СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока ОПК "Православная молитва"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - объяснение нового материала

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока ОПК "Православная молитва"»

Подготовила Панкратова Наталья Григорьевна МБОУ «Гимназия №11 г. Ельца»


Общая информация

Модуль Основы православной культуры

УМК А.В. Кураев «Основы православной культуры» Издательство «Просвещение»

Тема урока Православная молитва

Тип урока Объяснение нового материала

Цель, задачи: Формирование духовно-нравственных качеств личности у учащихся 4 класса средствами курса ОРКСЭ по теме «Православная молитва»;  осмысление понятия молитвы как разговора человека с Богом;формирование понятий «православие», «мольба», «молитва».

1.Сформировать представление о православной молитве.

2.Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление учащихся.

3.Способствовать развитию коммуникативных способностей учащихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Необходимое оборудование Мультимедийный проектор, компьютер, экран

Дидактическое обеспечение Раздаточный материал с заданиями, презентация


Планируемые результаты урока

личностные

  • Смыслоопределение, самоопределение. целеполагание. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах
    предметные

  • Осознание причины и значения понятий.

метапредметные
(регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

  • Овладение навыками смыслового чтения неадаптированного текста. Готовность слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою точку зрения.

Познавательные УУД:

получат первоначальные навыки постановки учебной задачи;

делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать, группировать предметы;

ориентироваться на развороте учебника. Извлекать информацию из таблиц, иллюстраций, текстов.

Регулятивные УУД:

получат первоначальные навыки извлечения существенной информации из различных источников;

умение проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться выдвигать версию; отличать правильно выполненное задание от неправильно выполненного;

прогнозировать предстоящую работу (составлять план), оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (осуществлять самоконтроль).

Коммуникативные УУД:

участвуют в коллективном обсуждении вопросов урока;

умение работать в паре, группе; умение слушать и понимать других;

умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей;

умение оформлять свои мысли в устной форме. Духовно- нравственное развитие и воспитание.


Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

Взаимоконтроль, самоконтроль, текущий контроль, итоговый контроль.


Литература и Интернет-ресурсы

Основная

А. В. Кураев. Основы православной культуры. Учебное пособие. 4–5 классы. Москва, 2010

Дополнительная

  • Рабочие тетради, раздаточный материал(карточки)

Интернет-ресурсы

  • Сайты: «Просвещение», «Открытый урок».

  • http://wiki.iteach.ru/index.

  • https://docs.google.com/presentation/d/12-vUOnj3drNiq0SmZ8gJzJbpp0Zx6sDX02qEUW-x3mc/edit?pli=1#slide=id.p7

  • http://moysosh4.ucoz.ru/load/dlja_uchitelja/nachalnaja_shkola/kurs_orkseh_modul_osnovy_pravoslavnoj_kultury_urok_4_quot_pravoslavnaja_mol

ЭОРы




Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

Формируемые УУД


1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

Приветствует учащихся. Предлагает эмоциональную разминку «Доброе утро», обмен чувствами.

-Сегодня мы с вами продолжим духовно обогащаться и узнаем много нового и интересного.

Дети эмоционально настраиваются на урок.



Коммуникативные УУД:

Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

-Вопрос учителя, пробуждающий интерес к теме:

Представим себе ситуацию, что вдруг появился добрый волшебник, который мог бы исполнить по одному вашему желанию. Что бы вы попросили?

Учитель записывает их пожелания в соответствующей части доски. Если духовных желаний мало, учитель стимулирует их формулировку вопросами: «А не хотели бы вы сделать что-нибудь доброе кому-нибудь другому?» и т.д., можно вспомнить сказку «Цветик – семицветик», можно вспомнить, что часто люди совершают подвиги и даже жертвуют жизнью для того, чтобы их имя осталось в веках.

Учитель:

Волшебники существуют только в сказках. Но верующие люди убеждены в том, что все наши желания, все наши просьбы слышит Бог.

- А что такое религия?

-Итак, цель религии – это встреча с Богом. А что означает слово «Бог» для православного человека?

- Скажите, ребята, а каковы свойства Бога? Какой Он?

- Православные люди называют Творцом Бога, сотворившего весь мир вокруг нас. Бог сотворил также и человека, поэтому Его называют Отцом. Православные люди каждый день ощущают любовь и заботу Бога о себе, и поэтому говорят, что Бог – это Любовь

Словесный метод







Ответы детей.

















Дети отвечают на вопросы учителя: религия – это вера в разумный невидимый мир; это вера в Бога; религия – это путь к Богу.

Ответы детей.





Формы организации работы:

Фронтальная работа.



Коммуникативные УУД:

Умение участвовать в коллективном обсуждении вопросов учителя;

умение слушать и понимать других;

умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей;

умение оформлять свои мысли в устной форме.

3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

-Для маленького человека (ребенка) самые главные и любимые люди на земле – это родители. Скажите, вы каждый день видите маму и папу, разговариваете с ними?

Вот, например, если вы получите пятерку сегодня, вы с кем поделитесь радостью? Если упадете, ушибете коленку? Если кто обидит, у кого найти утешение? И если кто-нибудь из вас оставался дома один или терялся в супермаркете, то он скажет с уверенностью, что рядом с мамой и папой очень спокойно и уютно, правда?

Как вы думаете, ребята, а с Богом, своим Отцом, православные люди  хотят быть рядом?  Разговаривают с ним?

А давайте подумаем, как они общаются с ним? 

Словесный метод. Частично- поисковый.




-Конечно











Ответы детей.


Ответы, предположения детей.


Коммуникативные УУД:

умение участвовать в коллективном обсуждении вопросов учителя;

умение слушать и понимать других;

умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей;

умение оформлять свои мысли в устной форме.



Познавательные УУД:

получают первоначальные навыки постановки учебной задачи.

4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

Учитель подводит детей к выводу, что люди разговаривают с Богом при помощи молитвы.

-О чём мы сегодня будем говорить на уроке

-Тема нашего урока «Православная молитва».

Ставятся цели и задачи урока.

Учитель демонстрирует слайд презентации.


Дети называют тему урока.




Дети выдвигают свои предположения


Познавательные УУД:

получают первоначальные навыки постановки учебной задачи;

умение делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Регулятивные УУД:

умение проговаривать последовательность действий на уроке;

прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Коммуникативные УУД:

умение участвовать в коллективном обсуждении вопросов урока.


5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

Размышление над значением слова.

Православная молитва… Давайте прислушаемся к слову – православие, и вспомним, что оно означает.

- Что означает слово «православие?»

В переводе с греческого это означает правильное учение, или правильное прославление Бога.

- Что такое молитва? Что обозначает это слово?

Скажите, молвить, умолять – это требовать, командовать, настаивать на своем или говорить мягко, просить о чем-то? 

- В каких случаях обращается человек к богу?

- Какие бывают молитвы?

- Что даёт человеку молитва?

- Где можно молиться?


А к кому мы обращаемся смиренно с просьбой? (К тому, кто может нам помочь, потому что имеет больше возможностей, больше власти.)

Когда мы просим о помощи другого человека, естественно наше желание отблагодарить за помощь, сказать ему добрые слова, рассказать о его доброте другим, то есть прославить.

Какие же значения у слова «молиться»? Оно включает в себя и «просить», и «благодарить», и «славить».

Учитель: Корень «мол» происходит от латинского «mollire» – «умягчать» и говорит о том, как звучит молитва – смиренно, покорно.  Чье же сердце должна умягчить молитва? Мы знаем, что милость и любовь Бога к людям безграничны.

-Так какие же бывают молитвы?

Учитель предлагает открыть учебник на странице 12-13 и прочитать о видах молитв.


Организует беседу:

В учебнике нам даны 3 вида молитв, а на слайде – 4. Действительно, существуют разные классификации, а еще очень часто бывает, что человек и кается (т.е. признает свою неправоту, просит прощения) и одновременно о чем-то просит Бога.

- Скажите, если Бог всеведущ, вседоволен, зачем ему наши молитвы?

Действительно, Он знает все наши нужды еще до того, как мы попросим.

- Как вы думаете, ребята, а если, сам того не зная, просит человек то, что ему не полезно (как малыш просит у мамы ножик поиграть), или в молитве желает кому-нибудь зла, может Бог не исполнить его молитву?

(Ответы детей).

Итак, молитва нужна нам самим. Вспомните, как вы учите трудное правило. Его нужно произнести вслух сначала, чтобы понять. Так вот и в жизни, чтобы понять, правильно ли мы поступаем, о добре ли просим, нам нужен разговор с Богом.

В зависимости от ситуации люди молятся вслух или внутренне, дома или в церкви. Но самое действенное обращение к Богу в храме, так как непостижимым образом там присутствует сам Христос. В Библии сказано: «Там, где двое или трое соберутся во имя мое, там и я посреди них».


Предлагает детям познакомиться с текстом молитвы «Отче наш»

-К какой группе молитв мы можем её отнести?

- А всё ли вам понятно в тексте молитвы?

-Не все слова полностью понятны, т.к. и в наши дни Церковь молится, как и 1000 лет назад, на церковнославянском языке. Сейчас мы с вами попробуем себя в роли переводчиков. Вы можете так же пользоваться текстом учебника – урок 4, стр. 14-15.

Фронтальная проверка перевода

-А в каких случаях православный человек обращается к Богу?

Учитель: действительно, верующие люди могут обращаться к Своему Отцу каждый день, в любой момент, когда им это необходимо. Это могут быть и свои слова, искренние, от всего сердца, или специальные тексты молитв.

Молитва умягчает очерствевшие сердца людей, и они открыто и искренне могут доверить Богу свои душевные тайны.

Истинная молитва – не просто слова, но особое состояние души. Молитвенное. Это неспешное, благоговейное, сосредоточенное обращение к Богу из глубины души, от всего сердца.

Наверное, чтоб создать такое настроение, люди и зажигают свечи?

Свеча – это символ человеческой души, которая стремится вверх, к Богу. Как воск превращается в огонь, так и человек стремится к духовному преображению. Проще говоря, изменяется. Как в огне сгорает всякий сор, так и молитва очищает душу от обид и злых чувств.




Ответы детей.


Ответы детей.







Предположения детей.







.

Работа с кластером








Дети заполняют схему на индивидуальных листах и рассматривают схему на слайде, сравнивают и делают вывод.












Дети читают текст учебника и работают с кластером.


Во время проверки дети называют виды молитв и сравнивают свои ответы со схемой на слайде













Предположения учащихся


























Знакомятся с текстом молитвы «Отче наш»


Дети предполагают.

Ответы детей.





Дети работают в парах.





Ответы детей.

Познавательные УУД:

умение делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать, группировать предметы;

ориентироваться на развороте учебника,умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.


Регулятивные УУД:

умение получать первоначальные навыки извлечения существенной информации из различных источников;

умение выдвигать версию; отличать правильно выполненное задание от неправильно выполненного;

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (осуществлять самоконтроль).


Коммуникативные УУД:

Умение участвовать в коллективном обсуждении вопросов урока;

умение работать в паре, умение слушать и понимать других;

умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей;

умение оформлять свои мысли в устной форме.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

-Итак, мы пополнили свои знания, а теперь давайте попробуем применить полученные знания на практике.

Предлагает детям заполнить таблицы на карточке.

Весь класс на индивидуальных листах (проверка осуществляется в парах)

- Установите линии соответствия. (Кластер)









Работа в паре.

самопроверка по слайду презентации


Коммуникативные УУД:

умение участвовать в коллективном обсуждении выполненного задания;

умение слушать и понимать других.

Регулятивные УУД:

умение проговаривать последовательность действий на уроке;

умение отличать правильно выполненное задание от неправильно выполненного, умение осуществлять самоконтроль.


8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

- Дополните предложения верными словами (на листах 1-й ряд) (Слайд- тренажер 1)

- Распределите словосочетания по столбикам (на листах 2-й ряд) (Слайд-тренажер 2)

Дети выполняют их самостоятельно.

Регулятивные УУД:

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (осуществлять самоконтроль).

Коммуникативные УУД:

умение участвовать в коллективном обсуждении выполненного задания;

умение слушать и понимать других.

9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

(Слайд №12)

Организует беседу по вопросам.

- Ребята, обратите внимание на план урока, на все ли вопросы был получен ответ; остались ли неразрешенные моменты?

Чтение стихотворения


Комментирует домашнее задание:

  1. Прочитайте дома рубрику «Это интересно», (с. 13) и скажите, как вы понимаете слово «милость» (любовь).

  1. 2. Есть выражение «знать как Отче наш», то есть очень твердо и точно. Спросите у родителей, что, по их мнению, вы должны знать «как Отче наш».

Сопоставляют результаты изучения темы с задачами, делают вывод о достижении цели урока.





Регулятивные УУД:

умение оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности;

умение проконтролировать усваиваемое содержание учебного материала;

умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Коммуникативные УУД:

умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей;

умение оформлять свои мысли в устной форме