СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока окружающий мир "Какой бывает транспорт"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока окружающий мир

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока окружающий мир "Какой бывает транспорт"»

Дидактическое обоснование:

«Окружающий мир» 2 класс, А.А.Плешаков, УМК «Школа России»

Тема урока: Какой бывает транспорт.

Тип урока: ОНЗ.

Цель: познакомить учащихся с разнообразием транспорта, раскрыть предназначение видов транспорта.

Задачи:

Предметные: формировать умение называть виды транспорта, находить отличия одного вида от другого, классифицировать по группам;

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Метапредметные: овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником.

Регулятивные:

Формировать умение контролировать свои действия в процессе выполнения заданий, оценивать правильность выполнения.

Познавательные:

Развивать умения пользоваться полученными знаниями при решении различных учебных задач, которые требуют логического мышления, сосредоточения, классификации, сравнения и анализа умственных операций.

Коммуникативные:

Учиться слушать и слышать учителя, одноклассников, строить речевые высказывания, совместно обсуждать проблему, уважительно относиться к мнению собеседника.

Планируемый результат:

уметь самостоятельно выполнять задания, используя полученные знания; адекватно оценивать работу одноклассников и свою работу.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

индивидуальная, групповая, фронтальная, парная.

Средства обучения: учебник, компьютер,раздаточный дидактический материал.


















Технологическая карта урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Мотивация (самоопределение) к деятельности

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.


Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку

Создание эмоционального настроя на урок

Сегодня урок необычный у нас.

Готов к нему, вижу, каждый из вас:

Улыбка, уверенность.

Что ж: “Так держать!”

За парты садитесь, пора начинать.

- Ребята, а для чего вы ходите в школу? (получать новые знания, стать умнее, много знать).

- А как мы, с вами будем получать новые знания ? (самостоятельно)

- А какие качества вам помогут на уроке? (Активность, внимательность и терпение)

-Какой большой раздел мы изучаем на уроках? (Жизнь города и села)

-У нас есть уже знания по этому разделу? (Да)

-А хотите узнать что – нибудь новое? (Да)

-Прежде чем узнавать новое, надо повторить уже изученное. Вспомним, что мы изучали ранее.



Приветствие

Подготовка учащихся к уроку


Личностные УУД: самоопределение



2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

Цель: повторение названия отраслей экономики, актуализировать мыслительные операции, анализ, синтез, сравнение. Мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению. Организовать фиксацию образовательной цели и темы урока.


- Что такое экономика? (Хозяйственная деятельность людей)

-Какие отрасли экономики вы знаете? (сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля)

- Какие машины нужны на стройке? (строительные: бульдозер, экскаватор, самосвал, краны)

- К какой отрасли экономики мы их отнесём? (транспорт)

- Что вы знаете о транспорте? (транспорт нужен для передвижения)

-Всё ли мы знаем о транспорте? (нет)

- Сегодня на уроке вы откроете для себя новое об этой важной отрасли экономики.


Отвечают на вопросы.


Регулятивные УУД: планирование, контроль, коррекция, оценка


3. Выявление места и причины затруднения

Цель: выявление учащимися места и причины затруднения.

- Ребята, а кто знает какой праздник приближается? (Новый год, Рождество). К нам на урок сегодня пришел очень важный гость (включаю песенку Деда Мороза)

Узнали? Кто это? (Дед Мороз).

-Что же поможет Дедушке Морозу добраться до всех ребят на Земле? (самолет, поезд, машина, корабль)

-Как одним словом мы можем назвать эти средства передвижения? (транспорт)

- У вас на столах лежат конверты с карточками, работая в группах попробуйте разделить предметы на группы.

- Расскажите, что у вас получилось?

- Каким правилом попытались воспользоваться? (по способу передвижения).

- А как вы думаете есть ли еще способы разбить этот транспорт по-другому? (не знаем точно, потому что не изучали)


Работают в группах, делят предметы на группы.

Коммуникативные УУД:

проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель: обдумывание проекта будущих учебных действий. Согласовать и зафиксировать цель и тему урока.

- Какую цель поставите перед собой на уроке? Что мы должны узнать? ( Узнать, на какие группы делится транспорт)

-Назовите тему урока. (Какой бывает транспорт)

-Именно о видах транспорта мы будем говорить сегодня на уроке.

- Что же такое транспорт?

-Где мы можем узнать эту информацию? (В учебнике, в интернете, спросить у взрослых, выполнить задание учителя)


Определение учащимися целей (задач), темы урока.




2 человека работают со словарем


3 человека спрашивают у взрослых, остальные ищут информацию в учебнике.


Регулятивные УУД:

целеполагание, планирование деятельности

5. Реализация построенного проекта

Цель: решение исходной задачи, вызвавшей затруднение. Организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний.

- Итак, что же вы узнали?

Транспорт - это совокупность средств, предназначенных для перемещения людей, грузов из одного места в другое.

- Выступление заранее подготовленного ученика:

- Ребята, слово "транспорт" пришло в русский язык из Греции. В переводе с греческого языка оно обозначает "перемещать". Вначале транспортом называли грузовые морские суда. Огромные парусные суда вставали на якорь, для того чтобы выгрузить товары, привезенные из дальних стран: чай, кофе, ткани, различные восточные пряности. В освободившееся место загружали новые товары, которые купцы продавали в других странах.

- Первые транспортные средства на Руси появились в ХII веке: телега, которой пользовались в летний период времени, и сани, на которых ездили зимой. Чем отличаются и чем похожи друг на друга телега и сани? (сделаны из дерева, у телеги –колеса, у саней- полозья).

- Затем в конце 17-начале 18 века появились кареты.

- Карета - это крытая телега. Предназначалась она для перевозки не грузов, а людей, причем богатых.

- В 19 веке люди стали ездить на удобных комфортных и красивых автомобилях.


- А теперь мы попробуем с вами разделить транспорт на группы.

- Что поможет Дед Морозу чтобы пересечь дремучий лес? (Вертолет, самолет, аэроплан.)

- Каким образом он передвигается? (он передвигается в воздухе.)

- Значит, как мы назовем первую группу? (воздушный транспорт)

- А если на пути у Дед Мороза встретится глубокое озеро, море? Что ему поможет? (Пароходы, теплоходы, баржи.)

- Как этот транспорт называется? (водный, потому, что он передвигается по воде)

- А что поможет перебраться через необъятное поле? (Трамвай, автобус, автомобиль, поезд?)

- Как назовем эту группу? (наземный транспорт)

- Ну вот Дед Мороз добрался до крупного города, огромное скопление машин образовали гигантскую пробку…Что ему поможет вовремя оказаться на месте? (метро)

- Кто знает, как назовем этот вид транспорта? (подземный, он движется под землей)

- Какие вы молодцы, помогли Дед Морозу преодолеть все трудности и успеть вовремя ко всем ребятам. А теперь сделайте вывод: транспорт бывает наземным, воздушным, водным, подземным (на доске вывешивается схема – опора)

- На что мы опирались, когда их делили на группы? (по способу передвижения транспорта)

-Все эти средства служат для одной цели – перевозке. Что они перевозят? (Людей и грузы)

- Как называется транспорт. Если он занимается перевозкой людей? (Пассажирский)

- Если транспорт перевозит только грузы? (Грузовой)

- Но есть ещё транспорт, который выполняет специальные перевозки. Такой транспорт называется специальным. Что вы знаете о специальном транспорте? У нас с вами опять возникла проблема. А разобраться в ней нам поможет учебник. Откройте с.117, рассмотрите рисунки. Может быть кто-то догадался? Для чего они служат? Ребята мы решили проблему?

- Ребята, зачем же человек изобрел транспорт? Ведь обходились же люди без него в далеком прошлом, ходили пешком из одного поселения в другое на большие расстояния. (Транспорт необходим для облегчения передвижения, для перевозки грузов.)

- Таким образом, в зависимости от того, что транспорт перевозит, он делится ....(грузовой, пассажирский, специальный).

- Посмотрите на схему в учебнике на с.116. Как еще разделен весь транспорт в зависимости от того, кому принадлежит? (общественный и личный)

- Что такое общественный транспорт, как вы думаете? (транспорт которым пользуются все люди). Приведите примеры

- А личным транспортом что будет? ( транспорт, которым владеет лично человек). Назовите пожалуйста примеры.

Физкультминутка: «Виды транспорта»

Я буду называть транспорт. Если это наземный транспорт – надо присесть, если воздушный –вытянуть руки вверх, если водный – вытянуть руки вперед.

Самолет, катер, мотоцикл, теплоход, грузовик, истребитель, яхта, автобус, электричка, лодка, вертолет, баржа, троллейбус, дельтаплан, поезд, велосипед.

- Скажите, остались ли у вас еще картинки, которые не отнесли ни к одной группе? (да)

- Да, это необычный вид транспорта. Ребята хотят познакомить вас с этими необычными видами транспорта.

Довольно популярной в Европе стала монорельсовая подвесная дорога, она создана в тех городах, где ощущается большое скопление людей. Так называемый второй этаж, который занимает подобный транспорт, делает жизнь людей проще и удобнее. Подвесная монорельсовая дорога дает возможность «перескакивать» оживленные магистрали и промышленные районы и избегать «пробок».

Японцы, которые всегда славились умением творить чудеса техники, позаботились о своих согражданах, придумав картлатор.

Помните, как едет вниз и вверх лестница эскалатора на наших станциях метро? Примерно, то же самое смастерили японцы, лишь с той разницей, что японский эскалатор представляет собой несколько движущихся кабинок, в которые садятся люди и уже сидя, поднимаются или опускаются в нужную точку.

Кана́тная доро́га — вид транспорта для перемещения пассажиров и грузов, в котором для перемещения вагонов, вагонеток, кабин или кресел служит тяговый канат (трос), протянутый между опорами таким образом, что вагоны не касаются земли.

В середине XX века в некоторых странах мира (Швейцарии, Бельгии, государствах Африки) курсировал такой общественный транспорт, как гидробус. Гиробус представлял собой небольшой автобус, который питался электроэнергией. Транспорт шел по запланированному маршруту, а во время остановок подпитывался электроэнергией у специальных станций, имеющих форму столбов.




Читают определения.

1 ученик выступает с сообщением.























































































Выполняют задание









Выступают заранее подготовленные ученики

Познавательные УУД:

общеучебные, информационные, логические, знаково-символические


Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, разрешение проблемы


6. Первичное закрепление

Цель: решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Практическая работа в рабочих тетрадях с.72 №1(выполняется в парах)


Коллективное обсуждение

Регулятивные УУД: планирование, контроль, коррекция, оценка


КоммуникативныеУУД:

умение доказывать свою точку зрения

7. Включение в систему знаний и повторение

Цель: автоматизация умственных действий по изученным нормам.

- А теперь вспомните мы в начале урока выполняли задание – раскладывали карточки с разным транспортом по группам, помогали Дед Морозу подарить подарки всем детям к празднику. Как бы мы теперь могли разделить карточки на группы? На что опираться при выборе групп? ( по способу передвижения, в зависимости от того кому принадлежит и по назначению)

Работают в группах, опираясь на схему на доске распределяют одинаковые карточки с транспортом по разным признакам.



Работают в группах, опираясь на схему на доске распределяют одинаковые карточки с транспортом по разным признакам.


Регулятивные УУД: планирование, контроль, коррекция, оценка



9. Рефлексия (итог)

Цель: фиксация изученного на уроке и организация рефлексии.

- Какую цель вы поставили на уроке? (Узнать какой бывает транспорт)

- Вам удалось достичь цели? (Да)

- Дед Мороз и к нам захватил подарок, вот такую красавицу елочку. Но на ней не горят огоньки. Давайте оценим свою работу на уроке. И на нашей елочке зажжётся яркая гирлянда огоньков.

- Если для вас урок был познавательным, вы справились со всеми заданиями без ошибок и у вас нет вопросов, то прикрепите желтый огонек.

- Если у вас все получалось, но остались вопросы, то прикрепите зеленый огонек.

- Если вы допустили ошибки и у вас есть вопросы по новой теме, то прикрепите красный огонек.

- Надеюсь, ребята, что мы помогли Дедушке Морозу.

Домашнее задание:

с.118-119 учебника прочитать историю возникновения водного и воздушного транспорта, рабочая тетрадь с. 76-77 № 4 и № 6.

- Ребята, всем огромное спасибо за урок! Вы все молодцы!



Ответы учащихся







Самооценка.




Регулятивные УУД: коррекция и оценка



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!