним в диалог путем постановки проблемной ситуации.



- да

— Это условные знаки, их используют для обозначения географических объектов на плане местности.

- Река, болото, родник, озеро

- Геологи, картографы

- Из родника, реки или озера, но сначала очистить через фильтр и прокипятить.





- Не знаем / не помним




- Река


Узнаем, что такое река и какие бывают реки

Узнаем, из каких частей состоит река

Узнаем значение рек для природы и людей

Научимся описывать реку по плану

III.Формирование новых знаний

Открытие новых знаний






































Первичное применение - работа с рабочим листом











Открытие нового знания


Парная работа – постановка проблемного вопроса.

































Постановка проблемного вопроса













Физкультминутка



Кроссворд































Составление плана описания реки





























Первичное закрепление – работа с рабочими листами.


Региональный компонент






— Прочитайте предположения завриков о том, что такое «река». Можно ли назвать их научными?

— Попробуйте дать научное определение. Что такое «река»?

— Река — это природный или созданный человеком объект?

— На что она больше похожа: на поток воды или на стоячую воду?

— Можно ли сказать, что ручеёк тоже река?

— Почему? Чем они различаются?

— Можно ли сказать, что река течёт по некоему природному углублению?

— Сделайте вывод, что такое «река».



— Посмотрите на фотографии. Отличаются ли реки на этих фотографиях?

— Чем они отличаются?

— Где протекает первая река?

— А вторая?

— Как вы думаете, как называются эти реки?

— Какое течение у этих рек?



— Равнинные реки отличаются от горных, в первую очередь, скоростью потока. Как вы думаете, почему скорость разная?

— Поскольку в горах реки текут по склонам, из-за большого угла наклона скорость воды намного выше, чем на равнинах, где угол падения минимален.

— Также для равнинных рек характерным является ровное течение, отсутствие порогов, водопадов и извилин, тогда как горные реки часто падают с огромных высот, где склон обрывается под почти прямым углом. Вода горных рек, не сумев пробить очень твёрдые скалы, огибает их, из-за чего течение становится неровным.


— Проверьте себя. Что такое «река»? Какие слова пропущены? Запишите определение в тетрадь.


Проверка

— Молодцы. Вы справились с заданием!


— Мы достигли первой цели. Теперь мы можем дать определение слову «река» научным языком. А также узнали, что реки могут быть равнинные и горные.

— Переходим к достижению второй цели урока. Узнаем, из каких частей состоит река.


Предлагаю нам выполнить работу в парах.

Какие правила для этого есть?

  1. При разговоре смотри на собеседника.

  2. Называй товарища по имени.

  3. Говори в паре тихим голосом, чтобы не мешать работе других пар.

  4. Работать должны оба. Один говорит, другой слушает.

  5. Своё несогласие высказывай вежливо.

  6. При затруднении попроси помощи у партнёра и помогай сам, если он просит об этом.

  7. Оценивай работу и благодари друг друга.

Перед Вами листочки.

Переверните их.

Внимательно читайте задания. Вам необходимо соотнести понятия «исток, устье…»

Через 5 минут проверим.



— Посмотрите на первую картинку. Вы уже знаете, что русло — углубление, по которому течёт река. Оно имеет важную роль — даёт направление реке. Оно может быть узким или широким, прямым или извилистым.

— Посмотрите на вторую картинку. Предположите, что такое «исток» реки?

— Исток — «родина» реки, место, где она берёт своё начало. Истоком может быть родник, озеро или ледник в горах.

— А что такое «устье»?

— Устье — место, куда впадает река. Устьем может быть море, океан, другая река или озеро.

— Как вы думаете, что такое «притоки»?

— Притоки — реки и ручьи, которые впадают в основную реку. Они могут быть правыми и левыми. Притоки также называют рукавами реки.


— Гриша и Соня решили определить, где у реки левый берег, а где правый. Но результаты у них оказались разными. Почему так произошло?

— Так кто же прав? Как определить?


— Вернёмся к схеме частей реки. Как вы думаете, что указывает стрелка?

— Так как же определить левый и правый берег реки?







Выполнение физкультминутки



— Отгадайте кроссворд.


— Проверьте себя. Что связывает всех этих животных?

— В реках живёт множество разных животных. Они приспособились к жизни в воде и научились добывать себе еду, защищаться от врагов и заботиться о потомстве.


— Как вы думаете, жизнь каких живых организмов тоже зависит от рек?

— Отгадайте ребусы. Узнайте названия речных растений


— Посмотрите на картинки. Расскажите, как люди используют реки?

— Люди используют реки для разных целей. Например, по рекам можно доставлять грузы на больших судах. В реках водится много видов рыб, поэтому там можно рыбачить. Рыба служит источником пищи для человека и используется в пищевой промышленности. Также реки — это источник пресной воды. Речную воду используют в сельском хозяйстве, промышленности и быту.

— Как ещё люди могут использовать реки?

— На реках строят гидроэлектростанции. Также на берегах рек строят дома отдыха, санатории и базы отдыха. Там люди могут отдыхать и купаться.


— Составим план описания реки на примере одной из рек России. Как она называется?

Всё описание будем записывать в тетрадь.

— Дон — это река в европейской части России. Есть предположение, что слово «Дон» пришло из языков северокавказских народов, где оно также означает «вода» или «река».

— Посмотрите на карту, что является источником реки Дон?

— Узнаем названия притоков реки Дон. Три самых крупных притока — река Сосна, река Битюг, река Хопёр.

— Следующий пункт плана описания реки — её устье. Что является устьем реки Дон?

— Посмотрите на картинки, что происходит с рекой Дон в разные времена года?

— Посмотрите, эта река горная или равнинная?

— Назовите животных реки.

— Назовите растения реки.

— Растения Дона: крушина ломкая, ольха клейкая, сабельник болотный, хвощ приречный.

— Как люди используют реку Дон?

— Люди используют реку для судоходства, рыбной ловли и для выработки электроэнергии.

— Активное использование реки негативно влияет на неё. Прочитайте о влиянии людей на реку. Как вы думаете, что можно сделать, чтобы сохранить Дон?

— Перейдём к последнему пункту описания реки — охрана реки. Какие меры предпринимают для охраны реки?


— Ребята, подготовьте простой карандаш, ручку. Выполните задания на рабочих листах.



- Ребята, а какие реки протекают на территории нашей республики?

Белая (Агидель). Начинается на территории Учалинского района, у хребта Аваляк. Пересекает Башкортостан и впадает в Нижнекамское водохранилище на территории Татарстана. Длина реки — 1430 км.

Ай. Начинается в горах Челябинской области. Протекает по 4 районам Башкортостана и впадает в реку Уфу. Длина реки — 549 км, в Башкирии — 278 км.

Дёма. Начинается на территории Фёдоровского района, в окрестностях посёлка Алёшкино. Протекает по Оренбургской области, затем вновь возвращается в Башкортостан. Впадает в реку Белую. Длина реки — 535 км, в Башкирии — 420 км.

Юрюзань. Протекает по территории Башкортостана и Челябинской области. Начинается у хребта Машак и впадает в реку Уфу. Длина реки — 404 км, в Башкирии — 224 км.

Быстрый Танып. Начинается на болотистой территории Пермского края. Далее течёт по нескольким районам Башкортостана, затем впадает в реку Белую. Длина реки — 345 км, в Башкирии — 140 км.

Большой Ик. Начинается на Зилаирском плато, в окрестностях посёлка Кананикольское. Течёт через Башкортостан и Оренбургскую область и впадает в реку Сакмару. Общая длина реки — 341 км.

- Нет





Природный


На поток воды


нет

размером

да

Река — это природный поток воды значительного размера, который протекает по природному углублению.

Да



В горах

На равнине

Горная и равнинная

У горной течение быстрое, у равнинной — тихое, спокойное.








Слушают учителя.























Озвучивают правила работы в парах.














Соотносят в паре


Проверка под руководством учителя.


Место, где река впадает в другой водоём.





Место, где начинается река.













Потому что Гриша и Соня стоят друг напротив друга: что у одного слева, то у другого справа, и наоборот.



Течение реки

Чтобы определить, какой берег реки является левым, а какой правым, нужно встать лицом по направлению течения реки. Тогда слева будет левый берег, а справа — правый.


Выполняют физкультминутку


Разгадывают


Они живут в воде.







Растений


(Кувшинка, кубышка, ряска.)



Высказывают свои предположения










Высказывают свои предположения





Дон







Родник


река Сосна, река Битюг, река Хопёр.



Азовское море


Разливается весной, а осенью мелеет

Равнинная









Высказывают свои предположения









Высказывают свои предположения.

IV.Информация о домашнем задании

Подготовить устное сообщение о реке, протекающей на территории Республики Башкортостан

Записывают домашнее задание.

V.Итог урока.






Рефлексия.


Оценивание

- Какова тема нашего урока?

- Какую цель мы ставили в начале урока?

- Мы смогли выполнить ее?

- Что такое «река»?

- Какие бывают реки и чем они различны?


Одним словом.


Провести оценивание детей за урок.

Отвечают




Выбирают 3 слова из предложенных 12.