СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока основы православной культуры по теме «Монастырь» 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока основы православной культуры по теме «Монастырь» 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока основы православной культуры по теме «Монастырь» 4 класс»

Класс, предмет: 4 «В», ОПК

Тема: «Монастырь»

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: формирование представлений о православном монашестве, о роли монастырей в православной религиозной культуре, как о стержне духовности.

Задачи:

Дидактические:

- актуализировать знания о Таинствах Причастия;

- содействовать усвоению знаний обучающимися первоначальных представлений о православном монастыре и его обитателях;

- формировать умение рассуждать о православных монастырях, монашеской жизни, обетах монашества;

Развивающие:

- развивать мышление и речь, умение обобщать, делать выводы, обогащать словарный запас;

Воспитательные:

- воспитывать уважение к людям, выбравшим монашеский путь; интерес к изучению предмета.

Планируемые результаты

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

Л1: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Л2: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

Л3: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

РУУД:

Р1: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

Р2: формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

ПУУД:

П1: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

КУУД:

К1: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Обучающийся научится:

- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

- осознание ценности человеческой жизни

Межпредметные связи: литературное чтение

Оснащение урока: учебник А. В. Кураев «Основы православной культуры» 4 класс, презентация, раздаточный материал







































Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Методы

1. Мотивация к учебной деятельности

Приветствует учеников, представляется и настраивает на урок.

- Здравствуйте, меня зовут Дарья Алексеевна, и урок основы православной культуры сегодня проведу у вас я.

- Наш урок мы начнём с пожеланий друг – другу любви, здоровья и добра. Я надеюсь, что сегодня на уроке все будут активными участниками. Думаю, что настроение у вас хорошее.

«Я слышу - я забываю,

Я вижу - я запоминаю,

Я делаю - я понимаю»

- гласит китайская пословица. Сегодня на уроке мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать.




Приветствуют учителя, настраиваются на урок.




Принимают эмоциональную установку учителя.





Слушают учителя.







Л1: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;








Формирование готовности восприятия учебного материала

2. Актуализация опорных знаний

Актуализирует знания детей по прошлой теме урока.

- Ребята, закройте, пожалуйста, глаза! Прислушайтесь!

Включает звуки колокольного звона.

- Теперь вы можете открыть глаза.

- Где могут звучать колокола?




- К чему он нас призывает?


- Какую тему вы изучали на прошлом уроке?

- Как называется главное богослужение в церкви?



- В чем главное назначение церкви?




Закрывают глаза, слушают колокольный звон.

Открывают глаза.

- Мы можем услышать колокола в Храме, в Церкви, в Кремле, на колокольне, в монастырях


- Он призывают верующих прийти на службу, помолиться.

- Таинство Причастия


- Литургия - есть самое важное Богослужение в храме, во время которого совершается Святейшее Таинство Причастия

- Спасти всех людей от греха и привести в Царство Божие




К1: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;





Повторение










Беседа

3. Организация познавательной деятельности

3.1. Целеполагание

Подводит к определению темы и цели урока.

- Ребята, чтобы узнать тему нашего урока, внимательно послушайте стихотворение Светланы Вольной.

В густой листве затерян монастырь,
Над ним лишь небо да, как вата, облака.
Вокруг полей российских гладь и ширь,
А вдалеке виднеется река.
Святой источник спрятан средь берез,
Лишь только ветер шелестит листвой.
Блуждаем в царстве собственных мы грез,
Боясь спугнуть волнующий покой.
Прозрачен воздух, ярка неба синь,
А вдалеке виднеется река.
В густой листве затерян монастырь,
Над ним не властны время и века.

- О чём это стихотворение?

- Что изображено на фотографии?

- Кто догадался, какая у нас тема урока?

- Что вы хотите узнать сегодня на уроке?

- Сегодня на уроке мы узнаем с вами что такое «монастырь», кто такие «монахи», как они выглядят, как становятся монахами, как выглядят монастыри, какие известные люди есть среди монахов.




Слушают учителя.






Слушают стихотворение и определяют тему урока.














Высказывают свои предположения.

- Монастырь


- Тема урока: «Монастырь»

- О монастыре, кто живёт в монастыре и т.д



Слушают учителя.




П1: овладение логическими действиями анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;











Р1: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;





Проблемная ситуация






















Иллюстрация



Подводящий диалог






3.2. Открытие нового знания

Организует открытие нового знания детьми.

- Монастырь – это обитель, где живут люди посвятившие свою жизнь служению Богу. Монастырь – это особый мир, там свои законы и правила. Монастыри бывают женские и мужские. Монастыри считаются самыми святыми местами на земле. Туда приезжают люди, чтобы поклониться святыням, очистить свою душу. А некоторые люди связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре совершать свой подвиг благочестия.

- Как зовут людей, которые живут в монастыре?

- Вы знаете кто такие монахи?

- Откройте учебники на с. 80 и прочитайте определение, кого называют монахом (монахиней).



- Слово «монах», происходит от греческого слова «монос» - один. Первые христианские монахи появились в конце 13 века. Монахами становятся люди, которые решили посвятить свою жизнь служению Богу, для которых главным призванием в жизни является всегда быть с Богом. Первым христианским монахом был Антоний Великий.

- У монахов есть главное правило их жизни. Хотите его узнать?

- Тогда внимательно послушайте притчу.

«Однажды один монах перевозил на лодке человека через реку. На веслах монаха было написано: "Молись" на одном и "Трудись" на другом.

-Да, трудиться нужно, - рассуждал человек, глядя на весла, - а вот молиться, так ли это необходимо?

Ничего не ответил ему монах, но положил на дно лодки весло с надписью: "Молись" и продолжал грести только одним веслом, и лодка закружилась на месте»

- Так какое правило жизни монахов вы узнали из притчи?

- Утро монахов начинается рано, иногда даже в 3-4 часа они совершают утреннюю молитву. Прием пищи происходит 2 раза в день. В перерывах между молитвами монах усердно трудится, выполняет послушания, работает на полях, на огородах, в монастырской кухне ремонтирует здание монастыря.

- Можно ли по внешнему виду отличить монаха от обычных мирян?

- Как одеваются монахи?

-Да, ребята, монахи одеты по-особенному. Давайте создадим словесный портрет монаха, используя текст учебника на с. 81 в рамочке и презентацию.


- Посмотрите внимательно на внешность, лицо монаха. Как бы вы его описали?

- А как вы думаете, монахом стать трудно?

- Стать монахом непросто, для этого он проходит определённые этапы жизни в монастыре.

- Откройте с. 81 - 82 учебника и найдите этапы жизни в монастыре.

- Так какие этапы жизни в монастыре мы можем отметить?

- Что же такое послушание?









- А что значит монашеский обет?



- А что означает постриг монаха?




- При постриге монах получает новое имя. Для него начинается новая совсем другая жизнь.






Слушают объяснение учителя.











- Монахи

Высказывают свои предположения.

Открывают учебник и читают определение.

Монах (монахиня) – это человек, который по своим религиозным убеждениям решил жить без семьи.



Слушают объяснения учителя.









- Да, хотим







Внимательно слушают притчу.











- «Трудись и молись»






Слушают учителя.





- Да

Высказывают свои предположения

Читают текст в рамочке на с. 81

- Монашеское обличие: клобук – головной убор, который носят монахи; мантия – облачение, окутывающее всё тело; чётки – бусинки – узелки; пояс

- Лицо и внешность монаха излучает спокойствие, незлобивость, смирение, веру


- Да


Читают страницы учебника и называют этапы жизни в монастыре.

- Послушание, монашеский обет, постриг, получение нового имени.


- Послушание (это обязанность, в монастыре каждый несёт своё послушание). Сначала человек должен стать просто послушником, чтобы пожить в монастыре, посмотреть на образ жизни монахов.

- Монах обещает жить в послушании, безбрачии и без личных вещей.

- Постриг монаха – это специальный обряд (с головы монаха состригают несколько прядей волос, что означает – отдать себя в слуги к Христу).

Слушают объяснение учителя.



Л2: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;






Л3: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;












П1: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;






К1: готовность слушать собеседника и вести диалог;









П1: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;



Л2: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;




Р1: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;






Рассказ




Иллюстрация






Беседа



Работа с учебником




Объяснение







Иллюстрация




Диалог






Художественное слово









Диалог





Рассказ


Иллюстрация










Работа с учебником




Иллюстрация


Беседа








Работа с учебником



Диалог








Диалог





Пояснение

3.3. Первичное закрепление

































Физминутка

Организует первичное закрепление новой темы.

- Ребята, как вы думаете какие черты характера воспитываются в монастыре?


- Такие черты мы ценим и в светских людях, но не всегда мы можем быть образцовыми, часто ссоримся из-за пустяков, обижаемся. В монашеской жизни все несколько иначе. Вот такие люди – монахи, особенные, прощают и любят. Но для нас, мирских людей, такое качество, как терпимость, тоже нужно и ценно.

- Сейчас я предлагаю вам выполнить следующее задание. Я буду называть вам качества человека, если вы услышите, то качество, которое относится к монаху, то поднимаете злёную карточку, а если услышите качество, которое не относится к монаху – красную карточку.

(Честность, лень, жадность, трудолюбие, бескорыстность, зависть, подлость, эгоизм, хвастовство, вежливость, грубость, смирение, грубость, лживость, терпимость, вредность, скупость, скромность).

Организует выполнение физкультминутки.

- А теперь мы с вами отдохнём и разомнёмся, и выполним необычную физминутку. Я буду называть вам части монашеского обличия, а вы движениями показываете, где они находятся.

- Покажите где носят клобук, пояс, мантию, чётки, (руки к голове, руки на пояс, руки к плечам, хлопок) монастырь (посмотрите по сторонам).




Отвечают на вопрос учителя.

- Терпимость, смирение, милосердие.




Слушают объяснение учителя.









Выполняют соответствующие действия с карточками.
















Слушают объяснение учителя.





Выполняют действия, соответствующие словам.




П1: овладение логическими действиями отнесения к известным понятиям;



Л2: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;













П1: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,




Беседа















Игровой метод

















Игровой метод

3.4. Самостоятельная работа

Организует самостоятельную работу детей.

- Я предлагаю вам поработать самостоятельно. У каждого на рабочем столе лежит тест. В каждом вопросе только один правильный вариант ответа. Если задание понятно, можете приступать к работе. (Приложение)

- Я вижу, что все уже выполни работу. Предлагаю проверить ваши ответы по эталону на слайде.






- Поднимите руки, те, кто не допустили ни одной ошибки; поднимите руки те, кто допустили 1 - 2 ошибки.

- Я очень рада, что вы все отлично справились с самостоятельной работой и не допустили ни одной ошибки.




Слушают объяснения учителя.



Выполняют самостоятельную работу.



Проверяют свои ответы по эталону на слайде.

1 – в

2 - а

3 – б

4 - б

5 - в

6 - б



Выполняют соответствующие действия, указанные учителем.




Слушают учителя.


Р1: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;


П1: овладение логическими анализа, синтеза, обобщения, отнесения к известным понятиям;


Р2: формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;







Самостоятельная работа










Проверка по эталону

3.5. Повторение и включение в систему знаний

Организует работу по составлению правил поведения в монастыре.

- Ребята, монастырь – это святое место, где нужно себя по – особенному вести. Подумайте, какие могут быть правила поведения в монастыре.

- Так какие правила вы поведения в монастыре вы можете назвать?









- Давайте вспомним, какая наша тема урока?

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Как одеваются монахи и монахини?

- Какие этапы должен пройти человек, прежде чем станет монахом или монахиней?

- Какие черты характера воспитываются в монастыре?




Слушают учителя.


Думают и составляют правила поведения в монастыре.

1. Нельзя громко разговаривать, кричать, включать громкую музыку.

2. Нельзя говорить по телефону на территории монастыря.

3. Нельзя носить шорты на территории монастыря

4. Женщинам нельзя находиться на территории монастыря без головного убора.


- Монастырь

Высказывают свои предположения.


- Они носят клобук, пояс, мантию, чётки.

- Послушание, монашеские обеты, постриг, получение нового имени

- Терпимость, смирение, милосердие

К1: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;



Л2: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;





Объяснение







Беседа











Обобщающая беседа

4. Рефлексия учебной деятельности

Организует рефлексию учебной деятельности детей.

- Ребята, наш урок подходит к концу. Мы сегодня хорошо потрудились и можем себя похвалить.

За что можно похвалить соседа по парте?

За что можно похвалить себя?

За что можно похвалить учителя?

Проводит инструктаж домашнего задания.

- Послушайте домашнее задание: Подготовить сообщение о любом христианском монахе.

- Всем спасибо за работу на уроке. До свидания!




Слушают учителя.


Оценивают свою деятельность на уроке с помощь приёма «Комплимент».





Записывают домашнее задание.


Прощаются с учителем.


Р2: формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;






Самооценка






Инструктаж

Приложение

Тест

1. Люди уходят в монастырь, когда …

а) у них не ладится в жизни;

б) им хочется, чтобы ими восхищались;

в) чувствуют потребность постоянного общения с Богом.

2. Основным в монашеской жизни является

а) труд и молитва;

б) желание быть лучшим в монастыре;

в) самоистязание и самолюбование.

3. Монашеская жизнь …

а) не отличается от обычной;

б) по-своему радостна, так как направлена к Богу.

4. Послушание в монастыре нужно для того, чтобы …

а) узнать, что такое унижение

б) победить в себе грех гордыни

5. Как звучит главное правило монашеской жизни?

а) «Крестись и молись»

б) «Постись и молись»

в) «Трудись и молись»

6. Как звали первого христианского монаха?

а) Петр Великий

б) Антоний Великий





3