СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Органы чувств".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Органы чувств".»

Технологическая карта урока.


Предмет

Окружающий мир

Класс

3

Тип урока

Урок «открытия» нового знания.

Тема

 Органы чувств

Цель

 Познакомить детей с органами чувств и их значением для человека, уточнить и расширить представления об органах чувств, их значении и гигиене.

Основные термины, понятия

Органы чувств, исследование, восприятие

Задачи

Образовательные: познакомить детей с органами чувств и их значением для человека;

расширить знания о работе органов чувств, о соблюдении гигиенических требований к охране органов чувств.

Развивающие: развивать исследовательские умения, речь, логическое мышление, познавательную активность учащихся.

закреплять умение сопоставлять признаки предметов и органы чувств, с помощью которых они узнаются; совершенствовать навыки контроля и самоконтроля, навыки работы в парах;
Воспитательные:содействовать развитию творческих способностей личности; формировать эмоционально-положительное отношение к предмету. 

Планируемый результат

Предметные умения

УУД


- знать названия органов.

-уметь сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они познаются;

-уметь задавать вопросы познавательного и учебного характера;

-уметь слушать, понимать вопрос, формулировать ответ на

вопрос, используя слова из вопросов;

-уметь соотносить слова с иллюстрацией;

-уметь оценивать свою работу.

Личностные УУД:  

- положительное отношение и интерес к изучению человека

– познавательная активность, наблюдательность, внимательность, любознательность;

– способность к самооценке, желание улучшать результаты своего учебного труда;

–– желание вести здоровый образ жизни.

Регулятивные УУД:

– осознавать границы собственных знаний и понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять познавательные задачи на усвоение новых знаний;

– по значкам-заголовкам, по заданиям (в словесной и графической форме) понимать и принимать учебную задачу (перед чтением текста, перед выполнением задания, перед проверкой знаний и умений в рабочей тетради и тетради для тестовых заданий);

– планировать свои учебные действия (самостоятельно, с одноклассниками, с помощью учителя) для решения учебно-познавательных, учебно-практических задач;

– проверять правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в ходе решения поставленных задач;

– осуществлять самоконтроль за усвоением предметных и метапредметных знаний и умений;

– оценивать успехи своего учебного труда (и одноклассников).

Коммуникативные УУД:

– участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы культуры речи;

– высказывать своё мнение по вопросам, обсуждаемым в классе, в группе учащихся, отстаивать его, аргументируя свою позицию, принимать мнение других участников беседы, если оно оказывается более правильным;

– вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в больших и малых группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению

Познавательные УУД:

- воспринимать чтение, а также слушание учителя и одноклассников как способ получения информации (заголовки с установками на цель чтения и вопросы после текста для осмысления прочитанного);

– понимать информацию, представленную в разных формах: словесной, изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую;

– осознанно читать, критически оценивать получаемую информацию, соотносить её с ранее полученными знаниями, собственным опытом;

– использовать словари и другую справочную литературу;

– выполнять логические операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, подведения под понятие, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений, фиксации выводов в различной форме;

– представлять результаты учебной работы в разных формах.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать названия органов чувств.

  • Уметь сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются.

Личностные: формирование чувства ответственности и заботы о собственном здоровье
Метапредметные: умение вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам

Ресурсы:

  •  основные

  •  дополнительные

 Учебник «Окружающий мир» А.А.Плешаков,1 часть.

Аудиозапись звуков природы, наборы для практической работы

Словарь, карточки с заданиями, плакат с изображением человека без лица, для уч-ся на листах.


Формы урока

Фронтальная, индивидуальная, в парах.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД


1.Мотивация к учебной деятельности.

Цель: мотивировать к учебной деятельности.

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

Приветствие учителя. Подготовка к работе.

Личностные:

Самоопределение, готовность к обучению.


2.Актуализация знаний учащихся

Цель: проверить знания уч-ся.














-Какой раздел начали изучать?


- С какой темой мы знакомились на прошлом уроке?


-Какие науки нам помогают изучить наш организм?


-Для чего нам нужно изучать свой организм?


Ответы детей

-Мы и наше здоровье.


-Организм человека.




-Физиология, анатомия, гигиена.



-Чтобы правильно ухаживать за ним.



Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу, осуществлять самоконтроль за усвоением предметных и метапредметных знаний и умений.

Личностные: положительное отношение и интерес к изучению человека; познавательная активность, внимательность, наблюдательность.

3.Постановка учебной задачи.

Создание проблемной ситуации.

Цель: научить самостоятельно делать выводы.










4. Способы решения проблемной ситуации.

Цель:

Я хотела бы познакомить вас с одним интересным человечком.

-Что же в нем странного?

-Он считает, что они ему не нужны. Вот еще – умывать их, протирать.

-Как вы думаете, он прав?

Почему вы так думаете?

Нам надо доказать ему, что без наших помощников мы не сможем полноценно существовать.

- Чтобы точно и полно ответить на эти вопросы, нам предстоит провести исследование.


-А кто такие исследователи?



-Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова:


-Исследователь – человек, способствующий получению новых знаний и добывающий их сам.

Значит, и мы можем назвать себя исследователями.

-Что будет предметом исследования?

-Верно, предметом нашего исследования будет человек, его организм.

Пять закрытых коробок с предметами

Коробка 1. Выбрать ручку синего цвета(набор из ручек разного цвета).

Вывод.- Какой орган помогал?

Мы выяснили, что глаза необходимы человеку. Давайте и нашему человечку дорисуем глазки


Задание 2. Определить по звуку предмет(включаю аудиозапись)

Вывод.- Какой орган помог выполнить задание?

Дорисуем нашему человечку уши.


Коробка 3. В какой из упаковок сок апельсиновый?(3 коробки с разным соком)

– Как определили вкус сока?

При помощи чего узнал?

-А где находится язык?

Давайте дорисуем человечку рот.


Коробка3. Не заглядывая в коробку, достать яблоко. (в коробке: апельсин, яблоко, мяч, кубик)

Вывод

Какой орган позволил справиться с заданием?

Давайте раскрасим лицо человечку.


Коробка 5. В каком из мешочков кофе?(мешочки с чаем, кофе, мятой)

Вывод. – При помощи чего узнал? Опиши ощущения.

Дорисуем нос.


-Какую роль играют эти органы в познании окружающего мира?


- Назовите синонимы к слову распознавать.

-Какое общее название можно дать этим органов?

- Это и будет нашей темой урока.

Сформулируйте учебную задачу, которую мы будем решать на уроке

-Познакомимся с ……

-Узнаем, для чего….

-Научимся …….




Ответы учащихся.



- У этого человечка нет лица, у него нет ушей, нет глаз, рта



Ответы детей.



Высказывания учащихся.







Работа детей со словарем.








Отвечают на вопросы учителя.



Исследовательская работа




-глаза.

Дорисовывают глаза человечку.

На ощупь выбирают круглый предмет.


-Слушали.

-Нам помогли уши.


Дорисовывают уши.



-Пробовали. Пили.

- При помощи языка.



Дорисовывают рот.





-Руки. Кожа.



Раскрашивают.



-По запаху.

-Нам помог нос.




- Помогают распознавать предметы по различным признакам.


- Узнавать, различать чувствовать…

-Органы чувств



- …органами чувств;

- …они нужны;

- …беречь и ухаживать за ними.



Познавательные:

постановка и

формулирование

проблемы.

Поиск и

выделение

необходимой

информации

Регулятивные:

Целеполагание.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли.

Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы.








Коммуникативные:

Инициативное

сотрудничество в

поиске и сборе

информации со

сверстниками и с

учителем.


Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации

Личностные:

следование моральным нормам и этическим требованиям.














Коммуникативные:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.











5.Физминутка.

Цель: снять напряжение



Выполняют упражнения



6.Построение проекта выхода из затруднения. Изучение нового материала





































-У человека пять органов чувств. К ним относятся уши, глаза, кожа, нос, язык.

С их помощью человек получает информацию об окружающем мире. Сегодня мы поговорим о них подробнее.

-Как вы думаете легче работать одному или вместе с товарищами?

Вспомним правила работы группы.

Распределяет обучающихся по группам.









1группа - орган зрения – глаз.


2группа - орган слуха – ухо.


3 группа - орган обоняния – нос.



4 группа - орган вкуса – язык.


5 группа - орган осязания – кожа.



-Я приглашаю группы познакомить с результатами исследования.


- Какое значение имеют органы чувств для человека?










ответы детей.


Дети озвучивают правила, записанные на доске.

-Будь добр и вежлив. - Умей выслушать каждого.

-Помни, что у вас общее дело.

-Не согласен – предлагай.

-Уважай своего товарища. – Работай в полголоса.

Исследовательская деятельность в группах.

Делятся на группы.

Распределяют роли в группе; планируют свою деятельность;


Ответ по плану: найти информацию в учебнике ( стр.126-129) и определить:

1.Что это за орган?

2.Для чего нужен?

3.Как его сберечь?

Самостоятельная работа учащихся.


Отчет групп


Делают вывод о значении и важности органов чувств для человека.









Коммуникативные: умение работать в группе – распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле

Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера, практические действия, умение работать с несколькими источниками информации: учебниками, текстами и иллюстрациями.

Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свою часть работы.




Коммуникативные: полные ответы уч-ся, готовые речевые высказывания, использование средств языка и речи для получения и передачи информации.

Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свою часть работы.


Коммуникативные

(самовыражение: монологические высказывания разного типа)

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.




7. Первичное закрепление материала.

Цель: закрепить полученные знания.

-Проверим, как внимательно слушали выступления групп.

Работа в рабочих тетрадях:

1) стр.58 №1 (самостоятельно)

2) стр. 58№2 (коллективно)


1.Выполняют задание с взаимопроверкой

Регулятивные: формирование умения определять успешность своего задания в диалоге с учителем

8.Применение нового знания.

Цель: учить детей применять свои знания в жизни.

«Ромашка вопросов».

-Простой(факты).

-Когда придем в столовую, какие органы нам помогут определить, что мы будем кушать?

Уточняющий(уточните)

-Если я правильно поняла, то глаза – это орган слуха?

-Составьте свои уточняющие вопросы.

Объясняющий(объясните).

Не только глаз видит, не только ухо слышит, не только нос ощущает, а еще и мозг.

Творческий(пофантазируйте)

-Что произойдет, если перестанем заботиться об органах чувств?

Оценочный(оцените).

-Органы чувств помощники или враги?

Орган зрения-увидеть блюдо, орган обоняния- почувствовать запах, орган вкуса – узнать вкус.

9.Подведение итогов.

Рефлексия.

Цель: учить учащихся оценивать работу на уроке.

-Что вы исследовали на уроке?

-Сколько органов чувств есть у человека?

Что вы узнали нового об органах чувств человека?

-Какую роль они играют в нашей жизни?

-Как нужно беречь органы чувств?

Оцените свою работу на уроке. Поднимите такую картинку, какое у вас настроение после нашего урока. (на столе у детей картинки: солнце, солнце с тучкой и тучка)







Отвечают на поставленные вопросы.

Оценивают работу на уроке.














Коммуникативные:

аргументировать свои высказывания

Регулятивные:

Оценивать результаты деятельности на уроке.


10.Домашнее задание.

Цель: обсудить и записать задание.

Учебник, 126-129, РТ с. 73-74

Записывают в дневники


Личностные: самоопределение.