Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Цели урока | - формировать представления о многообразии растений, умение группировать их (деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения); - формировать знания о важности растений для всего живого на Земле, о бережном отношении к ним; - создать условия для развития внимательности, наблюдательности, умения сравнивать, обобщать и делать выводы; - обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли; - создать условия для воспитания бережного отношения к окружающей среде; - способствовать воспитанию коммуникативной культуры, умению работать в группах, выслушивать и уважать мнение других; ответственности за результаты своего труда; чувства взаимопомощи, поддержки. |
Планируемые результаты | Предметные: учить детей приводить примеры названий деревьев, кустарников и травянистых растений, научить выделять во внешнем строении растений признаки, указывающие на принадлежность к той или иной группе. Личностные: - Создавать условия для формирования положительного отношения к учебному материалу. - Осознавать значение учебной деятельности. - Принимать ценности мира. Метапредметные. Регулятивные: - Понимать, принимать, ставить и сохранять учебную задачу. - Понимать инструкции и следовать им в практической работе. - Выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после её завершения; вносить необходимые коррективы. - Оценивать свои действия и полученный результат; сравнивать свою оценку и оценку учителя; адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные: - Ориентироваться в своей системе знаний. - Понимать схемы, приведённые в учебнике. - Овладевать логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам. - Формулировать простейшие выводы, создавать опорные схемы по теме урока. - Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме, структурировать знания. - Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. - Извлекать необходимую информацию из разных источников. Коммуникативные: - Участвовать в коллективной поисковой деятельности, соблюдать правила общения, речевого этикета, умение слушать и вступать в диалог. - Высказывать по обсуждаемым вопросам свою точку зрения, слушать мнения других, стараться понимать их. |
Основные понятия | Разнообразие растений, деревья, кустарники, травы. |
Методы и приемы обучения | Частично – поисковый. |
Формы работы | Фронтальная, групповая, парами, индивидуальная. |
Образовательные ресурсы | Книгопечатная продукция: - Плешаков А. А.Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 1; - Плешаков А. А. Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь. В 2 частях. Часть 1; - Плешаков А. А. От земли до неба. Атлас – определитель для учащихся начальных классов. - Плешаков А. А. Окружающий мир. Тесты. 2 класс. Мультимедиа: - электронная презентация «Какие бывают растения». Дидактические материалы к уроку: карточки – задания. |
Этап/цель | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
1. Мотивирование учебной деятельности (организационный момент) Цель: эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | - Снова прозвенел звонок – Начинается урок. Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать. Наши ушки на макушке Глазки смотрят хорошо. Улыбнёмся мы друг другу, Чтоб работалось легко. - Проверьте, как организовано ваше «рабочее место». - Повторим девиз урока: «Не говори, чему учился, а говори, что узнал». | Повторяют с учителем слова стихотворения. Массаж ушек, поглаживание глаз. Проверка рабочего места.
Повторение девиза урока. | Коммуникативные: слушать и понимать речь других. Регулятивные: осуществлять самоконтроль. Личностные: понимать значение знаний для человека и принимать их. |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности учащихся Цель: актуализация знаний о природе | - Какое значение имеет вода для животных, растений и человека? - Почему загрязняется вода? - Что каждый из вас может сделать, чтобы помочь в охране воды? - Кто придумал свою загадку про воду? - Предлагаю вам выполнить тест по теме «…И про воду» на стр. 18 – 20, № 41, 42, 43, 44. - Сверьте результаты с данными на доске, оцените свою работу. -К какой природе относится вода? - Прочитайте на слайде и назовите предметы, которые относятся к живой природе. (Берёза, одуванчик, шиповник, ёлка, колокольчик, рябина, малина, ромашка, смородина). -Как можно их назвать одним словом? -Предположите, о чём мы будем говорить на уроке? - Что вы уже знаете по этой теме? -А что ещё можно узнать? -Попробуйте распределить данные растения на группы. -Почему возникли затруднения? | Ответы детей Дети зачитывают свои загадки о природе. Выполняют тест.
Проверяют по эталону, данному учителем. Ответы детей. Выделяют объекты живой природы. Ответы детей. У детей могут возникнуть затруднения при решении данной проблемы. | Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем. Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; ориентирование в своей системе знаний. Регулятивные: оценивать свои действия и полученный результат; сравнивать свою оценку и оценку учителя; адекватно воспринимать оценку учителя. Личностные: объяснение с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие. |
3.Введение в тему урока Цель: определение темы и целей урока. | - Откройте учебник на стр.56. - Прочитайте тему и задачи урока. -Какие учебные задачи поставим перед собой? | Формулируют тему урока. Узнать: какие бывают группы растений, их признаки. | Коммуникативные: Высказывают свои предположения, выражают свои мысли. Регулятивные: Совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную задачу. Познавательные: ориентируются в своей системе знаний. |
4.Открытие нового знания Цель: устранение возникших затруднений | -Ребята, ответы на трудные вопросы лучше искать одному или с друзьями? Подготовка учащихся к выполне-нию групповой практической работы: распределение учащихся по группам, ознакомление с последовательнос-тью выполнения, текущий инструктаж, установка на сотрудничество. - Ребята, сейчас мы составим из ваших наработок схему, которая нам поможет усвоить новый материал. (Шаблон схемы на слайде). Нацеливает на внимательное прослушивание информации, подготовленной каждой группой. | Дети работают в группах. Изучают материал по учебнику на стр. 56, используя план. План: 1.Название группы растений 2. Схематический рисунок. 3.Особенности данного вида (на какие группы делятся). 4.Названия растений – представите-лей данной группы. На листах пишут название группы растений, рисуют схему, выделяют отличительные особенности, выписывают названия растений, относящихся к данной группе (используют атлас - определитель). Капитаны групп и их помощники озвучивают информацию по новой теме, прикрепляют на доску части схемы, которую составили. Делают выводы. | Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу. Регулятивные: понимать инструкции и следовать им в практической работе. Познавательные: извлекать необходимую информацию из разных источников; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); понимать схемы, приведённые в учебнике; формулирование простейших выводов, создание схематического рисунка. Коммуникативные: умение вступать в диалог; формулировать собственное мнение и позицию; принимать другое мнение и позицию; допускать существование различных точек зрения. |
Физкультминутка Направлена на снятие и предупреждение физической и эмоциональной усталости | | | Личностные: применять в жизненных ситуациях и учебном процессе способы снятия напряжения. Коммуникативные: умение сотрудничать в коллективе Регулятивные: способность к мобилизации сил и энергии, эмоциональный настрой на уроке. |
5.Первичное осмысление и закрепление полученных знаний. Цель: усвоение нового материала. | -Откройте учебник на стр.57. - Прочитайте задание. - Давайте ответим на вопросы. | Дети коллективно выполняют задание. | Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, структурировать знания. |
6.Самостоятельная работа Цель: каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже знает. | Организует деятельность по применению новых знаний. -Сейчас вы поработаете самостоятельно. -Выполните задание №1, №2 в тетради на стр. 39. -Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг друга. - Кто выполнил без ошибок? - Кто допустил ошибку? - Почему? - Над чем надо поработать? - Сейчас я вам предлагаю поработать парами и выполнить задание в тетради на стр. 39, №3. Можно пользоваться «Атласом – определителем». -Прочитайте в учебнике на стр. 58 рассказ «Красота растений». Давайте обсудим его. -Какую пользу человеку приносят растения? -Какой вывод из этого можно сделать? | Дети самостоятельно выполняют задания.
Дети работают в парах.
Высказывают мнение о прочитанном. Дети дают ответы. | Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу; принимать ценности мира. Коммуникативные: умение вступать в диалог; формулировать собственное мнение и позицию; принимать другое мнение и позицию; Регулятивные: выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после её завершения, вносить необходимые коррективы. |
7.Рефлексия Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей работы. | -Какую тему мы сегодня изучали? -Что узнали по этой теме? - Кому интересно было работать на уроке? - Чем запомнилось занятие? - Какие трудности испытывали? - Что ещё вам хотелось бы узнать о растениях? | Отвечают на вопросы. | Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. |
Домашнее задание: | -Стр. 46 – 48 –читать, отвечать на вопросы; - подготовить индивидуальные сообщения о необыкновенных растениях Кузбасса. | | |