Разработала: учитель начальных классов
МАОУ Домодедовской СОШ №2
Микеладзе Вера Алексеевна
Тема урока: «Любовь к ближнему»
модуль «Основы православной культуры»
комплексного учебного курса «ОРКиСЭ»
Цель урока: сформировать православные представления о любви к ближнему
Планируемые результаты:
Личные:
Формирование способности к самовоспитанию с позиций православной культуры
Предметные:
Представление о любви и уважении к Отечеству.
Знание, понимание слов: любовь, уважение, родина, Отечество.
Воспитывающая:
Умение работать в группах в роли лидера и простого участника группы
Умение осуществлять самоконтроль и контроль результатов работы партнёров
Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения
Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования других точек зрения, осознанность поведения и самоконтроля.
Ход урока
I.Организационный момент
Начать наш урок н бы хотелось со следующих строк:
Давайте станем чуть добрее,
Не будем злиться на других.
Жить с добрым сердцем веселее.
Ценить друзей, любить родных.
Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь и пожелайте то, что бы вы хотели пожелать на сегодняшний урок своему товарищу. Я вам тоже желаю новых открытий и удачной работы на уроке.
II.Актуализация знаний
На доске изображения:
Что отображают эти картинки? (заповеди)
Что такое заповеди? (Законы (правила) жизни)
Сколько их? (10)
Кто их дал людям? Где это произошло и как? (На горе Синай. Бог дал Моисею заповеди, которые он вынес к народу.)
Для чего нужны заповеди? (Они нужны для того, чтобы у людей было ясное основание, по которому можно различать добро и зло)
Давайте вспомним заповеди по рисункам?
(1 рис- Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
2 рис- Не убивай.
3 рис - Не кради.
4 рис - Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.)
Каких заповедей не хватает? (дети перечисляют)
III.Самоопределение к деятельности
Давайте вспомни, на какие две группы можно разделить заповеди? (первая группа об отношении человека к Богу, вторая группа для воспитания человека и отношении его к другим людям)
К какой группе можно отнести те рисунки, которые мы видим? (ко второй группе)
Каких заповедей не хватает? (Не прелюбодействуй. Не желай дома ближнего твоего.)
Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (об отношении к другим людям)
Верно, тема нашего урока «Любовь к ближнему».
Как вы думаете, на какие вопросы мы ответим в течении нашего урока? (1-кого мы называем ближним; 2-что означает относится с любовью)
Молодцы.
IV.Открытие нового знания.
Бог дал людям заповеди, которые записаны в Библии и сказал:
«ИСПОЛНИ ЭТИ ПРАВИЛА И БУДЕШЬ СЧАСТЛИВЫМ!» (на слайде)
Однажды его спросили, а какая самая главная среди заповедей.
Как вы думаете, что ответил Иисус Христос? (ответы детей)
Он сказал: важнее всего любовь к Богу и к человеку. «Люби ближнего как самого себя».
И тогда Ему задали непростой вопрос: «А кто мой ближний?».
Христос же на заданный ему вопрос ответил притчей о добром самарянине. Давайте посмотрим видео-притчу.
https://www.youtube.com/watch?v=qBhx9whMtVU
Кто же такой добрый самарянин? (Добрый самарянин – незнакомец, чужак, который пришёл на помощь.)
А кто ближний? (Ближний – тот, кто нуждается в твоей помощи.) Запишите себе в тетрадь.
Что же означает притча Христа?
Найдите ответ на этот вопрос в учебнике на стр. 43.
V.Первичное закрепление полученных знаний
Вот мы с вами и ответили на вопрос, кого в православии называют ближним.
А вот в чем заключается слово «любовь» нам остается выяснить.
Прослушайте текст:
Любовь в нашей жизни бывает разной. Она бывает радостной и счастливой, и тогда наше лицо просто светится от счастья при встрече с любимым человеком. Но порой бывает любовь со слезами на глазах. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Именно любовь подсказывает нам, что чужой беды не бывает! Иногда бывает, что человек был тебе не знаком, но ты узнаешь о его горе - и не можешь остаться равнодушным.
Одни из самых важных слов на свете - слово милосердие и сострадание.
Так в чем же заключается значение фразы относиться с любовью к ближнему? (то есть с милосердием и состраданием)
Как вы понимаете одно из самых красивых слов на свете - слово «милосердие»? От каких слов оно образовалось? (Милое сердце.)
Что значит милое сердце? (Доброе, жалостливое, сострадающее.)
Работа в парах со словарем
У вас на партах лежат словари, давайте обратимся к ним. И найдем толкование слова «милосердие»
В толковом словаре С.И. Ожегова: «Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия».
А вы бываете милосердны? Часто? Вспомните случаи из своей жизни, когда к вам были милосердны.
Предлагаю поиграть в игру «Добрые дела». Для этого нужно передавать друг другу сердечко и назвать добрые дела, которые совершали.
Молодцы! Я очень рада, что в нашем классе много ребят, которые совершают действительно милосердные поступки.
VI.Физминутка
VII.Работа по теме урока.
Одно из дел милосердия – милостыня.
А как вы себе представляете, что такое милостыня? (ответы детей)
Давайте проверим ваши предположения, прочитаем, как описывает милостыню великий русский историк.
А вы сами когда-нибудь подавали милостыню?
Какие чувства вы испытывали при этом?
Ребята, это здорово, что вы испытывали радость от того, что вы помогли другому человеку.
Христос говорил: «Всякому просящему у тебя – дай».
А святой Дорофей пояснял: «Когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведённого твоим поступком. Остальное добро ты принёс самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее.»
Но вы можете сказать, что у детей ещё денег нет. Как вы думаете, что можете сделать, пожертвовать вы? (ответы детей)
Помните удивительное свойство души: чем больше мы отдаем добра другим, тем больше получаем его.
VIII.Закрепление полученных знаний
А сейчас давайте поиграем.
«Цветок милосердия»
Давайте сформулируем, какими качествами должен обладать милосердный человек.
На лепестках пишем качества и прикрепляем на доску.
Народ сложил много пословиц, поговорок о добрых поступках и делах.
Давайте вспомним некоторые из них.
Задание: собрать пословицы, выбрать одну из них и в группе раскрыть ее значение.
Работа в группах.
Учись доброму добро и делай.
Истинное добро добром и платят.
Сделаешь худо не жди добра.
Добро желаешь худое на ум не пойдёт
Добрый человек добру и учит.
За добро всегда просто.
Добро творить – себя веселить.
Живи для людей, поживут люди для тебя.
С добрым жить хорошо.
Вместе проверяем правильность составленных пословиц. Выслушиваем представителя от групп.
IX.Подведение итогов.
О чём мы сегодня с вами говорили?
Какую цель ставили на уроке? Достигли ли мы этой цели?
Кого мы называем ближним?
Что значит проявлять любовь к ближнему?
Для того, чтобы подвести итоги, дополним строки стихотворения.
Если ближний замерз - согрей,
Если он неодет - одень
Если голоден - накорми
Если жаждет он - напои.
Если он скорбит - утешай,
Заболеет он - навещай.
Жизнь тебе Господь подарил,
Для того, чтоб ты всех любил.
IX.Рефлексия.
А в конце урока мы украсим наше Дерево настроения (нарисовано на ватмане) нашими сердечками. На сердечках нарисуйте свои эмоции, которые получили на уроке. Ребята, вы сегодня замечательно работали, я вами очень довольна. Вы молодцы!