Технологическая карта урока
Учитель математики МОУ СОШ №2 г.Буя Филиппова Наталия Анатольевна, первая квалификационная категория
Предмет: алгебра и начала математического анализа
Уровень образования: углубленный
Тема: «Основные методы решения показательных неравенств».
Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний
Участники: обучающиеся 11 класса
Цель: Систематизация предметных знаний, универсальных учебных действий (решение предметных задач) по теме «Показательные неравенства».
Задачи:
Повторение и систематизация способов решения показательных неравенств, закрепление навыков решения показательных неравенств различными методами.
Способствовать развитию навыков самоконтроля, самостоятельного применения знаний , устной и письменной математической речи при поиске решения поставленной проблемы
Развитие речь учащихся, их память и способность логически мыслить, анализировать полученные знания; развивать внимание и целеустремленность; укреплять интерес к математике.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Планируемый результат обучения: Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД
Познавательные УУД:
-систематизировать и обобщить знания по теме «Показательные неравенства»
- применять теоретические знания при выполнении практических заданий, выполнение приемов устных и письменных вычислений
–анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
– строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
–уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
- воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.
– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
– отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
– в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
– учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
– понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы)
– уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Регулятивные УУД:
- самостоятельно определять цель учебной деятельности, формулировать тему урока, понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания;
- контролировать свои действия в процессе его выполнения;
- обнаруживать и исправлять ошибки;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения, в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Личностные УУД:
- формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний, независимость и критичность мышления, воля и настойчивость в достижении цели.
Ресурсы: слайдовая презентация, проектор, компьютер, индивидуальные листы с заданиями, тесты в 2-х вариантах.
Технологическая карта урока.
«Основные методы решения показательных неравенств».
Этапы урока. | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся Формы организации урока. | УУД |
I. Организационный этап Определение потребностей и мотивов. II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся a) Постановка цели урока перед учащимися. (На доске вывешены карточки с опорными словами “повторить”, “обобщить”, “развивать”) б) Повторение пройденного материала. Самоопределение к деятельности. | Определяет готовность учащихся. Сосредотачивает внимание учащихся - Здравствуйте, ребята, садитесь. Начнём урок с просмотра необычного слайда. Итак, внимание на экран. - Что интересного вы заметили? - Вы сразу разглядели все образы? Что нужно было для этого сделать? Умение всматриваться, видеть несколько образов, а переводя на язык математики способность анализировать структуру и предлагать различные способы решения как никогда пригодится вам сегодня на уроке - Эпиграфом нашего урока будут слова китайской мудрости: «Я слышу-я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю- я успеваю» (Слайд 2) Начнём урок с задачи с физическим содержанием - Как решается эта задача? Отвлечёмся от биологического процесса органического роста и запишем задачу на языке математики. Чтобы вычислить множество значений t что надо уметь решать? Итак, ребята, как вы думаете, какова же тема сегодняшнего урока? Учитель: Какова же цель нашего урока? Сформулируйте и обоснуйте свои цели, используя опорные слова. | Включаются в деловой ритм урока. Ставят личные цели к уроку математики. - Скрыто несколько образов. -Внимательно вглядеться и рассмотреть изображение. 1000 ≥ 25∙ (1,2)t -надо уметь решать показательные неравенства. Дети формулируют тему урока. Дети формулируют цели урока. | Личностные: самоопределение, формирование учебной мотивации. Регулятивные УУД: самостоятельно определять цель учебной деятельности, формулировать тему урока, понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания; планирование, прогнозирование Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: умение работать с информацией (поиск, анализ её достоверности) |
III.Актуализация знаний учащихся. | -Ребята давайте повторим теоретический материал по данной теме: Теоретический материал (устно). 1. Дайте определение показательной функции. 2. Какова область определения показательной функции? 3. Какова область значения показательной функции ? 4. В каком случае показательная функция является возрастающей? 5. В каком случае функция показательная является убывающей? 7. Назовите методы решения показательных уравнений. Организует самостоятельную работу; организует самопроверку учащимися своих работ по ответам с фиксацией полученных результатов(приложение №1) | Ученики отвечают на вопросы учителя: - - Область определения – R (множество действительных чисел). - Множество значений – множество всех положительных чисел. -Показательная функция является возрастающей на множестве всех действительных чисел, если 1, и убывающей, если 0 - 1. Сведение к одному основанию. 2.Вынесение общего множителя за скобки. 3Метод введения новой переменной. Выполняют тест с самопроверкой и выставляют себе отметки. | Познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, осознанное построение речевого высказывания. Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация Личностные: самоопределение |
IV.Обобщение и систематизация знаний. Организация познавательной деятельности Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы). Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий | - Итак , какие основные методы решения показательных неравенств мы изучили. - Что нужно учитывать при решении показательных неравенств К доске вызываются 3-е учащихся , для решения неравенств: 3х 0 3х+2 – 3х+1 + 3х ≤ 21 Пока решают у доски неравенства, все остальные работают со слайдом «Найди ошибку» слайд 7,8 | - 1. Сведение к одному основанию. 2.Вынесение общего множителя за скобки. 3Метод введения новой переменной. - Монотонность функции Находят ошибку в решении. | |
V. Применение знаний и умений в новой ситуации | Работа в парах по карточкам с разноуровневыми заданиями: Базовый уровень | | Высокий уровень | | Повышенный уровень | | Опрос по решению неравенств: - Как решается неравенство базового уровня? -Как решается неравенство высокого уровня? -Как решается неравенство повышенного уровня? Для решения неравенства повышенного уровня необходимо знать метод рационализации. В чем же он заключается? Давайте решим неравенство повышенного уровня с помощью метода рационализации | Решают одно задание из карточки Отвечают на вопросы Сообщение ученика «Теоретические основы метода рационализации». Решают в месте с учителем | Познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, осознанное построение речевого высказывания Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражение свих мыслей, аргументация своего мнения. |
Физкультминутка | Обратите внимание на слайд: Показательные функции возрастают когда…. Убывают ….. Слайд 12 | Основание больше единицы Основание меньше единицы, но больше нуля | |
VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Организация индивидуального контроля. Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин | - Где нам пригодятся полученные знания по данной теме? - В ЕГЭ 2025 года показательные неравенства встречаются в 15 задании профильного уровня и в 17 задании базового уровня. Ребята ,которые планирую сдавать ЕГЭ базового уровня решают задания самостоятельно по карточкам. А ребята сдающие профильный уровень решают задания на доске ( совместно с учителем) слайд 14,15 | - При сдаче ЕГЭ Приступают к решению 1 обучающийся у доски | Коммуникативные: постановка вопросов отвечающим у доски, инициативное сотрудничество; учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; Регулятивные: планировать, контролировать свои действия в процессе выполнения задания; обнаруживать и исправлять ошибки; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения, в диалоге с товарищами, учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии |
V. Подведение итогов урока. Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых | Какую тему мы сегодня изучали? Какие задачи мы сегодня ставили? Наши задачи выполнены? | Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу Соотносят цели урока с результатами урока | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
VI. Информация о домашнем задании. Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Задает домашнее задание (по уровню экзамена) | Производят выбор домашнего задания, сдают результаты тестирования учителю | Личностные: самоопределение, формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, независимость и критичность мышления, воля и настойчивость в достижении цели. |
VII. Рефлексия. Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. | Выбрать точку на графике показательной функции, соответствующую уровню полученных знаний сегодня на уроке Слайд 16,17 Мы здорово потрудились. Большое спасибо за урок! | Высказывают свое мнение об уроке | Коммуникативные: аргументация своего мнения, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления; отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы; понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы) уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Познавательные: рефлексия способ и условий действия, контроль и оценка процессов результата деятельности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха. |