СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока"Олимпийские игры Древней Греции"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока "Олимпийские игры Древней Греции  разработана по истории Древнего мира 5 кл. Цель:Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр в древности и показать их значение в жизни Древней Греции. Продолжить формирование умений работать с текстом учебника, его иллюстрациями, выделяя главное, находить сходства и отличия. Расширить кругозор учащихся, подчеркнуть миротворческую роль Олимпийских игр. 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока"Олимпийские игры Древней Греции"»

Технологическая карта урока

Учитель: Воробьёва Ирина Васильевна

Класс, дата, предмет: 5 класс, 23.01.2020 г, Всеобщая история

Тема урока: Олимпийские игры в Древней Греции

Тип урока: урок открытия новых знаний

Вид урока: интегрированный

Цели урока: Цель: создать условия, при которых учащиеся смогут охарактеризовать древние Олимпийские игры, сформулировать вывод об их особенностях и особой значимости игр в жизни эллинов, уметь сопоставить олимпийские игры Древней Греции с современным, находить отличительные черты. Формировать умения самостоятельно составлять рассказ, делать выводы, пересказывать содержание учебника, работать с тестами; развивать творческие способности, память, речь, воображение; воспитывать интерес к истории и культуре восточных стран.

оборудование: проектор, мультимедийная презентация, текст письма, карта древней Греции, атласы,видеофрагмент, флажки

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

Приветствует учащихся.

Проверяет к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют свое место.

II. Мотивационно-целевой этап

Мы продолжаем знакомство с удивительной страной Грецией. Однако, мы с вами не все о ней. Это и страна и нам ответить на вопросы. Посмотрите на слайд: Это ребус. Ваша задача рассишровать его и узнать тему нашего урока.

Какова тема урока ? попытайтесь сформулировать цель урока. Верно.Тема урока – «Олимпийские игры».

Цель урока:Какие игры входили в состав Олимпийских игр Древней Греции, как и где они проходили, отличительные черты современных Олимпийских игр.

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

Разгадывают ребус, Формулируют тему урока и с цель. Тему урока, в тетрадь.


III. Работа по теме урока




























































































Закрепление






В класс входит дежерный школы и вручает письмо,которое зачитывает учитель «Поздравь меня! Я стал свидетелем потрясающего события! Люди со всех концов страны кто пешком, кто на повозках, кто на кораблях - все радостно спешили на юг. В небольшом городе я встретился с одним человеком, и мы отправились в путь вместе. По дороге я стал расспрашивать его:

-Скажите, любезный, а куда все спешат? -А вы что не слышали?! Наступил четвертый год. Все спешат на юг, на Пелопоннес, чтобы насладиться пятью незабываемыми днями! Атлеты будут демонстрировать свою силу и ловкость, и выяснять, кто же из них величайший спортсмен Греции? А вы не боитесь, что разбойники и пираты начнут активнее нападать на путников в это время? Мне говорили, что дороги здесь небезопасны...- Не беспокойтесь, в четвертый год объявляется священный мир, дороги становятся безопасными...» Учитель: На этом письмо обрывается, но вы, наверное, догадались, о каком историческом событии пишет путешественник.( Речь идёт об Олимпийских играх) А что мы узнали об олимпийских играх, слушая текст письма.1.Каким образом добирались на Олимпиаду? (Пешком, на повозках, на кораблях).2. Как часто проводились Олимпийские игры в древности? (1 раз в 4 года).3. Назовите место проведения игр. (Юг Греции, Пелопоннес г.Олимпия ). Давайте найдем на карте это место. Запишите в тетрадь географические названия: Юг Греции,полуостров Пелопоннес, г Олимпия

Учитель продолжает работать с текстом письма и тетрадях Продолжаем работать с полученным письмом Работа с текстом

- Сколько дней продолжались Олимпийские игры? (5 дней).

- Кого называют атлетом? (Человек крепкого телосложения, силач, участник соревнований)

- Какова цель проведения Олимпийских игр? (Продемонстрировать силу, ловкость, определить сильнейшего).

-Какое обязательное условие должны были соблюдать все полисы во время проведения Олимпийских игр? (Объявлялся священный мир).

- А что бы вы ещё хотели узнать об олимпийских играх? Почему игры проводились в г Олимпия, а не в Афинах? Когда появились игры, какой порядок проведения, какие были виды состязаний, как награждали победителей и др

Сообщение учащегося с демонстрацией презентации Почему же центром Олимпийских игр стала Олимпия?

Откройте текст парагрофа и найдите дату первых Олимпийских игр? Запешите ее в тетрадь (776 г до н. э) Прошу посчитать сколько лет прошло от первых олимпийских игр до наших дней? 776+2019=2795 лет

Кто мог участвовать в играх? В состязаниях могли участвовать только свободные греки: богатые и бедные; знатные и незнатные. Рабы и варвары, т.е. лица негреческого происхождения, участвовать в Олимпийских играх не могли не допускались лица, уличенные в совершении преступления К играм готовились 10 месяцев до соревнований, а за месяц до открытия игр атлетам нужно было прибыть в Олимпию и тренироваться там. Атлеты выступали на играх как посланцы определённых государств и победа в состязаниях любого из них воспринималась как успех государства или города, которые он представлял.

Учитель организовывает мини театралное выступление и подводит его итоги. Текст клятвы см в приложении Первые три ученика,составившие текст клятвы,получают флажки.

Учитель: клятву давали и судьи Вот как оназвучала Участники Олимпийских игр приносили жертву Богам.

Глашатый обьявляет 2 день Учитель : на с 157 учебника найдите какие соревнования проводились( Пятиборье: 1 бег, 2.прыжки в длинну,3-4 метание копья и диска,5 ( Приналичии времени ответы учащихмя можно дополнить интересными фактами см Приложение) По окончании глашатый обявляет 3день , 4, день, 5, день

Знаменитые атлеты Древней Греции –опережающее задание: Милон, Феаген, Полидам (Дополнение при наличии времени см Приложение)

Рассказ учителя о возвращении победителей в родной городи прекращении олимпийских игр

394 году, когда Греция, находилась под властью Рима, римский император Феодосий I запретил проводить Олимпийские игры, как языческие. Через несколько лет он приказал сжечь постройки в Олимпии, а позже дожди, ветер полностью разрушили некогда процветающий город. 394 г –запись в тетрадь. Сколько лет проводились Олимпийские игры (776 +394= 1170 лет)

Беседа учителя Существуют Олимпийские игры в наше время?Кто видел соревновыния. Сейчас мы посмотрим видеофрагмент о возрождении Олимпийских игр.Цель просмотра: узнать в каком году возобновились игры, как зовут человека, который способствовал их возрождению

А теперь попытаемся найти отличия между первыми олимпийскими играми и современными:

1.прводятся в разных городах и странах и не посвящаются Богам

2.могут участвовать женщины в соревнованиях и присутствовать на соревнованиях

3.появились новые виды спорта, которых не было в Древней Греции.

4. современные олимпийцы получают медали,

5.появился девиз, символика Олимпийских игр

Рефлексия А сейчас я хочу вас попросить продолжить мое предложение:

Сегодня на уроке, я узнал, что….

Мне понравился ответ………, потому что

Дети внимательно слушают текст письма и отвечают на вопросы

Ученик, который правильно ответил, получает флажок.


















Работас атласами и настенной картой. Дети находят в атласе и пытаются показать его

на карте Первые три ученика, которые правильно показали получают флажог

Работа в тетрадях Записи ,состовление опрного плана

Работа с текстом.





дети вносят свои предожения


Ученик излагает свое опережающее задание


Работают с учебником, на вопросы учителя, находя ответы в тексте параграфа и делая краткие записи в тетрадь

Выходит ученик,одетый в стилизованную греческую тунику и обьявляет: «Начинаем исторические олимпийские игры В первый день игр вы должны принести клятву Текст я вам сейчас отдам, но он зашифрован

Учащиеся читают расшифровывают текст

Работа с текстом, правильно ответившие учащиеся получают флажки

Сообщение учащихся с демонстрацией видеофрагмента

работа в тетдади записи имен атлетов Древней Греции и дады окончания







Учащиеся отвечают на вопросы учителя, за правильные ответы получают флажки.


учащиеся смотрят видеофрагмент и отвечают напоставленные вопросы. Получают флажки заправильные ответы, которые записывают в тетрадь

(барон Пьера де Кубертена – французский историк, политический деятель)

1896г







высказывают свое мнение

IV. Подведение итогов урок


Учитель просит посчитать кольчество флажков и выявляет победителей, которым вручаются импровезированные медали и выставляются оценки

выставляют оценки в дневник

Домашнее задание

Комментирует задание:

§ 33,читать, отвечать на вопрсы,повторить в тетради, в тетрадь отличия современных олимпийских игр, выплнить рисунки по теме ( по желанию)

записываю в дневник домашнее задание



Список литературы:

1. Арасланова О.В., М., Вако, Поурочные по Древнего мира, 2014 г.

2. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.. Учебник Древнего мира. 5 класс. М. –Просвещение, 2014.

3. К.Н., Мировая культура, приложение, М., центр, 2008.

4.Д.М., В.В., Хрестоматия по художественной культуре, М., центр, 2005 г.


Приложение

1 Сообщение учащегося

А. Миф об основании Олимпийских игр

В древние времена миром правил отец Зевса бог Крон. Его супругой была богиня Рея. Крону предсказали, что у него отнимут власть его собственные дети. Поэтому, как только у Реи рождался ребенок, Крон проглатывал младенца. Уже пятерых проглотил жестокий отец. Но вот у Реи родился младший сын — Зевс. Боясь потерять и его, мать подала Крону не ребенка, а завернутый в пеленки продолговатый камень. Не заметив обмана, Крон проглотил камень. Когда Зевс возмужал, он опоил отца волшебным зельем, благодаря которому Крон изрыгнул проглоченных им детей-богов. Затем между ними и их отцом Кроном началась упорная борьба за власть. Одержав победу, Зевс в память о ней повелел устраивать состязания атлетов на земле Олимпии.

Б. описание Олимпии: « На юге Греции, в области Элида, ручей Кладей, соединяясь с рекой Алфеем, ограничивает с запада и юга небольшую долину. В этой долине, окружённой в древности лесистыми холмами, была расположена Олимпия. Она не была городом. Многочисленные храмы, алтари, дома жрецов, помещения для упражнения атлетов- вот и все постройки Олимпии. Её постоянное население- только служители культа. Семь дорог соединяло Олимпию с остальными областями древнего мира». Олимпия объявлялась священным местом, и всякий, кто вторгся бы сюда с оружием, был бы объявлен богоотступником. Здесь же располагался главный храм Олимпии -храм Зевса -главного бога Древней Греции. А в нём находилась вот такая статуя. Все прибывающие в Олимпию считались "гостями Зевса" и находились под его защитой и проводились в честь Зевса.

2. задание «Клятва чести» : «Я - …………… полиса…(название)…… подтверждаю перед ………..…, что тренировался, как требуют древние …………… великого праздника. Торжественно клянусь в том, что для достижения победы буду ……………………..…».

Прочитайте приведённый выше текст, в котором пропущен ряд слов. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков:1. боги 2. статуей Геракла 3. статуей бога Зевса

4. гражданин 5. соблюдать правила 6. подкупать судей 7. обычаи 8 Афины

Полный текст «Я - гражданин полиса Афины подтверждаю перед статуей Зевса, что тренировался, как требуют древние обычаи великого праздника. Торжественно клянусь в том, что для достижения победы буду соблюдать правила ».

Клятва судей:

- Мы, судьи, клятвенно обещаем,что будем выносить свои решения честно и неподкупно.

5. Пятиборье начиналось с бега (1). Беговая дорожка была глиняной и посыпалась песком. Встав на дорожке возле друг друга, атлеты ждали сигнала. Кто срывался с места раньше времени, того судья больно бил хлыстом. Традиционно существовало 3 основных забега: 1 стадий – 192,27 м (от этого названия произошло наше слово - стадион); 2 стадия; 20 или 24 стадия Бегали туда и обратно. Бегуны развивали невероятную скорость. Если верить древним писателям, был будто бы один, которого видели только в начале и в конце дорожки, посредине его не успевали заметить – так стремительно он мчался. Другой мог обогнать зайца. Третий бежал так легко и быстро, что не оставлял следов в песке. Гражданин города Аргос после своей победы в беге сбегал из Олимпии домой, чтобы сообщить о своей победе и вернулся обратно, чтобы принять участие в соревнованиях следующего дня. Всего за несколько часов он пробежал около 100 км.

2.Прыжки в длину. Для увеличения длины прыжка атлеты пользовались гантелями из камня или металла весом до 2 кг, длиной до 20 см. В момент прыжка руки с гантелями резко выбрасывались вперед.

3-4. Соревнования по метанию диска и копья. Копье и диск метали, стоя на небольшом возвышении. Копье- метали на точность. А диск летел на дальность. Метание диска историки связывают с древним обрядом поклонения солнцу. Диск считался священным предметом. Диски были каменными или бронзовыми, самые большие весили более 5 кг, маленькие-1.5 кг.

5.Последним состязанием в пятиборье была борьба, где проявлялась сила и ловкость борцов. Она велась на песке. Перед ее началом атлеты натирали тело оливковым маслом, чтобы противнику было труднее его ухватить. Для победы требовалось, чтобы упавший противник трижды коснулся земли плечом, бедром или спиной.

Нельзя было наносить увечья, но правил, в принципе не существовало.

3-й день захватывающий, проходил на ипподроме (место для проведения конных соревнований)(запись в тетради) – это гонки колесниц. Они проходили в четвертый день соревнований. На огромной скорости колесницы, запряженные четверками лошадей, неслись по арене ипподрома. Двенадцать раз надо было промчаться по кругу, обогнав соперников. Однажды из 40 колесничих, состязавшихся на олимпийском ипподроме, благополучно закончить соревнование удалось только одному. Но слава победителя доставалась не возничему, а хозяину упряжки, богачу, вся доблесть которого состояла в том, что он владел колесницей и конями.

4-й день :кулачные бои, которые проводились вне обязательных состязаний. В кулачном бою греки ценили ловкость и умение, а не грубую силу. Например, знаменитый древнегреческий математик и философ Пифагор, стал чемпионом Олимпийских игр в кулачном бою. Кулачный бой был опасным и трудным делом. Нередко борцы получали серьезные увечья. Бег в вооружении. Предположите, спортсмены из какого полиса чаще всего оказывались победителями в этом состязании? (Спарты)

5-й день Олимпиады-награждение (записать)

В этот день перед храмом Зевса, ставили стол из золота и слоновой кости. На нем лежали награды – венки из ветвей оливы. Победители один за другим подходили к главному судье, который возлагал на их головы наградные венки. Глашатай объявлял имя атлета и называл его родной город. А зрители восторженно кричали: «Слава победителю!» После победы олимпионик с друзьями обходил рощу, распевая песни. До зари в Олимпии шумели пиры в честь победителей. Победивший в состязаниях трижды, получал право поставить в Олимпии свою собственную статую. Жители города, который представлял победитель, одаривали его дорогими подарками, освобождали от налогов, назначали пожизненную пенсию, предоставляли бесплатное место в театре. Возвращение победителя к себе на родину превращалось в подлинно триумфальное шествие. Олимпийский герой въезжал в родной город на колеснице, одетый в пурпур, увенчанный венком, въезжал не через ворота, а через пролом в стене, который в тот же день заделывали, чтобы олимпийская победа вошла в город и никогда не покидала его.Греки вели учет достижений прославленных атлетов. На их примере воспитывалась молодежь. Некоторые из них почитались наравне с богами.

6 Знаменитые атлеты Древней Греции: Милон Кротонский, Полидам, Феаген, Диагор (Самым знаменитым кулачным бойцом Древней Греции был Диагор с Родоса, победивший на 79-х Олимпийских играх в 464 г. до н. э.. Он основал целую олимпийскую династию: три сына и два внука Диагора были античными чемпионами. Диагор, его сыновья и внуки выступали на Олимпийских играх более 80 лет! Они приняли участие в 20 Играх! И завоевали для своего солнечного острова девять лавровых венков. На 83-х Играх сыновья Диагора одержали победы и после традиционного торжества герои игр подбежали к отцу и возложили венки победителей на его седую голову. Затем они подняли Диагора на плечи и понесли вокруг стадиона под приветственные возгласы тысяч соотечественников. «Чего же ещё ждёшь ты от жизни, Диагор?», - воскликнул один из зрителей, но мгновением раньше сияющий от счастья старик схватился за сердце. Оно не выдержало бурной радости. Такой смерти можно было позавидовать…Участниками Олимпийских игр были также историк Геродот, оратор Демосфен, философ Сократ…

7. Олимпийские игры в Древней Греции состоялись 293 раза. В 394 году, когда Греция, находилась под властью Рима, римский император Феодосий I запретил проводить Олимпийские игры, как языческие. Через несколько лет он приказал сжечь постройки в Олимпии, а позже дожди, ветер полностью разрушили некогда процветающий город.

8.Возобновление Олимпийских игр. Возрождение Олимпийского движения связано с именем барона Пьера де Кубертена - французского историка, литератора, педагога и общественно-политического деятеля. В 1894 году Международный спортивный конгресс по его предложению принял решение о создании Международного Олимпийского комитета и проведении в 1896 году I Олимпийских игр по примеру античных. В 1913 году появилась олимпийская символика в виде 5 переплетенных колец и священного огня, который по традиции зажигают в Греции, а также девиз “Быстрее, выше, сильнее”. Переплетенные кольца символизируют объединенные в Олимпийское движение пять континентов. Цвета континентов: голубой - Европа, черный- Африка, красный- Америка, желтый – Азия, зеленый- Австралия.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!