государственное бюджетное профессиональной образовательное
учреждение
Ростовской области
«Зерноградский педагогический колледж»
Технологическая карта
урока окружающего мира,
проведенного 21.11.2018 г. в 1 «Б» классе
МБОУ СОШ УИОП г. Зернограда
студенткой ГБПОУ РО «Зерн ПК»
Сексяевой Лидией Евгеньевной
Учитель: С.Ю. Алейникова
Методист: Л.И.Кравченко
____________________________
(подпись)
Зерноград
2018
Технологическая карта урока
Тема урока: «На что похожа наша планета? Знакомство с глобусом»
Класс: 1
Тип урока: открытие нового знания
Цель: Узнать, на что похожа наша планета Земля, познакомиться с глобусом.
Учебные задачи:
Направленные на достижение личностных результатов:
Формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности;
Осваивать начальную форму личностной рефлексии.
Направленные на достижение метапредметных результатов:
Принимать и сохранять учебную задачу (РУУД);
Формировать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации(РУУД);
Овладеть логическими действиями анализа, обобщения, построения рассуждений (ПУУД);
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков(ПУУД);
Формировать умение формулировать собственное мнение и позицию (КУУД);
Формировать умение слышать и слушать других (КУУД).
Направленные на достижение предметных результатов:
Познакомиться с глобусом - моделью нашей планеты Земля, с условными обозначениями суши и воды на нем.
Оснащение урока:
Материалы для учащихся: учебник Плешаков А.А. и др. Окружающий мир: 1 класс, 1 часть, раздаточный материал - для рефлексии, наглядный материал для самостоятельной работы(бумажный макет глобуса).
Материалы для учителя: учебник Плешаков А.А. и др. Окружающий мир: 1 класс, 1 часть, технологическая карта, презентация, глобус.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД (формируемые на данном этапе урока) | Методы обучения, КРР |
1.Мотивация к учебной деятельности | Эмоционально настраивает детей на работу с помощью стихотворения. (Приложение 1) | Настраиваются на работу. Внимательно слушают учителя. | Личностные: Формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности | Рассказ Создание ситуаций успеха в обучении |
2.Актуализация опорных знаний | Актуализирует знания детей по пройденной теме «Что вокруг нас может быть опасным?» с помощью игры «Найди лишнее» (Приложение 2) | Актуализируют свои знания по прошлой теме урока. Определяют опасности дома. | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию | Беседа Устный опрос Стимулирование занимательным содержанием |
3.Организация познавательной деятельности 3.1. Целеполагание 3.2.«Открытие» нового знания 3.3.Первичное закрепление 3.3. Самостоятельная работа 3.4.Повторение и включение в систему знаний | Подводит к теме урока, с помощью метода рассказа. Предлагает сформулировать цель урока. (Приложение 3) Опирается на жизненный опыт детей и сообщает познавательные сведения о представлениях древних людей формы нашей планеты Земля. Организует работу с иллюстрациями учебника на стр. 48.На основе рассмотренных рисунков подводит к выводу о шарообразности Земли. Знакомит учащихся с глобусом-моделью Земли и его условными обозначениями. (Приложение 4) Организует физминутку. Организует просмотр мультфильма «Фиксики» по изучаемому материалу. Предлагает подвести микроитог о том, что Земля имеет форму шара. (Приложение 5) Предлагает открыть тетради на печатной основе на с.33 и выполнить задание № 2, с помощью бумажного макета глобуса, раскрасить планету. (Приложение 6) Организует работу по закреплению, с помощью игры «Правда-ложь». (Приложение 7) | Выдвигают свои предположения по теме урока. Формулируют тему и цель урока. Внимательно слушают рассказ учителя о разных предположениях вида Земли. Рассматривают в учебнике иллюстрации наблюдения людей, рассматривают глобус и беседуют с учителем о его условных знаках. Выполняют физминутку. Просматривают познавательный мультфильм. С помощью учителя подводят микроитог о форме Земли. Самостоятельно раскрашивают нашу планету. Закрепляют свои знания с помощью игры «Правда-ложь» | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу Познавательные: Овладеть логическими действиями анализа, обобщения, построения рассуждений Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию Познавательные: овладеть логическими действиями анализа, обобщения, построения рассуждений; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков Коммуникативные: Формировать умение слышать и слушать учителя и сверстников. Регулятивные: Формировать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Познавательные: Овладеть логическими действиями анализа, обобщения, построения рассуждений Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Познавательные: Овладеть логическими действиями анализа, обобщения, построения рассуждений; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков Коммуникативные: Формировать умение слышать и слушать учителя и сверстников Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Познавательные: Овладеть логическими действиями анализа и обобщения. | Постановка проблемной ситуации Беседа Постановка системы перспектив Стимулирование занимательным содержанием Поощерение Метод наблюдения Рассказ Пояснение Стимулирование занимательным содержанием Иллюстрации Работа с книгой Демонстрация Освоение элементарных норм ведения разговора Упражнение Беседа Пояснение Демонстрация Устный опрос Повторение Микроитог Самостоятельная работа Практическая работа Иллюстрация Рассказ Повторение Игра Устный опрос |
4. Рефлексия учебной деятельности | Организует подведение итогов с помощью беседы о полученных знаниях на уроке, о достижении цели. Оценка работы класса. Предлагает записать домашнее задание. (Приложение 8) | Беседуют с учителем. Подводят итоги. Рассуждают. Проводят самоанализ своей работы. Записывают домашнее задание. | Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию Личностные: способность к оценке своей учебной деятельности. | Повторение Освоение элементарных норм ведения разговора Беседа Самооценка |
Приложения:
Приложение 1
Мотивация
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Лидия Евгеньевна, и сегодня урок окружающего мира у вас проведу я. Присаживайтесь, пожалуйста.
- Я рада приветствовать всех на нашем уроке, видеть ваши замечательные улыбки и сияющие глаза.
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Ребята, я желаю вам на нашем уроке удачи и хорошего настроения. Сегодня мы с вами узнаем, кто же самый внимательный и любознательный на уроках окружающего мира. За вашу активность на уроке вы будете получать жетоны, и тот ученик или ученики, у кого к концу урока окажется их больше всего и получит звание «Знаток окружающего мира».
Приложение 2
Актуализация
-А теперь с хорошим настроением, предлагаю вспомнить, о чем вы говорили на прошлом уроке? Что же вокруг нас может быть опасным? Посмотрите на слайд и выберите лишнее и объясните, почему вы так решили. ( книга, утюг, игла, плита - какую опасность несут другие предметы?; стол, нож, стул, сапоги; Вилка, спицы, розетка, тряпка; куртка, шапка, шарф, ножницы; компьютер, таблетки, спички, пинал). Отлично, ребята, я вижу, что вы разобрались в прошлой теме урока. Она действительно была очень полезной.
Вы верно сказали. У меня на правой руке есть
золотое кольцо. Но еще и у нашей страны есть
Золотое кольцо. Золотое кольцо России
Приложение 3
Целеполагание
- Но еще интересней путешествовать по родной стране, верно? Но у нас же на свете есть и другие страны. Там живут такие же, как вы, мальчики и девочки. А все вместе мы живем на одной большой планете.
- Кто знает, как она называется? (Земля)
-Верно, как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить? (о нашей планете Земля) Что бы вы хотели узнать о ней на уроке?
Приложение 4
«Открытие» нового знания
- А на что похожа наша планета? (Ответы детей)
-Сейчас мы уже все знаем, что Земля имеет форму шара?
-А раньше люди считали по-другому. В одних странах люди представляли себе Землю в форме половинки яблока, которая плоской частью лежит на трёх китах, плавающих в океане.
В других странах представляли, что Земля лежит на трёх слонах, а слоны стоят на черепахе, которая плавает в океане.
Древние греки представляли себе Землю плоским диском, из которого каждый вечер выходят и каждое утро садятся звёзды. Из восточного моря в золотой колеснице поднимался каждое утро бог Солнца Гелиос и совершал свой путь по небу.
-Но как же люди узнали, что Земля-шар? Это произошло, когда наш космонавт Юрий Алексеевич Гагарин первым из людей поднялся в космос и увидел свою планету со стороны.
-Ещё очень давно люди замечали, что чем выше поднимешься, тем дальше видно. Заберешься на дерево - видно то, чего, стоя на земле, не разглядишь. А заберёшься на гору - совсем далеко видно. Всё это происходит от того, что Земля не плоская, как тарелка, а круглая, как мяч. А человек по сравнению с Землёй слишком мал и не может её увидеть всю сразу.
- Какое же изображение правильное? На картинке под № 1 или под №2
- Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрите рисунок, на котором изображены корабли №3.
-Это наблюдение люди сделали еще в древности. Когда корабль уплывает из порта, провожающие видят его до горизонта, а потом он куда-то исчезает. А люди на корабле смотрят на удаляющийся берег: вот и он исчез, скрылся, видна только вода и вода. Хотя стоит вскарабкаться на мачту, и вновь виден берег. Но через некоторое время, берег опять исчезнет за горизонтом. Горизонт-это воображаемая линия, где земля сходится с небом.
- В наши дни, когда люди запустили в космос космические корабли(картинка №4),так они выглядели, космонавты своими глазами увидели, что Земля имеет форму шара.
-Люди создали модель Земли - глобус. Это шар, на который нанесены очертания суши и вод Земли. Шар насажен на ось и наклонен по отношению к подставке.
-Внимательно посмотрите на глобус, какого цвета на нем больше? (Голубого, синего)
-Действительно, наша планета самая красивая, она похожа на прекрасный голубой драгоценный камень.
- А как вы думаете, почему наша земля из космоса видна в голубом цвете? Что обозначено голубым цветом? (Ответы детей)
-Это огромные моря и океаны. Самые глубокие впадины раскрашены тёмно-синим цветом.
-А какая вода в морях и океанах? Кто был на море? (соленая)
- Какие еще цвета, кроме синего есть на глобусе? Как вы думаете, что они обозначают?
- Зелёным цветом показаны плоские равнины, жёлтым – холмистые равнины, а коричневым цветом - горы.
- Кто хочет подойти ко мне, и показать на нашем глобусе море? океан? сушу?
(Дети находят на глобусе моря, океаны, материки).
- Итак, на что же похожа наша планета на блюдо или на мяч?
-Вижу, вы немного устали, предлагаю подняться со своих мест и повторять за мной.
Приложение 5
-Вот мы немного и отдохнули. Какую же форму имеет Земля. Верно, Земля имеет форму шара. Предлагаю посмотреть мультфильм, который называется «Фиксики», в котором мы еще много интересного узнаем о нашей планете.
Какой можно сделать вывод о нашей Земле? Какую форму она имеет? (форму шара). Как называется модель Земли? (глобус) Как движется Земля? (вокруг своей оси вокруг солнца)
Приложение 6
Самостоятельная работа
-Отлично, ребята! А теперь предлагаю открыть тетрадь на печатной основе на с. 33 и выполнить задание № 2. Вам нужно раскрасить нашу планету, в этом вам поможет бумажная модель глобуса, которая лежит у вас на парте. Она одна на двоих. Предлагаю, обратить внимание на слайд и посмотреть правильно ли вы все выполнили. У кого получилось так, как на слайде, поднимите руку.
Приложение 7
Повторение и включение в систему знаний
- Ребята, а сейчас предлагаю поиграть в игру, которая называется правда-ложь. Я буду читать вам высказывания о нашей планете, а вы, если согласны с ними - хлопайте, если не согласны - топайте. Вот сейчас мы и проверим, кто же был внимательным на нашем уроке.
- Планета Земля имеет шарообразную форму (П)
- Планета Земля похожа на плоскую тарелку (Л)
- Модель Земли называется глобусом (П)
- Планета Земля стоит на месте, не вращается (Л)
- Вода в морях и океанах сладкая (Л)
- Большую часть нашей планеты занимают реки, моря и океаны? (П)
- Моря на глобусе обозначаются зеленым цветом? (Л)
- Планета Земля похожа на мяч(П)
-Отлично, я вижу, вы были очень внимательны на уроке.
Приложение 8
Рефлексия учебной деятельности
-Ребята, наш урок подходит к концу, предлагаю вспомнить какая была тема нашего урока? Какая цель? Достигли ли мы с вами цели урока? Что нового узнали о нашей планете?
-Ребята, у кого есть жетоны, полученные на уроке? У кого сколько? Знатоком окружающего мира у нас становится (имя ребенка) и я вручаю тебе этот значок «Знаток окружающего мира».
-А сейчас предлагаю вам, оценить свою работу на уроке.
- На доске представлены три планеты: Земля, Меркурий и Марс. У каждого из вас есть звездочка прикрепите ее к той планете, которая характеризует ваше настроение после урока. Земля-это все получилось, не испытывал трудностей, было очень интересно. Меркурий- было сложно, но я старался и у меня хорошее настроение. И Марс- ничего не получилось, было не интересно. Спасибо за урок. Мне было приятно с вами работать. До свидания.