СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока ОРКСЭ на тему «Возникновение религий. Религии мира и их основатели.»

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока ОРКСЭ на тему «Возникновение религий. Религии мира и их основатели.»»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ



Тема урока: «Возникновение религий. Религии мира и их основатели.»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся представления об истории возникновения первых религий, о религиях мира и их основателях.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Дать представление о понятиях «христианство», «ислам», «буддизм», «мусульмане», «нирвана», «халифы».

  2. Познакомить обучающихся с основателями мировых религий, их основными учениями.

Предметные:

  1. Уметь различать понятия «христианство», «ислам», «буддизм», «иудаизм».

2. Знать основателей мировых религий, их основными учениями.

Развивающие:

  1. Развивать способности определять собственное отношение к услышанному, прочитанному и формулировать свою точку зрения.

  2. Развивать умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.

Личностные:

1. Представление образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

2. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.


Воспитательные:

  1. Воспитывать уважительное отношение к разным религиозным культурам и религиозным чувствах других людей.

  2. Воспитывать уважительное отношение к друг другу через работу в парах, группах.

УМК: «Школа России» учебник «ОРКСЭ (ОМРК)» 4 класс, Беглов А.Л. Оборудование: презентация. Раздаточный материал: рабочие листы, картинки, смайлы.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты


Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности
(1-2 мин
)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

Группа словесных методов: беседа




1. Приветствует учащихся. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Эмоционально настраивает класс на урок.

-Доброе утро, ребята! Меня зовут Алина Даниловна, и сегодня я проведу у вас урок «Основы мировых религиозных культур».

- Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.

- Предлагаю установить несколько правил для того, чтоб наш урок прошёл продуктивно и увлекательно. А для того, чтоб узнать, что это за правила, вам необходимо посмотреть на слайд и к каждому началу предложения найти свою концовку. Кто готов начать работу, поднимите правую руку.

- У каждого из вас были хорошие предположения, давайте проверим, правильные ли правила были составлены.

- Отлично! Можем начинать наш урок.

Приветствуют учителя.



















УУКД:

воспринимать и выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения


УУРД:

владеть способами самомотивации и рефлексии

Презентация






Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Группа словесных методов: беседа







1.Актуализирует знания обучающихся.



- Давайте вспомним материал с прошлого урока.

- Какие вы знаете мировые религии?

- Как называется религия, в которой почитается много богов?

- Объясните, что такое пантеон?




- У какого народа возникла вера в Единого Бога?

- А как называется религия иудейцев?

- Знаете ли вы кто был основоположником этой религии?

- Сегодня мы узнаем какие еще были основатели разных религий.


Вспоминают прошлый материал. Отвечают на вопросы учителя.

- Христианство, ислам, буддизм, иудаизм

- Многобожие

- Пантеон – это группа богов, принадлежащих к одной религии или мифологии

- У иудейцев

- Иудаизм

- Патриарх Авраам

УУПД: выявлять причинно-следственные связи; анализировать, систематизировать, интерпретировать информацию


УУКД:

воспринимать и формулировать суждения в соответствии с целями и условиями общения


УУРД:

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии

Презентация














Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф


Группа словесных методов: беседа



Группа наглядных методов: иллюстрация животных



1.Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации.


- Попробуйте предположить тему нашего урока.

- Хорошие предположения. А тема нашего сегодняшнего урока звучит так: «Возникновение религий, религии мира и их основатели».

- Какую цель можно поставить на данный урок?

- А для того, чтоб вам было проще её поставить, давайте воспользуемся словом-помощником со слайда:

- Узнать, как возникли ….

- Познакомиться с …. религий мира.

- У каждого из высказавшихся я услышала хорошую цель на урок.

- Для того, чтоб наш урок был более структурированным, предлагаю составить план:

Познакомиться с…


Узнать…


Выполнить…работу.


Подвести …

- Вы прекрасно справились!

Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении.

- Тема урока : Возникновение религий, религии мира и их основатели.





- Как возникли мировые религии.

- С основателями религий мира.





- Познакомиться с основателями религий мира

- Узнать, какие существуют религии.

- Выполнить самостоятельную работу.

- Подвести итоги.

УУПД: извлекать и интерпретировать информацию.


УУКД:

высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности

общения;


УУПД:

аргументировать свою позицию, мнение.


УУРД: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий.

Презентация



«Открытие» детьми нового знание (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф, П

Группа словесных методов: учебный диалог; работа с книгой



Группа практических методов: рассказ общих признаков


Взаимоконтроль



















1.Организовывает работу обучающихся. Объясняет новый материал.

- Итак, сегодня нам предстоит узнать еще что-то новое, необычное и надеюсь интересное.

- скажите пожалуйста какие есть мировые религии?

- Верно, существуют такие мировое религии, как христианство, ислам и буддизм

- Сейчас мы с вами поговорим о такой религии как христианство.

- Откройте учебник на с.12

- Послушайте меня внимательно и ответьте на вопросы.

Иудеи ждали пророка, который избавит их от всех бед (они назвали его Мессия - помазанник, по-гречески Христос). Поэтому, когда появился проповедник Иисус, некоторые из иудеев последовали за ним, считая, что он и есть обещанный Мессия - Христос.

По преданию, Иисус родился в маленьком городке Вифлеем. Его родителям не хватило места в доме-гостинице, поэтому мать Иисуса, Мария, родила младенца в пещере, которую использовали для содержания скота.

- Ребята, ответьте на вопрос, кто же такой Мессия?

- Запишите определение в своих рабочих листах.

- Где родился Иисус Христос?


- Следующие два абзаца прочитайте в парах, 1 вариант читает 1 абзац, а 2 вариант – второй абзац. На это у вас есть 1 минута

- Попробуйте пересказать в парах своему соседу то, что вы узнали. На это у вас есть 30 секунд.

- Кем считали Иисуса Христа?


- Расскажите мне чему учил людей Иисус Христос?

- Почему между Иисусом и начальниками иудейского народа возник конфликт?






- Какая трагедия случилась?





- А теперь послушайте меня.

Только несколько человек пришли, чтобы снять его безжизненное тело с креста и предать достойному погребению. Среди этих самых верных последователей Иисуса были несколько женщин. Эти женщины вновь пришли к его гробу на третий день после казни. Но здесь их ждало поразительное открытие: гроб оказался пуст. Как верят христиане, Иисус как Сын Божий не был подвластен смерти и воскрес из мёртвых.

Вдохновлённые вестью о воскресении, ученики Иисуса Христа стали рассказывать об этом в Иудее и за её пределами. Скоро вера во Иисуса Христа распространилась во многих странах. Учение о его жизни и воскресении стало называться христианством, а последователи Иисуса — христианами.

- Что случилось после смерти Иисуса?










- Найдите в тексе что же такое христианство?

- Запишите определение в своих рабочих листах.


- Скажите, кто такие христиане?

- Запишите определение в своих рабочих листах.

- Как же начало распространяться христианство?









- Кто был основателем христианства?

- Запишите определение в своих рабочих листах.


- Спасибо за ваши ответы, а теперь давайте узнаем что же такое ислам.

- Прочитайте пожалуйста текст в парах. Первый вариант читает первый абзац, а второй вариант читает 2 абзац. На это у вас есть 40 секунд.

- Попробуйте пересказать в парах своему соседу то, что вы узнали. На это у вас есть 30 секунд.

- Закройте учебники, возьмите свой рабочий лист и отметьте только предложения, которые правдивы.

- На выполнение у вас 40 секунд.

1.Мухаммад родился в городе Мекка

2.Мухаммад жил в богатой обеспеченной семье.

3.Мухаммад стал халифом

- Обменяйтесь в парах и проверьте ответы соседа с образца на слайде.

- Вижу, многие закончили. Обменяйтесь обратно листами.

- Поднимите весёлый смайл если у вас ни одной ошибки.

- А теперь послушайте меня.

Мухаммад призывал людей, которые верили в разных богов, уверовать в Единого Бога. Он считал, что Бог (по-арабски -Аллах) давно отправлял людям своих посланников — и Моисея и Иисуса. Себя он считал последним пророком. По его мнению, Муса (Моисей) и Иса (Иисус) проповедовали ту же религию, что и он, а все вместе они восходят к традиции праотца Ибрахима (Авраама).

Мухаммад сумел объединить разрозненные племена Аравии, а правившие после его преемники - халифы — сумели подчинить земли далеко за пределами Аравийского полуострова. Вместе с арабами религия, которую проповедовал Мухаммад, распространилась по разным странам и континентам.

- Кто такие халифы?

- Запишите определение в своих рабочих листах.

- Кто такой Мухаммад и к чему он призывал людей?

- Прочитайте пожалуйста текст в желтой рамочке. …., прочитай пожалуйста.

Новая религия получила название ислам. У этого слова один корень со словом «мир», и его можно перевести как «смирение перед Богом». Приверженцы ислама стали называться мусульманами. Хотя для нас эти слова звучат непохоже, в арабском языке они однокоренные.

- Скажите, что же такое ислам?

- Запишите определение в своих рабочих листах.

- Кто такие Мусульмане?

- Запишите определение в своих рабочих листах.

- Основатель ислама

- Запишите определение в своих рабочих листах.

- Спасибо за ваши ответы, а теперь давайте узнаем что же такое буддизм

- Послушайте меня внимательно.

Третья мировая религия — буддизм - возникла раньше остальных в далёкой Индии.

По преданию, в давние времена в семье правителя небольшого государства на севере Индии родился мальчик, которого назвали Сиддхартха Гаутама. Царевич жил во дворце в роскоши и без забот. Его родители хотели, чтобы он стал великим государем, и старались именно так его воспитывать.

Мальчик был очень способным и обгонял всех своих сверстников в науках и спорте.

Возмужав, он женился на принцессе, и у него родился сын. Но однажды царевич встретил похоронную процессию и понял, что все люди на земле и сам он смертны; в другой раз он встретил тяжело больного человека и осознал, что любого смертного подстерегают болезни; в третий раз царевич увидел нище-го, просящего подаяние, и осознал мимолётность и призрачность богатства и знатности; и наконец, он увидел мудреца, погружённого в созерцание, и понял, что путь самопознания - единственный к постижению причин страданий и способа избавления от них.

Царевич покинул свой дом и начал скитаться в поисках истины. Как-то он сел под дерево баньяна и дал клятву, что не сойдёт с этого места, пока не достигнет своей цели и не познает истину. И к нему пришло просветление, он постиг четыре благородные истины.

- Как же называется третья мировая религия?

- Где возникла эта религия?

- Расскажите мне как жил Сиддхартха Гаутама?


- Кого встретил наш царевич?


















- Для чего Сиддхартха Гаутама покинул свой дом?

- Прочитай пожалуйста текст в желтой рамочке.

- Сейчас вам нужно в парах заполнить пропуски во 2 задании рабочего листа. На это у вас будет 2 минуты.

Эти ______ состояли в том, что

1) в мире существует _________;

2) существует причина страдания -_________;

3) существует освобождение от стрададний —_________;

4) существует _____, ведущий к освобождению от ___________.

- Обсудите в парах, что у вас получилось. Поднимите руки «домиком» те пары, у которых сошлись ответы. Прочитайте готовый текст.

Отвечают на вопросы учителя.




- Христианство, ислам, буддизм.













Отвечают на вопросы учителя.









- Мессия - помазанник, по-гречески Христос).


- В маленьком городке Вифлеем.







- Божьим Сыном.


- Учил, что люди должны любить Бога и своих ближних.

- Евреи считали, что он должен избавить иудеев от их врагов и притеснителей, что он должен быть храбрым военачальником, а не проповедником.

- Иисуса схватили рядом с Иерусалимом и решили казнить страшной казнью: его распяли на кресте, как делали это с самыми опасными преступника-ми.













Отвечают на вопросы учителя.






- Женщины вновь пришли к его гробу на третий день после казни. Но здесь их ждало поразительное открытие: гроб оказался пуст. Как верят христиане, Иисус как Сын Божий не был подвластен смерти и воскрес из мёртвых.


- Учение о жизни и воскресении Иисуса Христа стало называться христианством

- Последователи Иисуса


- Вдохновлённые вестью о воскресении, ученики Иисуса Христа стали рассказывать об этом в Иудее и за её пределами. Скоро вера во Иисуса Христа распространилась во многих странах.

- Иисус Христос















































- правившие после Мухаммада преемники


- Мухаммад считал себя последним пророком и призывал людей, которые верили в разных богов, уверовать в Единого Бога.








- Религия в которой люди должны уверовать в Единого Бога.

- Приверженцы ислама



- Мухаммад.










































- Буддизм.


- В далёкой Индии

- Во дворце в роскоши и без забот.

- Царевич встретил похоронную процессию и понял, что все люди на земле и сам он смертны; в другой раз он встретил тяжело больного человека и осознал, что любого смертного подстерегают болезни; в третий раз царевич увидел нище-го, просящего подаяние, и осознал мимолётность и призрачность богатства и знатности; и наконец, он увидел мудреца, погружённого в созерцание, и понял, что путь самопознания - единственный к постижению причин страданий и способа избавления от них.

- Для того чтобы найти истину.

Эти истины состояли в том, что

1) в мире существует страдание;

2) существует причина страдания - желания;

3) существует освобождение от страданий — нирвана;

4) существует путь, ведущий к освобождению от страданий.

УУКД: корректно аргументированно высказывать своё мнение.


УУПД: применять базовые логические действия: сравнение.


УУКД: ответственно выполнять свою часть работы.


УУПД: применять базовые логические действия: сравнение.


УУКД: корректно аргументированно высказывать своё мнение.






УУКД: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её решению.


Презентация


Учебник


Рабочий лист

Физминутка (1 мин)




Первичное закрепление (4-5 мин)

Усвоение нового способа действий.

Ф, И

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа практических методов: выполнение заданий в рабочем листе

1. Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний.

- Итак, ребята, посмотрите на экран и назовите основателей мировых религий?

- расскажите мне кто такой Иисус Христос, Будда, Мухаммад?

Выполняют задания на закрепление.


Отвечают на вопросы учителя.






УУПД: представить информацию в разных формах.


УУКД: высказывать своё мнение.

Презентация


Рабочий лист

Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)









Интериоризация нового способа действий





И, П








Группа практических методов: самостоятельная работа


Взаимопроверка

1.Организует самостоятельную работу обучающихся.

- В ваших рабочих листах есть тест. Вам будет даны 3 минуты на его выполнение.

Задание № 4. Самостоятельная работа.

1.Религия в которой люди должны верить в Единого Бога.

Ответ:____________________________________

2.Установите соответствие.

Ислам Иисус Христос

Буддизм Мухаммад

Христианство Будда

3.Цель жизни буддизма.

А) достичь нирваны

Б) обрести спасение

В) заработать хорошую карму

4.Что в переводе с греческого обозначает слово « Христос»

А) помазанник

Б) спаситель

В) Бог

- Время вышло. Обменяйтесь листами со своим соседом. Проверьте работу вашего товарища с ответами на слайде.

- Поднимите весёлый смайл если у вас ни одной ошибки, 1 ошибка и если ошибок больше – поднимите грустный смайлик. В следующий раз у вас всё получится.

Слушают учителя.

Выполняют тест. Оценивают работу друг друга.

УУПД: применять изученный метод познания.


УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности.


УУРД: находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины.

Рабочий лист


Презентация




Включение в систему знаний повторение (7-8 минут).

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление изученного.

Ф, Г

Группа практических методов:

выполнение задания


Внешний контроль


Группа словесных методов: беседа

1.Организует закрепление ранее изученного материала.

- Сейчас мы поработаем в группах по 4 человека. Вспомним правила работы в группе.

- У каждой группы есть план анализа иллюстрации из учебника и название той иллюстрации, которую вам нужно проанализировать.

У нас получится 4 группы по 4 человека и 2 группы по 5 человек. Ответьте на вопросы по плану, на это у вас будет 2 минуты.

План анализа:

1. Что изображено на иллюстрации?

2. Какую основную мысль несёт в себе иллюстрация?

3. Как иллюстрации связана с темой урока?

- Поднимите Весёлый смайл те, кто успешно справился с этим заданием.

- Теперь, грустный смайл те у кого возникали трудности.

- И кому было сложно проводить анализ и работать в группе.

Выполняют задание.














Ответы обучающихся.

УУКД: воспринимать и формулировать суждения.


УУКД: корректно аргументированно высказывать своё мнение.

Презентация



Рефлексия деятельности

(5 мин)










Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения коррекции выявленных ошибок


Формирование способности к осуществлению контрольной функции

Ф


Группа словесных методов: беседа



Группа наглядных методов: показ смайлов




1. Организует работу по рефлексии и самооценке деятельности обучающихся на уроке.

- Наш урок подходит к концу. Давайте с вами подведём итоги.

- Как называлась тема сегодняшнего урока?


- Вспомните цель, которую вы поставили себе на сегодняшний урок. Поднимите правую руку, если считаете, что смогли достичь данную цель.

- Что вы можете рассказать членам своей семьи о возникновении мировых религий?

- Что вам особенно запомнилось из прочитаного текста и изученного на уроке?

- А теперь на лесенке успеха в своих рабочих листах нарисуйте себя на той ступеньке, которая лучше описывает вашу работу на уроке.

1. Я усвоил материал и успешно справился с заданиями.

2. Я усвоил материал, но при выполнении заданий возникли трудности.

3. Я не усвоил материал и не справился с заданиями.

- Спасибо за урок!

- Желаю вам продуктивного дня!

Анализируют свою деятельность и деятельность группы по достижению цели.


- Возникновение религий. Религии мира и их основатели.

УУКД:

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению

и координировать свои действия с другими членами команды

УУРД:

давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения.


Презентация