II. Актуализация знаний( 3 минуты) Цель: - организовать повторение изученного, активизировать знания. | Организует проверку полученных знаний. | Блицопрос « Я знаю лес» - Какую тему мы изучали на прошлом уроке? - Покажите на карте зону лесов. -Каким цветом она обозначена на карте? -Где находится зона лесов относительно зоны тундры? -Какие три части можно выделить в лесной зоне? Покажи их на карте. - В какой зоне живём мы? - Какой лес мы называем тайгой? - Назовите дерево: высокое, стройное, с желтовато – красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые. - Какое особое отличие есть у лиственницы? - Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? - Какое дерево является символом России? - Это животное умеет не только прыгать, но и летать? - У какого животного пять чёрных полос на спине? - Какие деревья образуют зону широколиственных лесов? - Молодцы. | Отвечают на вопросы. -Мы изучали тему « Леса России» Вызванные ученики показывают на карте. -Зелёным. -Зона лесов расположена южнее зоны тундры. -Мы можем выделить части: тайга, смешанный лес, широколиственный лес Показывают вызванные к доске учащиеся. - Мы живём в зоне смешанных лесов. -Тайга - это хвойный лес. -Сосна - Лиственница сбрасывает иголки. -Кедровка -Символом России является берёза. Белка- летяга У бурундука. Дуб, клён, липа, ясень, вяз | Познавательные: актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Регулятивные: 1)волевая саморегуляция в ситуации затруднения | слайд 2 |
IIIФормулирование темы, постановка цели урока. (5 мин) Цели: - организовать формулирование темы и задач урока учащимися | Организует прослушивание стихотворения, выясняет чувства и эмоции, которые возникли; подводит детей к теме и задачам урока. Организует работу в парах. | -Послушайте стихотворение С. Никулиной « Русский лес». - Понравилось ли вам стихотворение? Чем? - Молодцы, спасибо ребятам за то, что так выразительно прочитали стихотворение. -Поработаем в парах. Ответьте на вопрос: - Чем является лес для человека в этом стихотворении? - Итак, выскажите ваши предположения, чем же является лес для человека? - Докажите строчками из стихотворения. -Хорошо, ещё? - Правильно. Докажи. -Предположите, о чём же пойдёт речь на уроке? -Верно, тема нашего сегодняшнего урока « Лес и человек» - Что бы вам хотелось узнать по этой теме? Вспомните план изучения природной зоны. - Я надеюсь, что на все эти вопросы мы получим ответы. | Слушают стихотворение, обмениваются впечатлениями и эмоциями, анализируют стихотворение. Стихотворение читают подготовленные ученики. Нет ничего милее Бродить и думать здесь. Излечит, обогреет, Накормит русский лес. А будет жажда мучить – То мне лесовичок Средь зарослей колючих Покажет родничок. Нагнусь к нему напиться- И видно всё до дна. Течёт вода – водица, Вкусна и холодна. Нас ждут в лесу рябина Орехи и цветы, Душистая малина На кустиках густых. Ищу грибов поляну Я, не жалея ног, А если я устану – Присяду на пенёк. Лес очень любит пеших, Для них совсем он свой. Здесь где – то бродит леший С зелёной бородой. Жизнь кажется иною И сердце не болит, Когда над головою, Как вечность, лес шумит. -Мне стихотворение понравилось. Мне представилось, что я в лесу: течёт прозрачный родничок, висят ягоды малины, грибная полянка манит меня. - А я увидел лесовичка с зелёной бородой, который бродит по лесу. Работа в парах: ищут ответ на поставленный вопрос, цитируя автора - Лес – это место отдыха. -Нет ничего милее бродить и думать здесь. А если я устану, присяду на пенёк. -Лес излечит, напоит чистой водой, накормит ягодами, грибами, орехами. -Излечит, обогреет, накормит русский лес. -Я думаю, что мы продолжим разговор о лесе, что значит лес для человека. -Мне бы хотелось узнать об экологических проблемах леса. -Что делает человек, чтобы сохранить леса. - Какие растения, животные леса стали редкими по вине человека и занесены в Красную книгу? -Что могут сделать дети в деле охраны лесов? | Регулятивные: 1)целеполагание, 2)планирование Познавательные: 1) анализ, синтез 2) извлечение необходимой информации из текста 3)постановка и формулирование проблемы Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации | Вопрос и текст стихотворения отражается на слайде 3. слайд 4 |
V. Включение нового знания в систему знаний (20 минут) Цель: 1) учить устанавливать причинно – следственные связи 2)организовать работу в парах: обсуждение информации, высказывание предположений | Организует самостоятельную работу в парах. Организует работу по поиску нужной информации. Организует прослушивание информации и просмотр слайдов | – А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса? -Откройте тетрадь на странице 51 задание 3. Прочитайте. - Предлагаю вам обсудить устно в парах: 1) значение условных знаков, 2) меры охраны - Итак, первая проблема? - Правильно, чрезмерная вырубка лесов. Запишем в тетради. -Какие меры вы можете предложить? - Вторая проблема? - Запишем. - Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей, и они убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас же неумеренная охота привела к полному или почти к полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону. -Многие виды редких животных и растений взяты под охрану и занесены в Красную книгу. - Перечислите животных и растения Красной книги, изображённых на странице 105 учебника. - Что создаёт человек для охраны леса, животных леса? -Самые знаменитые заповедники, созданные в лесной зоне – это Приокско – Террасный заповедник, национальный парк « Лосиный остров». - Информацию о заповеднике вы прочитаете в учебнике на странице 109 в разделе « Странички для любознательных» -О природном заказнике, расположенном в нашем районе « Река Рагуша» расскажет нам Андрей. - Третья проблема? Запишите в тетрадь. - А от чего возникает пожар? —Огонь — страшный враг леса. А ведь этого могло и не случиться, если бы человек соблюдал правила разведения костра, не забыл его погасить и убедиться в том, что костёр не разгорится вновь. - Познакомьтесь с памяткой на странице 107 « Как разводить костёр». Прочитайте. - Есть вещи, которые зависят от каждого из нас. Послушайте рассказ Сухомлинского « Стыдно перед соловушкой». - Чьё поведение в лесу вы считаете правильным? - Вот, во что может превратиться лес. - Вы уже знаете, что пластмассовые и стеклянные предметы не гниют даже в земле. Если пищевые отходы и бумагу можно закопать в лесу, то консервные банки, стеклянные и пластиковые бутылки ни в коем случае нельзя оставлять в лесу, а об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные. - Какую экологическую проблему раскрывает этот рассказ? -Придя в лес, люди должны выполнять правила поведения в лесу. Возьмите лист, который лежит у вас на столах. -Подчеркни карандашом ошибочные действия ребят. Работаем в паре. - Сколько ошибок нашли? - Проверяем. Что ребята сделали неправильно? - Кто нашёл все ошибки? - Что мы с вами повторили? | - Подумайте, какие экологические проблемы лесных зон выражены этими знаками. Сформулируйте и запишите. Работают в парах: обсуждают значение условных знаков, продумывают меры охраны природы, которые помогут решению этих проблем. - Вырубка лесов Высаживать новые леса на месте вырубленных - Браконьерство. - Венерин башмачок, женьшень, жук – красотел, дровосек – реликтовый, жук – олень, утка – мандаринка, филин, зубр, амурский тигр. Люди создают заповедники, заказники. - Заказник создан в 1996 г. , расположен в Бокситогорском районе, в 5 км восточнее пос. Мозолево. Цель создания — сохранение реки Рагуши с чрезвычайно богатым и своеобразным растительным и животным миром; сохранение нерестилищ лосося и мест обитания форели . Много редких для нашего края растений. Встречаются овсяница гигантская и колокольчик широколиственный, на скалах в долине Рагуши растут редкие мхи. Несколько лет тому назад, проходя по лесной тропинке, можно было встретить замечательный цветок - лесную орхидею "Венерин башмачок". В лесах Рагуши находят себе убежище много диких животных. Постоянными их обитателями являются кабаны, барсуки, енотовидные собаки, лисы, зайцы, бобры. Изредка встречаются медведи и волки. Рагуша, как и Воложба, до сих пор является местом нереста лососевых рыб. В 1996 году река Рагуша объявлена региональным комплексным памятником природы. - Лесные пожары. -Человек не затушил костёр, он разгорелся и превратился в пожар. Читают памятку Ученик читает со слайда. Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомлённые дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды, обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулёк в сумку. - Зачем ты берёшь с собой мусор?- сказала Оля.- Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит! - Стыдно перед соловушкой, - тихо ответила Лида. - Я считаю, что правильно поступила Лида, собрав весь мусор. -Проблему загрязнения лесов мусором. Читают текст, находят ошибки, их подчёркивают. За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про магнитофон. Веселой музыкой мы оповестили лес — мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы — белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, сбивали палками. Привал. Быстро наломали веток и разложили костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя выбросил банки и полиэтиленовые мешки, сказав: “Микробы все равно их разрушат!” Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой — в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки. Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно — мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятались под ним. Оживленные мы шли на станцию, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги проползла змея. “Это гадюка”, — закричал Петя и ударил ее палкой. “Это не гадюка, — тихо сказала Маша, — это уж”. С охапкой луговых и лесных цветов мы пошли к станции. - 13 ошибок. Называют ошибки. 1) поехали одни, без учителя 2)взяли магнитофон – в лесу нельзя шуметь 3) в жару в лес вход запрещён 4) неправильно собирали грибы – выкручивали, вырывали, сбивали палкой 5) костёр надо делать из сухих веток, а не ломать их 6)выбросили мусор, а не забрали с собой 7)не затушили костёр 8) нельзя подходить к гнёздам птиц и трогать яйца 9) нельзя брать диких зверей домой, а они взяли ёжика 10) нельзя разорять муравейник 11) прятаться во время грозы под одиноко стоящим деревом опасно 12)нельзя убивать змей 13) нельзя рвать луговые и лесные цветы Поднимают руку - Мы повторили правила поведения в природе. | Познавательные: 1)установление причинно – следственных связей 2)использование знаково – символических средств Регулятивные: 1)волевая саморегуляция в ситуации затруднения, 2)самоконтроль и взаимоконтроль 3)коррекция Коммуникативные: достижение договорённостей, согласование общего решения Личностные: осознание ответственности каждого человека ( в том числе и своей) за судьбу леса | слайд 5 слайд 5 слайд 7 слайд 8 слайд 9 слайд 10 слайд 11 слайд 12 |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цель: - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности | Организует самооценку деятельности учащихся. | - Понравился ли вам урок? - Чем? - На все ли вопросы, которые мы ставили в начале урока, получен ответ? -А теперь пусть каждый из вас оценит свою работу на уроке. Если вы довольны своей работой – возьмите зелёный листок берёзы, если у вас не все сегодня получалось, были трудности – жёлтый листок, а если вы совсем собой не довольны, считаете, что у вас вообще ничего не получилось – красный листок. Прикрепите свои листочки на берёзу. -Даже если у вас сегодня не все получилось - не беда, мы вместе сумеем преодолеть любые трудности, было бы желание. -Оценки за урок. | Осуществляют самооценку собственной деятельности -Урок мне понравился. Особенно – работа в парах, где мы искали ошибки. - Мне понравилась презентация. - Мне понравилось, как ребята читали стихи и Андрей рассказывал про Рагушу. - Да. Прикрепляют свои листочки на берёзу( плакат с деревом без листьев помещён на доску). | Личностные: 1)самооценка на основе критерия успешности 2)адекватное понимание причин успеха(неуспеха) в учебной деятельности Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности | |