СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока открытия нового знания «Связь имени прилагательного с именем существительным»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта технологическая карта станет помошником при формировании познавательных УУД при работе со словарем

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока открытия нового знания «Связь имени прилагательного с именем существительным»»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. Елисанова Анна Алексеевна.

Предмет: русский язык.
Класс: 2

Тема урока: «Единственное и множественное число имён прилагательных».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы «Единственное и множественное число имён прилагательных».


Задачи урока:


Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Формировать представления об изменениях имени прилагательного по числам и различии имен прилагательных единственного числа и множественного;



  1. Формировать умения определять число имен прилагательных, приводить примеры имен прилагательных единственного и множественного числа;


Предметные:

  1. Учащиеся научатся объяснять, как изменяются имена прилагательные по числам;

Учащиеся получат возможность различать имена прилагательные единственного числа и множественного;


  1. Учащиеся научатся определять число имен прилагательных;

Учащиеся получат возможность приводить примеры имен прилагательных единственного и множественного числа.

Развивающие:



  1. Формировать умения определять учебную задачу, осуществлять итоговый контроль по результату, планировать свои действия в соответствии в соответствии поставленной задачей и условиями её реализации.


  1. Формировать умения искать необходимую информацию для выполнения учебных заданий с использованием словарей,

анализировать, проводить сравнение, классификацию по заданным критериям, осуществлять синтез как составление целого из частей, запись (фиксацию) выборочной информации, обобщать.





  1. Формировать умение владеть диалогической формой речи, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.



Метапредметные:

Регулятивные:

  • Учащиеся научатся принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять итоговый контроль по результату;

  • Учащиеся получат возможность научиться планировать свои действия в соответствии поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:

  • Учащиеся научатся осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием словарей, анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение, классификацию по заданным критериям, осуществлять синтез как составление целого из частей, запись (фиксацию) выборочной информации;

  • Учащиеся получат возможность научиться обобщать.


Коммуникативные:

  • Учащиеся научатся владеть диалогической формой речи;

  • Учащиеся получат возможность научиться аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Воспитательные:

Воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи и способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Личностные

  • У учащихся будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • У учащихся можете быть сформирована способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, парная.

Дидактические средства: «Русский язык», учебник для 2 класса, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М.:Просвещение, 2014, фразеологический словарь.
Интерактивное оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.









ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

Обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П, Р, К)

Личностные

  1. Мотивация учебной деятельности

Словесный

(диалог)


Приветствует обучающихся.

Здравствуйте, ребята!

Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения, присаживайтесь!

Настраивает обучающихся на работу.

Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Я думаю, что этот день принесет вам радость общения друг с другом. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем удачи на сегодняшний день.

Приветствуют учителя, улыбаются друг другу, присаживаются за пары.

Настраиваются на работу.
























  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действие.

Словесный

(беседа)

Практический

(работа с текстом)


Организует повторение предыдущей темы через работу с текстом.

Посмотрите, перед вами два текста.

Был день. Смотрю на небо. По небу плывут облака. Высоко над облаками кружат ласточки.


Был жаркий день. Смотрю на голубое небо. По небу плывут белые облака. Высоко над облаками кружат белогрудые ласточки.

Задает вопросы по тексту.

Сравните эти тексты. Чем они отличаются?

Какой из тестов, на ваш взгляд, более красивый? Почему?



Какая часть речи сделала второй текст более красивым и понятным?

Что вы уже знаете о прилагательном, как части речи?







Определите число у существительных.




Как определяли? 






Какой вывод можно сделать?



У кого здесь возникли затруднения?

Повторяют предыдущую тему через работу с текстом.












Отвечают на вопросы.



Второй.


В данном тексте точнее описано, что происходит в тот день.

Имя прилагательное.



Имя прилагательное – это часть речи, обозначает признак предмета и отвечает на вопросы – какой?, какая?, какое?, какие? Прилагательное связано с существительным.

День- ед. число, небо – ед. число, небо – ед. число, облака – мн. число, ласточки – мн. число.

Если сущ. обозначает один предмет – это единственное число, если несколько предметов – множественное число.

Существительные могут быть единственного и множественного числа.




























подбирать примеры имён прилагательных к существительным и наоборот;

Р: принимать и сохранять учебную задачу;












К: владеть диалогической формой речи;








  1. Выявление места и причины затруднения.

Словесный

(беседа)


Организует проблемную ситуацию для выявления темы урока.

Определите число у прилагательных. …….


У кого возникли затруднения? Почему?

На какой вопрос мы сегодня будем отвечать на уроке?

Как вы думаете, какова тема урока?





Почему?

Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться? 

Предлагает назвать тему урока.

Предположите, какая у нас сегодня будет тема. 


Сталкиваются с проблемой.









Единственное и множественное число имен прилагательных


Мы будем устанавливать связь имени прилагательного с именем существительным.

Называют тему урока.

Связь имени прилагательного с именем существительным.



Определять число имен прилагательных;










К: владеть диалогической формой речи.

















учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.


  1. Построение проекта выхода из затруднения

Словесный

(беседа)


Предлагает назвать цель и задачи урока.

Какова же цель нашего урока?




Какие задачи нам необходимо решить в ходе урока?


Формулируют цель и задачи урока.

Учиться распознавать  прилагательные в единственном и во множественном числе.

Узнать, как изменяются имена прилагательные по числам;

Определять число имен прилагательных;







учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

  1. Реализация построенного проекта

Словесный

(беседа)

Частично – поисковый

(работа с учебником)

Наглядный

(демонстрация на слайде)

Практический

(упражнение)


 Задает вопросы.

Кто смог определить число у прилагательных? У кого получилось? Расскажите, как вы это сделали?

Какая часть речи вам помогла определить число у прилагательных? Почему?




На какой вопрос отвечают прилагательные во множественном числе?

Какой вывод можно сделать о числе прилагательных?

Где мы сможем проверить ваши предположения?


Предлагает прочитать правило на с. 92 в учебнике.

Давайте познакомимся с правилом. Откройте учебник на с. 92.

Задает вопросы по прочитанному правилу.

Что обозначают имена прилагательные в единственном числе?



На какие вопросы отвечают?

Что обозначают имена прилагательные во множественном числе?



На какой вопрос отвечают?


Подберите примеры прилагательных во множественном числе.

Организует работу по учебнику с. 92 упр.158.

Сейчас я предлагаю вам поработать в парах и заполнить вместе таблицу.


Ед.ч

Мн.ч

Вопрос



Окончание



Какая часть слова указывает на то, что число имени прилагательного изменилось?

Теперь запишите данные словосочетания. Укажите над именами прилагательными и менами существительными их число.


Предлагает сделать вывод о том, как определить число имени прилагательного.

Сделаем вывод:

Как определить число имен прилагательных?

Что мы делаем сначала?



Число имени существительного мы определили, что дальше делать будем?



Хорошо, последний этап какой?


Посмотрите, какой алгоритм в итоге у нас получился.

  1. Определи число имени существительного.

  2. Поставь вопрос от имени существительного к имени прилагательному.

  3. Определи число имени прилагательного.

Отвечают на вопросы.




Имя существительное.

Потому что имя прилагательное связано с именем существительным.


Какие?



Прилагательные могут быть единственного и множественного числа.

В учебнике.



Открывают учебники на с. 92, читают правило.



Отвечают на вопросы.


Имена прилагательные в единственном числе обозначают признак одного предмета.

Отвечают на вопросы Какой? Какое? Какая?

Имена прилагательные во множественном числе обозначают признак нескольких предметов.

Отвечают на вопрос какие?

Приводят примеры прилагательных во мн. числе.

Выполняют упражнение 158 в парах.








Окончание.



Записывают словосочетания, указывают число имен прил. и имен сущ.

Составляют алгоритм определения числа имени прилагательного.



Определяем число имени существительного.

Ставим вопрос от имени существительного к имени прилагательному.


Определяем число имени прилагательного.













Объяснять, как изменяются имена прилагательные по числам;
























Приводить примеры имен прилагательных единственного и множественного числа;

Различать имена прилагательные единственного числа и множественного;
















Р: планировать свои действия в соответствии поставленной задачей и условиями её реализации;













К: владеть диалогической формой речи;
























П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;










учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.



  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Словесный

(беседа);

Практический

(упражнение)

Организует работу со словосочетаниями на определение числа имени прилагательного.

Новый костюм, новая куртка, новые тетради, крупная рыба, мудрые сказки, кривые зеркала, маленькая птица.

Посмотрите на доску, что вы видите перед собой?

Как вы думаете,

что вам нужно сделать?



Верно, нужно определить число у имен прилагательных.

Давайте запишем данные словосочетания и, обсуждая, будем подписывать число над именами прилагательным.

Предлагает сделать вывод по заданию.

Какая часть речи вам помогла определить число у прилагательных?


Почему?


На какой вопрос отвечают прилагательные во множественном числе?


Отвечают на вопросы, определяют число имени прилагательного.





Словосочетания.


Определить число имени прилагательного.








Отвечают на вопросы, делая вывод.

Имя существительное помогло определить число имени прилагательного.

Потому что они связаны друг с другом.

Имена прилагательные во множественном числе отвечают на вопрос какие?













Определять число имен прилагательных;







П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;



К: владеть диалогической формой речи

П: осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации;

Р: осуществлять итоговый контроль по результату;

К: владеть диалогической формой речи;


учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.


  1. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Практический
(работа с карточками)

Метод контроля

(самооценка)

Знакомит с предстоящей самостоятельной работой по карточкам.

Следующее задание на партах.

А поможет вам алгоритм, составленный нами.

Как определить, в каком числе нам нужно употребить имя прилагательное?

От какой части речи это зависит?

Вам необходимо будет вставить пропущенное имя прилагательное ГОЛУБОЙ в предложение, а затем указать над именами прилагательными  их число.

______ месяц март.   _______  небо, снега _______.  На снегах тени - как синие молнии.  ______ даль,_______ льды.  ______ на снегу следы. _______ перелески, _______ канавы. Первые _______ лужи и последние ________ сосульки. А на горизонте синяя полоска далёкого неба. Весь мир ______! 

Организует самопроверку по учебнику.

Проверяем себя на стр. 93

нашли упражнение 159

проверили себя, оценили.

Предлагает сделать вывод по выполненному заданию.

Как вы определили, в каком числе нужно употребить прилагательное голубой в данном тексте?

Какой мы можем сделать вывод?

Знакомятся с самостоятельной работой.




Нужно поставить вопрос.


От имени существительного.



















Проверяют выполненное задание по учебнику.



Делают вывод.

Имена прилагательные употребляются в том же числе, что и имена существительные, с которыми они связаны по смыслу.


Определять число имен прилагательных;

Различать имена прилагательные единственного числа и множественного;


К: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

Р: осуществлять итоговый контроль по результату;



  1. Включение в систему знаний и повторений

Практический

(работа на составление словосочетаний)


Организует работу на составление словосочетаний имя прилагательное + имя существительное.

красная             руки

золотое              горы

высокий            кольцо

красные            человек

золотые            лента

высокие            шары

Прочитайте имена существительные, и определите их число.


Соедини существительное с прилагательным. Какие словосочетания у вас получились?



Запишите словосочетания самостоятельно.

Какое словосочетание употреблено в переносном значении?

Придумайте предложение с ним.

Организует знакомство со словарем фразеологизмов.

А вы знаете, как называется данное словосочетание?

Данное словосочетание называется фразеологизмом. Фразеологизм – это особые выражения, устойчивые сочетания слов. С такими словами мы будем работать более подробно в 3 и 4 классах.

А сейчас мы познакомимся со словарем, в котором присутствуют данные словосочетания. Такой словарь называется «Фразеологический словарь». Посмотрите, он лежит на ваших партах. Откроем его и узнаем, как же с ним работать.

Организует работу по «Фразеологическому словарю».

Предлагаю сделать задание по данному словарю.

Прочитайте. Какие из этих выражений являются фразеологизмами, а какие – нет? Составь с одним из фразеологизмов предложение.

Голубям на смех, и след простыл, зубы заговаривать, сухая курица, мертвым сном, точка зрения, точить вилку, следить за каждой копейкой, тянуть кота за язык, указать на дверь, знать цену, вертеться на языке, платить той же монетой.

Для того, чтобы определить, какие выражения являются фразеологизмами, а какие нет, нам понадобится словарь, с которым мы только что познакомились.

Организует проверку выполненного задания.


Какие выражения все же являются фразеологизмами?






Отлично, молодцы, справились с заданием.

Читают слова.










Определяют число имен прилагательных.

Составляют словосочетания.

Красная лента, золотое кольцо, высокий человек, красные шары, золотые руки, высокие горы.


Записывают словосочетания.

Золотые руки.





Знакомятся с фразеологическим словарем.




















С помощью фразеологического словаря определяют, какие выражения являются фразеологизмами, а какие нет.


















Проверяют правильность выполнения задания.

И след простыл, зубы заговаривать, мертвым сном, точка зрения, указать на дверь, знать цену, вертеться на языке, платить той же монетой.

Различать имена прилагательные единственного числа и множественного;


П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков,

проводить сравнение по заданным критериям.



































П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, классификацию по заданным критериям, синтез как составление целого из частей, поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.

Р: осуществлять итоговый контроль по результату.











  1. Рефлексия учебной деятельности

Словесный

(беседа)


Организует обобщение урока, задает вопросы.

Какие задачи ставили в начале урока?

Достигли ли мы поставленной цели?

Что обозначают имена прилагательные в единственном числе?


На какие вопросы отвечают?


Что обозначают имена прилагательные во множественном числе?



С каким словарем мы работали сегодня на уроке?

Организует рефлексию учебной деятельности обучающихся.

Сейчас я предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке. У вас на столах лежат смайлики без лица. Ваша задача нарисовать его.

Обратите внимание на экран.

Если вы сегодня узнали много нового и не допустили при работе ни 1 ошибки, то изображаете улыбку на вашем смайлике.

Если вы сегодня узнали много нового, но допустили ошибки при работе, то изображаете такой смайлик.

Если вам сегодня было сложно выполнять задания и вы допустили массу ошибок, изображаете грустный смайлик.

Закончили! Поднимите вверх ваш смайлик, чтобы я мог увидеть, как вы оценили себя!

Молодцы!

Урок окончен!

Отвечают на вопросы.




Да.


Имена прилагательные в единственном числе обозначают признак одного предмета.

Отвечают на вопросы Какой? Какое? Какая?

Имена прилагательные во множественном числе обозначают признак нескольких предметов.

Со словарем фразеологизмов.

Оценивают свою деятельность на уроке.

Объяснять, как изменяются имена прилагательные по числам;



К: владеть диалогической формой речи;

П: обобщать;
















Р: осуществлять самооценку деятельности.




















Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

.

Самоанализ урока.

В системе уроков по этой теме данный урок является уроком открытия новых знаний. На уроке  ребята сами выходят на раскрытие темы урока, формируют цели и задачи урока, планируют способы достижения намеченной цели, осуществляют учебные действия по намеченному плану, осуществляют контроль. На данном уроке дети открывают новые знания, а на следующем - самостоятельно применяют их, выполняя задания практического характера. Тема выступает в цикле. Без знания тем «Единственное и множественное число имени существительного» урок не возможен.

В классе обучается 26 учеников, из которых семь учеников имеют высокий уровень подготовки, 2 человека –повышенный уровень, остальные базовый уровень. Класс достаточно шумный, поэтому урок нужно было строить на частой смене видов деятельности.

Результатом стало представление о понятии числа имени прилагательного, умение определять и ставить в нужное число имя прилагательное в зависимости от контекста.

Тип был обусловлен новизной темы и структура урока была в соответствии с ФГОС НОО (системно-деятельностный подход).

В основу урока была положена технология системно-деятельностного подхода.

Рационально выделено время для опроса изученного материала, закрепления, разбора домашнего задания.

Акцент в изучении темы делается на умение определить число у имени прилагательного, зависящего от числа имени существительного. Новое знание было проговорено учителем многократно и на этапе закрепления детьми. Таким образом, дети ясно и четко поняли правило и запомнили его.

На уроке я создавала условия для личностного развития, формирования учебной деятельности, обогащения их практического опыта и словарного запаса. Старалась применить различные формы организации учебной деятельности школьников: фронтальная, работа в парах и индивидуальная работа.

На уроке были использованы следующие методы обучения:

- по виду источника информации: словесные (работа с текстами учебника, устное сообщение, диалог) и практические (памятки - закладки).

Основой уровневой дифференциации стало разделение детей на условные группы и оказание им различной степени помощи.

Присутствовал взаимоконтроль, самоконтроль и контроль со стороны учителя. Он осуществлялся словесно или в виде отметки.

В кабинете использовалась интерактивная доска и обычна и памятка.

Высокая работоспособность обеспечивалась сменой видов и форм деятельности, физминутки в течение всего урока.

Я старалась поддерживать положительную атмосферу на протяжении всего урока, используя мотивацию, обращение к детям по именам. В целом стала образцом подражания «успешного ученика» на уроке.

Время на уроке было распределено рационально, из-за четкого планирования, перегрузок удалось избежать из-за физминуток и смены деятельности.

При непредвиденной ситуации ученикам бы выдались карточки для выполнения заданий в них. Можно предложить детям создание своих заданий по этой теме и обменяться ими для решения и проверки.

Все задания были полностью реализованы. Урок прошел успешно.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!