Предмет: ОРКСЭ. Модуль: Основы православной культуры
формирование положительного отношения к школе и учебной деятельности; установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, развитие самостоятельности.
планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь (работа в паре).
уметь принимать и сохранять учебную задачу, определять последовательность действий, самостоятельно оценивать результат своих действий; осуществлять самоконтроль и взаимный контроль
самостоятельно ставить цель и формулировать тему урока после определения причины затруднения, структурировать знания; преобразовывать информацию в знаково-символическую, развивать умения учащихся.
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы | Деятельность обучающихся с указанием форм организации | Формируемые УУД |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | Добрый день, ребята! (слайд 2) Сегодня мы продолжаем изучать общечеловеческие ценности. Начнём наш урок с музыки Франца Шуберта (слайд 3)- Кто вспомнит его слова о прощении? Как вы понимаете эти слова? Что получает человек, когда отомстил? (Зло) Как же не попасть в сети зла? | Участие в просмотре слайда.- Вальс Шуберта играет моя ученица Чтение слов Ф Шуберта «Хочешь порадоваться мгновенье - отомсти, хочешь радоваться всю жизнь - прости.» (слайд 4) | Регулятивные - мотивирование обучающихся к действиям, развитие интереса к теме. Познавательные -структурирование знаний. |
2. Тренинг | Объясню на пальцах. Поднимите руку. Вот пять пальцев. С чего начинается зло? Вы разозлились.. Это – первый пальчик. Ваше зло растёт. Это – второй пальчик. Постепенно оно достигает вершины. Это – третий пальчик. А дальше происходит стремительное падение человека. Зло начинает управлять. Четвертый пальчик. И вот вы уже во власти зла. (Сжать пальцы в кулак.) Хочется ударить, разбить что- нибудь кулаком. - Скажите, где, на каком этапе, надо было остановить зло? Если его не впускать в себя, не давать ему возможности расти, то кулак не понадобится, можно будет протянуть руку к примирению. Возьмитесь за руки. Что вы чувствуете? ( Тепло, дружбу…) Это надежный щит на пути зла. Что ещё защищает от зла? Чтобы не было зла Шуберт предлагает нам прощать Приходилось ли вам прощать? А просить прощение? Как вы это делали? | Выполняют вместе со мной (В самом начале, на мизинце.) (Добро, любовь, терпение, уважение, ласка, забота, сострадание, добродетель, улыбка, послушание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность) | Регулятивные - мотивирование обучающихся к действиям, развитие интереса к теме. |
3. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. | Как извиняться. Извиняться надо чаще - это своеобразная культура общения. (слайд 4)О чём ещё не сказали? Прочитайте. Просьба о прощении – это не признак слабости и унижения, наоборот, это признак сильного человека, способного совершить поступок и восстановить добрые отношения. Если человек, которого вы обидели или оскорбили, протянет вам руку для рукопожатия или улыбнется в ответ - это и будет его ответом на ваше извинение. А возможно, он тоже захочет вам сказать что-то приятное. Зачем извиняться? Как в православии называют злой поступок?(слайд 5) | (Ответы учащихся) Улыбайтесь! Приятная улыбка и ваше извинение разрядят любую конфликтную ситуацию. Можно сказать: «Прости, я не хотел(а) тебя обидеть», «Я не думал(а), что это обидит тебя», «Мне очень жаль, что так случилось, обещаю, что это никогда не повторится». Каждое слово должно быть искренне и правдиво. Чтобы очистить свою совесть. Грех. На доске слова: совесть, грех, раскаяние. извинение, прощение. Грех | Познавательные -структурирование знаний. Участие в контроле и взаимоконтроле. |
4. Выявление места и причины затруднения. | Контроль в форме беседы. | Участвуют в беседе. | Коммуникативные–сотрудничество в поиске и сборе информации. |
5. Формулирование темы, цели, задач урока. | Постановка проблемы. - А как на ваш взгляд, узнать, что грешно, а что нет? - Кто вам это подсказывает, грызёт, мучает? - Как христиане освобождаются от грехов? - Назовите тему урока..(слайд 6)Запишем тему урока. (Повесить на доску карточку) Какие вопросы мы поставим перед собой на этом уроке? (слайд 7) Что такое совесть? Нужна ли она человеку? Что значит поступать по совести? Какая совесть бывает чиста? Как очистить совесть? (Карточки с вопросами вывешиваем на доску) - Сегодня мы будем говорить о таких очень серьезных и важных качествах человека, как совесть и раскаяние.. | Грешно всё то, что плохое, злое, из-за чего бывает стыдно. Совесть. На исповеди священнику рассказывают о своих грехах, каются. Совесть и раскаяние Определяют тему и цели урока ответы учащихся. Что такое совесть? Нужна ли она человеку? Что значит поступать по совести? Какая совесть бывает чиста? Как очистить совесть? | Коммуникативные–участие в контроле и взаимоконтроле. в поиске информации Личностные: уточнение нравственных ценностей. |
6.Поиск решения проблемы. «Открытие» новых знаний. | 1.Когда человека мучает совесть? 2.Откройте учебники на с 51 и найдите объяснение слову «Грех». (слайд 8) 3.Один из апостолов Иисуса Христа- Пётр согрешил. Посмотрите кино фрагмент и подготовьте ответ на вопросы: Какой грех совершил Пётр? Как он очистился от этого? (слайд 9) Просмотр кино фрагмента «Отречение апостола Петра» и ответы на вопросы: Какой грех совершил Пётр? Как он очистился от этого? 4. Работа с определениями Что такое грех? Что такое совесть? А) Грех от слова гореть Б) Моделирование понятия “совесть»- состав слова В) Работа со словарем. (работают 3 пары детей) 1 Обратимся к словарю С.И.Ожегова. «Грех- это отступление словом, делом и даже помышлением от заповедей Божьих» (слайд 10) 2.Обратимся к словарю В.Н. Даля. «Совесть - внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка, чувство, побуждающее к истине и добру». 3. Обратимся к словарю С.И.Ожегова «Совесть - чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом». (слайд 11) 5. Подберите однокоренные слова. (грешный, добросовестный) | Когда он согрешил. Он заплакал от горького стыда и обновилась его душа. . Грех от слова гореть, горит душа и просыпается совесть. «Грех- это отступление словом, делом и даже помышлением от заповедей Божьих» . «Совесть - внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка, чувство, побуждающее к истине и добру». «Совесть - чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом». | Коммуникативные–участие в контроле и взаимоконтроле. в поиске информации Личностные: уточнение нравственных ценностей. |
7.Реализация построенного проекта | 1.Выборочное чтение.- Найти в учебнике на с 53 и зачитать Какую работу Бог поручил Совести? 2.. Ситуации выбора. «Голос совести». (слайд 12) Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы или показухи, а ради правды, ради долга перед самим собой и Богом. По этому решению люди и будут судить о человеке. Рассмотрим ситуации. Трудно ли вам будет поступить по совести? А) Ситуация первая Вы покупаете в магазине продукты, и продавец по ошибке дает вам со сдачей лишние пятьдесят рублей. Как вы поступите? Б) Ситуация вторая из школьной жизни основанная на реальной истории. Инсценировка Четвероклассники готовились к уроку-спектаклю по сказкам А.С. Пушкина. Дети разбились на творческие группы, выбрали сказку для постановки, раздали роли и организовали репетиции. До урока осталось два дня. Ребята одной из творческих групп ждали на репетицию своего одноклассника Матвея, но его всё не было. А Матвей в это время сидел в раздевалке, раздумывая идти или нет ему в класс, уж очень хотелось погонять мяч во дворе. Он не знал, как быть: с одной стороны одноклассники ждут его на репетицию, а с другой стороны, на улице отличная погода, и доносятся голоса мальчишек. Наконец Матвей встал и решительно зашагал в класс, где уже началась репетиция. Привет! – сказал он ребятам. Извините, что опоздал. Честно признаюсь, хотел удрать на футбол, но понял, что это неправильно! А чего ж не ушёл, учительница что ли заметила и пристыдила? – ответил Максим. Да никто меня не заметил. Мне словно что-то изнутри подсказало, что так будет нехорошо, неправильно! Здорово, когда такой подсказчик есть! – заметила Милена. Вопросы для обсуждения: Вы догадались, кто этот подсказчик? Какие сомнения мучили Матвея? Что удивило Сашу? То есть подсказчик Матвея внутренний, его собственный. Что нужно делать, чтобы слышать «голос» совести? | Работают самостоятельно. Дети высказываются по поводу ситуации (Совесть.) (Пойти на репетицию или играть с ребятами в футбол.) (Что Матвей сам вернулся в класс.) | Личностные- анализ и закрепление новых знаний. Регулятивные- деятельность в игре. Коммуникативные–сотрудничество в поиске и сборе информации.при работе с учебником |
6.Физминутка | (слайд 13). «Честный и нечестный сказочный герой» Кто из перечисленных сказочных героев живёт по совести (хлопать в ладоши 1раз), а кто – нет (машем руками): -Кот Леопольд; -Красная Шапочка; -Кот Базилио и Лиса Алиса;-Маша из сказки «Маша и Медведь»; -Золушка? -Шапокляк; -Крокодил Гена; -Лиса. | Кто из перечисленных сказочных героев живёт по совести (хлопают в ладоши 1раз), а кто – нет (машут руками): | Регулятивные- деятельность в игре. |
7. закрепление с проговариванием во внешней речи. | .Игра «Найди пару». – Ребята, я даю вам предложение, а вы должны найти вариант как можно его заменить . -Поступать вопреки своим убеждениям -Жить честно, справедливо -Делать что-либо хорошо, добросовестно. | . (Поступать против совести). . (Жить по совести). (Делать на совесть) | Регулятивные- деятельность в игре. |
8. Включение в систему знаний | Что делают христиане чтобы очистить свою совесть, душу? Раскаяние обновляет душу при соблюдении определённых правил. Об этом вы узнаете из учебника. Работа в группах. (слайд 14). 1 группа- с 54 – 1 шаг в раскаянии 2 группа – с 55- 2 шаг в раскаянии 3 группа- с 56- 3 шаг в раскаянии | Они приходят в церковь на покаяние. | Познавательные- извлечение необходимой информации. Регулятивные – организация работы. |
9. Работа в группах. Работа с пословицами. | Нужно собрать пословицы на парте лежат начало и окончания пословиц. Вам нужно составить из этих частей пословицы о совести). Проверка по эталону (слайд 15). -Чему учат нас эти пословицы? | – «Без рук, без ног- калека, без совести- полчеловека.», «Кто чистую совесть имеет, тот спокойно спит.», «Говори по делу, живи по совести.» | Коммуникативные–сотрудничество Регулятивные – организация работы |
10. Творческое применение знаний | (слайд 16). 1.Игра «Найди дело противоположное греху» (украл- верни, пожадничал- подари,…) 2.Игра «Кто живёт по совести, а кто нет?» (добрый- злой, честный- лживый, трудолюбивый- ленивый…) 3.Как же пробудить совесть в бессовестном человеке? Как сделать так, чтобы он раскаялся в своем поступке? 4. Игра «Чего нужно стыдиться?» (слайд 17 ) . Чего же, по-вашему, нужно стыдиться в жизни и почему. На интерактивной доске высказывания. Вам надо разделить их на две группы «Стыдно» и «Не стыдно». . Я очень рада, что ваш внутренний судья – совесть –хорошо помог вам различать добро и зло. | 3.– Нужно ему прямо говорить обо всем, критиковать. – Нужно объявить бойкот. – Не подавать руки, не здороваться. – Нужно устроить общественный суд. Физические недостатки Некрасивые поступки Поношенная, но аккуратная одежда Старомодная одежда Непрестижная работа родителей Невежество, необразованность, безграмотность Вульгарная внешность Грубое, бездушное отношение к людям | Регулятивные- деятельность в игре. Познавательные – знаково – символические действия. |
11. Закрепление. Работа с рубрикой «Святые мысли» с 56 | Что нужно делать, чтобы не мучила совесть? (слайд 18 ) Прочитайте слова Святого Серафима Саровского о покаянии. Как вы их понимаете? Как нужно каяться? В начале урока мы сказали, что нужно на исповеди рассказать священнику о своих грехах. Просто рассказать и всё? Все ваши грехи будут так легко сняты? | Делать добрые дела, жить честно, искренне каяться в совершённых грехах Нет , грехи надо осознать, каяться нужно искренне, от всей души. | Познавательные- извлечение необходимой информации. |
12 Домашнее задание | С 51- 57 читать, отвечать на вопросы с 57, Сочинить историю на тему: «Совесть проснулась» (слайд 19 ) | Записывают задание | Регулятивные – организация работы по пройденной теме. Коммуникативные – взаимодействие с родителями |
13 Рефлексия. | . (слайд 20 ) Оцените свою работу на уроке. Те, кто согласен с 1 предположением- « Мне кажется, моя совесть не спит, но разговор был полезным.»- показывают солнце, со 2 – «Наш сегодняшний разговор помог мне осознать, что мне есть, за что просить прощения»- показывают солнце из- за тучки. | Читают предложения, выбирают подходящий вариант и поднимают солнце или солнце за тучкой. | Регулятивные – планирование в модели. Познавательные – знаково – символические действия. Личностные – подведение итогов. |
14 Итог урока. | . И в заключение нашего урока я хотела бы прочитать стихотворение Яны Кузовлевой «Совесть». Совесть. Словно ненаписанная повесть. Всех поступков, помыслов сердец, Нас порою обличает совесть. Это кара или дар Небес? Для кого-то этот голос громок: Слышит он души упрек немой, Совершив проступок или промах – Сразу же теряет свой покой. А другой - уже тот глас не слышит (Он любое зло себе прощал): Что бы ни случилось, ровно дышит Человек, что совесть потерял. Знаем, что она - бывает чистой; А еще способна укорять; И в делах раскаяться и в мыслях (даже тайных) может заставлять. Как маяк дана нам Духом Божьим Совесть, чтоб могли свой видеть путь: Можно - жить по совести, а можно – Навсегда дать совести уснуть. На совестливых людях держится мир и порядок. Так будем же стремиться к образу совестливого человека! | Составляют памятки (слайд 21 ) Портрет совестливого человека Составьте, пожалуйста, словесный собирательный образ совестливого человека. Зачеркните не нужное. 1. Он все делает по совести, стыдится поступать…(нечестно, справедливо.) 2. Это-человек (несправедливый, добросовестный, ответственный. ) 3. Он не совершает поступков …(которые уронят его в глазах других людей, даже тогда, когда уверен, что никто об этом не узнает; добрых) 4. Он не пройдет мимо …(беды, находки, не увильнет трусливо там, где нужно постоять за правду.) 5. Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то (обязательно извиняется, не жалеет об этом) 6. Совесть побуждает человека быть… (добрым, хитрым и справедливым). 7- Человек с чистой совестью совершает (злой,хороший поступок). | Познавательные – составление памятки Личностные – подведение итогов. |