2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими. | -Вопрос учителя, пробуждающий интерес к теме: Представим себе ситуацию, что вдруг появился добрый волшебник, который мог бы исполнить по одному вашему желанию. Что бы вы попросили? Учитель записывает их пожелания в соответствующей части доски. Если духовных желаний мало, учитель стимулирует их формулировку вопросами: «А не хотели бы вы сделать что-нибудь доброе кому-нибудь другому?» и т.д., можно вспомнить сказку «Цветик – семицветик», можно вспомнить, что часто люди совершают подвиги и даже жертвуют жизнью для того, чтобы их имя осталось в веках. Учитель: Волшебники существуют только в сказках. Но верующие люди убеждены в том, что все наши желания, все наши просьбы слышит Бог. - А что такое религия? -Итак, цель религии – это встреча с Богом. А что означает слово «Бог» для православного человека? - Скажите, ребята, а каковы свойства Бога? Какой Он? - Православные люди называют Творцом Бога, сотворившего весь мир вокруг нас. Бог сотворил также и человека, поэтому Его называют Отцом. Православные люди каждый день ощущают любовь и заботу Бога о себе, и поэтому говорят, что Бог – это Любовь Словесный метод | Ответы детей. Дети отвечают на вопросы учителя: религия – это вера в разумный невидимый мир; это вера в Бога; религия – это путь к Богу. Ответы детей. Формы организации работы: Фронтальная работа. | Коммуникативные УУД: Умение участвовать в коллективном обсуждении вопросов учителя; умение слушать и понимать других; умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей; умение оформлять свои мысли в устной форме. |
3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. | -Для маленького человека (ребенка) самые главные и любимые люди на земле – это родители. Скажите, вы каждый день видите маму и папу, разговариваете с ними? Вот, например, если вы получите пятерку сегодня, вы с кем поделитесь радостью? Если упадете, ушибете коленку? Если кто обидит, у кого найти утешение? И если кто-нибудь из вас оставался дома один или терялся в супермаркете, то он скажет с уверенностью, что рядом с мамой и папой очень спокойно и уютно, правда? Как вы думаете, ребята, а с Богом, своим Отцом, православные люди хотят быть рядом? Разговаривают с ним? А давайте подумаем, как они общаются с ним? Словесный метод. Частично- поисковый. | -Конечно Ответы детей. Ответы, предположения детей. | Коммуникативные УУД: умение участвовать в коллективном обсуждении вопросов учителя; умение слушать и понимать других; умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей; умение оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные УУД: получают первоначальные навыки постановки учебной задачи. |
5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания. | Размышление над значением слова. Православная молитва… Давайте прислушаемся к слову – православие, и вспомним, что оно означает. - Что означает слово «православие?» В переводе с греческого это означает правильное учение, или правильное прославление Бога. - Что такое молитва? Что обозначает это слово? Скажите, молвить, умолять – это требовать, командовать, настаивать на своем или говорить мягко, просить о чем-то? - В каких случаях обращается человек к богу? - Какие бывают молитвы? - Что даёт человеку молитва? - Где можно молиться? А к кому мы обращаемся смиренно с просьбой? (К тому, кто может нам помочь, потому что имеет больше возможностей, больше власти.) Когда мы просим о помощи другого человека, естественно наше желание отблагодарить за помощь, сказать ему добрые слова, рассказать о его доброте другим, то есть прославить. Какие же значения у слова «молиться»? Оно включает в себя и «просить», и «благодарить», и «славить». Учитель: Корень «мол» происходит от латинского «mollire» – «умягчать» и говорит о том, как звучит молитва – смиренно, покорно. Чье же сердце должна умягчить молитва? Мы знаем, что милость и любовь Бога к людям безграничны. -Так какие же бывают молитвы? Учитель предлагает открыть учебник на странице 12-13 и прочитать о видах молитв. Организует беседу: В учебнике нам даны 3 вида молитв, а на слайде – 4. Действительно, существуют разные классификации, а еще очень часто бывает, что человек и кается (т.е. признает свою неправоту, просит прощения) и одновременно о чем-то просит Бога. - Скажите, если Бог всеведущ, вседоволен, зачем ему наши молитвы? Действительно, Он знает все наши нужды еще до того, как мы попросим. - Как вы думаете, ребята, а если, сам того не зная, просит человек то, что ему не полезно (как малыш просит у мамы ножик поиграть), или в молитве желает кому-нибудь зла, может Бог не исполнить его молитву? (Ответы детей). Итак, молитва нужна нам самим. Вспомните, как вы учите трудное правило. Его нужно произнести вслух сначала, чтобы понять. Так вот и в жизни, чтобы понять, правильно ли мы поступаем, о добре ли просим, нам нужен разговор с Богом. В зависимости от ситуации люди молятся вслух или внутренне, дома или в церкви. Но самое действенное обращение к Богу в храме, так как непостижимым образом там присутствует сам Христос. В Библии сказано: «Там, где двое или трое соберутся во имя мое, там и я посреди них». Предлагает детям познакомиться с текстом молитвы «Отче наш» -К какой группе молитв мы можем её отнести? - А всё ли вам понятно в тексте молитвы? -Не все слова полностью понятны, т.к. и в наши дни Церковь молится, как и 1000 лет назад, на церковнославянском языке. Сейчас мы с вами попробуем себя в роли переводчиков. Вы можете так же пользоваться текстом учебника – урок 4, стр. 14-15. Фронтальная проверка перевода -А в каких случаях православный человек обращается к Богу? Учитель: действительно, верующие люди могут обращаться к Своему Отцу каждый день, в любой момент, когда им это необходимо. Это могут быть и свои слова, искренние, от всего сердца, или специальные тексты молитв. Молитва умягчает очерствевшие сердца людей, и они открыто и искренне могут доверить Богу свои душевные тайны. Истинная молитва – не просто слова, но особое состояние души. Молитвенное. Это неспешное, благоговейное, сосредоточенное обращение к Богу из глубины души, от всего сердца. Наверное, чтоб создать такое настроение, люди и зажигают свечи? Свеча – это символ человеческой души, которая стремится вверх, к Богу. Как воск превращается в огонь, так и человек стремится к духовному преображению. Проще говоря, изменяется. Как в огне сгорает всякий сор, так и молитва очищает душу от обид и злых чувств. | Ответы детей. Ответы детей. Предположения детей. . Работа с кластером Дети заполняют схему на индивидуальных листах и рассматривают схему на слайде, сравнивают и делают вывод. Дети читают текст учебника и работают с кластером. Во время проверки дети называют виды молитв и сравнивают свои ответы со схемой на слайде Предположения учащихся Знакомятся с текстом молитвы «Отче наш» Дети предполагают. Ответы детей. Дети работают в парах. Ответы детей. | Познавательные УУД: умение делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать, группировать предметы; ориентироваться на развороте учебника,умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. Регулятивные УУД: умение получать первоначальные навыки извлечения существенной информации из различных источников; умение выдвигать версию; отличать правильно выполненное задание от неправильно выполненного; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (осуществлять самоконтроль). Коммуникативные УУД: Умение участвовать в коллективном обсуждении вопросов урока; умение работать в паре, умение слушать и понимать других; умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей; умение оформлять свои мысли в устной форме. |
9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. | (Слайд №12) Организует беседу по вопросам. - Ребята, обратите внимание на план урока, на все ли вопросы был получен ответ; остались ли неразрешенные моменты? Чтение стихотворения Комментирует домашнее задание: Прочитайте дома рубрику «Это интересно», (с. 13) и скажите, как вы понимаете слово «милость» (любовь). 2. Есть выражение «знать как Отче наш», то есть очень твердо и точно. Спросите у родителей, что, по их мнению, вы должны знать «как Отче наш». | Сопоставляют результаты изучения темы с задачами, делают вывод о достижении цели урока. | Регулятивные УУД: умение оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности; умение проконтролировать усваиваемое содержание учебного материала; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию Коммуникативные УУД: умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей; умение оформлять свои мысли в устной форме |