СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока. «Основные методы решения показательных неравенств».

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: алгебра и начала математического анализа

Уровень образования: углубленный

Тема: «Основные методы решения показательных неравенств».

Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний

Участники: обучающиеся 11 класса

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока. «Основные методы решения показательных неравенств».»

Технологическая карта урока

Учитель математики МОУ СОШ №2 г.Буя Филиппова Наталия Анатольевна, первая квалификационная категория

Предмет: алгебра и начала математического анализа

Уровень образования: углубленный

Тема: «Основные методы решения показательных неравенств».

Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний

Участники: обучающиеся 11 класса

Цель: Систематизация предметных знаний, универсальных учебных действий (решение предметных задач) по теме «Показательные неравенства».


Задачи:

  1. Повторение и систематизация способов решения показательных неравенств, закрепление навыков решения показательных неравенств различными методами.

  2. Способствовать развитию навыков самоконтроля, самостоятельного применения знаний , устной и письменной математической речи при поиске решения поставленной проблемы

  3. Развитие речь учащихся, их память и способность логически мыслить, анализировать полученные знания; развивать внимание и целеустремленность; укреплять интерес к математике.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Планируемый результат обучения: Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД

Познавательные УУД:

-систематизировать и обобщить знания по теме «Показательные неравенства»

- применять теоретические знания при выполнении практических заданий, выполнение приемов устных и письменных вычислений

–анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

– строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

–уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.



Коммуникативные УУД:

- воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.

– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);

– отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

– в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;

– учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

– понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы)

– уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.


Регулятивные УУД:

- самостоятельно определять цель учебной деятельности, формулировать тему урока, понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания;

- контролировать свои действия в процессе его выполнения;

- обнаруживать и исправлять ошибки;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения, в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Личностные УУД:

- формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний, независимость и критичность мышления, воля и настойчивость в достижении цели.

Ресурсы: слайдовая презентация, проектор, компьютер, индивидуальные листы с заданиями, тесты в 2-х вариантах.

Технологическая карта урока.

«Основные методы решения показательных неравенств».

Этапы урока.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы организации урока.

УУД

I. Организационный этап


Определение потребностей и мотивов.



II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся


a) Постановка цели урока перед учащимися.

(На доске вывешены карточки с опорными словами “повторить”, “обобщить”, “развивать”)






б) Повторение пройденного материала. Самоопределение к деятельности.

Определяет готовность учащихся. Сосредотачивает внимание учащихся



- Здравствуйте, ребята, садитесь. Начнём урок с просмотра необычного слайда. Итак, внимание на экран.

- Что интересного вы заметили?

- Вы сразу разглядели все образы? Что нужно было для этого сделать?

Умение всматриваться, видеть несколько образов, а переводя на язык математики способность анализировать структуру и предлагать различные способы решения как никогда пригодится вам сегодня на уроке


- Эпиграфом нашего урока будут слова китайской мудрости: «Я слышу-я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю- я успеваю» (Слайд 2)

Начнём урок с задачи с физическим содержанием

- Как решается эта задача?

Отвлечёмся от биологического процесса органического роста и запишем задачу на языке математики.

Чтобы вычислить множество значений t что надо уметь решать?

Итак, ребята, как вы думаете, какова же тема сегодняшнего урока?

Учитель: Какова же цель нашего урока? Сформулируйте и обоснуйте свои цели, используя опорные слова.


Включаются в деловой ритм урока.

Ставят личные цели к уроку математики.




















- Скрыто несколько образов.

-Внимательно вглядеться и рассмотреть изображение.























1000 ≥ 25∙ (1,2)t



-надо уметь решать показательные неравенства.

Дети формулируют тему урока.

Дети формулируют цели урока.

Личностные:

самоопределение,

формирование учебной мотивации.

Регулятивные УУД: самостоятельно определять цель учебной деятельности, формулировать тему урока, понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания; планирование, прогнозирование



Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.








Познавательные: умение работать с информацией (поиск, анализ её достоверности)

III.Актуализация знаний учащихся.


















-Ребята давайте повторим теоретический материал по данной теме:

Теоретический материал (устно).

1. Дайте определение показательной функции.

2. Какова область определения показательной функции?

3. Какова область значения показательной функции ?

4. В каком случае показательная функция является возрастающей?

5. В каком случае функция показательная является убывающей?

7. Назовите методы решения показательных уравнений.



Организует самостоятельную работу; организует самопроверку учащимися своих работ по ответам с фиксацией полученных результатов(приложение №1)


Ученики отвечают на вопросы учителя:



-

- Область определения – R (множество действительных чисел).

- Множество значений – множество всех положительных чисел.

-Показательная функция  является возрастающей на множестве всех действительных чисел, если  1, и убывающей, если 0

- 1. Сведение к одному основанию.

2.Вынесение общего множителя за скобки.

3Метод введения новой переменной.

Выполняют тест с самопроверкой и выставляют себе отметки.

Познавательные:

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, осознанное построение речевого высказывания.


Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.


Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация


Личностные:

самоопределение

IV.Обобщение и систематизация знаний.


Организация познавательной деятельности


Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).


Установление правильности и осознанности изучения темы.

Выявление пробелов изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий


- Итак , какие основные методы решения показательных неравенств мы изучили.





- Что нужно учитывать при решении показательных неравенств

К доске вызываются 3-е учащихся , для решения неравенств:

  1. 3х 0

  2. 3х+2 – 3х+1 + 3х ≤ 21

Пока решают у доски неравенства, все остальные работают со слайдом «Найди ошибку» слайд 7,8

- 1. Сведение к одному основанию.

2.Вынесение общего множителя за скобки.

3Метод введения новой переменной.


- Монотонность функции
















Находят ошибку в решении.


V. Применение знаний и умений в новой ситуации

Работа в парах по карточкам с разноуровневыми заданиями:

Базовый уровень

Высокий уровень

Повышенный уровень



Опрос по решению неравенств:

- Как решается неравенство базового уровня?

-Как решается неравенство высокого уровня?

-Как решается неравенство повышенного уровня?

Для решения неравенства повышенного уровня необходимо знать метод рационализации. В чем же он заключается?

Давайте решим неравенство повышенного уровня с помощью метода рационализации

Решают одно задание из карточки















Отвечают на вопросы











Сообщение ученика «Теоретические основы метода рационализации».

Решают в месте с учителем

Познавательные:

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, осознанное построение речевого высказывания




Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.


Коммуникативные: выражение свих мыслей, аргументация своего мнения.

Физкультминутка

Обратите внимание на слайд:

Показательные функции возрастают когда….

Убывают …..

Слайд 12


Основание больше единицы

Основание меньше единицы, но больше нуля




VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.




Организация индивидуального контроля.

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин


- Где нам пригодятся полученные знания по данной теме?

- В ЕГЭ 2025 года показательные неравенства встречаются в 15 задании профильного уровня и в 17 задании базового уровня.

Ребята ,которые планирую сдавать ЕГЭ базового уровня решают задания самостоятельно по карточкам. А ребята сдающие профильный уровень решают задания на доске ( совместно с учителем) слайд 14,15

- При сдаче ЕГЭ







Приступают к решению



1 обучающийся у доски



Коммуникативные: постановка вопросов отвечающим у доски, инициативное сотрудничество; учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.


Познавательные:

самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений;


Регулятивные: планировать, контролировать свои действия в процессе выполнения задания;

обнаруживать и исправлять ошибки;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения, в диалоге с товарищами, учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии

V. Подведение итогов урока.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

Какую тему мы сегодня изучали?

Какие задачи мы сегодня ставили?

Наши задачи выполнены?

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

Соотносят цели урока с результатами урока

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

VI. Информация о домашнем задании.

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Задает домашнее задание (по уровню экзамена)

Производят выбор домашнего задания, сдают результаты тестирования учителю

Личностные: самоопределение, формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, независимость и критичность мышления, воля и настойчивость в достижении цели.

VII. Рефлексия.

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

Выбрать точку на графике показательной функции, соответствующую уровню полученных знаний сегодня на уроке

Слайд 16,17


Мы здорово потрудились. Большое спасибо за урок!

Высказывают свое мнение об уроке

Коммуникативные: аргументация своего мнения, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления;

отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;

понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы)

уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.


Познавательные: рефлексия способ и условий действия, контроль и оценка процессов результата деятельности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха.