1. Мотивация (самоопределение) к деятельности Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку Создание эмоционального настроя на урок Сегодня урок необычный у нас. Готов к нему, вижу, каждый из вас: Улыбка, уверенность. Что ж: “Так держать!” За парты садитесь, пора начинать. - Ребята, а для чего вы ходите в школу? (получать новые знания, стать умнее, много знать). - А как мы, с вами будем получать новые знания ? (самостоятельно) - А какие качества вам помогут на уроке? (Активность, внимательность и терпение) -Какой большой раздел мы изучаем на уроках? (Жизнь города и села) -У нас есть уже знания по этому разделу? (Да) -А хотите узнать что – нибудь новое? (Да) -Прежде чем узнавать новое, надо повторить уже изученное. Вспомним, что мы изучали ранее. | Приветствие Подготовка учащихся к уроку | Личностные УУД: самоопределение |
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии Цель: повторение названия отраслей экономики, актуализировать мыслительные операции, анализ, синтез, сравнение. Мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению. Организовать фиксацию образовательной цели и темы урока. | - Что такое экономика? (Хозяйственная деятельность людей) -Какие отрасли экономики вы знаете? (сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля) - Какие машины нужны на стройке? (строительные: бульдозер, экскаватор, самосвал, краны) - К какой отрасли экономики мы их отнесём? (транспорт) - Что вы знаете о транспорте? (транспорт нужен для передвижения) -Всё ли мы знаем о транспорте? (нет) - Сегодня на уроке вы откроете для себя новое об этой важной отрасли экономики. | Отвечают на вопросы. | Регулятивные УУД: планирование, контроль, коррекция, оценка |
5. Реализация построенного проекта Цель: решение исходной задачи, вызвавшей затруднение. Организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний. | - Итак, что же вы узнали? Транспорт - это совокупность средств, предназначенных для перемещения людей, грузов из одного места в другое. - Выступление заранее подготовленного ученика: - Ребята, слово "транспорт" пришло в русский язык из Греции. В переводе с греческого языка оно обозначает "перемещать". Вначале транспортом называли грузовые морские суда. Огромные парусные суда вставали на якорь, для того чтобы выгрузить товары, привезенные из дальних стран: чай, кофе, ткани, различные восточные пряности. В освободившееся место загружали новые товары, которые купцы продавали в других странах. - Первые транспортные средства на Руси появились в ХII веке: телега, которой пользовались в летний период времени, и сани, на которых ездили зимой. Чем отличаются и чем похожи друг на друга телега и сани? (сделаны из дерева, у телеги –колеса, у саней- полозья). - Затем в конце 17-начале 18 века появились кареты. - Карета - это крытая телега. Предназначалась она для перевозки не грузов, а людей, причем богатых. - В 19 веке люди стали ездить на удобных комфортных и красивых автомобилях. - А теперь мы попробуем с вами разделить транспорт на группы. - Что поможет Дед Морозу чтобы пересечь дремучий лес? (Вертолет, самолет, аэроплан.) - Каким образом он передвигается? (он передвигается в воздухе.) - Значит, как мы назовем первую группу? (воздушный транспорт) - А если на пути у Дед Мороза встретится глубокое озеро, море? Что ему поможет? (Пароходы, теплоходы, баржи.) - Как этот транспорт называется? (водный, потому, что он передвигается по воде) - А что поможет перебраться через необъятное поле? (Трамвай, автобус, автомобиль, поезд?) - Как назовем эту группу? (наземный транспорт) - Ну вот Дед Мороз добрался до крупного города, огромное скопление машин образовали гигантскую пробку…Что ему поможет вовремя оказаться на месте? (метро) - Кто знает, как назовем этот вид транспорта? (подземный, он движется под землей) - Какие вы молодцы, помогли Дед Морозу преодолеть все трудности и успеть вовремя ко всем ребятам. А теперь сделайте вывод: транспорт бывает наземным, воздушным, водным, подземным (на доске вывешивается схема – опора) - На что мы опирались, когда их делили на группы? (по способу передвижения транспорта) -Все эти средства служат для одной цели – перевозке. Что они перевозят? (Людей и грузы) - Как называется транспорт. Если он занимается перевозкой людей? (Пассажирский) - Если транспорт перевозит только грузы? (Грузовой) - Но есть ещё транспорт, который выполняет специальные перевозки. Такой транспорт называется специальным. Что вы знаете о специальном транспорте? У нас с вами опять возникла проблема. А разобраться в ней нам поможет учебник. Откройте с.117, рассмотрите рисунки. Может быть кто-то догадался? Для чего они служат? Ребята мы решили проблему? - Ребята, зачем же человек изобрел транспорт? Ведь обходились же люди без него в далеком прошлом, ходили пешком из одного поселения в другое на большие расстояния. (Транспорт необходим для облегчения передвижения, для перевозки грузов.) - Таким образом, в зависимости от того, что транспорт перевозит, он делится ....(грузовой, пассажирский, специальный). - Посмотрите на схему в учебнике на с.116. Как еще разделен весь транспорт в зависимости от того, кому принадлежит? (общественный и личный) - Что такое общественный транспорт, как вы думаете? (транспорт которым пользуются все люди). Приведите примеры - А личным транспортом что будет? ( транспорт, которым владеет лично человек). Назовите пожалуйста примеры. Физкультминутка: «Виды транспорта» Я буду называть транспорт. Если это наземный транспорт – надо присесть, если воздушный –вытянуть руки вверх, если водный – вытянуть руки вперед. Самолет, катер, мотоцикл, теплоход, грузовик, истребитель, яхта, автобус, электричка, лодка, вертолет, баржа, троллейбус, дельтаплан, поезд, велосипед. - Скажите, остались ли у вас еще картинки, которые не отнесли ни к одной группе? (да) - Да, это необычный вид транспорта. Ребята хотят познакомить вас с этими необычными видами транспорта. Довольно популярной в Европе стала монорельсовая подвесная дорога, она создана в тех городах, где ощущается большое скопление людей. Так называемый второй этаж, который занимает подобный транспорт, делает жизнь людей проще и удобнее. Подвесная монорельсовая дорога дает возможность «перескакивать» оживленные магистрали и промышленные районы и избегать «пробок». Японцы, которые всегда славились умением творить чудеса техники, позаботились о своих согражданах, придумав картлатор. Помните, как едет вниз и вверх лестница эскалатора на наших станциях метро? Примерно, то же самое смастерили японцы, лишь с той разницей, что японский эскалатор представляет собой несколько движущихся кабинок, в которые садятся люди и уже сидя, поднимаются или опускаются в нужную точку. Кана́тная доро́га — вид транспорта для перемещения пассажиров и грузов, в котором для перемещения вагонов, вагонеток, кабин или кресел служит тяговый канат (трос), протянутый между опорами таким образом, что вагоны не касаются земли. В середине XX века в некоторых странах мира (Швейцарии, Бельгии, государствах Африки) курсировал такой общественный транспорт, как гидробус. Гиробус представлял собой небольшой автобус, который питался электроэнергией. Транспорт шел по запланированному маршруту, а во время остановок подпитывался электроэнергией у специальных станций, имеющих форму столбов. | Читают определения. 1 ученик выступает с сообщением. Выполняют задание Выступают заранее подготовленные ученики | Познавательные УУД: общеучебные, информационные, логические, знаково-символические Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, разрешение проблемы |