- освоение алгоритма определения спряжения глагола с безударным личным окончанием.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
1Мотивация. Цель: осознанное вхождение обучающихся в пространство учебной деятельности. | - «Верно ли утверждение одного мудреца: «Не для школы, а для жизни мы учимся». (Почему вы так считаете?)
- Чему мы учимся на уроках русского языка? - Вы готовы открывать новые секреты русского языка? В путь! Только те, кто много знает- В жизни что-то достигает. | Опровергают либо доказывают смысл данного утверждения Грамотно и красиво писать, чтобы быть культурными; обогащать свою речь новыми культурными словами; применять знания на практике; открывать новые секреты русского языка. | Личностные: мотивация учения. Регулятивные : организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Коммуникативные: активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений. Цель: выявить уровень знаний и индивидуальных затруднений. | На доске слова: Скажишь -не воротишь , напишешь-не сотрёшь, отрубишь- не приставишь. Прочитайте пословицу. Что вас удивило? Ваши предположения?. Доказать, что в предложении есть ошибка. Г н.ф.(что сделать?) Сказать(1) 3лицо мн. ч. Они скажут(1) | По очереди комментируют .. обосновывают выбор написания Предложение состоит из одних глаголов. | Познавательные: самостоятельное выделение познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ объектов, с целью выделения признаков, выбор основания для сравнения. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения с уже известной информацией, планирование действий, прогнозирование. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Личностные: оценивание усваимого содержания |
3. Постановка учебной задачи. Цель: - уметь выделять безударные окончания глаголов - знать, как они пишутся, .определяя спряжения глагола | - Определите учебную задачу урока «Что мы должны знать и уметь» 1.Что такое спряжение 2.Уметь определять спряжение глагола с безударным личным окончанием. 3.Построить алгоритм определения спряжения глаголов 4.Способы запоминания глаголов исключения. | Объясняют свой выбор. | Познавательные: подведение под понятие, выведение следствий, смысловое чтение. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения с уже известной информацией, планирование действий, прогнозирование. |
Физминутка |
4. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: решение учебной задачи, способ выхода из затруднений | 1.Корзина» идей.» Что такое спряжение? Обратитесь к словарю стр59 учебника | Идёт построение алгоритма. Работа с выводом по учебнику Стр 59 Дети делают вывод: окончание-грамматический признак глагола. | Познавательные: выделение цели, смысловое чтение, анализ объектов, с целью выделения признаков, выбор основания для сравнения, построение логической цепи рассуждения. Коммуникативные: деловое сотрудничество, выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка способов разрешения, принятие решение, умение выражать свои мысли. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка результата. Личностные: оценивание усваимого содержания |
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия | Предлагаю работу в группах. «Одна голова хорошо ,а две-лучше.» Отгадать загадки. Определить спряжения глаголов, доказать правильное написание окончания глагола. Какое слово «лишнее»? Почему? Доказать! Разобрать по составу слова: прочитаешь,лёгкий. Индивидуально :морфологический разбор слова дверь. Фонетический разбор. | Работа в группах Отгадывают загадки: 1.Никого не обижает,-а её все толкают. 2.Идёт ,а ног нет, Лежит, а постели нет ,легкий, а крыши ломит. 3.К реке идут-поют, Назад идут-плачут. 4.Живёт в лесу писарь, что напишет-не прочитаешь. Выполняют морфологический и фонетический разбор(2уч-ся) | Коммуникативные: деловое сотрудничество, выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка способов разрешения, принятие решение, умение выражать свои мысли. |
6. Самостоятельная работа. Цель: построение нового способа действий | ..Зачем мы определяем у глаголов спряжение? Работа по учебнику стр 58,упр350. У кого возникли проблемы? Почему не получается? Какой способ добавляем к алгоритму? | Выполняют задание, отвечают на вопросы учителя. Формулируют выводы наблюдений. (2 лицо ед. число) Помнить: ешь-1спр ишь-2спр | Познавательные: выделение цели, смысловое чтение, анализ объектов, с целью выделения признаков, выбор основания для сравнения, построение логической цепи рассуждения. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка результата. |
7.Включение в систему знаний и повторения | Просмотр фрагмента сказки» Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» Какие глаголы произносил автор? Что можно о них сказать? Сколько существует глаголов-исключения? (см стр 64 упр 362) Определите у глаголов спряжение. | Дети называют глаголы исключения. Для запоминания глаголов-исключения дети знакомятся с разными вариантами рифмовок. 1.Исключения на –ать; Слышать, гнать, держать, дышать. Теперь-исключения на – еть; Зависеть, терпеть, смотреть, Обидеть, вертеть и и видеть, А кроме того-ненавидеть. | Личностные: признавать собственные ошибки. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем. |
7.Рефлексия. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности. | Предлагаю посмотреть сценку. -Какого спряжения глагол «говорить»? -Первого. -А если подумать? -Второго. -Так какого же? -Третьего Как вы ответите на вопрос учителя? Что спутал ученик? Рассмотрите карту самооценки. Оцените себя. | Оценивают собственные достижения и результаты на линейке достижений знаком ( ?, !, .) Ученик спутал понятия: спряжение-склонение. Дети рассказывают о склонении, затем о спряжении. Подтверждают ответ примерами. | Личностные: признавать собственные ошибки. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем. |