СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Первая помощь при кровотечениях"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока, построенного согласно ФГОС СОО

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Первая помощь при кровотечениях"»

Практическая работа: разработка технологической карты урока


Инструкция по выполнению практической работы: выберите класс, тему урока в соответствии с ПРП и заполните представленную ниже таблицу. Для каждого учебного задания, включенного в урок, укажите планируемые результаты, на достижение которых это задание направлено.



1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Еким Анна Ивановна

Место работы

ГКОУ «ВСШ при ИТУ Самарской области», филиал 1

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

9

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

23

Тема урока

Первая помощь при кровотечениях

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

Базовый

Тип урока (укажите тип урока):

☐ урок освоения новых знаний и умений


Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для умения оказывать первую доврачебную помощь при кровотечениях. Знание правил поведения в чрезвычайных ситуациях. Развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности,

ответственное отношение к своему здоровью.

Метапредметные

- регулятивные – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; определять задачи; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение;

- коммуникативные – уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; договариваться о правилах поведения в группе; уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

- познавательные - работать с различными источниками информации, готовить сообщения, выступать с сообщениями;

- извлекать необходимую информацию из текстов, уметь составлять схемы.

Предметные

- уметь характеризовать основные виды кровотечений и правила первой помощи при них;

- различать артериальное, венозное и капиллярное кровотечения; внешнее и внутреннее.

- классифицировать по различным признакам;

- описывать и применять действия для оказания первой доврачебной помощи при кровотечениях; приемы остановки носового кровотечения; правила применения жгута;

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок):

артериальное, венозное, капиллярное, носовое, внутреннее, внешнее кровотечения.


Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

на уроке применяется системно - деятельностный подход, в результате совместной работы учителя с учащимися по карточкам выясняются особенности разных видов кровотечений и способы их остановки. При выполнении заданий по данной теме формируется естественнонаучная грамотность обучающихся, при самостоятельной работе с материалом обучающиеся отрабатывали применение знаний естественнонаучной направленности. В ходе осуществления первичного закрепления в речи изученного материала применяется метапредметная связь с основами безопасности жизнедеятельности.

Учащийся  должен знать: определения: артериальное, венозное, капиллярное, носовое, внутреннее, внешнее кровотечения, жгут, повязка.

Учащиеся должны уметь: уметь характеризовать основные виды кровотечений и правила первой помощи при них, описывать и применять действия для оказания первой доврачебной помощи при кровотечениях; приемы остановки носового кровотечения; правила применения жгута, наложения повязок.

Обеспечение урока: таблица «Кровотечения», презентация учителя, интерактивная доска, бинты, жгуты, палочки для закрутки, учебники, рабочие тетради, раздаточный материал

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, словесный, наглядный



Формы учебной деятельности: групповая, парная, фронтальная

Использованная литература:

Амосов Н.М. Искусство быть здоровым. Мн.: Физкультура и спорт, 1989.

Антипова Н.В. Витамины как источник здоровья. Газета «Первое сентября» Биология №8, 2010.

Биология. Энциклопедия для детей.- М.: Аванта+, 1994.

Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 класс. – М.: Вентана-Граф, 2012.

Махов А.А. Наш зелёный огород. -Красноярск, 1989.

Маш Р.Д., Драгомилов А.Г. Биология. Человек. Методика для учителя. 8 класс. – М.: Вентана-Граф, 2010.

http://www.smolpower.ru/?page=medicine&sd=vitamins&st=12 Витамин C (аскорбиновая кислота).

Орлова Л. Рефераты по биологии. -Минск: Харвест, 2007.

Пепеляева О.А., Сунцова И.В.Поурочные разработки по биологии.-М., 2005.

Тепаева Л.А. Биология 8 класс. Проектная деятельность.CD- диск.ООО ИТД « Корифей».

Щербакова Ю.В., Козлова И.С. Занимательная биология на уроках. 6-9 классы. – М.: Глобус,


3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)


Побуждающий диалог.

Здравствуйте! Как хорошо, что мы приветствуем друг друга каждый день такими словами, то есть желаем здоровья. Здоровье – это самое ценное, что есть у человека. На всю жизнь человеку дается только один организм. Следовательно, мы должны бережно к нему относиться, постоянно о нем заботиться, чтобы долгие годы оставаться здоровыми! Еще философы Древней Греции считали ее носителем души, ею скрепляли священные клятвы, ее приносили в жертву богам. Как нельзя себе представить государство без транспортных линий связи, так нельзя понять существование человека без ее движения по сосудам, когда во все органы и ткани разносятся кислород, вода, белки и другие вещества.

- О чем же шла речь?

- Что получает организм из внешней среды, чтобы поддерживать жизнь и здоровье?

- В какой внутренний орган попадает пережеванная пища? В какой попадает воздух?

- Каким образом питательные вещества и кислород попадают в каждую клетку организма?

- Как называется система органов, несущая в своем русле кровь?

- Какой внутренний орган работает как насос, постоянно качая кровь?


Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового


Фронтальная работа, фронтальный опрос

- Как называются крупные и мелкие трубочки, по которым циркулирует кровь? (Все высказывания детей никак не комментируются учителем, а только принимаются к сведению).

Нет ничего удивительного, более совершенного строения и великого познания, чем организм человека. Каждый день, каждый час, каждую секунду по человеческому организму движется жидкость . Представьте, средний объём этой жидкости у взрослого человека – 5000-6000 мл. (5-6 л.).

Мы часто слышим разную информацию о витаминах:

-Кровь – это основа жизни.

-«Кровь с молоком» - так говорят об очень здоровом человеке.

-Существуют группы крови.

-Бывает ли «дурная кровь»?.

-Затрудненная циркуляция крови приводит к заболеваниям.



Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься



Постановка проблемного вопроса:

- Правда ли это? Где предрассудки, а где факты? Я думаю, что в конце урока вы сможете ответить на этот вопрос.



БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.


Актуализация знаний.

- Уверена, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это чувство врожденное, но если его не употреблять, не упражнять, оно слабеет и атрофируется…

К сожалению, в нашей жизни бывают несчастные случаи, и очень часто с пострадавшими оказываются люди, не имеющие медицинского образования, и от того, как они себя поведут, нередко зависит здоровье пострадавшего, а иногда и жизнь. Помочь в такой ситуации может только тот, кто СУМЕЕТ. Поэтому чтобы суметь, надо знать, уметь и тренироваться.

IV. Изучение нового материала.

Вы догадались, о чем будет наш сегодняшний урок?

Верно. Мы с вами будем учиться оказывать первую доврачебную помощь при различных кровотечениях. 


Тема урока «Первая помощь при кровотечениях».

Презентация «Типы кровотечений, первая помощь при кровотечениях».

Но для того, чтобы оказать первую помощь, необходимо научиться распознавать виды кровотечений.

По кровеносным сосудам человека циркулирует около 5 литров крови (у мужчин больше, чем у женщин). При уменьшении количества крови падает кровяное давление, нарушается снабжение кислородом головного мозга, сердца и других органов. Потеря около 2-2,5 литров крови при кровотечениях смертельна для человека.

Кровотечение бывает внешним и внутренним. Кровотечения, при которых кровь из раны выходит наружу, называют внешними. Выделяют три типа внешних кровотечений: капиллярное, венозное, артериальное.


Капиллярное кровотечение:  Если рана, неглубокая и небольшая, кровоточит как губка, то можно предположить повреждение капиллярной сети. Для остановки такого кровотечения полезно промыть рану пероксидом водорода, края раны обработать 5% раствором йода или спиртовым раствором бриллиантового зелёного - «зелёнки», после чего наложить на неё асептическую повязку и потуже забинтовать. Повязка должна состоять из нескольких слоёв марли и ваты. Или заклеить бактерицидным пластырем.


Венозное кровотечение. Если кровь из раны вытекает равномерной сильной струёй без толчков и имеет тёмно – красный цвет (вишнёвый), то повреждена вена. Края раны часто расходятся, и она становится зияющей. При венозном кровотечении надо наложить на рану давящую асептическую повязку. Если повязка не помогает, необходимо наложить жгут или закрутку ниже раны. При этом надо следить, чтобы кровотечение не усиливалось, что часто случается при недостаточном затягивании. Чтобы не повредить кожу, под закрутку или жгут надо подложить мягкую ткань. Жгут или закрутку можно держать не более 1,5-2 часов летом и 50 мин. – 1 час зимой, иначе может произойти омертвение конечности ниже места наложения жгута или закрутки. Обязательно прикрепить записку с указанием времени наложения жгута. Отправить пострадавшего в медицинское учреждение.


Артериальное кровотечение. Если кровь из раны бьёт прерывистой струёй или фонтанчиком, цвет крови ярко-красный (алый) значит, повреждена крупная артерия. Такое кровотечение несёт большую угрозу жизни человека, так как он за короткое время может потерять много крови. Действовать надо незамедлительно! Сначала необходимо зажать артерию в том месте, где прощупывается пульс, Затем, если повреждены конечности наложить резиновый жгут, обведя его 2-3 раза вокруг конечности, завязав узлом, или закрутку выше раненого участка. Обязательно прикрепить записку с указанием времени наложения жгута. Отправить пострадавшего в медицинское учреждение.


Внутреннее кровотечение может возникнуть при язве желудка, сильном ударе или ранении в живот, в грудную и черепную полость. Признаки внутреннего кровотечения: бледность, головокружение, зевота, обморок, липкий холодный пот, дыхание поверхностное, слабый частый пульс.

Больному нужно придать полусидящее положение, обеспечить ему полный покой, приложить холодный компресс к предполагаемому месту кровотечения и как можно скорее вызвать врача или доставить в больницу.


Носовое кровотечение. Самая распространенная причина носовых кровотечений — травмы. У некоторых сосуды могут пострадать даже от сильного сморкания или от привычки ковырять в носу пальцем. У детей носовые кровотечения часто возникают из-за воспаленных аденоидов или же из-за слишком сухого воздуха в помещении: пересохшая слизистая оболочка трескается и разрывает кровеносный сосуд.   Иногда носовые кровотечения возникают при резком понижении атмосферного давления, длительном пребывании на солнце, физическом перенапряжении.  Регулярные кровотечения из носа встречаются при болезнях крови, ревматизме, сахарном диабете, хронических заболеваниях печени.

Что делать при носовом кровотечении?  

  • Прежде всего, нужно успокоиться — при волнении сердце начинает биться чаще, а это лишь усиливает кровотечение.

  • Затем сесть и немного наклонить голову вперед.  Запрокидывать ее назад, как делают многие, нельзя ни в коем случае!  Во-первых, из-за этого кровь может попасть в пищевод и вызвать рвоту, во-вторых, в таком положении сдавливаются вены на шее и повышается давление в сосудах головы, что усиливает кровотечение.

  • К затылку и переносице нужно приложить холод (3-4 минуты держать, затем такой же перерыв), а к ногам — тепло.

  • Нос зажать пальцами и посидеть так 5-10 минут.  

  • Если кровотечение сильное, можно перед этим аккуратно ввести в ноздри ватные тампоны, смоченные перекисью водорода или нафтизином. Чтобы вновь не повредить кровоточивший сосуд, вату из носа можно будет убрать не ранее, чем через час.  

  • Также в это время лучше воздерживаться от горячей пищи и напитков. Они могут способствовать расширению кровеносных сосудов и спровоцировать повторное кровотечение.  

  • Вот такой способ: если идет кровь носом, то надо взять бумагу (чистую) примерно 6X6 см, и быстро сделать из нее шарик, положить шарик под язык. Медицина не способна объяснить это явление, но кровь останавливается в течение 30 секунд и не надо запрокидывать голову назад, надо просто посидеть спокойно.


Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)


Групповая работа, работа с карточками «Первая помощь при кровотечениях» в группах

Карточка «Первая помощь при кровотечениях»

Проведите анализ таблицы по следующим вопросам

  1. Какие кровотечения называются внешними??

  2. Какие кровотечения называются внутренними?

  3. Назовите признаки капилярного кровотечения.

  4. Назовите признаки венозного кровотечения.

  5. По каким признакам можно определить артериальное кровотечение??

  6. В каких случаях следует применять жгут или закрутку?

  7. Перечислите правила наложения жгута или закрутки.

  8. Меры первой помощи при капилярном кровотечении.

  9. Меры первой помощи при венозном кровотечении.

  10. Меры первой помощи при артериальном кровотечении.

  11. Как помочь пострадавшему с носовым кровотечением?



БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

Групповая работа, совместное выполнение заданий группой обучаемых, имеющих разный уровень знаний.

Деловая игра «Скорая помощь»

В ситуациях, которые описываются у вас в задачах, необходимо оказать доврачебную помощь.

Выберите на столе карточки с изображениями необходимых предметов и препаратов. Расскажите о приемах оказания первой помощи при разных видах кровотечений. При работе используйте информацию учебника.


Первая группа зачитывает ситуацию и отвечает на вопросы.

При мытье 3-х литровой стеклянной банки, девочка разбила сосуд и порезалась. Темно-вишневая кровь струйкой стекала из раны, расположенной выше лучезапястного сустава. Определите вид раны, кровотечения. Какую первую помощь вы окажете? 

Ответ: Рана резаная расположена на предплечье, видны ровные края. Кровотечение венозное.
(Рассказывают о мерах оказания первой помощи)


Вторая группа зачитывает ситуацию и отвечает на вопросы. 

Иван ехал на велосипеде по обочине дороги рядом с забором, произошло падение. Он повредил ногу ниже колена, в заборе торчал окровавленный гвоздь. Из раны с большой скоростью фонтанчиком вытекала кровь. Определите вид раны, кровотечения. Какие меры первой помощи вы окажете? 

Ответ: Рана колотая, находится на голени. Кровотечение артериальное.
(Рассказывают о мерах оказания первой помощи)

Третья группа зачитывает ситуацию и отвечает на вопросы.

Мальчишки во дворе бегали на перегонки. Задев друг друга, ребята упали. Один из друзей сильно повредил колено. Рана обширная, кровь сочится, как из сот. Определите вид раны, кровотечения. Какие меры первой помощи вы окажете? 

Ответ: Сильная ссадина, капиллярное кровотечение. Необходимо остановить и тщательно обработать рану. 

(Рассказывают о мерах оказания первой помощи)


Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания


Обучающиеся делятся на группы, им раздаются бинты, жгуты, палочки для закрутки, карточки с названиями кровотечений: капилярное, венозное, артериальное и изображением-схемой повязки. Обучающиеся должны рассказать о признаках кровотечения, методике его остановки, правильно наложить соответствующую повязку.

При капилярном:

- обработать от грязи поверхность раны;

- наложить обычную бинтовую повязку,

- приподнять поврежденную конечность выше уровня туловища.



При венозном:

- прижать кровоточащий сосуд пальцами;

- зафиксировать конечность в определенном положении;

- наложить давящую повязку;

- приподнять поврежденную конечность выше уровня туловища.



При артериальном:

- используются все известные способы временной остановки кровотечений,

но окончательным будет наложение кровоостанавливающего жгута.


Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания


Задания Д  № 222

i

В результате падения повреждена кожа на колене, кровь выступает каплями на всей поверхности раны. Определите вид кровотечения. Какова последовательность оказания первой помощи?

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1)  Капилярное кровотечение.

2)  Обработать рану от загрязнений, наложить простую тканевую повязку.


Задания Д13 № 242

i

Как помочь пострадавшему при носовом кровотечении? Следует ли обратиться в лечебное учреждение?

Пояснение.

Усадить пострадавшего, слегка наклонив его голову вперед, чтобы дать стечь крови. Приложить к переносице холод. Сжать на 5-10 минут нос чуть выше ноздрей. Если в течении 15-20 минут кровотечение не останавливается, направить пострадавшего в лечебное учреждение.

 

Правильный ответ указан под номером 4.



Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

Объясните, в чем причина различий протекания капилярного и венозного кровотечений? Какое из этих кровотечений опаснее, почему?

Составляющая функциональной грамотности

Естественно-научная грамотность

Компетенция (виды деятельности)

Научное объяснение явлений

Область содержания

Живые системы

Контекст

Здоровье

Уровень сложности

Средний

Правильный ответ

Правильный ответ 3балла


(Допускаются иные формулировки, не искажающие смысл)



Предложены ответы:

1) В капилярах давление крови слабое, капиляры имеют очень маленький диаметр. Поэтому кровь выступает каплями, течет медленно.

2) Вены имеют достаточно большой диаметр, они несут большой поток крови. Поэтому кровь из вен течет быстро, ручьем.

3) Венозное кровотечение опаснее, чем капилярное, потому что без своевременной помощи может вытечь большой объем крови.

2 балла

Предложены любых два ответа из выше изложенных

1 балл

Предложен любой один ответ из выше изложенных

0 балов

Любой другой ответ или нет ответа



Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами


А теперь постараемся применить ваши знания на практике. Представим, что вы доктора. И вот у вас на приеме несколько пациентов с разными ранами. Вы постарайтесь определить, что это за повреждения, какую первую помощь следует оказать в каждом случае?


Карточки с видами кровотечений нужно поставить в пару с карточками с изображением повязок, жгутов и скруток, пояснить свой выбор.


БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания


Индивидуальная работа


БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам



Подведение итогов урока

Учитель организует этап самооценки и выясняет, как учащиеся усвоили учебный материал . Бланки в кейсе, подписать.

Таблица самооценки знаний и умений обучающихся

Вопросы

Баллы (1-3)

Уровень

1. Могу дать определение понятию «Кровотечение».


1-3 балла

Низкий

2.Умею классифицировать разные виды кровотечений.


4-6 баллов

Средний

3.Умею классифицировать разные виды кровотечений, знаю, как их остановить.


7-9 баллов

Достаточный

4.Умею классифицировать разные виды кровотечений, могу оказать первыю помощь при каждом из них.


10-12 баллов

Высокий

Всего баллов:





Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.


Домашнее задание:

  • Низкий уровень (1-3 балла) - прочитать параграф , обратить внимание на биологические термины, выделенные жирным шрифтом, выучить их.

  • Средний уровень (4-6 баллов) - прочитать параграф , ответить на вопросы стр.

  • Достаточный уровень - прочитать параграф , ответить на вопросы и выполнить задания

  • Высокий уровень  (10-12 баллов) - прочитать параграф , ответить на вопросы  и составить кроссворд на тему «Первая помощь при кровотечениях».





5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!