2. Актуализация знаний | Актуализация опорных знаний и способов действий. Проверка знаний, полученных на предыдущем уроке. | Ребята, назовите тему прошлого урока Приготовьтесь отвечать на вопросы по этой теме: Проживая совместно, что образуют живые организмы луга? Когда мы говорили про лес, то выяснили, что главными в лесу являются деревья. А на лугу, какие растения являются главными? Назовите некоторые из них. Какова особенность растений на лугу? Почему на лугу не живут крупные животные? Зато много кого?
Работаем в парах. Для этого откройте тетради на с. 79. №4, выполните задание. Поменяйтесь, и проверти друг друга, верно ли выполнил сосед задание. Кто будет готов, поднимите руки. Кто изображен на рисунках? Назовите, одним словом. Чем питаются насекомые на лугу?
Какую работу они выполняют?
Ребята, сравните попарно насекомых, выделите признаки, по которым их можно различить в природе.
Кроме растений, насекомых мы говорили, что живут еще мелкие животные. Какие? Чем они питаются?
Откройте с. 80 задание № 5. Я задаю вопрос, вы отвечаете вместе.
О чем еще я не спросила вас? Без чего невозможна жизнь на лугу? Нужно ли человеку беречь и охранять луг? Как вести себя на лугу? С. 81 тетради. | Ответы детей: Жизнь луга. Природное сообщество.
Травы.
Тысячелистник, нивяник, мышиный горошек, клевер и др. Все эти растения любят солнечный свет. Им негде прятаться. Насекомых. Ребята проверили друг друга, вернули тетради. Насекомые. Нектаром. Опыляют цветки.
Ответы детей.
Жабы и ящерицы – насекомыми. Мыши и полевки – растительной пищей. Перепелка, коростель и трясогузка – насекомыми. Ответы детей. О грибах. Опята луговые, дождевики и шампиньоны. Без неживой природы и почвы. Ответы детей, о том как нужно вести себя на лугу и как мы можем беречь и охранять жизнь на лугу. | 10 |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | Ребята, переходим к изучению новой темы. Читаю со слайда(№1) стихотворение. О чем будем говорить сегодня? Называю тему – Жизнь в пресных водоемах. Слайд№2 Как вы думаете, что нам нужно будет узнать? Познакомьтесь с планом работы читаю со слайда № 3 | О водоёмах. Что такое пресный водоем, кто там живет, чем питаются. Какие растения там растут. Узнать о взаимосвязи всего живого пресных водоемов. | 2 |
Открытие новых знаний | Формировать представления учащихся о жизни пресного водоема; ознакомить с растительным и животным миром пресного водоема, с ролью человека. | Вспомните, что такое водоём? По своему происхождению, на какие группы делятся водоемы? Показываю на слайде № 4 Откройте учебник с.178, можно посмотреть на слайд № 5 Кто из вас, поднимите руки, был у пресного водоема? Опишите водоем. Откройте тетрадь с. 82 задание № 2. Рассмотрите эти растения, и отметь галочкой те, которые вы видели. Соедините растения и их названия карандашом. Показываю слайды №6, №7, № 8, № 9 Поднимите руку, кто не ошибся. Об особенностях этих растений вы узнаете в учебнике с.178 -179 (прочитать до характеристики животных) Что интересного о них узнали? Посмотрите на с. 83 тетради. Если растения, которые изображены на с. 82 более заметны и нам знакомы, то эти растения нам не совсем знакомы. Работа в группах. Возьмите атласы – определители. (Задания в них уже есть). Скажите о роли растений в водоемах. Показываю слайд№10 Ребята, я думаю, вы догадываетесь, что обитателями пресных водоемов являются не только растения, но и животные. Откройте учебник с.180 – 181, Рассмотрите животных, которые живут в пресных водоемах. Поиграйте друг с другом. Работа в парах. Прочитайте о жизни животных пресных водоемов в учебнике с. 179- 182. Что нового для себя открыли? Происходит ли круговорот веществ в пресных водоемах? Как? | Водоём – это хранилище воды. Ответы детей. Ребята выполняют задание. Ребята проверяют себя Ответы учащихся. Ребята работают в группах, определяя растения. Назначают того, кто будет рассказывать о растении. Ответы учащихся. Дети рассматривают картинки, а затем, закрывают по очереди и отгадывают. Ответы детей. (Когда растения и животные умирают, то попадают на дно. Под действием бактерий перегнивают и разрушаются. Из них образуются соли, ими питаются растения.) | 23 |
6. Первичное закрепление. | Выявляет качество и уровень усвоения знаний | Показываю слайды с загадками и отгадками. С№12 по №24. Показываю еще картинки животных. № 25по № 35. Как можно назвать жизнь пресных водоемов? По нашему плану, нужно сказать ещё о том, как нужно относиться к пресным водоёмам. Показываю слайды №36, №37. | Учащиеся отгадывают загадки. Сообществом. Ответы ребят. (Их нужно оберегать, мы не должны бросать мусор, рвать растения) | 4 |
7. Рефлексия (подведение итогов урока) | Дать количественную оценку работы учащихся | Что запомнили сегодня на уроке? Что поняли? Предлагаю нарисовать смайлик (если понравился урок, то смайлик весёлый, если нет, то смайлик грустный). | Ответы ребят. | 2 |