СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока окружающего мира по теме " Лес и человек" в 4 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по окружающему миру по теме " Лес и человек" в 4 классе с учетом ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока окружающего мира по теме " Лес и человек" в 4 классе.»

Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе

Тема урока:

«Лес и человек»


тип урока:

  • изучение нового материала

цели:

  • Сформировать у учащихся представление о роли леса в природе и жизни людей;

  • Познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов.

задачи:

  • Развивать познавательный интерес;

  • Воспитывать любовь к природе и ответственное к ней отношение;

  • Воспитывать культуру поведения в природе.

методы и приёмы:

словесные: беседа, работа с учебником

наглядные: опора на презентацию, схему в учебнике, условные знаки

действенные: работа в паре

планируемые результаты:

предметные: метапредметные: личностные:

1)рассказывать о роли леса 1)определять тему, цели урока, 1)осваивать социальную

в жизни людей; стремиться их выполнять, оценивать роль обучающегося,

2)рассуждать об экологических степень достижения цели; определять мотивы учебной

проблемах леса и мерах по 2)извлекать информацию из схемы; деятельности;

его охране; 3)работать в парах: обсуждать 2)проявлять целостный

3)знать правила поведения в информацию, высказывать взгляд на мир, понимать

лесу; предположения; разнообразие природы

4)иметь представление о 4)устанавливать причинно - России;

национальных парках и заповедниках следственные связи 3)понимать ответственность

России, а также о природном за сохранение объектов

заказнике « Река Рагуша» природного наследия


форма урока:

урок открытия нового знания

ресурсы:

учебник Плешаков А. А. « Окружающий мир», ч.1; рабочая тетрадь, ч.1; мультимедийная презентация « Лес и человек», карточка с заданием

межпредметные связи

литературное чтение

формы работы:

коллективная, парная, индивидуальная, дифференцированная

технологии:

обучение в сотрудничестве, информационно – коммуникативная, здоровьесберегающая, личностно – ориентированная


этап

Деятельность

учителя

Задания для учащихся

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

эор

I. Мотивация к учебной деятельности

(1 минута)

Цель:

включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне


Читает стихотворение.

-Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнем скорей урок!


-Девиз нашего урока:

Слушай – внимательно, работай – старательно!


Слушают стихотворение, настраиваются на рабочий лад.

Личностные:

самоопределение,

смыслообразование

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные: саморегуляция к мобилизации сил и энергии

слайд 1

II. Актуализация знаний( 3 минуты)

Цель:

- организовать повторение изученного, активизировать знания.


Организует проверку полученных знаний.

Блицопрос « Я знаю лес»


- Какую тему мы изучали на прошлом уроке?


- Покажите на карте зону лесов.



-Каким цветом она обозначена на карте?


-Где находится зона лесов относительно зоны тундры?



-Какие три части можно выделить в лесной зоне?



Покажи их на карте.



- В какой зоне живём мы?



- Какой лес мы называем тайгой?




- Назовите дерево: высокое, стройное, с желтовато – красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые.


- Какое особое отличие есть у лиственницы?


- Какая птица распространяет плоды кедровой сосны?


- Какое дерево является символом России?


- Это животное умеет не только прыгать, но и летать?


- У какого животного пять чёрных полос на спине?


- Какие деревья образуют зону широколиственных лесов?


- Молодцы.

Отвечают на вопросы.


-Мы изучали тему

« Леса России»


Вызванные ученики показывают на карте.


-Зелёным.



-Зона лесов расположена

южнее зоны тундры.



-Мы можем выделить части:

тайга, смешанный лес, широколиственный лес


Показывают вызванные к доске учащиеся.


- Мы живём в зоне смешанных лесов.


-Тайга - это

хвойный лес.








-Сосна


- Лиственница сбрасывает иголки.



-Кедровка


-Символом России является берёза.



Белка- летяга


У бурундука.



Дуб, клён, липа, ясень, вяз

Познавательные:

актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках

Коммуникативные:

выражение своих мыслей

с достаточной полнотой и точностью

Регулятивные:

1)волевая саморегуляция в ситуации затруднения







слайд 2

IIIФормулирование темы, постановка цели урока. (5 мин)

Цели:

- организовать формулирование темы и задач урока учащимися


Организует прослушивание стихотворения,

выясняет чувства и эмоции, которые возникли; подводит детей к теме и задачам урока.


















































Организует работу в парах.

-Послушайте стихотворение

С. Никулиной « Русский лес».











































- Понравилось ли вам стихотворение? Чем?









- Молодцы, спасибо ребятам за то, что так выразительно прочитали стихотворение.


-Поработаем в парах.

Ответьте на вопрос:

- Чем является лес для человека в этом стихотворении?


- Итак, выскажите ваши предположения, чем же является лес для человека?


- Докажите строчками из стихотворения.




-Хорошо, ещё?




- Правильно. Докажи.




-Предположите, о чём же пойдёт речь на уроке?


-Верно, тема нашего сегодняшнего урока « Лес и человек»


- Что бы вам хотелось узнать по этой теме? Вспомните план изучения природной зоны.













- Я надеюсь, что на все эти вопросы мы получим ответы.

Слушают стихотворение, обмениваются впечатлениями и эмоциями, анализируют стихотворение.


Стихотворение читают подготовленные ученики.


Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.


А будет жажда мучить –

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Покажет родничок.


Нагнусь к нему напиться-

И видно всё до дна.

Течёт вода – водица,

Вкусна и холодна.


Нас ждут в лесу рябина

Орехи и цветы,

Душистая малина

На кустиках густых.


Ищу грибов поляну

Я, не жалея ног,

А если я устану –

Присяду на пенёк.


Лес очень любит пеших,

Для них совсем он свой.

Здесь где – то бродит леший

С зелёной бородой.


Жизнь кажется иною

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит.


-Мне стихотворение понравилось. Мне представилось, что я в лесу: течёт прозрачный родничок, висят ягоды малины, грибная полянка манит меня.

- А я увидел лесовичка с зелёной бородой, который бродит по лесу.






Работа в парах: ищут ответ на поставленный вопрос, цитируя автора






- Лес – это место отдыха.


-Нет ничего милее бродить и думать здесь.

А если я устану, присяду на пенёк.


-Лес излечит, напоит чистой водой, накормит ягодами, грибами, орехами.


-Излечит, обогреет, накормит русский лес.



-Я думаю, что мы продолжим разговор о лесе, что значит лес для человека.





-Мне бы хотелось узнать об экологических проблемах леса.


-Что делает человек, чтобы сохранить леса.


- Какие растения, животные леса стали редкими по вине человека и занесены в Красную книгу?


-Что могут сделать дети в деле охраны лесов?

Регулятивные:

1)целеполагание,

2)планирование

Познавательные:

1) анализ, синтез

2) извлечение необходимой информации из текста

3)постановка и формулирование проблемы

Коммуникативные:

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации


























































Вопрос и текст стихотворения отражается на слайде 3.






















слайд 4




















IV.Совместное открытие знаний.

(8 мин)

Цель:

1) научить извлекать и передавать информацию из схемы























Организует работу с текстом.

-Откройте учебник на странице 103. Прочитайте статью « Роль леса в природе и жизни людей». С помощью схемы расскажите друг другу о роли леса в природе и жизни людей.


-Что узнали нового?




- Какое новое слово вам встретилось?


-Что такое фитонциды?




-Как лес защищает водоёмы?



- Как лес защищает почву?





-Ответили мы на вопрос, что значит лес в жизни людей и природы? Молодцы!


Читают текст самостоятельно, объясняют пункты схемы, работают в паре, отвечают на вопросы.



- Лес – защитник воздуха, водоёмов и почв.



-Фитонциды.



-Это особые вещества, от которых погибают болезнетворные бактерии.


-Там, где растёт лес, не мелеют реки.


-Лес защищает почвы от ветра, а корни растений не дают почве разрушаться.



Да.

Познавательные:

1)определение основной и второстепенной информации

2)структурирование знаний

Коммуникативные:

уметь выражать свои мысли








Физминутка

( 1 минута)

Цель: предупреждение и снятие умственного утомления

Читает стихотворение.

Солнечным погожим днем

 Мы с друзьями в лес идем.

Вот высокая сосна

К солнцу тянется она.

Над поляной дуб старинный

Ветви в стороны раскинул.

На холме стоит рябинка

Держит прямо, ровно спинку.

Рядом с нею кедр могучий

Задевает кроной тучи.

Собираем землянику,

Ищем  вкусную чернику.

Вышли  на берег крутой

И отправились домой.


Выполняют движения.



V. Включение нового знания в систему знаний

(20 минут)

Цель:

1) учить устанавливать причинно – следственные связи

2)организовать работу в парах: обсуждение информации, высказывание предположений













Организует самостоятельную работу в парах.
































Организует работу по поиску нужной информации.
















Организует прослушивание информации и просмотр слайдов

































– А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса?


-Откройте тетрадь на странице 51 задание 3. Прочитайте.





- Предлагаю вам обсудить устно в парах:

1) значение условных знаков,

2) меры охраны




- Итак, первая проблема?


- Правильно, чрезмерная вырубка лесов. Запишем в тетради.


-Какие меры вы можете предложить?


- Вторая проблема?

- Запишем.


- Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей, и они убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас же неумеренная охота привела к полному или почти к полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону.


-Многие виды редких животных и растений взяты под охрану и занесены в Красную книгу.


- Перечислите животных и растения Красной книги, изображённых на странице 105 учебника.




- Что создаёт человек для охраны леса, животных леса?


-Самые знаменитые заповедники, созданные в лесной зоне – это Приокско – Террасный заповедник, национальный парк « Лосиный остров».

- Информацию о заповеднике вы прочитаете в учебнике на странице 109 в разделе « Странички для любознательных»


-О природном заказнике, расположенном в нашем районе « Река Рагуша» расскажет нам Андрей.








































- Третья проблема?

Запишите в тетрадь.


- А от чего возникает пожар?




—Огонь — страшный враг леса.

А ведь этого могло и не случиться, если бы человек соблюдал правила разведения костра, не забыл его погасить и убедиться в том, что костёр не разгорится вновь.


- Познакомьтесь с памяткой на странице 107 « Как разводить костёр». Прочитайте.


- Есть вещи, которые зависят от каждого из нас.

Послушайте рассказ Сухомлинского « Стыдно перед соловушкой».

























- Чьё поведение в лесу вы считаете правильным?



- Вот, во что может превратиться лес.

- Вы уже знаете, что пластмассовые и стеклянные предметы не гниют даже в земле. Если пищевые отходы и бумагу можно закопать в лесу, то консервные банки, стеклянные и пластиковые бутылки ни в коем случае нельзя оставлять в лесу, а об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные.


- Какую экологическую проблему раскрывает этот рассказ?


-Придя в лес, люди должны выполнять правила поведения в лесу. Возьмите лист, который лежит у вас на столах.

-Подчеркни карандашом ошибочные действия ребят. Работаем в паре.









































































- Сколько ошибок нашли?

- Проверяем. Что ребята сделали неправильно?



























- Кто нашёл все ошибки?

- Что мы с вами повторили?






- Подумайте, какие экологические проблемы лесных зон выражены этими знаками. Сформулируйте и запишите.


Работают в парах: обсуждают значение условных знаков, продумывают меры охраны природы, которые помогут решению этих проблем.


- Вырубка лесов





Высаживать новые леса на месте вырубленных


- Браконьерство.



















- Венерин башмачок, женьшень, жук – красотел, дровосек – реликтовый, жук – олень, утка – мандаринка, филин, зубр, амурский тигр.

Люди создают заповедники, заказники.













- Заказник создан в 1996 г. , расположен в Бокситогорском районе, в 5 км восточнее пос. Мозолево. Цель создания — сохранение реки Рагуши с чрезвычайно богатым и своеобразным растительным и животным миром; сохранение нерестилищ лосося и мест обитания форели . Много редких для нашего края растений. Встречаются овсяница гигантская и колокольчик широколиственный, на скалах в долине Рагуши растут редкие мхи. Несколько лет тому назад, проходя по лесной тропинке, можно было встретить замечательный цветок - лесную орхидею "Венерин башмачок". В лесах Рагуши находят себе убежище много диких животных. Постоянными их обитателями являются кабаны, барсуки, енотовидные собаки, лисы, зайцы, бобры. Изредка встречаются медведи и волки. Рагуша, как и Воложба, до сих пор является местом нереста лососевых рыб. В 1996 году река Рагуша объявлена региональным комплексным памятником природы.

- Лесные пожары.



-Человек не затушил костёр, он разгорелся и превратился в пожар.









Читают памятку




Ученик читает со слайда.

Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомлённые дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды, обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.

- Зачем ты берёшь с собой мусор?- сказала Оля.- Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!

- Стыдно перед соловушкой, - тихо ответила Лида.


- Я считаю, что правильно поступила Лида, собрав весь мусор.














-Проблему загрязнения лесов мусором.



Читают текст, находят ошибки, их подчёркивают.




За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про магнитофон.

Веселой музыкой мы оповестили лес — мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы — белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, сбивали палками. Привал. Быстро наломали веток и разложили костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя выбросил банки и полиэтиленовые мешки, сказав: “Микробы все равно их разрушат!” Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой — в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки. Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно — мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятались под ним. Оживленные мы шли на станцию, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги проползла змея. “Это гадюка”, — закричал Петя и ударил ее палкой. “Это не гадюка, — тихо сказала Маша, — это уж”. С охапкой луговых и лесных цветов мы пошли к станции.


- 13 ошибок.

Называют ошибки.

1) поехали одни, без учителя

2)взяли магнитофон – в лесу нельзя шуметь

3) в жару в лес вход запрещён

4) неправильно собирали грибы – выкручивали, вырывали, сбивали палкой

5) костёр надо делать из сухих веток, а не ломать их

6)выбросили мусор, а не забрали с собой

7)не затушили костёр

8) нельзя подходить к гнёздам птиц и трогать яйца

9) нельзя брать диких зверей домой, а они взяли ёжика

10) нельзя разорять муравейник

11) прятаться во время грозы под одиноко стоящим деревом опасно

12)нельзя убивать змей

13) нельзя рвать луговые и лесные цветы


Поднимают руку

- Мы повторили правила поведения в природе.

Познавательные:

1)установление причинно – следственных связей

2)использование знаково – символических средств

Регулятивные:

1)волевая саморегуляция в ситуации затруднения,

2)самоконтроль и взаимоконтроль

3)коррекция

Коммуникативные:

достижение договорённостей, согласование общего решения

Личностные:

осознание ответственности каждого человека

( в том числе и своей) за судьбу леса



















слайд 5








слайд 5









































слайд 7

слайд 8

слайд 9







































слайд 10


















слайд 11































слайд 12




VI Подведение итогов урока

( 2 минуты)

Цель:

зафиксировать новое содержание урока


- Подведём итоги урока.

-Какие знания вы для себя открыли?













- Как вы думаете, почему некоторые люди не выполняют правил поведения в природе?




- Что нужно делать для того, чтобы все относились к природе бережно?



- Мы выяснили значение леса в природе и в жизни людей.

- Мы разобрали экологические проблемы леса.

- Вспомнили правила поведения в лесу.

- Узнали растения и животны е леса, внесённые в Красную книгу.



- Наверное, они их не знают, не понимают, что лес – это природное сообщество, что в нём всё взаимосвязано, что лес нужно беречь.


- Нужно им объяснять, рассказывать.

Регулятивные:

1)оценка(осознание того, что уже усвоено)

Познавательные:

1) построение логической цепи рассуждения

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли


VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цель:

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности


















Организует самооценку деятельности учащихся.













- Понравился ли вам урок?

- Чем?









- На все ли вопросы, которые мы ставили в начале урока, получен ответ?


-А теперь пусть каждый из вас оценит свою работу на уроке. Если вы довольны своей работой – возьмите зелёный листок берёзы, если у вас не все сегодня получалось, были трудности – жёлтый листок, а если вы совсем собой не довольны, считаете, что у вас вообще ничего не получилось – красный листок. Прикрепите свои листочки на берёзу.


-Даже если у вас сегодня не все получилось - не беда, мы вместе сумеем преодолеть любые трудности, было бы желание.


-Оценки за урок.

Осуществляют самооценку собственной деятельности


-Урок мне понравился. Особенно – работа в парах, где мы искали ошибки.

- Мне понравилась презентация.

- Мне понравилось, как ребята читали стихи и Андрей рассказывал про Рагушу.


- Да.











Прикрепляют свои листочки на берёзу( плакат с деревом без листьев помещён на доску).

Личностные:

1)самооценка на основе критерия успешности

2)адекватное понимание причин успеха(неуспеха) в учебной деятельности

Регулятивные:

контроль и оценка процесса и результатов деятельности


VIII.Домашнее задание

( 2 минуты)


Определяет задание для домашней работы

- Задание на дом.

Страница 103 – 108 читать, отвечать на вопросы, в тетради выполнить на стр. 50 № 1, № 2.

Задание по выбору: учебник, стр. 108 ( задания для домашней работы).

-Откройте учебник, посмотрите. Есть ли вопросы по выполнению домашнего задания?


- Да, можно одно – какое больше понравилось. Всё понятно?

- Спасибо за урок. Урок окончен.

Фиксируют домашнее задание







- А по выбору нужно сделать одно задание?



- Да.






16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!